Инфляция в условиях современного экономического кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в изучении инфляции в период экономического кризиса.
Для достижения поставленной цели в ходе работы будут решены следующие задачи:
Изучение теории инфляционных процессов;
Анализ инфляции в условиях кризиса;
Характеристика антикризисных мер.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВИДЫ, СУЩНОСТЬ, ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ 6
1.1. Понятие и причины возникновения инфляции 6
1.2. Меры борьбы с инфляцией 13
ГЛАВА 2. ИНФЛЯЦИЯ В ПЕРИОД КРИЗИСА 18
2.1. Инфляция в 2009 году 18
2.2. Динамика инфляции в начале 2010 года 31
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНФЛЯЦИЕЙ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ДИНАМИКА ЦЕН В ОТДЕЛЬНЫХ СЕКТОРАХ ЭКОНОМИКИ 49

Вложенные файлы: 1 файл

Инфляция в условиях современного экономического кризиса[1]. Курсовая (2).doc

— 372.50 Кб (Скачать файл)

В январе наблюдалась разнонаправленная  динамика ИЦП в различных секторах промышленности. Так, цены производителей в добывающих отраслях промышленности, после непродолжительно периода, характеризующегося ростом цен, снизились сразу на 7,3%. При этом цены производителей в обрабатывающих отраслях, напротив, увеличились на 1,1%. В секторе «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» прирост цен составил 4,8%.

Цены производителей в отраслях, производящих продукцию потребительского назначения, как и на протяжении большей части прошлого года, в начале текущего года демонстрировали крайне сдержанную динамику: прирост цен в указанных отраслях колебался в пределах 0,2-0,5% в месяц. В отраслях, занятых производством товаров инвестиционного назначения, наибольший прирост цен отмечался в производстве электрооборудования (3,0%), в металлургическом производстве (2,3%), в производстве нефтепродуктов и в химическом производстве (по 1,5%).

 

Глава 3. Государственная политика и Перспективы управления инфляцией в России в условиях мирового финансово-экономического кризиса

В предстоящие три  года основной задачей денежно-кредитной  политики является последовательное снижение инфляции до 5-6,8% в 2012 году (из расчета декабрь к декабрю).

Банк России намерен в указанный период в основном завершить переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по снижению инфляции. Однако в ближайшее время денежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса. При этом решения по корректировке политики будут приниматься на основе учета широкого спектра экономических индикаторов.

Общемировая тенденция  существенного роста цен на продукты питания и энергоносители, а также опережающий рост внутреннего спроса уже в 2007 году обусловили более высокую, чем предполагалось ранее, инфляцию в России. Поэтому Банком России осуществлялись действия по возвращению инфляции на траекторию снижения.

Однако решение этой задачи было осложнено влиянием на российский финансовый рынок кризисных явлений на мировых финансовых рынках, спровоцированных проблемами в экономике США. В результате Банк России был вынужден перенести акцент с контроля над инфляцией на поддержание стабильности банковской системы. I. Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу 4 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов Были усилены меры по увеличению ликвидности банков и поддержанию бесперебойности проведения расчетов.14

Ускорение инфляции, а  также ожидаемые в предстоящий  период внешние и внутренние макроэкономические условия подтверждают необходимость  осуществления более гибкой курсовой политики и активного использования процентной политики. Динамика денежных агрегатов будет оставаться важным индикатором для оценки монетарных условий и среднесрочного тренда инфляции. Банк России продолжит движение к режиму свободно плавающего валютного курса, последовательно ослабляя жесткость привязки рубля к бивалютной корзине и допуская большую волатильность ее стоимости.

Режим свободно плавающего валютного курса необходим для  введения таргетирования инфляции в  полном объеме. При этом одновременно с сокращением участия Банка России в курсообразовании потребуется реализация комплекса мер по превращению процентной ставки Банка России в главный инструмент денежно-кредитной политики, влияющий на инфляционные ожидания экономических агентов и формирующий монетарные условия функционирования экономики.

При разработке денежно-кредитной политики на период 2009-2011 годов Банк России принимает во внимание возможные изменения мировых цен на основные товары российского экспорта, прежде всего на энергоносители. В случае снижения этих цен при продолжении увеличения импорта высокими темпами, поддерживаемого внутренним спросом, может произойти существенное сокращение положительного сальдо торгового баланса и даже образование его дефицита.

Поскольку в этом случае ослабнет действие одного из факторов, определяющих укрепление рубля, Банк России может сократить покупки валюты на внутреннем рынке, осуществляемые в целях сдерживания темпов укрепления национальной валюты. Решения о характере и объеме интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке в основном будут обусловлены целями денежно-кредитной и бюджетной политики.

Ожидаемое сокращение валютных интервенций может существенно  уменьшить роль чистых иностранных  активов органов денежно-кредитного регулирования как основного источника роста денежного предложения. С целью обеспечения соответствия денежного предложения спросу на деньги Банк России продолжит активно использовать операции по рефинансированию банков. Это также будет способствовать повышению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции.

Для обеспечения соответствия динамики инфляции целевой траектории Банк России будет использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты денежнокредитной политики. На успешность проведения денежно-кредитной политики будут влиять в определенной степени как бюджетные механизмы аккумулирования дополнительных доходов от экспорта нефти и газа при высоких ценах мирового рынка энергоносителей, так и проведение консервативной бюджетной политики.

Процентная политика Банка России будет осуществляться исходя из состояния экономики и динамики инфляции. Важной задачей процентной политики будет постепенное сужение коридора процентных ставок по собственным операциям Банка России и снижение волатильности ставок денежного рынка. При этом все большее влияние на формирование процентных ставок денежного рынка будут оказывать ставки по рыночным инструментам рефинансирования банков, прежде всего по операциям прямого РЕПО.

Особое значение Банк России придает формированию доверия  общества к осуществляемой денежно-кредитной  политике, повышению ее открытости и прозрачности, разъяснению общественности своих целей, задач и принятых мер. В соответствии со среднесрочной стратегией социально-экономического развития страны Правительство Российской Федерации и Банк России в области денежно-кредитной политики устанавливают цель по снижению инфляции на трехлетний период. Поскольку денежно-кредитная политика оказывает влияние на инфляцию с временными лагами, выходящими за пределы календарного года, наиболее эффективное ее проведение достигается в условиях среднесрочного горизонта определения целей, когда Банк России может применять антиинфляционные меры, основываясь на оценках будущих изменений в динамике фундаментальных макроэкономических факторов.

В этих условиях достижение целей макроэкономической политики будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям.

Первое - снижение инфляции до уровня 3 процентов в год.

Реализация данного  приоритета будет осуществляться за счет поддержания стабильного эффективного обменного курса рубля, проведения консервативной денежно-кредитной политики, сбалансированного бюджета, а также создания условий для опережающего роста предложения по сравнению со спросом и развития конкуренции на внутренних рынках потребительских товаров и услуг. Ключевую роль в сдерживании роста цен (тарифов) на товары и услуги инфраструктурных отраслей будет играть создание эффективного механизма регулирования ценообразования как в монопольном, так и в конкурентном сегментах параллельно с расширением предложения этих товаров и услуг при последовательной либерализации рынка электроэнергии и услуг железнодорожного транспорта.

Приоритетными направлениями  в сдерживании роста цен на рынках нефтепродуктов, строительных материалов и других сырьевых товаров станет развитие конкуренции, в том числе через расширение практики использования механизмов биржевой торговли, повышения эффективности противодействия картельных соглашений, распространения практики заключения долгосрочных договоров на поставку товаров.

Важными факторами сдерживания  инфляции станет реализация мер по развитию конкуренции на продовольственных рынках субъектов Российской Федерации, развитию инфраструктуры по сбыту сельскохозяйственной продукции, расширению сети снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

30 декабря 2009 года на  заседании Правительства РФ был  одобрен план антикризисных мер на 2010 год.

Среди основных приоритетов  антикризисных мер названы следующие:

  • поддержка социальной стабильности и обеспечение полноценной социальной защиты населения;
  • поддержка оживления экономики, обеспечение устойчивости наметившихся положительных тенденций;
  • активизация модернизационной повестки дня: реализация первоочередных мер по решению проблем российской экономики, обусловивших скорость и глубину спада (слабость национальной финансовой системы, недиверсифицированность экономики и экспорта, неконкурентоспособность значительной части перерабатывающих производств), совершенствование институциональной среды, выстраивание новой модели регулирования, в том числе на финансовых рынках, наращивание инвестиций в человеческий капитал.

Основные направления  расходов в рамках антикризисных  мер в 2010 году приведены в таблице 3.1.

Таблица 3.1. Расходы в рамках антикризисных мер в 2010 году

Меры

Млрд. руб.

Итого

195,0

в том числе:

 

1. Поддержанные

138,9

Увеличение уставного капитала открытого акционерного общества «Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром» для погашения задолженности перед банками-кредиторами и выплаты процентов по кредитам

2,4

Погашение задолженности открытого акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация» перед банками-кредиторами (увеличение уставного капитала)

10,7

Субсидии российским торговым организациям на возмещение части затрат при продаже  в 2010 году новых легковых автомобилей российского производства физическим лицам, сдавшим на утилизацию в 2010 году бывшие в употреблении легковые автомобили

11,1

Реализация инвестиционных проектов в монопрофильных городах

10,0

Мероприятия по проведению закупочных товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

5,0

Закупка федеральными органами власти автомобильной техники и дорожно-строительной техники

20,0

Дополнительный имущественный  взнос Российской Федерации в  государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на расширение программ по капитальному ремонту и переселению граждан

15,0

Субсидии российским организациям автомобилестроения и транспортного  машиностроения на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2008 - 2010 годах, а также в международных финансовых организациях, в которых участвует Российская Федерация, направленным на технологическое перевооружение

2,5

Субсидии российским организациям-экспортерам промышленной продукции на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2005 - 2012 годах, для производства продукции на экспорт

7,0

Субсидии российским кредитным  организациям на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным российскими кредитными организациями в 2009 - 2010 годах физическим лицам на приобретение легковых автомобилей

1,0

Имущественный взнос Российской Федерации  в уставный капитал открытого  акционерного общества «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э.Дзержинского»

10,0

Оказание поддержки предприятиям и организациям в соответствии с  решением Межведомственной комиссии по мониторингу за финансово-экономическим состоянием организаций, входящих в перечень системообразующих организаций и Межведомственной комиссии по поддержке стратегических предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса - исполнителей государственного оборонного заказа

40,0

Дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации

4,2

2. Резерв

56,0


 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под инфляцией понимается дисбаланс спроса и предложения (форма нарушения общего равновесия, проявляющаяся в общем росте цен). Но это не означает, что в период инфляции растут все цены. Цены на одни товары могут расти, на другие оставаться стабильными. Цены на одни товары могут расти быстрее, чем на другие. В основе этих пропорций лежит разное соотношение между спросом и предложением и различная эластичность.

Инфляцию можно определить как непрерывный общий рост цен, и в этом случае ключевыми словами при ее определении будут следующие: непрерывный, то есть рост цен происходит постоянно и общий, то есть повышение цен охватывает все рынки. Инфляция - это обесценивание денег, снижение их покупательной способности. Однако не всякое повышение цен служит показателем инфляции. Цены могут повышаться в силу улучшения качества продукции, ограничения факторов производства, изменения общественных потребностей.

Проблема инфляции в современной экономической теории является одной из самых сложных проблем. Помимо экономического она имеет социальный, и политический аспекты. Поэтому при анализе инфляции недостаточно принимать во внимание только конкретную общественно-экономическую систему, в которой протекает инфляционный процесс. Немаловажное значение для исследования имеет также учет социально-политической обстановки, обрамляющей этот процесс и привносящий в него специфические черты.

Проблема регулирования  инфляции – одна из ключевых для российской экономики, а в условиях глобального финансового и экономического кризиса особенно актуальна. Обобщение мирового и российского опыта регулирования инфляции, эволюционный подход авторов к его оценке является безусловным продвижением не только в денежной теории и практике, но и в проблематике воспроизводства экономики в целом. Существенное повышение уровня инфляции в ряде стран, а в России – до 11,5% в 2007 г. и 13,5% – в 2008 г., определяет особую значимость представленного в данной работе исследования мирового опыта регулирования инфляции (в частности, в США, Евросоюзе, Японии).

Нынешний этап функционирования российской экономики характеризуется потребностью в качественно новой парадигме денежно–кредитного управления, направленной на создание режима инфляционного таргетирования, при котором акценты монетарного управления смещаются в сторону долгосрочных целевых ориентиров центрального банка.

Однако обеспечить одномоментное  введение режима инфляционного таргетирования не только политически не возможно, но и экономически опасно, так как может спровоцировать развитие неблагоприятных процессов и дестабилизировать ситуацию. Наиболее теоретически обоснованным и практически проверенным вариантом режимного сдвига представляется постепенная перестройка инструментной и институциональной структуры денежно–кредитной политики Банка России в направлении ориентации на таргетирование инфляции и постепенного отказа от практики прямого регулирования курса национальной валюты.

Информация о работе Инфляция в условиях современного экономического кризиса