Интеграция и диверсификация производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:35, курсовая работа

Краткое описание

Под интеграцией понимается объединение самостоятельных предприятий, углубление их взаимодействия и развития связей между ними. Интеграция возможна как на уровне национальных хозяйств, так и на уровне предприятий, фирм, компаний и корпораций. Она проявляется в расширении и углублении производственно - технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, а также в создании друг другу благоприятных условий экономической деятельности.

Содержание

Введение
Виды интеграционных процессов и формы интеграции.
Понятие вертикальной интеграции. Стратегические преимущества и недостатки.
Горизонтальная интеграция.
Диверсификация предприятия.
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

сама работа.docx

— 80.99 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования «Казанский (Приволжский ) федеральный университет»

 

 

Институт  экономики и финансов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По дисциплине  «Экономика отраслевых рынков»

 

 

 

Тема: Интеграция и диверсификация производства.

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Биктимирова Г.Р

 

Группа: 214

 

Проверил:                                                                                Низамутдинов И.К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань 2013

Содержание

 

Введение

  1. Виды интеграционных процессов и формы интеграции.
  2. Понятие вертикальной интеграции. Стратегические преимущества и недостатки.
  3. Горизонтальная интеграция.
  4. Диверсификация предприятия.

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Под интеграцией  понимается объединение самостоятельных  предприятий, углубление их взаимодействия и развития связей между ними. Интеграция возможна как на уровне национальных хозяйств, так и на уровне предприятий, фирм, компаний и корпораций. Она  проявляется в расширении и углублении производственно - технологических  связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, а также в создании друг другу благоприятных условий экономической деятельности.

На современном  этапе развития экономики торговля вовлечена в сложные международные, межрегиональные, межотраслевые и  внутриотраслевые связи, которые проявляются  в развитии интеграционных процессов, концентрации торгового капитала.

Рыночные  процессы и конкуренция способствуют развитию интеграции в отрасли, переходу от неорганизованной ее формы к цивилизованным интегрированным структурам. Д

Диверсификация произошла от латинских слов «diversus» и «facere», что означает - разный и делать.

Диверсификация  это маркетинговый ход производственного  предприятия, направленный на извлечение максимальной прибыли или для  снижения финансовых рисков, предотвращения банкротства.

То есть диверсификация предполагает изменение  вида производимой продукции, расширение ассортимента, освоения новых производственных мощностей.

Со временем рынок насыщается однотипными товарами, что приводит к снижению покупательского  интереса, а значит к снижению величины прибыли от сбыта подобной продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Виды интеграционных процессов и формы интеграции.

Современное развитие рынка характеризуется  глобализацией бизнеса как на национальном, так и региональном уровне и проявляется в развитии интеграции и интеграционных процессов.

Термин  «интеграция» (от лат. integrace) означает некую  целостность, структуру, совершенствование. Понятие «интеграция», как и сам процесс интеграции, появилось в 20-х годах ХХ века. Родоначальники «учения об интеграции» – немецкие ученые Р. Шмед, Х. Кельзен и Д. Шиндлер. Теория и практика интеграции нашли отражение в работах зарубежных и российских ученых: К. Пасса, Б. Лоуза и Л. Дэвиса, Р. Гумерова, И. Курцева, В. Д. Мингалева, А. Л. Пустуева, Е. Е. Румянцевой, О. А. Родионовой, Е. В. Семина, Е. Ф. Сумина, Ю. Якутина и др.

В отечественной  и зарубежной экономической научной  литературе имеются различные толкования термина «интеграция». Нами выделены три основных понятия, характеризующие «интеграцию»: интеграция как форма сотрудничества, интеграция как экономический процесс, интеграция как объединение предприятий.

Ряд ученых выделяет в системе интеграции интеграционные процессы как основу экономической  составляющей интеграции. Интеграционные процессы как рыночная категория  носят активный, динамичный характер, имеют свой экономический механизм – цели, субъекты, объекты, принципы, формы, методы, хозяйственные и правовые.

Виды  экономической интеграции существенно  различаются характером интеграционных процессов. Главные из них осуществляются на основе «приобретения» и «слияния». (рис. 1).

 

 

 

 

 


 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

Рис.1. Виды интеграционных процессов

 

В настоящее  время в отечественной и зарубежной литературе выделяют две основные формы интеграции – горизонтальную и вертикальную.

Горизонтальная интеграция – это процесс объединения предприятий, действующих в одном секторе. Основной выгодой от подобной интеграции является экономия на издержках производства или продаж. Горизонтальная интеграция способствует реализации достижений научно-технического прогресса и обеспечивает развитие технологической сферы.

Вертикальная интеграция – процесс объединения предприятий, действующих в отраслях с устойчивыми связями «покупатель – поставщик». Как правило, она наблюдается, когда промежуточная продукция не является совершенной, либо когда имеется определенный дефицит конкретного вида продукции, либо когда необходим контроль над качеством получаемой продукции и т. п.

Нами  выделен еще один вид интеграции – смешанная интеграция, существование которой обусловлено проникновением крупных предприятий одних отраслей в другие, не имеющие видимой производственной связи с основной отраслью. Эта форма имеет черты как параллельной (концентрированной), так и круговой (конгломератной) интеграции.

Параллельная (концентрированная) интеграция – объединение  предприятий, уже имеющих определенные связи либо через общие технологии, либо через производство, либо через  рынки сбыта, т. е. при этом приобретаемая  организация является естественным дополнением к компании-покупателю по линии производства продукции, услуг, по доле на рынке или характеру технологической базы.

Круговая (конгломератная) интеграция в основном нацелена на достижение сбалансированности всех видов деятельности предприятий, а не на использование только ресурсной, технологической или реализационной базы.

Итак, в  настоящее время в экономической  сфере существуют три формы интеграции: горизонтальная, вертикальная и смешанная (рис. 2).

Рассмотрим отдельно основные два  вида интеграции.


Рис. 2. Формы  интеграции. 

2. Понятие вертикальной интеграции. Стратегические преимущества и недостатки.

Под вертикальной интеграцией понимается укрепление связей между смежными звеньями технологической  и распределительно-сбытовой цепочек (или между звеньями цепочек добавленной  стоимости) на базе установления интеграционных связей с предприятием-поставщиком (интеграция вниз) или предприятием - потребителем (интеграция вверх) продукции (услуг) данного предприятия. К вертикальной относится также интеграция производства и сети сбытовых предприятий (точек).

Отношение ученых-экономистов и практиков  к вертикальной интеграции в целом  неоднозначно. По мнению одних экономистов, рыночные отношения эффективнее  интеграционных, они позволяют автоматически  избавляться от неэффективных звеньев, поддерживают конкурентоспособность  предприятия.

Вертикальная  интеграция является одной из сложных  форм, она преследует различные хозяйственные  цели и ведет к весьма разнообразным  последствиям и результатам деятельности как положительного, так и отрицательного характера.

К методам  вертикальной интеграции относятся:

• консолидация - включение интегрируемой фирмы  в основную в качестве подразделения  либо в качестве дочернего предприятия (филиала). Консолидированной в этой связи называется компания, осуществляющая самостоятельное производство более 50% выпуска продукции;

• группировка - создание группы из интегрируемых  предприятий и основной компании, связанной либо взаимными отношениями  собственности (обмен акциями), либо взаимными управленческими связями (включение в состав совета директоров одного предприятия представителей другого), либо предоставлением различных  услуг (разработка технологии, социально-бытовое  обеспечение, информационно-рекламное  обслуживание и т.д.);

• франчайзинг - предоставление интегрируемой компании права пользования торговой маркой, ноу-хау, материально-техническими ресурсами, принадлежащими интегратору;

• целевая  пролонгация - достижение интеграции за счет целенаправленного сознательного  продления срока договоров о  поставке (даже в ущерб рыночной конъюнктуре) с целью формирования долговременных устойчивых интеграционных связей.

Выделяются  два основных типа стратегий вертикальной интеграции:

  1. Стратегия обратной вертикальной интеграции направлена на рост фирмы за счет приобретения либо же усиления контроля над поставщиками.

Фирма может  либо создавать дочерние структуры, осуществляющие снабжение, либо же приобретать  компании, уже осуществляющие снабжение. Реализация стратегии обратной вертикальной интеграции может дать фирме очень  благоприятные результаты, связанные  с тем, что уменьшится зависимость  от колебания цен на комплектующие  и запросов поставщиков.

Проведение  данной стратегии уменьшает зависимость  от поставщиков и от колебания  цен на сырье и комплектующие.

  1. Стратегия вперед идущей вертикальной интеграции выражается в росте фирмы за счет приобретения либо же усиления контроля над структурами, находящимися между фирмой и конечным потребителем, а именно системами распределения и продажи.

Данный  тип интеграции очень выгоден, когда  посреднические услуги очень расширяются  или же когда фирма не может  найти посредников с качественным уровнем работы.

Рассмотрим  стратегические преимущества вертикальной интеграции.

Существенной  причиной для инвестирования средств  компании в вертикальную интеграцию является усиление ее конкурентной позиции. Если вертикальная интеграция не приводит к значительному снижению издержек компании или получению дополнительного  конкурентного преимущества, она  не является стратегически оправданной и нет смысла вкладывать в нее средства.

Стратегия обратной интеграции приводит к снижению затрат тогда, когда требуемый объем производства настолько велик, что обеспечивает такую же экономию на масштабах производства, как и у поставщиков, или если поставщики работают более эффективно и имеют возможности улучшать свои показатели. Интеграция в направлении поставщиков дает существенные преимущества, когда они имеют значительные прибыли (хорошее значение показателя предельной доходности, т. е. отношение прибыли к объему реализации), когда поставляемые компоненты занимают основную часть в себестоимости конечного продукта и когда необходимые технологические навыки легко освоить.

Обратная  вертикальная интеграция создает конкурентное преимущество, основанное на дифференциации, когда компания начинает выполнять те действия, которые ранее были ей не свойственны, предлагая лучшее качество конечного продукта/услуги, улучшая уровень обслуживания клиентов или совершенствуя характеристики готовой продукции.

Подобная  интеграция может также снизить  зависимость компании от поставщиков  важнейших компонентов готовой  продукции или от компаний, предоставляющих  определенные услуги.

Во многих отраслях независимые торговые агенты, оптовики и розничные торговцы одновременно продают конкурирующие продукты. Они не имеют привязанности ни к одной товарной марке, и основным их мотивом выбора "что продавать" является получение максимальной прибыли.

Независимость продаж и каналов распределения  может привести к накоплению товарных запасов, частой недогрузке производственных мощностей, что обусловливает в  конечном итоге нестабильность производства и невозможность получения дополнительной экономии.

В такой  ситуации для компании может быть выгодна и стратегия вперед идущей вертикальной интеграции по направлению  к оптовикам и/или розничным  торговцам, в результате чего создается  сеть связанных обязательствами  дилеров, представляющих продукцию  компании конечному пользователю.

В то же время в ряде случаев вперед идущая интеграция в деятельность по распределению товаров и проведение прямых продаж конечному пользователю может дать снижение издержек и установление более низких цен для покупателя за счет устранения дорогостоящей традиционной сети распределения.

Стратегия вертикальной интеграции имеет некоторые существенные недостатки.

Во-первых, она увеличивает капиталовложения в отрасль, где уже работает компания, повышая тем самым риск, вместо направления финансовых ресурсов в другие, может быть, более доходные сферы.

Во-вторых, обратная и вперед идущая интеграция ограничивает фирму в отношении свободы выбора поставщиков и потенциально результаты по обслуживанию получателей могут быть ниже.

В-третьих, вертикальная интеграция приводит к  проблемам, связанным с балансировкой  мощностей на каждом этапе в цепочке  ценностей. Наиболее эффективный объем  производства в каждом звене цепочки  ценностей может не соответствовать  потребностям связанного с ним звена. Полное соответствие в цепочке ценностей, как правило, является исключением. Если возможности внутренних поставок недостаточны для производства, недостающие  компоненты должны быть куплены на стороне. Когда возможности производства в одном из звеньев превышают  потребности другого, излишки должны быть проданы. И если производятся сопутствующие  товары, то также необходимо организовывать их сбыт.

Информация о работе Интеграция и диверсификация производства