Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 12:34, курсовая работа
Национальные экономики уже давно являются частью экономики современного взаимодействующего мира – динамичной системы всемирного хозяйства.
Всемирное хозяйство представляет взаимосвязанные между собой экономики практически всех цивилизованных стран мира. Экономической основой всемирного хозяйства служит объективная целесообразность, обусловленная стремлением всех государств к росту экономической эффективности, достигнутому за счет международного разделения труда, и вызванными этим ростом национальной специализацией и международной интеграцией.
Целью работы является анализ проблем интеграции России в мировую экономику.
Введение
1. Интеграция: сущность, формы.
2. Общая характеристика экономических связей России
2.1 Экономические связи РФ с ЕС
2.2 Экономические связи РФ с США
3. Расширение участия России в МРТ
4. Пути дальнейшей интеграции России в мировую экономику Заключение Приложения
Список использованных источников
Ключевую роль при решении этой долговременной задачи призвано сыграть отечественное предпринимательство: на мировых рынках, как известно, конкурируют в основном конкретные фирмы и корпорации. Именно от бизнеса будет, прежде всего, зависеть успех или неуспех технического перевооружения промышленности, освоения прогрессивных технологий, внедрения современного опыта управления. Точно так же обновление внешнеэкономической специализации и укрепление российских позиций на мировых рынках, в конечном счете, будут связаны со способностью отечественных деловых кругов выбирать оптимальную стратегию развития своей фирмы, организовывать маркетинг, тесно взаимодействовать с клиентами, мобилизовывать такие необходимые в условиях конкуренции факторы, как капитал, ресурсы, квалифицированный персонал, информация и др. При этом вряд ли следует навязывать бизнесу сверху конкретные приоритеты будущей международной специализации национальной экономики.
Отечественный бизнес, естественно, заинтересован в том, чтобы при дальнейшей интеграции России в мировое хозяйство его интересы были должным образом защищены. Решить эту задачу сможет только устойчивая и эффективная политическая власть. Как показал мировой опыт, за последние полвека успешные и продолжительные периоды развития были свойственны странам с сильными правительствами.
Сейчас России, видимо, не обойтись без более надежной защиты отечественного производителя. Следует помочь стать на ноги тем предприятиям, секторам и отраслям экономики, которые потенциально способны выдерживать конкуренцию. Конечно же, не имеется в виду возведение непреодолимых тарифных и нетарифных барьеров на пути проникновения иностранных товаров, услуг и капитала на российский рынок. Это неизбежно приведет к консервации технической отсталости и высокой ресурсоемкости отечественного производства, к сохранению непригодных в рыночных условиях форм управления и организации хозяйственной деятельности. Защитные меры, естественно, не должны препятствовать «выбраковке» неэффективных производств, полной или частичной замене импортом отдельных видов отечественной продукции и услуг.
Концептуально в таком подходе нет ничего нового. Именно такой стратегии придерживались те страны Третьего мира, которые смогли за счет разумного использования собственных ресурсов и привлечения иностранного капитала многократно увеличить промышленное производство и экспорт готовых изделий, а, главное, по уровню жизни приблизиться к авангарду мирового сообщества, так называемому золотому миллиарду. Сложность заключается в том, чтобы найти оптимальное сочетание открытости и протекционизма. Здесь нужно анализировать ситуацию в отдельных отраслях и регионах, показатели конкурентоспособности отечественной продукции.
Что же касается общих принципов стратегии интеграции, то, прежде всего, следует избавиться от иллюзий, будто можно кардинально изменить положение России на мировых рынках с помощью каких-то чудодейственных средств. Это длительный процесс, который даже при благоприятном стечении обстоятельств займет не одно десятилетие. Необдуманное форсирование реформ, непросчитанность их последствий, абстрактная либерализация могут лишь ухудшить внешнеэкономическое положение страны. Предпочтительнее, не теряя из виду долговременной цели, проводить политику «малых шагов» и при этом избегать как чрезмерного регулирования внешнеэкономических связей, так и ускоренной либерализации.
Вырабатывая стратегию интеграции в мировое хозяйство, следует учитывать зарубежный опыт. Япония в послевоенный период, например, выработала следующую политику: были выделены три важнейшие отрасли экономики – угольная, металлургическая, текстильная. Они считались определяющими – в вопросах экспорта-импорта и внутренней экономической политики. Очевидно, российская экономическая политика также должна основываться на системе приоритетов, ведущих звеньях экономики, отраслях-локомотивах. Такими приоритетными отраслями российской экономики могут стать наукоемкие отрасли, отрасли высоких технологий (в том числе военных) и некоторые другие.
Особое место в долговременной стратегии интегрирования принадлежит транспорту. В стране с такой протяженностью, как Россия, он влияет на развитие основных отраслей промышленности и сельского хозяйства, на их конкурентоспособность, мобильность рабочей силы, формирование общенационального рынка. Соответственно проблемы адаптации транспорта к новым условиям интегрирования ставят вопрос о разработке полноценной всеобъемлющей транспортной политики, включающей в себя реализацию трансконтинентальных проектов. Начинать же, видимо, следует с повышения качества предоставляемых транспортных услуг, сохранности грузов, соблюдения сроков доставки и т. д.
Первым
шагом в новой стратегии
Один
из ключевых вопросов интегрирования
в мировое хозяйство –
Вхождение
в мировое рыночное хозяйство
не будет легким. Промышленно развитым
странам не нужен новый сильный конкурент.
За свое место на международном рынке
России придется активно побороться, одновременно
отбивая тайные и явные попытки «прибрать
Россию к рукам» со стороны ведущих мировых
держав. В этой связи весьма актуальной
для нашей страны на пути интеграции в
мировое хозяйство становится проблема
экономической безопасности. Обеспечение
экономической безопасности заключается
в сведении к минимуму всего того ущерба,
который может быть нанесен российской
экономике в результате действия факторов
мировой хозяйственной конъюнктуры, международной
конкуренции, неэффективными действиями
российских экономических субъектов на
мировых рынках.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мировые интеграционные процессы требуют от экономики любой страны стабильности и устойчивости. Процесс интеграции России в мировое хозяйство, ее утверждение как равноправного участника в системе международных экономических отношений, в международном разделении труда находится в самом начале. Чтобы этот процесс прошел для нашей страны успешно, необходимо решить ряд проблем, затрудняющих интеграцию России в мировое хозяйство. В частности, особое значение приобретает вопрос о месте России в глобализирующейся мировой экономике с учетом всего спектра проблем национальной экономической безопасности страны, осуществлении ею продуманной и целенаправленной, основанной на национальных интересах внешнеэкономической политики.
Основная проблема России заключается в ее сырьевой зависимости. В последние годы мировой рынок потребительских и промышленных товаров кардинально изменился. Появилось множество импортных товаров, многие зарубежные компании открыли на территории России свои филиалы для производства готовой продукции. Увеличение же экспорта российских товаров и освоение рынков зарубежных стран происходит гораздо медленнее. И основными успешными российскими компаниями, работающими на экспорт, пока остаются ресурсодобывающие. Другими не менее важными проблемами являются неблагоприятный инвестиционный климат и приоритет внешнеполитических ориентиров над внешнеэкономическими.
Несмотря на это в России имеются некоторые предпосылки для успешного проведения интеграционных процессов: развитая научная база, обеспеченность сырьем и энергоресурсами, высокий научно-технический кадровый потенциал и индекс человеческого развития.
Для дальнейшей интеграции России в мировую экономику необходимо:
дальнейшая стабилизация политического режима;
развитие наукоемких отраслей;
улучшение
инвестиционного климата в
проведение гибкой экономической политики по развитию экспорта и импорта во внешнеэкономических связях;
грамотная
расстановка приоритетов
Приложение 1
Участие стран-членов Европейского Союза в российской внешней торговле в млн. долларов США
Страны | Импорт | Экспорт | ||||||
1995г. | 2004г. | 2006г. | 2008г. | 1995г. | 2004г. | 2006г. | 2008г. | |
Всего | 46709 | 75581 | 137703 | 267040 | 78217 | 181634 | 301450 | 467912 |
в том числе: | ||||||||
Австрия | 981,5 | 918,4 | 1841 | 3114 | 889,3 | 1114,7 | 3353 | 2304 |
Бельгия | 866,5 | 1175,4 | 2174 | 4056 | 1462,2 | 1823,9 | 2646 | 4619 |
Великобритания | 1099,5 | 2065,8 | 3673 | 7620 | 3065,6 | 5640,8 | 10396 | 14864 |
Венгрия | 842,1 | 739,9 | 1867 | 3685 | 1627 | 3241,4 | 6245 | 9143 |
Германия | 6483,1 | 10571 | 18453 | 34091 | 6207,6 | 13300,5 | 24499 | 33185 |
Греция | 257,2 | 167,1 | 235 | 439 | 146,6 | 1262,2 | 2757 | 4329 |
Дания | 483,3 | 716,7 | 1346 | 1827 | 455 | 518,3 | 932 | 1852 |
Ирландия | 322,8 | 239,2 | 460 | 913 | 2634,8 | 678 | 631 | 144 |
Испания | 241 | 878,4 | 1951 | 4242 | 209,8 | 1748 | 3345 | 5062 |
Италия | 1850,6 | 3198,5 | 5726 | 10995 | 3376,3 | 12086,4 | 25110 | 41922 |
Кипр | 97 | 22,4 | 42,9 | 52,2 | 270,3 | 5694,1 | 4531 | 1254 |
Латвия | 376,1 | 212,2 | 387 | 593 | 794,9 | 1352,8 | 1698 | 7897 |
Литва | 386,9 | 459,4 | 703 | 941 | 1080,9 | 2925,4 | 4211 | 4540 |
Люксембург | 32,8 | 56,9 | 85,8 | 206 | 14,7 | 108,6 | 142 | 11,7 |
Мальта | 6,1 | 9,2 | 84,7 | 150 | 24,4 | 120 | 372 | 1020 |
Нидерланды | 1646 | 1374,2 | 2681 | 4813 | 3191,5 | 15272,2 | 35883 | 56972 |
Польша | 1321,4 | 2309,9 | 3403 | 7049 | 1688,1 | 5698,8 | 11480 | 20193 |
Португалия | 19,2 | 66,6 | 145 | 318 | 16,6 | 617,8 | 1375 | 209 |
Словакия | 294,2 | 404,9 | 770 | 29,95 | 1735,7 | 2422,7 | 4582 | 6467 |
Словения | 340,7 | 379 | 615 | 1155 | 116,8 | 156,6 | 269 | 310 |
Финляндия | 2040,7 | 2331,8 | 4001 | 6634 | 386,5 | 5825,2 | 9206 | 15780 |
Франция | 1073,7 | 3071,3 | 5860 | 10057 | 1518,7 | 4425 | 7602 | 12193 |
Чехия | 438,2 | 834,2 | 1529 | 3612 | 1675,4 | 2280,2 | 4665 | 7251 |
Швеция | 546,6 | 1612 | 2143 | 4528 | 643 | 1564,5 | 2196 | 4117 |
Эстония | 274,8 | 176,8 | 326 | 521 | 411,5 | 1539,3 | 2708 | 954 |
Источник: www.gks.ru
2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | |
Оборот | 8180,9 | 6965,8 | 7169,4 | 9824,2 | 10886,7 | 15048,3 | 17502,9 | 27263,2 |
Экспорт | 4198,2 | 3987,3 | 4207,7 | 6624,1 | 6323,7 | 8638,4 | 8047,9 | 13484,2 |
Импорт | 3982,7 | 2978,5 | 2961,7 | 3200,1 | 4563 | 6409,9 | 9455 | 13779 |
Сальдо | 215,5 | 1008,8 | 1246 | 3424 | 1760,7 | 2228,5 | -1407,1 | -294,8 |
Приложение 2
Внешнеторговый
оборот России с США млн. долларов
Источник: www.gks.ru
Приложение 3
Поступление
иностранных инвестиций в Российскую
экономику по основным странам-инвесторам
Накоплено на конец июня 2009г. | В том числе | Справочно поступило в I полугодии 2009 г. | ||||
всего | в % к итогу | прямые | портфелбные | прочие | ||
Всего инвестиций | 242462 | 100 | 95023 | 11687 | 135752 | 32163 |
из них по основным странам-инвесторам | 202727 | 83,6 | 76066 | 11321 | 115340 | 20757 |
в том числе: | 44993 | 18,6 | 29061 | 5629 | 10303 | 3601 |
Нидерланды | ||||||
Кипр | 40264 | 16,6 | 25663 | 1831 | 12770 | 2870 |
Люксембург | 36707 | 15,1 | 979 | 262 | 35466 | 5366 |
Великобритания | 24584 | 10,1 | 3673 | 2202 | 18709 | 2169 |
Германия | 16256 | 6,7 | 6820 | 13 | 9423 | 2862 |
Франция | 9907 | 4,1 | 2011 | 23 | 7873 | 1073 |
Ирландия | 9121 | 3,8 | 397 | 0,2 | 8724 | 391 |
США | 7992 | 3,3 | 2752 | 859 | 4381 | 1047 |
Виргинские о-ва | 6813 | 2,8 | 3984 | 500 | 2329 | 641 |
Япония | 6090 | 2,5 | 726 | 2 | 5362 | 737 |