Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 15:19, контрольная работа
13 мая исполняется 10 лет со дня появления в России института полпредства. В этот день в 2000 году вышел Указ Президента РФ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» и были созданы семь федеральных округов, в которых полномочные представители Президента обеспечивали реализацию конституционных полномочий главы государства.
странам через механизмы Европейского Союза. Актуальность темы исследования обусловлена, во-первых, необходимостью углубленного анализа структурного содержания региональной политики Европейского Союза; во-вторых, комплексной системной оценки основных результатов ее практического воплощения в жизнь как в целом в Сообществе, так и в отдельных странах-членах ЕС; в третьих тем, что в свете национальных интересов России существенно важное значение имеет изучение опыта региональной политики ЕС, которая проводится наиболее развитыми государствами Европы и который может быть использован в России, тем более, что именно эти страны являются ее важнейшими экономическими партнерами и, в четвертых, недостаточностью методологической базы для проведения оптимальной региональной политики в России, в условиях рыночной экономики.
Объединение стран Западной
Европы в Союз более ярко высветило
отставание экономического развития отдельных
регионов менее развитых стран (Греции,
Португалии, Италии) по сравнению с
общеевропейскими показателями. Исходя
из гуманитарных принципов и для
повышения политической стабильности
общества, придания устойчивости развитию
экономики, повышения ее конкурентоспособности
на мировом уровне в Европейском
Союзе разрабатываются и
Целью данной диссертации является исследование региональной политики ЕС и возможности использования опыта ее проведения для совершенствования региональной политики в России.
В рамках общей цели исследования решаются следующие глашые задачи: анализ особенностей современного этапа региональной политики Европейского Союза;
определение современной структуры региональной политики Европейского Союза;
совершенствование региональной политики России в условиях перехода страны к рыночным условиям хозяйствования и более глубокой интеграции ее в мировую экономику, с учетом опыта решения региональных проблем в ЕС;
выработка системы принципов формирования национальной программы регионального выравнивания в Российской Федерации, с учетом опыта новейшей российской истории и некоторых стран-членов ЕС, в частности, Германии и особенно после ее объединения в 90-х годах XX столетия.
Таким образом, предметом
исследования является региональная политика
Европейского Союза и ее структурное
содержание в современных условиях
интернационализации
Объектом исследования представленной диссертации является анализ особенностей формирования национальных программ регионального развития в Европейском Союзе и проведение политики регионального выравнивания в рамках Союза.
Практическая значимость работы состоит в полученных в ходе
исследования результатов, позволяющих лучше понять экономическую
сущность, различные формы и методы решения региональных проблем в
рамках Европейского Союза. Результаты исследования позволяют более
реально оценить и аналогичные проблемы России, экономика которой в
целом, в решающей степени, зависит от состояния и развития экономики регионов, от результатов разрабатываемой и проводимой в жизнь государственной региональной политики. В диссертации содержится материал, который может быть использован в ходе преподавания, в экономических ВУЗах, спец.дисциплины «мировая экономика», особенно ее раздела по формированию национальной региональной политики субъектов мирового хозяйства, а так же при разработке ряда конкретных мер по совершенствованию структурных элементов российской региональной политики в условиях проведения экономической реформы и интеграции страны в мировые хозяйственные объединения и международные экономические сообщества.
Научная новизна диссертационного
исследования заключается в том,
что в нем предпринимается
попытка выявить новые
Доказано, что нарастание
межрегиональных контрастов и концентрация
социально-экономических
На основе анализа состояния развития России в региональном аспекте выявлены факторы, негативно влияющие на нормальное развитие регионов в РФ: пассивное приспособление сложившейся в советские годы территориально-отраслевой структуры к запросам мирового рынка; упадок районов обрабатывающей промышленности, составлявших в течение почти
столетия главную опору российской экономики; сохранение, а в ряде случаев и усиление межрайонной дифференциации; формирование новой пространственной иерархии, основанной на доминировании небольшого числа крупных торгово-посреднических центров и регионов экспортно-сырьевой ориентации. И обоснован вывод о том, что экономический рост 2000-2001 гг., смягчив некоторые проявления системного кризиса, не смог переломить его инерцию.
Определены основные цели региональной политики, при этом они разделяются на экономические, социальные и политические.
Вместе с тем, в исследовании
анализируются и некоторые
В частности разработана концепция новой модели политики регионального выравнивания. Суть предлагаемой концепции заключается в смене парадигмы региональной политики - переходе от методов временного ослабления региональной дифференциации, базирующихся преимущественно на территориальном перераспределении ресурсов, к методам, ориентированным на региональное развитие с опорой, прежде всего на собственные силы. Концепция исходит из необходимости жить по средствам и их приумножать, что относится как к Федерации в целом, так и к отдельным регионам.
На основе опыта проведения региональной политики ЕС
предложена стратегию регионального социально-экономического
развития России, главные
цели стратегии регионального
заключаются в укреплении единого экономического пространства,
политической целостности
и безопасности страны и гармоничном
развитии всех регионов на основе их оптимальной
специализации в общероссийском
и международном разделении труда,
использования ресурсного потенциала
и конкурентных преимуществ. Стратегия
включает три этапа реализации: 1)
завершение переходного периода; 2)
осуществление крупных
В качестве инструментария научного
исследования в работе использовался
системно-аналитический метод, который
позволяет преодолеть узко страноведческий
подход к выявлению основных принципов
формирования региональной политики в
рамках ЕС в условиях глобализации
международных экономических
Информация о работе Институт полномочных представителей Президента в Федеральных округах