Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 12:34, курсовая работа
Национальные экономики уже давно являются частью экономики современного взаимодействующего мира – динамичной системы всемирного хозяйства.
Всемирное хозяйство представляет взаимосвязанные между собой экономики практически всех цивилизованных стран мира. Экономической основой всемирного хозяйства служит объективная целесообразность, обусловленная стремлением всех государств к росту экономической эффективности, достигнутому за счет международного разделения труда, и вызванными этим ростом национальной специализацией и международной интеграцией.
Целью работы является анализ проблем интеграции России в мировую экономику.
Введение
1. Интеграция: сущность, формы.
2. Общая характеристика экономических связей России
2.1 Экономические связи РФ с ЕС
2.2 Экономические связи РФ с США
3. Расширение участия России в МРТ
4. Пути дальнейшей интеграции России в мировую экономику Заключение Приложения
Список использованных источников
Процесс
интеграции России в систему международного
разделения труда в годы реформ во многом
происходил стихийно, без необходимого
регулирующего воздействия на него со
стороны государства. Однако правительства
ведущих индустриальных стран мира в период
становления рыночного хозяйства активно
участвовали в регулировании внешнеэкономического
обмена. Не отказываются они от этого и
в настоящее время. Либерализация внешнеэкономических
связей, не означает, что государство отказывается
от регулирующей роли, просто оно должно
сосредоточить свое внимание на ключевых
вопросах развития внешнеэкономических
связей, использовать принципиально новые,
рыночные инструменты регулирования,
отказаться от мелочного вмешательства
в деятельность экономических агентов.
В условиях становления рынка продолжает
оставаться актуальной задача создания
действенных механизмов регулирования
объемов, материальной, вещественной и
пространственной структуры внешнеэкономического
оборота, с помощью которых государство
могло бы усиливать позитивные и ослаблять
негативные тенденции в области внешнеэкономического
сотрудничества.
При анализе воздействия внешних связей на эффективность национального производства используется понятие динамического эффекта, в котором комплексно учитывается влияние внешних экономических связей на национальный процесс воспроизводства. Динамический эффект тесно связан со структурой внешней торговли страны. Оценить динамический эффект от участия страны в международном разделении труда возможно на базе многомерных оптимизационных моделей. В современных условиях развитие внешнеэкономической деятельности регулируется частными интересами - коммерческой эффективностью. Но из теории оптимального функционирования экономики известно, что отдельные производственные ячейки действуют оптимально для национального хозяйства в целом только в том случае, если они стремятся к реализации локального критерия, представляющего собой максимум прибыли, исчисляемой в оценках оптимального плана. При этом последние характеризуют меру воздействия тех или иных ресурсов, поступающих в хозяйственный оборот, на глобальный критерий эффективности. Поэтому, если частное предприятие будет располагать информацией о народно-хозяйственных оценках всех конечных и промежуточных ресурсов и продуктов, с которыми оно имеет дело, то, стремясь к максимизации собственной прибыли, оно будет максимизировать и глобальный народно-хозяйственный критерий эффективности. Иначе говоря, его поведение будет оптимальным как с коммерческих позиций, так и с позиций национального хозяйства в целом.
Деятельность частных предприятий в области внешнеэкономического сотрудничества на практике обеспечивает максимизацию их прибыли и глобального эффекта от участия государства в международном разделении труда в том случае, если:
Существующие цены, валютные курсы, налоги не обеспечивают согласования локальных критериев предприятий и фирм, связанных с международным разделением труда, с глобальным критерием эффективности национальной экономики. Отсюда следует два вывода. Во-первых, в сфере внешнеэкономического сотрудничества России опасно полагаться исключительно на локальные интересы (максимизацию прибыли) отдельных предприятий: необходимо корректирующее, регулирующее, воздействие государства на внешнеэкономическую деятельность предприятий. Во-вторых, правительственные органы страны при выработке стратегии внешнеэкономической деятельности должны располагать макроэкономическими оценками эффективности включения России в международное разделение труда. Все важнейшие экспортно-импортные потоки, крупные проекты, связанные с международным сотрудничеством, следует оценивать с точки зрения их вклада в решение проблем развития национальной экономики в целом. Расчет эффективности внешнеэкономических связей необходим органам макроэкономического управления для обоснования решений в области таможенной тарифной политики. Без таких расчетов затруднительно выработать промышленную стратегию страны. Если проанализировать в целом соотношение показателей макроэкономической эффективности экспорта различных видов продукции, то можно заметить, что наибольшими сравнительными преимуществами Россия, как правило, обладает в производстве товаров топливно-сырьевого сектора экономики: газ природный, нефть сырая, лес круглый. При этом по мере перехода к продукции более высокой степени переработки сравнительные преимущества уменьшаются.
Данная
закономерность отмечалась и при расчете
показателей сравнительной эффективности
экспорта в начале рыночных реформ в 1992-1993
гг. За годы реформ в области сравнительных
преимуществ России в международном разделении
труда не произошло сколько-нибудь серьезных
сдвигов. Значит, что действие рыночных
механизмов и либерализация внешнеэкономической
деятельности не обусловили улучшение
структуры экспорта страны. Хотя, по некоторым
оценкам, в ряде подотраслей обрабатывающей
промышленности выпускается продукция
с неплохими показателями эффективности.
Развитие производства и экспорта этой
продукции нуждается в поддержке. Без
мер государственной поддержки технологически
перспективных производств в обрабатывающей
промышленности трудно рассчитывать на
то, что позитивные сдвиги в этой области
произойдут как минимум в среднесрочной
перспективе.
4.
Пути дальнейшей интеграции
России в мировую экономику
Создание условий для интеграции России в мировое хозяйство – одна из первостепенных задач, стоящих перед правительством нашей страны. Предпосылками к решению проблем интеграции России в мировую экономику могут стать:
прохождение Россией основных ступеней развития экономики рыночного типа, которые в свое время миновали экономически более развитые страны;
восстановление нарушенных связей, экономическая интеграция в рамках СНГ (поначалу в рамках какой-либо его части) и, соответственно, совместное вступление единым блоком в мировое хозяйство.
Одновременно
с этими процессами должна осуществляться
выработка механизма
Для
преодоления разрыва, отделяющего
Россию от мировых лидеров, облегчения
бремени и сокращения времени
перехода к рыночной экономике, интеграции
в мировое хозяйство
1.
Установление стабильного
2. Развитие и совершенствование рыночного механизма хозяйствования, адекватного российским условиям.
3.
Всемерное привлечение и
4.
Проведение активной
5.
Стимулирование экономического
развития по пути научно-
В первую очередь, необходимо определиться в предпочтениях с рынками сбыта. Для оптимального включения России в мировое хозяйство и расширения сбыта продукции отечественной обрабатывающей промышленности правильнее было бы не пренебрегать возможностями сотрудничества с любыми потенциальными партнерами. В 90-е годы по непонятным причинам ослаб наш интерес ко многим странам, где в советское время была заложена, в частности, за счет технического содействия основа для долговременного сотрудничества (Индия, Монголия, КНДР, Иран, Ирак, Куба). Уровень развития, достигнутый Сингапуром, Таиландом, Малайзией и Южной Кореей, создает заинтересованность в сотрудничестве и с этими странами, причем нередко оно не менее выгодно для России, чем экономические связи с Западом. По многим причинам «особые отношения» возможны и с Израилем (в частности, новые формы сотрудничества на рынках третьих стран). Сохраняются потенциальные перспективы широкомасштабного участия Японии в развитии Сибири и Дальнего Востока.
В тоже время сотрудничество России со странами ЕС также имеет свои перспективы. ЕС стремится приспособить наш рынок к себе, сделать его комфортным для европейских экономических операторов, ставящих своими целями, главным образом, насыщение российского рынка своими промышленными товарами и получение беспрепятственного доступа к нашим сырьевым ресурсам и транспортной инфраструктуре.
Россия, со своей стороны, через интеграционные процессы должна решать задачи построения инновационно-инвестиционной модели национальной экономики, создания конкурентоспособной промышленной базы, постепенного преодоления сырьевой направленности экспорта.
Возможности экономического партнерства России и ЕС лежат, прежде всего, в областях, где интересы сторон схожи. Это развитие инфраструктурных систем (транспортной, энергетической, телекоммуникационной), научно-техническое сотрудничество. Укрепление кооперации в этих сферах будет способствовать улучшению и оздоровлению рамочных условий других видов экономической деятельности.
Вложение финансовых, технологических ресурсов, применение современных методов управления для модернизации производства в России позволяет получить высокую отдачу для европейских инвесторов. Россия получает в обмен современные эффективно действующие предприятия, решая внутренние задачи по формированию новой модели экономики.
По такой схеме происходит взаимодействие в энергетическом и транспортном машиностроении, в сфере телекоммуникаций, автомобильной промышленности, транспортной инфраструктуры, внедрении современных технологий защиты окружающей среды.
Одним из примеров мотивированного и взаимовыгодного сотрудничества России и Евросоюза является повышение энергоэффективности экономик России и ЕС. Евросоюз объективно заинтересован в снижении энергоемкости нашей экономики − поскольку за счет высвобожденных углеводородных ресурсов могут быть компенсированы возрастающие потребности Европы. В условиях крайне медленного роста добычи нефти и газа, интерес России к снижению энергозатратности национальной экономики очевиден.
Россия и Евросоюз договорились начать работу по реализации мероприятий совместной инициативы по энергоэффективности Россия-ЕС, включающей в себя проекты:
по сближению законодательства и нормативно-правовой базы в области энергоэффективности, теплоснабжению и возобновляемым источникам энергии;
по сотрудничеству на региональном уровне, укреплению программ партнерства между центрами энергоэффективности на местном и региональном уровнях в России и ЕС;
по сотрудничеству в привлечении инвестиций в проекты энергоэффективности,
по содействию использования механизмов Киотского протокола для повышения уровня энергоэффективности,
по содействию обмену информацией и развитию пилотных проектов по возобновляемой энергетике и энергоэффективности,
по утилизации попутного нефтяного газа.
Следует отметить, что проекты по энергоэффективности и возобновляемым источникам энергии используют последние научные разработки в энергетическом машиностроении и с полным правом могут быть отнесены к высокотехнологичным.
Ради иллюзорной цели сохранения бывших советских республик в орбите своих политических интересов Россия на протяжении 90-х выступала как их крупный донор. Между тем бесперспективность создания дееспособного многостороннего экономического и политического союза становится все очевиднее. Гораздо выгоднее строить отношения с республиками бывшего СССР не на многосторонней, а на двухсторонней основе. Так легче добиться, чтобы рынки ее соседей были открыты для продукции российской обрабатывающей промышленности, и получить доступ к источникам стратегического сырья (свинец, вольфрам, медь, рений в Казахстане; медь и молибден в Армении; марганец и титановая губка на Украине; медь и золото в Узбекистане; нефть, природный газ, натриевая соль, стронций в Туркменистане). На двусторонней основе легче внедрить российский рубль во взаимные расчеты, проще решить вопросы транзита, задолженности за поставки российской нефти и газа, создать нормальные условия для деятельности российских компаний, в частности защитить их инвестиции. Открывается возможность решить и такую острую проблему, как защита прав русского населения в странах СНГ.
Для относительно равноправного участия в мирохозяйственном обмене нужно радикально изменить характер отношений между правительством и российским бизнесом: с одной стороны, следует отменить привилегии, полученные избранными промышленными и финансовыми группами, а с другой – самим этим крупным российским компаниям и банкам полезно было бы учитывать не только собственные, но и общенациональные интересы. Однако пока это выглядит скорее утопией.
Нашей стране предстоит устранить деформации ее внешнеэкономических связей, найти себе место в глобальной экономике, используя сильные стороны своего экономического, научно-технического и интеллектуального потенциала.