Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:52, курсовая работа
Национальные экономики уже давно являются частью экономики современного взаимодействующего мира - динамичной системы всемирного хозяйства.
Всемирное хозяйство представляет взаимосвязанные между собой экономики практически всех цивилизованных стран мира. Экономической основой всемирного хозяйства служит объективная целесообразность, обусловленная стремлением всех государств к росту экономической эффективности, достигнутому за счет международного разделения труда, и вызванными этим ростом национальной специализацией и международной интеграцией.
Постоянное стремление к углублению разделения труда и доведение его до международного уровня служило ранее главной причиной становления и развития международной торговли и мирового рынка. Однако, в отличие от мирового рынка, который и сейчас является важнейшей составляющей частью международного сотрудничества, всемирное хозяйство представляет собой более емкое явление. Это особая форма реализации международных экономических взаимосвязей между хозяйственными субъектами большинства стран мира, нацеленная на достижение большей эффективности в экономической деятельности за счет углубления разделения труда и свободного перемещения в мировом пространстве товаров, рабочей силы, технологий и капитала.
ВВЕДЕНИЕ
1. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И МЕСТО В НЕЙ РОССИИ
1.1 Современная система мировой экономики
1.2 Место России в структуре мировой экономики
2. СБЛИЖЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ С МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ
2.1 Пути дальнейшей интеграции России в мировую экономику
2.2 Стратегия интеграции России в мировую экономику
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Национальные
экономические проблемы все чаще
приобретают интернациональный
характер. В современных условиях
экономический спад, безработица, инфляция
все отчетливее из национальных проблем
перерастают в
Вступая в XXI век,
вся мировая экономическая
1.2 Место России в структуре мировой экономики
На современном
этапе Россия не относится к числу
мощных экономически держав: её доля в
мировом ВВП равна 2,6%. Экономическое
сотрудничество с зарубежными странами
ей приходится развивать, опираясь на
деформированную структуру
Основной проблемой, возникающей при интеграции России в мировую экономику, следует считать зависимость страны от сырьевых рынков.
Усиление зависимости от внешних факторов при интеграции в мировое хозяйство - тенденция абсолютно закономерная для любой страны. В случае с Россией гипертрофия этой зависимости вызвана прежде всего двумя обстоятельствами Фаминский И. Экономическая глобализация: основа, компоненты, противоречия, вызовы для России. // Российский экономический журнал. 2004. №10. :
кризисным состоянием российской экономики;
ошибками во внешнеэкономической политике, разрушением (с подачи новой экономической и политической элит) формальных регуляторов экономики.
В целом за 90-е годы значение России как субъекта мирохозяйственных связей заметно упало. Несмотря на благоприятную рыночную конъюнктуру, в 2000-м доля России в мировом товарном экспорте не превышала полутора процентов. В последние годы это доля возросла, однако все равно не превышает семи процентов.
На фоне сокращения
производства и потребления отечественной
продукции экспортная сфера превратилась
в крупнейший сектор экономики, за счет
которого держались на плаву другие
отрасли. Через экспорт реализуется
более четверти национального ВВП.
В СССР этот показатель не превышал
10 процентов. За рубеж вывозится
от 20 до 80 проц. отечественного производства
сырьевых товаров и полуфабрикатов.
Удельный вес машин и оборудования
в структуре экспорта не превышает
10 проц. (в основном в страны СНГ),
а в общем объеме мирового экспорта
машино-технической продукции
Расширение импорта продовольствия усилило заинтересованность Запада в стабильности таких поставок. На Россию приходится 40 проц. экспорта говядины и 30 проц. экспорта свинины из стран ЕС. Однако эта взаимозависимость асимметрична. Мы зависим от мировой экономики гораздо сильнее, чем она от нас. У западных банков и предпринимателей шире возможность застраховаться от рисков, связанных с их деятельностью в России. Например, крупные западные инвесторы смогли перед августовским кризисом уйти с рынка ГКО без больших потерь, так как использовали средства из кредита МВФ, полученные Россией в июле 1998-го. При этом они, естественно, сохранили громадные проценты, которые получали прежде (до 100-150 проц. годовых в валюте). Застраховаться от рисков по прямым инвестициям в России труднее. Поэтому иностранные инвесторы проявляют сдержанность и крайнюю осторожность.
Россия заняла прочные позиции в вывозе продукции экологически вредных, капиталоемких отраслей. Она занимает первое место по экспорту никеля и природного газа (половина мирового рынка), третье или четвертое - по нефти, нефтепродуктам, электроэнергии, железной руде, алюминию, прокату черных металлов. Мы выступаем на мировых рынках крупным поставщиком меди, необработанных алмазов, минеральных удобрений и целлюлозы.
Однако основные валютные поступления (свыше половины) дает экспорт нефти, нефтепродуктов и газа. Экспортные квоты (отношение экспорта к производству) по энергосырью достигли критических величин, особенно учитывая почти полную изношенность основных фондов в нефтедобыче и нефтепереработке, необходимость замены или ремонта значительной части трубопроводов.
Интеграция через поставки энергосырья в принципе невыгодна России (даже при высоких ценах на нефть), ибо условия добычи неблагоприятны, а транспортная составляющая в издержках высока. Да и большинство населения страны живет не там, где находятся запасы нефти и газа, а потому не может существовать за счет ренты.
Общепризнано, что
основной канал вхождения в мировую
экономическую систему - создание условий
для притока в страну иностранного
предпринимательского капитала, несущего
с собой помимо финансовых ресурсов
современные технологии и менеджмент.
Мировой рынок инвестиционных капиталов
(прямые, портфельные инвестиции, кредиты
на закупку оборудования, финансирование
проектов) оценивается в 1,3-1,5 трлн. долларов
в год. За эти ресурсы жестко конкурируют
между собой государства-
Современная Россия
остро нуждается в
По объему прямых зарубежных вложений в экономику Россия находится в третьем десятке государств мира - среди стран «с развивающимися рынками», уступая не только Китаю, где инвестиции исчисляются сотнями миллиардов долларов, но и Польше, Венгрии, Чехии. По ряду показателей зарубежный предпринимательский капитал играет сейчас в отечественной экономике даже меньшую роль, чем в 20-е или 30-е годы, когда он присутствовал в электротехнике, производстве текстильного оборудования и т. д. Некоторое расширение притока иностранных инвестиций в промышленность, отмеченное в конце 90-х, объясняется его оттоком после августа 1998 года из таких сфер, как финансы, банковское дело, страхование, маркетинговые услуги (до кризиса на них приходилось около 60 проц. иностранных инвестиций). Наибольший интерес у зарубежных инвесторов вызывают предприятия, которые производят на основе западных технологий, импортного сырья или комплектующих такие товары, как кондитерские изделия, пиво, соки, моющие средства, бытовую технику, сотовые телефоны. Инвестиционное сотрудничество в наукоемких отраслях (например, в автомобиле- и самолетостроении) остается за незначительными исключениями лишь заявлениями о намерениях. Пока ситуация с привлечением иностранного предпринимательского капитала кардинально не меняется. Чтобы получить специальную федеральную лицензию, приходится преодолевать множество бюрократических рогаток.
Россия унаследовала
от СССР чрезмерную политизацию
Политизация внешней
экономики России, переставшей быть
сверхдержавой, еще менее оправданна.
Государство способно только косвенно
влиять на выбор страновых приоритетов,
ибо предприятия стали
В 90-е годы Россия
сделала существенные шаги в налаживании
контактов с ведущими зарубежными
интеграционными группировками
по различным направлениям экономического
сотрудничества. Определяющим направлением
российской внешней политики в эти
годы были страны Западной Европы и, прежде
всего, страны ЕС. Господствует представление,
будто во внешнеэкономических связях
заведомо следует отдавать предпочтение
развитым странам, и, прежде всего, странам
Европейского союза - нашего крупнейшего
партнера, потому что он основной источник
получения передовых
Весьма показательно, что торговля с СНГ в структуре товарооборота России составляет только 20%, в то время как с Европой - около 60%. В структуре российского баланса импорта и экспорта услуг сдвиг в пользу Европейского союза еще значительнее. Евросоюз ? крупнейший торговый партнер Российской Федерации, на долю которого приходится более 51,5 % (56,1 % экспорта и 43,4 % импорта) российского внешнеторгового товарооборота. Страны-члены ЕС являются основным источником поступления технологий, ноу-хау и инвестиций для России (источником 85,1% накопленных в России прямых иностранных инвестиций являются страны Евросоюза).
Вместе с тем,
при общих стабильных за последние
три года темпах роста экспорта российского
промышленного оборудования с высокой
добавленной стоимостью (группы ТН
ВЭД с 84 по 90), его экспорт в
страны ЕС застыл на одном уровне, в
результате доля Евросоюза в российском
экспорте этих товаров снизилась
с 23,4% в 2001 г. до 15,2 % в 2007 г. Для сравнения
? доля поставок в Китай упала
с 20,1% до 5,8%; Индии выросла с 5,3 % до
8,4%. Очень заметно возросла доля
стран СНГ ? с 28,5% до 48,2%. Таким образом,
зависимость России от экспорта углеводородов
только увеличилась. Российские промышленные
товары конкурентоспособны из числа
крупных партнеров лишь на рынках
СНГ и Индии Тезисы выступления
директора департамента внешнеэкономических
отношений Минэкономразвития
В настоящее
время, торгово-экономическое
Принятая на Римском саммите Россия-ЕС в 2003 г. Концепция Общего экономического пространства в стратегической перспективе предусматривает создание интегрированного рынка Россия ? ЕС, в рамках которого будут реализованы четыре «свободы»: торговли товарами и услугами, движения капиталов и рабочей силы. Эта задача конкретизирована в «Дорожной карте» Общего экономического пространства (ДК ОЭП), принятой на Московском саммите Россия-ЕС в 2005 г. Для реализации целей и задач ДК ОЭП стороны в 2005-2007 гг. учредили Диалоги в области транспорта (1), охраны прав интеллектуальной собственности (2), телекоммуникаций и информационного общества (3), промышленной политики (4), технического регулирования и стандартизации (5), сельского хозяйства (6), государственных закупок (7), макроэкономики и финансовой политики (8), экологии (9), регионального сотрудничества (10), инвестиционной политики (11), космоса (12), также был создан механизм раннего предупреждения об изменениях в режиме торговли (13). Сотрудничество в энергетической сфере осуществляется в рамках Энергодиалога, созданного еще в 2000 г., для взаимодействия таможенных структур активно используется соответствующий подкомитет Комитета сотрудничества Россия-ЕС.