Инфляция в Республике Беларусь и пути решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – отразить причины и следствия инфляции, а также описать инфляционные процессы в Республике Беларусь. Задачи, которые будут решены в ходе написания работы:
Отразить сущность и причины инфляции
Выявить экономические последствия инфляции
Охарактеризовать протекание инфляционных процессов в Республике Беларусь и методы борьбы с этим явлением.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
Глава 1. Инфляция: причины и последствия………………………………..
1.1 Сущность инфляции, виды и предпосылки…………………........
1.2 Экономические последствия инфляции…………………………..
Глава 2. Динамика инфляции Республики Беларусь …………………….…
2.1 Инфляционные процессы в Республике Беларусь с 2008 года
2.2 Состояние инфляционных процессов в настоящее время и причины инфляции………………………….
Глава 3. Направления антиинфляционной политики Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..…………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….24

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по инфляции в РБ .doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

Индекс цен производителей промышленной продукции в сентябре 2012 года по сравнению с августом составил 101,4%, с декабрем 2011 года - 116%, в том числе на инвестиционные товары - соответственно 101% и 123,7%, промежуточные - 101,3% и 111,9%, потребительские - 101,8% и 119,9%.

Цены производителей сельскохозяйственной продукции в  сентябре к августу стали выше на 2,1%, к декабрю прошлого года - на 26,2%, в том числе в растениеводстве - соответственно на 7,7% и на 48,5%, в  животноводстве - на 0,5% и 20,5%.

В строительстве в  сентябре 2012 года по сравнению с августом цены увеличились на 2,5%, с декабрем 2011 года - на 30,1%, в том числе на строительно-монтажные работы - соответственно на 3,5% и на 35,4%, машины и оборудование - на 1% и 11,5%, прочие работы и затраты - на 4,6% и на 26,6%.

Индекс тарифов на перевозку грузов всеми видами транспорта в сентябре по сравнению с августом составил 102,2%, с декабрем 2011 года - 132,9%. Тарифы на услуги связи для юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей в сентябре по сравнению с августом 2012 года сохранились на том же уровне, а по сравнению с декабрем 2011 года увеличились на 23,8%.

На платные услуги в сентябре 2012 года индекс цен по сравнению с августом составил 102,7%, с декабрем 2011 года - 126,1%.

Инфляция спроса определяется как рост цен в результате превышения совокупного спроса по сравнению с потенциальным предложением в экономике. В белорусской экономике инфляция спроса проявляется следующим образом: спрос населения и субъектов хозяйствования не встречает требуемых по качеству отечественных товаров и изделий и вызывает повышенный спрос на импортные товары, что приводит к превышению спроса на валюту над ее предложением, из-за чего падает валютный курс и, вместе с ним, растут рублевые цены на импортные факторы производства, которые, в свою очередь, через инфляцию издержек повышают цены на отечественные, в том числе и потребительские товары.

Инфляция издержек или затратная инфляция – есть рост цен, вызванный увеличением стоимости факторов производства (ресурсов, труда, капитала). Стоимость факторов производства в белорусских условиях растет: во-первых, из-за падения курса и повышения рублевых цен на импортные факторы производства (в первую очередь сырье, материалы, комплектующие);

во-вторых, из-за повышения долларовой стоимости импортного сырья и энергии

в-третьих, из-за того, что ставки заработной платы растут быстрее, чем производительность труда. Точнее, заработная плата упала меньше, чем производительность труда (фактор избыточной рабочей силы);

в-четвертых, из-за высокой стоимости капитала - ставка рефинансирования учитывает инфляцию, но инфляционный налог на оборотные средства не позволяет иметь адекватную рентабельность [9].

Столкнувшись с ростом стоимости факторов производства, производители  пытаются "передать дальше" возросшие затраты, назначая (в белорусских условиях добиваясь у Министерства экономики) более высоких цен. В этой цепи повышений цен начинают производственные цены, что в дальнейшем неизбежно влечет рост потребительских1, а в случае их регулирования влечет убыточность производства таких товаров.

Ситуация усугубляется отсутствием внутренней конкуренции  даже по многим товарам массового  спроса. А как только цены упираются  в мировые, и субъекты хозяйствования выходят на нулевую и отрицательную  рентабельность, они провоцируют рынок на девальвацию. Опережающая девальвация номинального курса по сравнению с паритетным ослабляет конкуренцию иностранных товаров. Последнее, с одной стороны, защищает отечественных товаропроизводителей и стимулирует экспорт, а с другой не создает иностранного конкурента местным товарам, т. е. стабильного потолка цен.

К причинам возникновения  инфляции в Республике Беларусь можно  отнести следующие:

- Рост кредитной эмиссии.

- Инфляция спроса.

- Инфляция издержек.

- Низкая или даже отрицательная рентабельность предприятий. Учитывая, что именно эта причина вызывает эмиссию, фактическая первопричина инфляции – неэффективные производственные процессы.

- Популистская политика государства, через которую проводилось финансирование государственных программ. Такая политика привела к росту заработной платы, которая превышала рост производительности труда. В результате неоправданно увеличилась денежная масса, не подкрепленная товарами [11,c.56].

 

3. Направления антиинфляционной  политики Республики Беларусь

 

Белорусская экономика  длительное время развивалась на базе приоритетности отраслей производственного  назначения, имела большие объемы незавершенного производства, характеризовалась  высоким уровнем монополизации  и скрытой безработицы, что создало предпосылки для развертывания в нашей стране мощных инфляционных процессов в начале 90-х годов.

С целью предотвращения инфляции или смягчения ее в каждой стране разрабатывается пакет антиинфляционных программ. В Беларуси действовал, утвержденный правительством, план антиинфляционных мер на 2011 год, однако в связи с высокой инфляцией в этом году и неэффективности ее регулирования с помощью разработанных раннее мер, правительство было вынуждено искать новую программу реформ. Разработка новой антиинфляционной программы была основана на изменении государственных приоритетов относительно валютного курса и золотовалютных запасов, а именно государство отказалось от поддержки национального курса валюты за счет уменьшения золотовалютных запасов страны [5,c.136].

Для разработки антиинфляционной политики исходным пунктом является совершенствование теории инфляции как многофакторного социально-экономического процесса, корни которого лежат в механизме воспроизводства. Это означает, что должна быть разработана долгосрочная антиинфляционная стратегия и определены меры, сдерживающие факторы инфляции. К этим самым общим мерам можно отнести [9,c.165]:

• оздоровление экономики (устранение структурных перекосов, гипертрофии отраслей группы "А" и военно-промышленного комплекса, ликвидация убыточности предприятий);

• наведение порядка в капиталовложениях (инвестициях) с использованием, в частности, мирового опыта проектного финансирования (основанного на минимальном участии бюджетных средств и максимальной доле негосударственного сектора);

•  нормализацию торговли, так как самовольное накручивание цен при отсутствии конкуренции, продажа товаров по спекулятивным ценам, другие злоупотребления усугубляют дисбаланс между денежной и товарной массой;

•  активное вовлечение в рыночный оборот нетрадиционных товаров (квартир, ценных бумаг и т.п.), использование  золота для получения валютных кредитов под залог золота, для валютной интервенции или покупки импортных  товаров с последующей их продажей в республике по повышенным ценам;

•  конверсию военного производства;

• развитие рынка услуг, поскольку одними товарами обеспечить разбухшую денежную массу невозможно.

Для стабилизации экономики  в настоящее время правительство  будет ограничивать рост доходов  населения в валюте, будет продолжаться программа сокращения государственного финансирования (сокращение кредитов агросектору и государственного финансирования строительства жилья). Из-за кризиса политика государства будетвключать в себя такие элементы, как продажа государственной собственности, продажу земли активную деятельность на рынке ценных бумаг  и т.д.

Основной мерой по снижению инфляции в РБ в этом году, как и предыдущих, по прежнему оставались кредиты других стран. Например, соглашение между Беларусью и Евразийским банком развития о предоставлении финансового кредита из средств Антикризисного фонда ЕврАзЭС было подписано 9 июня 2011 года. Общий объем кредита составляет $3 млрд. Средства должны поступить шестью траншами в течение 2011-2013 годов. Первый транш кредита в размере $800 млн. поступил в Беларусь в июне. Общая сумма кредита в 2011 году запланирована в размере $1,24 млрд. Правительство Беларуси также намерено добиваться получения кредита от России и МВФ.

Также в Беларуси с 11 ноября 2011 была увеличена ставка рефинансирования на 5 процентных пунктов - с 35% до 40% годовых. Соответствующее постановление №503 от 8 ноября текущего года принято правлением Национального банка.

Одновременно Комитет  по монетарной политике Национального  банка принял решение о повышении с 11 ноября текущего года процентных ставок по операциям регулирования ликвидности.

Процентные ставки по постоянно доступным и двусторонним операциям поддержки ликвидности  увеличены до 60% годовых, по постоянно  доступным операциям изъятия ликвидности - до 30% годовых [13,c.124].

Очередное повышение  ставки рефинансирования и ставок по операциям регулирования ликвидности  является последовательным шагом по ограничению инфляционных процессов  и стабилизации ситуации в экономике  и финансовой сфере в целом. Эта мера позволит также поддержать возобновившийся в последние месяцы рост срочных рублевых вкладов населения в банках, стабилизировать инфляционные ожидания в экономике, а также станет дополнительным фактором по усилению сбалансированности платежного баланса", - пояснили в управлении информации Нацбанка.

В 2011 году была проведена  полноценная смена курсовой политики, согласно которой курс на валюту будет  определяться, исходя из спроса и предложения  на нее. Это будет способствовать структурной перестройке экономики "При этом Нацбанк, как его попросил об этом глава государства, будет ежедневно отслеживать ситуацию и при необходимости вмешиваться, отбивать спекулятивные атаки, - сказал эксперт. - Также предполагается, что, скорее всего, Нацбанк все-таки будет выходить на валютный рынок с интервенциями, чтобы сглаживать колебания на валютном рынке". Одновременно с мерами курсовой политики от Нацбанка требуется не проводить никакой эмиссии, все стройки и проекты должны финансироваться за счет здоровых неэмиссионных источников.

Для предотвращения темпов роста инфляции 20 сентября 2011 была также  снижена финансовая нагрузка на физических лиц по погашению имеющейся кредитной  задолженности в иностранной  валюте в связи с увеличением  курсов иностранных валют. Так, при наличии объективных обстоятельств (увеличение рублевого эквивалента размера платежей по кредитному договору, снижение уровня доходов, потеря работы, длительная болезнь), а также социально значимым категориям кредитополучателей (многодетным семьям, инвалидам, пенсионерам, ветеранам, бывшим узникам и другим) кредитным комитетам учреждений банков дано право предоставлять отсрочку погашения основного долга на срок до шести месяцев. Банки также могут устанавливать на срок до шести месяцев индивидуальные графики погашения основного долга с учетом платежеспособности кредитополучателя с последующим предоставлением рассрочки уплаты недоплаченной суммы основного долга в пределах конечного срока пользования кредитом. Возможно также продление сроков возврата кредитов, предоставленных в иностранной валюте [10,c.56].

Мероприятия по изменению  условий кредитования осуществляются после оценки способности кредитополучателя  исполнять свои обязательства перед  банком. При этом граждане, получившие кредиты в иностранной валюте и испытывающие затруднения по их погашению, должны обратиться в банк с письменным заявлением.

Ранее банками уже  были приняты меры по снижению финансовой нагрузки на физических лиц по погашению  кредитов в иностранной валюте, в  частности снижена процентная ставка до 10% (Беларусбанк) годовых. Кроме того, по заявлениям кредитополучателей сроки пользования кредитом продлеваются на 5 лет по кредитам на финансирование недвижимости и на 3 года по кредитам на потребительские нужды.

Одновременно, в связи  с ростом стоимости привлекаемых ресурсов, в том числе обусловленным повышением ставки рефинансирования Нацбанка, Беларусбанк принял решение об изменении с 22 сентября процентных ставок по вновь заключаемым с физическими лицами кредитным договорам в белорусских рублях на потребительские нужды и финансирование недвижимости. При этом данное повышение не затронуло размер процентных ставок по кредитам многодетным семьям.

В Беларуси в 2011 году был  создан Банка Развития. Ему планируется  передать кредиты, ранее выданные предприятиям в рамках госпрограмм. И все кредитование по госпрограммам будет в дальнейшем осуществляться этим специально созданным банком. Это делается  для стабилизации экономической ситуации и инфляционных процессов в стране.

Правительством Беларуси большие надежды возлагаются на создание ЕЭП (Единого экономического пространства). При вступлении в него государство надеется повысить конкурентноспособность белорусских предприятий, снизить стоимость энергоресурсов, увеличить объем рынка сбыта товаров а также уменьшить уровень цен. Сейчас по этому направлению ведется активная работа.

Можно сказать, что в  целом за последнее время Нацбанком  и правительством принят ряд последовательных мер по ограничению инфляционных процессов, с помощью денежно-кредитной  и фискальной политики. Вместе с тем для государства очень важно проведение последовательной антиинфляционной политики и настойчивость в использовании инструментов, регулирующих инфляцию, чтобы пакет действий по снижению цен возымел надлежащий эффект.

Снижение курса национальной валюты и замедление роста цен говорит об эффективности государственной программы по борьбе с инфляцией и вселяет уверенность в завтрашнем дне.

Для разработки антиинфляционной политики исходным пунктом является совершенствование теории инфляции как многофакторного социально-экономического процесса, корни которого лежат в механизме воспроизводства. Это означает, что должна быть разработана долгосрочная антиинфляционная стратегия и определены меры, сдерживающие факторы инфляции. К этим самым общим мерам можно отнести [9,c.165]:

Информация о работе Инфляция в Республике Беларусь и пути решения