ЕС - международное образование,
сочетающее признаки международной организации
(межгосударственность) и государства
(надгосударственность), однако формально
он не является ни тем, ни другим. В определённых
областях решения принимаются независимыми
наднациональными институтами, а в других
- осуществляются посредством переговоров
между государствами-членами. Наиболее
важными институтами ЕС являются Европейская
комиссия, Совет Европейского союза, Европейский
совет, Суд Европейского союза, Европейская
счетная палата и Европейский центральный
банк. Европейский парламент избирается
каждые пять лет гражданами ЕС.
- Европейская ассоциация свободной
торговли (ЕАСТ) - была создана в 1960 году с целью
создания зоны свободной торговли, первоначальными членами были
Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция,
Австрия, Швейцария и Португалия. Финляндия
стала ассоциированным членом в 1961 (в 1986
году стала полноправным членом), а Исландия
вошла в состав ЕАСТ в 1970 году. Лихтенштейн
присоединился в 1991 году (предварительно,
его интересы в ЕАСТ представляла Швейцария).
Великобритания (1973), Дания (1973), Португалия
(1986), Финляндия (1995), Австрия (1995), и Швеция
(1995) вышли из ЕАСТ и стали членами ЕС. Сегодня
только Исландия, Норвегия, Швейцария
и Лихтенштейн остаются членами ЕАСТ.
Европейскому сообществу повезло
и с удачным расположением и со сложившейся
обстановкой, что обеспечило именно такую
линию развития. Но существует достаточное
количество других интеграционных групп,
которые хотя и имеют некоторые схожие
черты с Евросоюзом, но развивающиеся
с совершенно другими качественными характеристиками.
- Североамериканское соглашение
о свободной торговле (НАФТА) - соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой. Соглашение НАФТА было подписано 17 декабря 1992 и вступило в силу 1 января 1994. В свете происходивших в 1980-е
годы интеграционных процессов в Европе
и Азии значение вопроса о создании НАФТА
возросло, так как стало понятно, что ответом
на объединение Европы должно стать объединение
Америки и, как её части, - Северной Америки. Однако с самого начала Мексика, Канада и США рассматривали роль и потенциал НАФТА с различных позиций.
Если в ЕС интеграционные процессы
шли сверху вниз (от правительств и государственных
органов), то в Северной Америке - снизу
вверх, то есть от стремления к сотрудничеству
на микроуровне (между американскими и
канадскими корпорациями) к сотрудничеству
на макроуровне. В отличие от соглашений,
лежащих в основе европейских интеграционных
процессов, соглашение НАФТА не охватывает
вопросы, относящиеся к социальной сфере,
такие как занятость, образование, культура
и т. д. Основной целью НАФТА является устранение
барьеров в сфере торговли и инвестиций
между США, Канадой и Мексикой. Взаимодействие
в сфере торгового оборота в каждом из
этих государств поддерживается автономными
директивными органами в рамках, установленных
НАФТА.
- Mercosur - общий рынок стран Южной Америки, экономическое и политическое соглашение между Аргентиной, Бразилией, Уругваем, Парагваем (членство приостановлено 29.06.2012 до апреля 2013 года), и Венесуэлой. Основано в 1991 году на основании Асунсьонского договора, который был позже изменен и обновлен в 1994 году договором в Ору-Прету, который в свою очередь определил структуру МЕРКОСУР.
Цель соглашения выражается
в содействии свободной торговле, гибкому
движению товаров, населения и валюты
стран-участников объединения. Гуарани,
португальский и испанский языки признаны
официальными. МЕРКОСУР и Андское сообщество
наций в настоящее время - основные таможенные
союзы, связанные с союзом наций, способствующие
процессам экономической интеграции в
Южной Америке.
Интересными с точки зрения
прохождения интеграционных процессов
являются два региона - это Азиатско-Тихоокеанский
и Африканский регионы. Но если азиатско-тихоокеанский
регион привлекает своими быстрыми в последние
двадцать лет темпами экономического
роста, то Африка остается не сильно развитым
континентом, с различающимся уровнем
развития отдельных стран. Азиаты строят
свои взаимоотношения на другом, нежели
рассмотрено выше принципе сближения.
Они ищут что-то общее азиатское и объединяются
по этому признаку.
- На пространстве Азиатско-Тихоокеанского
региона сосредоточены крупнейшие интеграционные
группировки, в том числе Азиатско-Тихоокеанское
экономическое сотрудничество (АТЭС), Ассоциация государств Юго-Восточной
Азии (АСЕАН), Шанхайская организация сотрудничества
(ШОС). Они тесно взаимосвязаны между собой,
широко диверсифицированы (Содружество
наций) или специализированы (ОПЕК).
- Африканское экономическое
сообщество (АЭС) - организация союза Африканских государств, создающая основы для взаимного экономического развития среди большинства Африканских государств. Заявленные цели организации включают в себя создание зоны свободной торговли, таможенный союз, единый рынок, центральный банк и единую валюту, таким образом, создания экономического и валютного союза.
- Общий рынок Восточной и Южной
Африки (КОМЕСА) - интеграционное объединение в форме зоны преференциальной торговли, предусматривающее поэтапное создание вначале зоны свободной торговли, а затем таможенного союза и общего рынка, учреждённое в 1993 году.
Приведенные выше примеры, говорят
о сильных различиях в проходящих в мире
процессах и о разности подходов к их рассмотрению,
о совершенно разных проблемах и задачах,
решаемых в различных частях земного
шара, но тем не менее подчеркивающих,
что при достаточном развитии стран,
появляется объективная потребность к
дальнейшему развитию через интеграцию
мирохозяйственных связей.
- Участие России в
международной экономической интеграции
Россия обладает потенциальными
возможностями для развития сотрудничества
с различными интеграционными организациями
и отдельными их участниками: богатыми
запасами энергоносителей и других природных
ресурсов, выгодным географическим положением,
квалифицированными кадрами в сфере производства
и науки. Вместе с тем современное состояние
отечественного хозяйства и инвестиций,
а также некоторые внешнеполитические
проблемы в отношениях со странами-партнерами
сдерживают расширение сотрудничества.
Государства ЕС являются крупнейшим
экономическим партнером России с глубокими
историческими связями и взаимодополняющей
структурой хозяйства. Вместе с тем интеграционное
взаимодействие в этой области развивается
медленнее, чем ожидалось. Сдерживает
его ряд факторов: доминирование в российском
экспорте энергоносителей и разногласия
сторон по некоторым вопросам, в частности,
по инвестициям и ценам, сохранение в ЕС
количественных ограничений на импорт
отдельных российских товаров и неоправданное
применение против них протекционистских
мер, особенно антидемпинговых расследований,
наконец, низкая конкурентоспособность
продукции отечественной перерабатывающей
промышленности.
Интеграционное взаимодействие
России с государствами Азиатско-Тихоокеанского
региона имеет большие потенциальные
возможности, но в настоящее время находится
на низком уровне. Страны - члены АТЭС заинтересованы
не только в российских энергоносителях,
но и в изделиях отечественной перерабатывающей
промышленности: от высокотехнологичных
образцов вооружений до некоторых видов
машино-технической продукции. Однако
в настоящее время сотрудничество ведется
преимущественно на двусторонней основе
в незначительных объемах, что во многом
обусловлено отсутствием у Российской
Федерации четкой экономической стратегии.
Перспективным является участие России
в деятельности Шанхайской организации
сотрудничества, поскольку общие политические
интересы могут способствовать развитию
экономической интеграции, в первую очередь,
с Китаем и Индией. Россия вошла в организацию
Черноморское экономическое сотрудничество
(ЧЭС), членами которой является ряд стран
- бывших республик СССР, а также страны,
примыкающие к Черному морю, - Турция, Болгария,
Румыния, а также Албания и Греция.
На постсоветском пространстве
наблюдаются некоторые дезинтеграционные
явления, вызванные объективными и субъективными
причинами. Вместе с тем существуют предпосылки
для реинтеграции в этом районе путем
активизации деятельности в региональных
экономических структурах (Объединенное
государство Россия - Белоруссия, ЕврАзЭС)
и в двусторонних отношениях. Эффективным
может стать создание единого экономического
пространства с участием ведущих государств
СНГ. Таким образом, развитие их экономической
интеграции в ближайший период возможно.
Большое значение для России
имеет экономическое сотрудничество с
Европейским союзом (ЕС), на который приходилось
около 37% нашего внешнеторгового оборота,
а после вступления в мае 2004 г. 10 новых
членов - приходится более половины. Основой
отношений с ЕС является Соглашение о
партнерстве и сотрудничестве, подписанное
в 1994 г., которое создает условия для сотрудничества
в разных областях. Сегодня, когда в ЕС
входит большая часть Европы, встает вопрос
о путях дальнейшего развития сотрудничества.
Россия должна искать пути расширения
и углубления сотрудничества с ЕС. Это
может быть создание зоны свободной торговли
России и Европейского союза, что означает
взаимную отмену ограничений на пути товаров
и услуг. Но если будут сняты все таможенные
пошлины и другие ограничения, в том числе
количественные, в отношениях с ЕС, то
это будет означать, что товары из Европы
потоком пойдут в Россию, что в значительно
большей степени, чем вступление в ВТО,
отрицательно скажется на состоянии ряда
отраслей российского хозяйства.
Наиболее реальный вариант
отношений с ЕС - создание Общего европейского
экономического пространства (ОЕЭП). Концепция
ОЕЭП исходит из того, что серьезный потенциал,
имеющийся у России и ЕС для роста взаимной
торговли и инвестиций, используется не
в полной мере. Существует очевидная необходимость
сближения России и ЕС и придания экономическому
взаимодействию большей динамичности
путем установления стабильности и предсказуемого
торгового режима, основанного на общих,
гармонизированных или совместных правилах.
В качестве инструментов
достижения целей предлагаются:
открытие рынка, для чего соответствующие
меры должны обеспечить, по мере
возможности, постепенное устранение
барьеров для торговли и инвестиций
между Россией и ЕС; сближение
в области регулирования, в частности
в области законодательства; облегчение
торговли, включая упрощения, стандартизацию
и автоматизацию торговых процедур.
В условиях рыночной экономики
включение России в интегрированную экономику
будет опираться на законы рынка, конкурентную
борьбу. Но при этом российское государство
не может занимать пассивную позицию.
Оно призвано всеми имеющимися у него
средствами поддерживать отечественных
производителей на внутреннем и внешнем
рынках, включая рынки региональных группировок
и вернуть России положение одной из высокоразвитых
держав, экономика которой будет в первую
очередь опираться на высокотехнологические
отрасли.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Международная экономическая
интеграция – это новая эволюционная
ступень в жизни общества. Создание интеграционных
групп, в общем, благотворно влияет на
состояние стран-участниц, повышает уровень
экономик и улучшает общие условия развития.
Постепенное преобладание интеграционных
тенденций в мире показывает возможность
появления больших объединений, что увеличит
стабильность во многих регионах земного
шара. Неоднородность интеграционных
формирований доказывает эволюционность
процесса.
В условиях глобализации о степени
интегрированности страны в мировое хозяйство
судят по уровню ее взаимоотношений с
международными экономическими структурами.
Одним из важных аспектов участия России
в сфере международных экономических
отношений является интеграция ее экономики
в систему международных экономических
объединений. Экономическое взаимодействие
России с рядом региональных организаций
(ЕС, АТЭС, СНГ, ЕврАзЭС и др.) приобретает
все большую значимость. Успешная интеграция
нашей страны в эти организации во многом
предопределяет эффективное развитие
ее экономики и внешнеполитические позиции
в мире.
Практика показывает, что российские
государственные и коммерческие структуры
слабо информированы о правилах и процедурах
деятельности интеграционных группировок,
что не может не оказывать негативного
влияния на развитие внешнеэкономических
связей РФ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Скурко Е. В. Глобальная и региональная
торгово-экономическая интеграция. Эффективность
правового регулирования. СПб., Издательство
Р. Асланова «Юридический центр Пресс»
- 2004. – 297с.
2. Современные международные
отношения: Учебник / Под ред. А.В.Торкунова.
М.:РОССПЕН - 2005. – 584с.
3. Шемятенков В.Г. Европейская
интеграция: Учебн.пособие. М.: Международные
отношения – 2003. – 400с.
4. Гриффитс Р.Т. Основания европейской
интеграции // ПОЛИС. 2002. №4.
5. Пастухов Б. СНГ, пересекающиеся
множества // Международная жизнь, 2004. №1.