Интеграционные процессы в системе международных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 19:52, реферат

Краткое описание

Исследование мировых интеграционных процессов относится к основным направлениям экономической науки. Это объясняется тем, что важнейшей чертой современности является рост взаимозависимости национальных экономик, интенсивный переход цивилизованных стран от замкнутых хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему миру. Экономическая интеграция стала объективной необходимостью и одной из предпосылок прогрессивного развития мирового хозяйства вследствие увеличения международного обмена товарами, услугами, капиталами, интеллектуальной собственностью и миграции населения.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 38.97 Кб (Скачать файл)

… институт

… факультет

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

По дисциплине Мировая экономика             

На тему:  « Интеграционные процессы в системе международных отношений »

Вариант 2

 

 

Выполнила:              

                                                                     Группа  …

                                                                   Проверил: 

 

 

 

 

Таганрог   2013 г.

 

ВВЕДЕНИЕ

Исследование мировых интеграционных процессов относится к основным направлениям экономической науки. Это объясняется тем, что важнейшей чертой современности является рост взаимозависимости национальных экономик, интенсивный переход цивилизованных стран от замкнутых хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему миру. Экономическая интеграция стала объективной необходимостью и одной из предпосылок прогрессивного развития мирового хозяйства вследствие увеличения международного обмена товарами, услугами, капиталами, интеллектуальной собственностью и миграции населения. В результате между государствами создаются более устойчивые торгово-экономические связи, устраняются барьеры в экономических отношениях, образуются особые зоны влияния отдельных государств или групп стран, появляются новые многосторонние и региональные организации.

В сложившейся ситуации особую важность приобретает рассмотрение проблем взаимодействия российской экономики с международными региональными структурами: от Европейского Союза на Западе, Содружества Независимых Государств на территории постсоветского пространства до организации Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества на Дальнем Востоке.

Не останавливаясь на существующих в современной научной литературе различных направлениях и подходах к пониманию природы и роли интеграционных процессов, представляется обоснованным рассматривать интеграцию как объективный феномен и как процесс современной международной жизни и одновременно, как неоднозначное, чрезвычайно сложное по целям, содержанию и структуре явление.

 

 

  1. Сущность, цели и формы международной экономической интеграции.

Одной из главных черт функционирования мирового хозяйства в начале XXI века стало интенсивное развитие международных экономических отношений. Происходит расширение и углубление экономических отношений между странами, экономическими группами, различными фирмами и организациями. Эти процессы наблюдаются в углублении международного разделения труда, интернационализации хозяйственной жизни, увеличения открытости национальных экономик, их сближению, развитию и укреплению региональных международных структур.

Характерно, что все эти процессы взаимодействия и сотрудничества носят противоположный характер. Диалектика международных экономических отношений проявляется в том, что стремление к экономической независимости, укреплению национальных хозяйств, отдельных стран в результате приводит к большой интернационализации мирового хозяйства, открытости национальных экономик, углублении международного разделения труда.

Международная экономическая интеграция - процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйственных систем, обладающих способностью саморегулирования и саморазвития на основе согласованной межгосударственной экономики и политики. Она является закономерным результатом развития торговли и международного движения факторов производства.

Цели интеграции:

  1. использование преимуществ экономики расширенного масштаба: обеспечить расширение размеров рынка, уменьшение транзакционных затрат, использование других преимуществ на основе теории экономического масштаба. Это позволяет привлекать и использовать прямые иностранные инвестиции, значительные размеры которых способствуют развитию  самостоятельных производств, удовлетворяющих потребности государства.
  2. образование благоприятной внешнеэкономической среды. Самой важной целью большинства интеграционных объединений является укрепление взаимопонимания и сотрудничества стран, которые активно принимают участие в политической, военной и других областях. Это касается стран, расположенных географически рядом друг с другом и имеющих цель - развитие хороших отношений с соседями. К таким странам относятся страны Юго - Восточной Азии и Ближнего Востока.
  3. решение задач торговой политики. Региональная интеграция нередко рассматривается, как способ укрепить переговорные позиции стран, которые принимают  участие в рамках многосторонних переговоров с ВТО. Региональные блоки позволяют образовывать крепкую стабильную среду для взаимной торговли, в отличие от многосторонних торговых переговоров, интересы участников которых сильно отличаются. Интеграционные объединения в  Латинской Америке и Юго - Восточной Азии возлагают большие надежды на коллективные усилия в рамках многосторонних торговых переговоров.
  4. способствование структурной перестройки экономики.

 Подключение региональных  стран с рыночной экономикой  или проводящих глубокие экономические  реформы, к странам с высоким  уровнем рыночного развития рассматривается  как самый важный канал передачи  рыночного опыта, гарантия неизменности  выбранного курса на рыночную  экономику. Развитые страны, подключившие  своих соседей к рыночной интеграции, тоже заинтересованы в ускорении  развития их рыночных реформ  и образовании полноценных рынков. Такие цели преследовали многие  из западноевропейских стран, присоединившись к Европейскому союзу.

Наблюдается поддержка молодых отраслей национальной промышленности. Даже если интеграционные объединения не предусматривают дискриминационных мер против третьих стран, они нередко рассматриваются как способ поддержки местных производителей, для которых возникает обширный региональный рынок. Такие процессы протекали в странах Латинской Америки и  Африки, особенно в 60-70-е года 20 века.

 Интеграционные процессы  приводят к развитию регионализма, в результате которого образовываются  благоприятные условия для торговли  между отдельными группами. Не  обращая внимания на различные  протекционистские черты, экономический  регионализм не считается негативным  фактором для развития международной  экономики.

Схематично процессы, которые ведут к экономической интеграции, можно рассматривать в таком виде: развитие продуктивных сил -международное разделение труда - интернационализация производства и капитала - экономическая интеграция. Сейчас этот процесс характеризуется образованием больших зон влияния того или другого государства или группы больше всего развитых стран. Они становятся интеграционными центрами, вокруг которых группируются другие государства, где подавляется возможность  автономии, вольность в выборе принятия решений, что приводит к невозможности регулирования рынка и системы производства на национальном уровне. Расширение экономической интеграции предоставляет европейским государствам альтернативу: или вступать в Европейский союз с частичным ограничением суверенитета и получить все возможности общего мирового рынка, или быть независимыми.

 Интернационализация  экономики как часть общего  процесса международной интернационализации  хозяйственной жизни проявляется  на микро и макро уровнях.

На макроуровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик. Черты интернационализации экономики на макро - уровне проявляются в значительном увеличении темпов международной торговли в сравнении с темпами роста мирового ВВП, как результат увеличения международной

На микроуровне (корпоративном) интеграционные процессы разворачиваются между фирмами посредством налаживания прямых хозяйственных связей и создания зарубежных филиалов.

Бурное развитие межфирменных связей порождает необходимость межгосударственного (а в ряде случаев надгосударственного) регулирования, направленного на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы между странами в рамках данного региона,  согласование и проведение совместной экономической, научно-технической, финансовой и валютной, социальной, внешней и оборонной политики.

Самая простая форма экономической интеграции - зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами и прежде всего таможенные пошлины. При создании зоны свободной торговли выявляется ряд негативных моментов. В первую очередь -  это вероятное неблагоприятное действие импортных товаров на местного производителя, его выхода из-за неконкурентноспособности из собственного внутреннего рынка и закрепление на его месте зарубежной фирмы. В этом случае местный производитель нуждается в серьезной поддержке со стороны государства.

Другая форма - таможенный союз - предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. В результате создания таможенного союза возникают типы эффектов: статические, под которыми понимаются экономические последствия, возникающие немедленно после образования таможенного союза, и динамические - проявляющиеся на более поздних стадиях его функционирования. Среди статических эффектов наибольшее значение имеют эффекты создания и отклонения торговли. В числе динамических эффектов следует отметить возрастающую конкуренцию между производителями разных стран, которая сдерживает рост цен, способствует повышению качества товаров, стимулирует внедрение новых технологий.

Более сложной формой является общий рынок, обеспечивающий его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешним тарифом свободу передвижения капиталов и рабочей силы, а также согласование экономической политики.

Но наиболее сложной формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и в то же время валютный союз, совмещающий все вышеуказанные формы с проведением общей экономической и валютно - финансовой политики.

 

  1. Предпосылки международной экономической интеграции
  2. Близость уровней экономического развития и ступеней рыночной зрелости стран, между которыми происходит интеграция. За редким исключением, межгосударственная интеграция развивается или между индустриальными странами или между развивающимися странами. Попытки объединения интеграционного типа между индустриальными государствами и развивающимися, хоть и имеют место, но находятся на раннем этапе развития, что не позволяет пока сделать однозначные выводы про степень их эффективности.

 

  1.  Географическая близость интегрирующихся стран. Большинство интеграционных объединений начинаются с нескольких соседних стран, расположенных на одном континенте, в непосредственной географической близости друг от друга, которые имели общие транспортные коммуникации и нередко говорили на одном языке. К группе стран-инициаторов интеграционного объединения подключались соседние страны.
  2. Общность экономических и других проблем, которые стоят перед странами в сфере развития, финансирования, регулирования экономики, политического содружества. Одна из задач экономической интеграции - решение ряда проблем, стоящих перед интегрирующимися странами. Очевидно, что страны, главная проблема которых - образование основ рыночной экономики или обеспечить население водой и едой, не могут интегрироваться с государствами, в которых развитие рынка достигает уровня использования общей валюты.
  3. Демонстрационный эффект. В странах, образовавших интеграционные объединения, обычно происходят позитивные экономические изменения: ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости, которые оказывают  психологическое влияние на другие страны, наблюдающие за изменениями. Этот эффект проявился в желании многих стран бывшего СССР быстрее стать членами Европейского союза, даже не имея для этого серьёзных макроэкономических предпосылок.
  4. Эффект «Домино» - подвержены страны, имеющие большие трудности с переориентацией экономических связей. Это нередко приводит к уменьшению объема торговли стран, находящихся за пределами интеграции. Некоторые из них, не имея истинного интереса к интеграции, проявляют заинтересованность к подключению к интеграционным процессам через боязнь остаться за её пределами.

 Интеграционные образования  строятся с целью использования  преимуществ объединенного рынка, образования благоприятных внешних  условий для национального развития, укрепления экономических позиций  стран-участниц интеграционных объединений, способствуют обмену опытом в  плане экономических реформ и  поддержки национальной промышленности  и сельского хозяйства.

 

  1. Примеры интеграционных объединений

Европейские сообщества - это общее название трех западноевропейских интеграционных организаций (Европейское экономическое сообщество - ЕЭС, Европейское объединение угля и стали - ЕОУС, Европейское сообщество по атомной энергии - Евроатом), образованных в 1951-1957гг.

  1. Европейское экономическое сообщество (сокр. ЕЭС) - региональное интеграционное объединение двенадцати европейских государств, существовавшее с 1957 по 1993 год. Целью создания являлась дальнейшая Экономическая интеграция, включая создание общего рынка. В 1993 году после создания Европейского союза ЕЭС было переименовано в Европейское сообщество, став основным сообществом одной из трёх опор Евросоюза.
  2. Европейский союз (ЕС) - экономическое и политическое объединение 28 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году (вступившим в силу 1 ноября 1993 года) на принципах Европейских сообществ. С пятьюстами миллионами жителей доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла в 2012 году около 23 % (16,6 трлн $) по номинальному значению и около 19 % (16,1 трлн $) - по паритету покупательной способности.

С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства. Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Семнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.

Будучи субъектом международного публичного права, Союз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров. Сформирована общая внешняя политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной внешней и оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, действуют представительства в Организации Объединенных Наций, ВТО, Большой восьмёрке и Группе двадцати. Делегации ЕС возглавляются послами ЕС.

Информация о работе Интеграционные процессы в системе международных отношений