Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 15:03, курсовая работа
Инфляция - это обесценение денег, снижение их покупательной способности, дисбаланс спроса и предложения. В буквальном переводе термин "инфляция" (от лат. inflatio) означает "вздутие", т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы.
Российский тип отличается от всех других известных типов, это объясняется условиями ее развития при переходе от плановой экономики к рыночной, а также высокими темпами роста цен (так в 1992г. потребительские цены на товары и услуги увеличились на 2508,8%). В современной России вид инфляции – галопирующий (за 2007 год составила 11,8%).
Введение………………………………………………………………………. .3
Глава І. Инфляция как экономическая категория…………………………. …
1.1. Сущность и причины возникновения инфляции……………………… ..5
1.1.1. Инфляция в сфере денежного обращения…………………………… ..8
1.1.2. Инфляция в сфере производства и реализации товаров……………..9
1.2. Виды инфляции…………………………………………………………. .15
1.3. Методы измерения инфляции………………………………………….. .20
1.4. Социально-экономические последствия инфляции.………………….. .22
1.5. Основные подходы антиинфляционной политики.……………………25
Глава ІІ. Современное состояние инфляционных процессов в РФ.………… .
2.1. Особенности инфляционных процессов в постсоветский период.…… 29
2.2 Сравнительный анализ инфляционных процессов на 2006-2008гг…… 32
2.2.1. Уровень инфляция в 2006г.…………………………………………….32
2.2.2. Уровень инфляции в 2007г……………………………………………..35
2.2.3. Уровень инфляции в 2008г..……………………………………………38
2.3. Антиинфляционная политика…………………………………………….49
2.4.Прогнозы динамики уровня инфляции на 2009-2013 гг.………………..52
Заключение……………………………………………………………………..53
Список литературы…………………………………………………………….56
В случае же несбалансированной инфляции цены на различные товары и услуги повышаются разновременно и по-разному на каждый тип товара. Несбалансированная инфляция встречается гораздо чаще и представляет большую беду для экономики, т.к. хаос с ростом цен затрудняет ориентировку и оценку экономической ситуации для граждан, предприятий и инвесторов. Рост цен на сырьё опережает рост цен на конечную продукцию, стоимость комплектующего компонента превышает цены всего сложного изделия.
С позиции четвертого критерия (ожидаемость и предсказуемость инфляции) различают ожидаемую и неожидаемую инфляцию:
Ожидаемая инфляция - прогнозируется на какой-либо период времени, предсказуема с достаточной степенью надежности. Такая инфляция нередко является последствием действий правительства. Фактор ожидаемости позволяет, имея прогноз роста цен, адаптироваться к нему.
Неожидаемая — возникает стихийно, прогноз невозможен, характеризуется внезапным скачком цен, что отрицательно отражается на налоговой системе и системе денежного обращения. Возможный вариант развития этого вида инфляции основывается на инфляционных ожиданиях населения. При наличии их у покупателей возникает резкое увеличение спроса, что деформирует экономику, искажает картину совокупного спроса, так как предсказать подобный скачок крайне затруднительно. При отсутствии же у населения инфляционных ожиданий возникает “эффект Пигу” - резкое сокращение спроса так как люди надеются на скорое снижение цен. Производитель товаров вынужден снижать цену, в результате ситуация возвращается в состояние равновесия. Такая ситуация пагубно сказывается на большом бизнесе.
1.3. Методы измерения инфляции
Инфляция, в соответствии с монетаристской теорией денег, должна измеряться излишком денежной массы в обращении. Однако на практике это сделать сложно. Поэтому измерение инфляции сводится к теории роста цен, а именно, к определению основных видов индексов цен.
Существует три способа измерения инфляционных процессов.
1. Измерение с помощью индекса цен.
Различают следующие основные виды индекса цен:
Индекс потребительских цен - это отношение цены потребительской корзины в текущем году к ее цене в базисном году. При вычислении индекса потребительских цен принимают во внимание не все конечные товары и услуги, а только те, которые составляют так называемую "потребительскую корзину", приобретаемую типичным домашним хозяйством. Сюда входят основные продовольственные товары, набор основных непродовольственных товаров (одежда, обувь, бытовые товары) и основных услуг ('медицинские, транспортные услуги, связь, отдых, культура, личная гигиена).
Индекс цен Цена «рыночной корзины» в данном периоде
в данном =
периоде, % Цена аналогичной «рыночной корзины»
в базовом периоде
Индекс потребительских цен является наиболее широко распространенным официальным показателем инфляции.
Индекс оптовых цен –представляет собой типичный набор товаров, приобретаемых фирмами. Это относительный показатель, которые характеризуют соотношение цен во времени.
Дефлятор валового национального продукта (ВНП), т. е. показатель падения реального ВНП, накручивания денежного вала (этот индекс более универсален по сравнению с индексом потребительских цен, ибо измеряет рост не только потребительских, но и всех других цен). Дефлятор призван устранить ценовые колебания при изменении динамики ВВП для выявления реального объема ВВП и соответствующей корректировки экономической политики. Дефлятор ВВП представляет собой отношение номинального ВВП, исчисленного в текущих ценах к реальному, то есть к ВВП в неизменных ценах. Оба показателя берутся в текущем периоде.
Он рассчитывается по индексу Пааше:
где
– цена I-го блага в базисном периоде;
– цена I-го блага в текущем периоде;
– количество I-го блага в текущем периоде.
2. Измерение темпов инфляции за год, но можно рассматривать и более короткие периоды (месяцы или кварталы) или более длинные (десятилетия).
Для вычисления темпов инфляции за год нужно вычесть индекс цен прошедшего года из индекса цен этого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100%. Если темп инфляции получиться отрицательным, значит, наблюдалась дефляция (падение цен).
Темп инфляции - изменение общего уровня цен, выраженное в процентах.
(4)
3. Вычисление "по правилу величины 70".
Правило помогает быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен: надо только разделить число 70 на темп ежегодного увеличения уровня цен в процентах.
Приблизительное кол-во лет
необходимых для удвоения =
темпов инфляции Темп ежегодного увеличения уровня цен (%) (5)
«Правило величины 70» обычно применяется тогда, когда, например, надо установить, сколько потребуется времени, чтобы реальный ВНП или ваши личные сбережения удвоились.
1.4. Социально-экономические последствия инфляции
Экономические и социальные последствия инфляции сложны и разнообразны. Небольшие ее темпы содействуют росту цен и нормы прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления экономической конъюнктуры. По мере углубления инфляция превращается в препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.
На практике имеют место следующие основные социально-экономические последствия инфляции:
Инфляция приводит к тому, что все денежные доходы (как населения, так и предприятий и государства) фактически уменьшаются.
2. Перераспределение доходов и богатства, чрезмерная дифференциация доходов населения.
Инфляция перераспределяет доходы и богатство между разными сферами производства и регионами в силу неравномерного роста цен; между населением и государством. Так, должники богатеют за счет своих кредиторов. Причем выигрывают дебиторы на всех уровнях, так как ссуда берется при одной покупательной способности денег, а возвращается, когда на эту сумму можно купить гораздо меньше. Выигрывает и правительство, которое накопило большой государственный долг, так как инфляция дает ему возможность оплатить долги деньгами, имеющими меньшую покупательную способность.
Инфляция для населения проявляется в виде его быстрого социального расслоения, углубления имущественного неравенства. Это происходит хотя бы потому уже, что немало благ относится к разряду товаров неэластичного спроса, входящих в любой потребительский набор. Хлеб, спички, молоко нужны и бедным, и богатым. Но если для бедных постоянное подорожание таких товаров оборачивается прямым снижением жизненного уровня, то для богатых оно ведет лишь к сокращению сбережений.
3. Материализация денежных средств, обесценение сбережений населения (повышение процентов на вклады, как правило, отстает от темпов роста инфляции и не компенсирует падения реальных размеров сбережений).
В период инфляции растут цены на товарно-материальные ценности, пользующиеся спросом на рынке. Поэтому население и предприятия стремятся как можно быстрее материализовывать свои стремительно обесценивающиеся денежные средства в запасы, что приводит к недостатку денежных средств у населения и у предприятий.
От инфляции сильно страдает и производство. По мере нарастания подавленной инфляции у предпринимателей и у самих рабочих пропадают стимулы к труду. Во-первых, цены диктуют не рыночные механизмы, а директивы, указывающие, какой размер прибыли должен иметь предприниматель, что, естественно, не стимулирует развитие производства и предложения. Во-вторых, подавленная инфляция приводит к нормированию и натуральному распределению. Поскольку увязать нормы с эффективностью труда невозможно, практикуются различные схемы уравнительного распределения, а следовательно, исчезает экономический интерес.
В условиях открытой инфляции цены обычно растут быстрее доходов. Таким образом, для предпринимателя, покупающего и рабочую силу, и материальные ресурсы, издержки, связанные с заработной платой, увеличиваются медленнее затрат на приобретение средств производства. Поэтому зачастую ему выгоднее держать в производстве устаревшее и сравнительно дешевое оборудование, чем заменять его новым и все более дорогим. В условиях открытой инфляции становится совершенно невыгодным производство с длительным сроком окупаемости. Это связано с тем, что при длительном производственном цикле прибыль от проданной продукции почти полностью уходит на закупку вздорожавшего сырья; конечно, закупив подорожавшее сырье, предприниматель повысит цену на свою продукцию, но инфляция снова "съест" большую часть прибыли. В такой ситуации трудно спланировать цену продукции, особенно когда темпы инфляции неконтролируемы. К этому добавляется еще и эффект инфляционного налогообложения.
Если инфляция носит открытый характер, проявляется в непрерывном общем повышении цен, хуже всего тем, кто держит сбережения в виде наличных денег: каждый новый виток инфляции неумолимо сокращает массу товаров, которую они способны приобрести. Наименьший ущерб несут те, кто успел поместить сбережения в недвижимость и материальные ценности.
5. Скрытая конфискация денежных средств и падение реального процента.
Инфляция приводит к скрытой конфискации денежных средств у населения и предприятий через налоги.
Это имеет место вследствие того, что налогоплательщики из-за роста номинального дохода автоматически попадают в более высокую группу налогообложения. В результате, у населения и у предприятий может изыматься часть доходов, которые не представляют собой прибыль и должны были бы направляться на текущие затраты. Для того чтобы избежать этого, развитые страны Запада проводят индексацию налоговых ставок с учетом темпа инфляции. Следует также отметить, что и государство страдает от инфляции, так как пока налоги доходят до государственной казны, они обесцениваются.
6. Ухудшение управляемости национального хозяйства.
Одной из причин этого является нестабильность и изменчивость информации. В ходе инфляции цены постоянно меняются, что затрудняет правильный выбор потребителя. Падает уверенность в будущих доходах, труднее прогнозировать затраты и прибыль. Все это снижает стимулы к предпринимательской деятельности, приводит к снижению экономической активности. Инфляция обесценивает не только деньги, но и всю систему регулирования рыночного хозяйства.
7. Инфляция ослабляет позиции государственной власти. Стремление государственных органов получить посредством эмиссии дополнительные средства для решения неотложных задач имеет своим следствием рост недовольства тех социальных групп, чьи интересы остаются неудовлетворенными, и усиление нажима с их стороны в целях увеличения заработков, получения дополнительных льгот и субсидий. Снижается доверие к программам и мероприятиям, намечаемым и проводимым правительством. Реакция населения на ухудшение условий на потребительском рынке принимает нередко острые формы.
1.5. Основные подходы антиинфляционной политики
Негативные последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную антиинфляционную политику.
В антиинфляционной политики можно выделить два подхода:
1. предусматривает активную бюджетную политику, т.е. активное маневрирования государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.
При инфляционном спросе государство может уменьшить его путем ограничения своих расходов и повышения налогов. Однако такие действия могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению безработицы.
В условиях спада спроса бюджетная политика может использоваться для его расширения, осуществляются программы государственных капиталовложений и других государственных расходов, понижающих налоги. Налоги снижают в первую очередь для получателя средних и низких доходов. Но стимулирование спроса бюджетными средствами может усилить инфляцию, к тому же большие бюджетные дефициты не позволяют маневрировать расходами и налогами.
2. Гибкое денежно-кредитное регулирование. Банк изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента. Денежно-кредитная политика используется как средство для кратковременного воздействия на экономику. Эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, поэтому она не всегда достигает намеченной цели.
Параллельной применение различных мер для решения противоречивых проблем может сделать экономическое регулирование в целом малоэффективным.
Кроме того различают прямые и косвенные методы борьбы с инфляцией.
Чаще всего проявляется следующая закономерность: чем кризиснее ситуация, тем насущнее прямые методы воздействия правительства и центрального банка на экономику и денежную массу, как ее составляющую.
Прямые методы включают в себя: