Инфляция в Республике Беларусь и пути решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – отразить причины и следствия инфляции, а также описать инфляционные процессы в Республике Беларусь. Задачи, которые будут решены в ходе написания работы:
Отразить сущность и причины инфляции
Выявить экономические последствия инфляции
Охарактеризовать протекание инфляционных процессов в Республике Беларусь и методы борьбы с этим явлением.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
Глава 1. Инфляция: причины и последствия………………………………..
1.1 Сущность инфляции, виды и предпосылки…………………........
1.2 Экономические последствия инфляции…………………………..
Глава 2. Динамика инфляции Республики Беларусь …………………….…
2.1 Инфляционные процессы в Республике Беларусь с 2008 года
2.2 Состояние инфляционных процессов в настоящее время и причины инфляции………………………….
Глава 3. Направления антиинфляционной политики Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..…………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….24

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по инфляции в РБ .doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

Понятно, что чем неожиданнее, быстрее, а несбалансированнее по отношению  друг к другу растут цены, тем  лучше для одних и хуже для  других. К примеру, если коллективный договор уже заключен на 5 лет  вперед и, причем, без должного учета возможности резкого роста цен (а такое случается), то рабочие могут проиграть, если цены вдруг резко, неожиданно и несбалансированно возрастут. Пострадает и предприниматель, если, в свою очередь, цены именно на его товар вырастут меньше по сравнению с ценами других, т.е. несбалансированно. Другой же предприниматель выиграет при условии, что его цены выросли относительно быстрее и т.д.

Второе последствие  инфляции – отставание цен государственных предприятий от рыночных цен. В государственном (регулируемом) секторе рыночной экономики цены издержек производства и товаров пересматриваются реже и дольше, чем в частном секторе. В условиях инфляции каждое повышение своих цен госпредприятия вынуждены обосновывать, получать на это разрешение всех вышестоящих организаций. Это долго и неэффективно. В условиях ежемесячного резкого, неожиданного и скачкообразного роста инфляции подобный механизм даже технически трудно – осуществим. В итоге нарастает дисбаланс частного и общественного секторов, государство утрачивает свой экономический потенциал воздействия на рынок. Данный эффект особенно опасен.

Практический совет  предприятиям – вычленять из структуры  мелкие и средние предприятия, поскольку  они свободны для самостоятельного проведения ценовой стратегии.

Третье последствие несбалансированной, пусть даже и ожидаемой инфляции сказывается через налоговую систему. В такой ситуации прогрессивное налогообложение по мере роста инфляции автоматически все чаще зачисляет различные социальные группы и виды бизнеса во все более состоятельные или доходные, не разбирая: возрос ли доход реально или только номинально. Это позволяет правительству собирать возрастающую сумму налогов даже без принятия новых налоговых законов и ставок. Отношение бизнеса и населения к правительству, естественно, ухудшается. Об опасности подобной скрытой государственной конфискации денежных средств писал еще Дж. Кейнс в 30-х годах XX века [4,c.154].

Естественно, что промышленно  развитые страны Запада проводят индексацию налоговых законов с учетом темпа инфляции (в США, например, с 1985 г.). Подобная индексация, к сожалению, малоэффективна, ибо в силу несбалансированного роста цен происходит перераспределение богатства, усиливается отрыв номинального значения дохода от реального, причем у различных групп бизнеса и населения по-разному, в разное время и с различной скоростью. Единая индексация не может уловить подобных нюансов, она оценивает все доходы преимущественно формально, по номиналу. Для США, к примеру, полученный банкирами (1984 г.) 10-процентный доход на авансированный капитал (процентная ставка) не есть реальный доход, а лишь плата за инфляцию. Темп роста цен в 1984 г. был как раз около 10%. Налоговая система этого не может гибко учесть.

Еще одно последствие  несбалансированной инфляции – население и корпорации стремятся материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные запасы. Фирмы разрабатывают планы по активизации использования денежных ресурсов. Отрицательное здесь заключается в том, что стимулируется слабопродуманный, поспешный и чрезмерный темп накопления материальных запасов впрок. Пример тому – паническая материализация денежных средств на всей территории СНГ. Дефицит нарастает параллельно с «затовариванием» складских помещений предприятий и организаций, захламлением квартир населения [10,c.106].

Очередное последствие  инфляции – нестабильность и недостаточность экономической информации, мешающие составлению бизнес – планов. Цены есть главный индикатор рыночной экономики. Ценовая информация–главная для бизнеса. В ходе же инфляции цены постоянно меняются, продавцы и покупатели товаров все чаще ошибаются в выборе оптимальной цены. Падает уверенность в будущих доходах, население утрачивает экономические стимулы, снижается активность бизнеса. [1, с. 64]

Яркую аналогию проводит П. Самуэльсон: предположим, что ваш телефонный номер каждый год растет (назовем это «инфляция телефонного номера»). Представьте, какие неудобства причинил бы вам подобный рост номеров важнейших для вас телефонных абонентов, – усиленный скачкообразным и непредсказуемым изменением номера телефона самой справочной службы. Итак, непредсказуемыми скачками меняются нужные вам телефоны, да к тому же еще меняется по неизвестным законам телефон справочной службы АТС. Таким же образом, в силу отсутствия качественной информации о ценах, усиливается дезориентация субъектов рыночного хозяйства, снижается эффективность размещения экономических ресурсов. У предприятий возрастают издержки, связанные с потребностью адаптироваться к постоянным изменениям, заранее готовиться к множеству сценариев экономики завтрашнего дня.

Следующее последствие  инфляции – реальная денежная процентная ставка уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции. Так, если в 1990 г. темп инфляции в США был 4%, то обладатели денег в этом же году получили реальный доход на валюту на эти же 4% ниже.

И в завершение особо  отметим, что рост инфляции практически  всегда сочетается с высокой, хотя и  неполной занятостью и большим объемом  национального производства. И наоборот, снижение инфляции совпадает по времени со спадом производства и ростом безработицы. Пример – Польша весной 1990 г., где частичная стабилизация роста цен сопровождалась продолжающимся спадом производства и значительным ростом безработицы. (только за весну 1990 г. безработица возросла в 2 раза – с 200 тыс. до 400 тыс. человек) [8].

Зависимость между инфляционным ростом цен и сокращением безработицы  была выведена в 1958 году английским экономистом  А. Филлипсом. Используя данные статистики Великобритании за 1861–1956 гг. он построил кривую, отражающую обратную зависимость между изменением ставок заработной платы и уровнем безработицы. Теоретическую базу под расчеты А. Филлипса подвел экономист Р. Липси. В дальнейшем американские экономисты П. Самуэльсон и Р. Солоу модифицировали кривую Филлипса, заменив ставки заработной платы на темпы роста товарных цен.

Отметим заранее, что  зависимость снижения (стабилизации) инфляции ценою роста безработицы  лежит в основе многих государственных  антиинфляционных программ (США, Великобритания, Польша, Венгрия и, похоже, СНГ).

Таким образом, среди  основных последствий инфляции можно  выделить перераспределение доходов (проблема дороговизны денег, что  сокращает деловую активность в  экономике), отставание государственных  предприятий от частных в силу лага в адаптации к инфляции. Существуют и другие последствия, что в целом нарушает макроэкономическое равновесие в экономике [9].

 

2. Динамика инфляции  Республики Беларусь за различные этапы

 

 

2.1 Инфляционные процессы в Республике Беларусь 2002–2009 гг.

 

Следующий этап развития экономики РБ можно назвать как межкризисный период 2002–2008 гг. В данный период мы видим стабилизацию инфляции, вернее ее постоянное уменьшение, и только с 2007 г. наблюдается рост инфляции. Причиной послужил высокий экономический рост и мягкая денежно-кредитная политика.

Для анализа инфляции используются данные Белстата. В 2008 году рост ИПЦ в Беларуси составил 13.3% (декабрь к декабрю) и превысил показатели 2007 года (рис. 2.2). Однако, среднегодовой уровень инфляции достиг 14.8%, что является достаточно высоким показателем, оказывающим отрицательно влияние на макроэкономическую стабильность. Тенденция ускорения инфляции наблюдается второй год подряд.

Это связано со следующими факторами [8]:

    1. Рост цен на поставляемые энергоносители;
    2. Рост цен импорта;
    3. Высокий темп роста доходов населении, опережающий рост производительности труда;
    4. Государственное регулирование цен.

 

Рис. 2.1. Индекс потребительских цен в Беларуси

 

Одним из основных факторов, оказывающих стабилизирующее воздействие  на общее состояние экономики Беларуси, долгое время оставалась политика стабильного курса национальной валюты по отношению к доллару США. С учетом инфляции, в последние годы происходило существенное укрепление курса белорусского рубля по отношению к основным валютам. Однако, в условиях хронического дефицита платежного баланса, данная политика привела к появлению серьезных диспропорций (рис 2.3). В условиях разразившегося экономического кризиса и резкого падения спроса на продукцию традиционного белорусского экспорта и снижения поступления валютной выручки, правительство Беларуси вынуждено было провести одномоментную 20% девальвацию национальной валюты по отношению к доллару США.

Рис. 2.3 Валютный курс

 

С начала 2009 г., на фоне девальвации рубля и роста денежных доходов населения более чем на 20%, темп инфляции в Беларуси ускорился и в январе-апреле 2009 г. был выше, чем в среднем по СНГ.

Темп потребительской  инфляции достиг 4-летнего максимума  в середине 2008 г.

Тем не менее, высокая ставка рефинансирования Национального банка (14% с начала 2009 г.) позволила сдержать инфляционные тенденции. (рис. 2.4)

Рисунок 2.4. Ставка рефинансирования и ИПЦ

 

Поэтому чтобы остановить рост цен  и дальнейшее возрастание инфляции необходимо [11]:

1. Восстановить доверие к национальной  валюте, как внутри страны, так и за ее пределами путем неограниченной, а затем полной конвертации.

2. Стабилизировать белорусский  рубль посредством:

  • полной и быстрой либерализации цен на все факторы производства товаров и услуг;
  • снятия административных ценовых ограничений на товарных рынках, рынках труда и капитала на основе антимонопольной государственной политики и конкуренции, а также либерализации внешнего рынка.
  • проведения жесткого контроля за процессом эмиссии со стороны Национального банка, что возможно только при его независимой политике, как этого требует закон.

3. Законодательно запретить  использования кредитно-денежной  эмиссии для финансирования дефицита  бюджета, скупки иностранной валюты, ценных бумаг, краткосрочного  и особенно долгосрочного кредитования народного хозяйства;

4. Проводить политику «дорогих  денег» путем активизации рынка  ценных бумаг, включения купли-продажи  земли и осуществления других  мер в целях замедления скорости  обращения рубля;

5. Либерализировать денежно-кредитный  и валютный рынок, отказавшись от системы множественности валютных курсов, а также практики изъятия части валютной выручки у предприятий по фиксированному официальному курсу;

6. Применять процедуры  санации и банкротств предприятий  для оздоровления экономики и  повышения уровня их конкурентоспособности;

9. Разработать систему  мер, гарантирующих внутренним  и внешним инвесторам сохранность  их вкладов и возможность беспрепятственного получения и вывоза прибыли из Беларуси (имеется ввиду установления доверия к правительству. Несмотря на принятие декрета Президента о сохранности вкладов)

Таким образом, в период 2002–2009 г. можно было видеть стабилизацию инфляции до приемлемых уровней, что означало нормальное развитие бизнеса, что в свою очередь стало предпосылкой экономического роста. Конечно, без инфляции экономический рост весьма затруднителен, поэтому инфляция все же была довольно высока. В 2009 г. пи падении ВВП инфляция не упала, что стало следствием девальвации.

 

2.2 Состояние инфляционных процессов в настоящее время и причины инфляции

 

 

 Экономику Беларуси относят к переходному  типу, а для любой страны с такой  экономикой наиболее острой остается проблема инфляции. На сегодняшний  день в развитых странах эта проблема решается довольно успешно, во всяком случае, сейчас уже не наблюдается таких темпов инфляции, которые были в Германии, Англии, США и т.д. в XIX-XX веках.

Базовый индекс потребительских цен, исключающий изменения цен на отдельные товары и услуги, регулируемые государством, а также на товары сезонного характера, в октябре 2012 г. по сравнению с сентябрем 2012 г. составил 101,3%, с декабрем 2011 г. – 114,8% [15].

Таблица 2.2 Динамика базового и сводного индексов потребительских цен по Республике Беларусь 

(в процентах)

 

Декабрь предыдущего  года = 100

сводный ИПЦ

базовый ИПЦ

2011 г.

101,4 

100,8

2012 г.

101,9

101,8


 

  Источник: статистический сборник  Республики Беларусь

Источник: статистический сборник Республики Беларусь

рис. 2.5 Изменение (прирост/снижение) сводной инфляции по сравнению с базовой инфляцией по Республике Беларусь

Источник: статистический сборник Республики Беларусь 

рис. 2.6 Динамика сводного и базового индексов потребительских цен по Республике Беларусь (к декабрю 2010 г.; в процентах)

 

Инфляция в сентябре 2012 года в Беларуси составила 1,3%. 

Таким образом, индекс потребительских  цен на товары и услуги в сентябре 2012 года по сравнению с августом составил 101,3%, с декабрем 2011 года - 116,1%. В августе к июлю этот показатель составлял 102,3%.

На продовольственные  товары в сентябре цены стали выше к августу на 1,3%, к декабрю 2011 года - на 18,1%. На непродовольственные товары они возросли на 0,6% к августу и  на 8,4% к декабрю прошлого года. 

Информация о работе Инфляция в Республике Беларусь и пути решения