Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 09:13, курсовая работа
Краткое описание
Основной целью данной работы является попытка проанализировать особенности инфляционных процессов в России, учитывая исторические предпосылки и особенности развития страны, а также выявить направления и методы реализации антиинфляционного регулирования.
Содержание
Введение 3 Глава 1. Понятие, причины, типы, виды инфляции 5 1.1 Основное понятие инфляции 5 1.2 Основные причины инфляционного роста цен 6 1.3 Типы инфляции 7 1.4 Виды инфляции 12 1.5 Методы борьбы с инфляцией 15 Глава 2. Антиинфляционная политика в России и в общем 17
2.1 Антиинфляционная политика 17 2.2 Цели и инструменты антиинфляционной политики 19 2.3 Основные направления антиинфляционной политики 20 2.4 Эффективность российской антиинфляционной политики 22 2.5 Этапы формирования и модель антиинфляционной политики в РФ 24 Глава 3. История и особенности инфляции в России 26 3.1 Инфляция в России и её особенности 26 3.2 История инфляции в России 31 Заключение 35 Список использованной литературы 37
Большое значение для сдерживания
инфляции может иметь перестройка экспорта
и импорта: переход с сырьевой ориентации
экспорта на технологические виды продукции,
а также отказ от бросовых цен, по которым
реализуется отечественное сырье и теряется
экспортная выручка на десятки миллиардов
долларов в год.
Одну из определяющих ролей
в проведении антиинфляционной политики
играет Центральный банк РФ, который осуществлял
денежно-кредитное регулирование. Он должен
ориентироваться не только на снижение
инфляции, но и на более равновесное развитие
экономики, а также смягчить ограничения
денежной массы в обращении и добиваться
улучшения ее структуры, поскольку более
высокие темпы роста менее ликвидных компонентов
денежной массы способствуют ослаблению
инфляционного давления, сокращение же
объема наличных денег сокращает темпы
инфляции. Улучшение структуры денежной
массы предполагает и более активное воздействие
ЦБ РФ на оборот, обслуживаемый квази деньгами,
денежными суррогатами.
Необходимо прямое управление
кредитной эмиссией, используемой на восстановление
хозяйственных связей, подъем производства,
восстановление банковской системы. Для
сдерживания инфляции нужна поддержка
инвестиционной активности коммерческих
банков, как это применяется в мировой
практике (хотя бы в рамках льгот по созданию
обязательных резервов в ЦБ РФ).
Большое значение для борьбы с инфляцией
имеет более взбешенными выступлениями
в средствах массовой информации.
Успешное осуществление
антиинфляционной политики возможно только
на основе разработки нормативных актов,
регулирующих все сферы рыночных отношений
и безусловного выполнения существующего
законодательства.
2.4 Эффективность российской
антиинфляционной политики
Серьезные исследования
в области организации денежных отношений
позволили развитым странам выработать
достаточно эффективный механизм воздействия
денежно-кредитной политики на процессы
в реальной экономике. В развитых странах
уровень инфляции составляет 2-3%. В США
в 2005 г. индекс потребительских цен составил
3,4%, что выше показателя за 2004 год, когда
этот индекс составил 2,7%. Причем связано
это было с повышением цен на энергоносители,
продукты же питания подорожали лишь на
2,3%, а продукты животного происхождения
всего лишь на 1,4%. В зоне евро уровень инфляции
еще меньше. Можно отметить характерную
особенность: даже при удорожании энергоносителей
в развитых странах их воздействие на
уровень инфляции не оказывается определяющим.
В России удорожание определенных товаров
или услуг называется в качестве основной
причины возникновения инфляционных процессов.
В развивающихся странах
наблюдается более активное участие государства
в регулировании денежных отношений. Несмотря
на признание России страной с рыночной
экономикой, по сути она продолжает оставаться
типичным примером экономической системы
с развивающимися рынками. Характерными
особенностями таких систем являются
незавершенность структурных изменений,
неразвитость финансовых рынков, подверженность
угрозе внешних шоков. Неустойчивая внутренняя
и внешняя среда способствует к накоплению
системных дисбалансов, к которым относится
открытая инфляция. Характерной особенностью
России является устойчивый, достаточно
высокий уровень инфляции, несмотря на
усилия властей. Это свидетельствует о
наличии постоянно действующих факторов,
влияющих на характер денежных отношений,
а также об ограниченности и неэффективности
действующих методов управлениями этими
отношениями.
История регулирования
российской инфляции обнаруживает несамостоятельность
денежно-кредитного регулирования. Несмотря
на освоение Центральным банком РФ всех
инструментов воздействия на масштабы
денежного обращения и стоимость денег,
инфляция не находится в полной мере под
контролем центрального эмиссионного
органа страны. И причина не только в немонетарных
причинах инфляции. Кредитно-денежная
политика жестко связана с другими видами
экономической политики, в частности валютной
и фискальной, и конкретным состоянием
экономики.
Анализ использования инструментов
денежно-кредитной политики в России показывает,
что наиболее важные их них, прежде всего,
уровень процентных ставок и валютный
курс за последние годы стабилизировались.
Процентные ставки по кредитам до одного
года (в рублях) юридическим лицам в течение
2004 г. изменялись в пределах 12,3-10,8%, в течение
2005 г. – в пределах 10,7-11,2%%. Это свидетельствует
о том, что процентная политика исчерпала
свои возможности по стимулированию экономики.
Ставки по кредитам находятся на пределе
инфляционного уровня и могут быть снижены
только после сокращения инфляции. С 29
января 2007 г. ставка рефинансирования
ЦБ РФ снижена до 10,5% годовых. Несмотря
на то, что новая процентная ставка стала
одной из самых низких с 1992 г., всплеска
активности на российском экономическом
пространстве, по мнению финансовых аналитиков,
это не вызовет. «Ставка рефинансирования
не регулирует денежно-кредитную политику
России. Наша экономика, в отличие от экономики
США, насыщается деньгами за счет валютных
интервенций. Основной источник финансов
для России - Центральный Банк, так что
понижение ставки - это следствие снижения
инфляции в стране», - прокомментировал
ситуацию главный экономист ИК «Тройка
Диалог» Евгений Гавриленков.
Влияние монетарных методов
воздействия на инфляцию в условиях российской
экономики ослабляется низким уровнем
монетизации по причине несбалансированности
российской экономики в целом. Диспропорция
между накопленными денежными средствами
и товарным предложением досталась ей
в наследство от планового хозяйства.
Резкий рост инфляции должен был дать
толчок развитию производства потребительских
товаров. Однако усилия руководства страны
по стимулированию роста ВВП затронули,
прежде всего, экспортные отрасли, а также
традиционно развитые в России предприятия:
добычу полезных ископаемых, оборонные
отрасли, транспортное машиностроение,
авиацию и некоторые другие. В то же время,
отрасли связанные с производством потребительских
товаров, постоянно отстают в своем развитии
как от других отраслей, так и от ускоренного
роста дохода населения. Постоянный рост
инфляции сказывается на качестве использования
доходов населения. Наблюдается постоянный
рост доли расходов населения, используемых
на покупку товаров и услуг, в общем объеме
доходов. Если в январе 2004 г. она составляла
71,4%, в 2005 г. – 84,3%, в январе 2006 г. – уже 87,2%.
Снижение доли доходов населения, используемых
на накопление, ограничивает возможности
расширения производства продукции в
стране, что затрудняет выход из инфляционных
процессов.
Природа инфляции в России
и причины, ее усугубляющие, не характерны
для стран с рыночной экономикой. Здесь
переплелись экономические и политические
факторы, денежные и воспроизводственные.
На путь рыночных преобразований страна
вступила со специфической инфляцией
планово-распределительной системы, на
которую стали давить мощные факторы инфляции
издержек. На фоне глобального товарного
дефицита происходят: огромный отток материальных
и валютных ресурсов России в ближнее
и дальнее зарубежье, вытеснение импортом
отечественного производства, масштабный
разрыв хозяйственных связей из-за распада
СССР, ослабление внутрироссийского экономического
сотрудничества и катастрофический спад
производства, разрушение сверхмонополизированного
производства без создания рыночной инфраструктуры
и конкуренции, искусственное административное
сдерживание инфляции, нарастающие неплатежи
во всех экономических структурах, огромные
внутренние и внешние займы и т.д.
Уникальный характер российской
инфляции требует использования особых
методов ее регулирования, соответствующих
современным реальным условиям российской
экономики. Антиинфляционная программа
должна учитывать реальное развитие рыночных
отношений, возможность использования
рыночных механизмов с государственным
регулированием в условиях глубочайшего
финансового кризиса.
2.5 Этапы формирования и модель
антиинфляционной политики в РФ
Цель антиинфляционной
политики не подавление инфляции любой
ценой, а управление инфляционным процессом
(рыночными и государственными методами)
в интересах подъема национального производства
и экономической безопасности народа.
Судя по мировому опыту, допустима небольшая
инфляция, если это увеличивает платежеспособный
спрос и тем самым стимулирует экономический
рост.
Переход к рыночному механизму
хозяйства, где спрос определяет через
уровень цены размеры производства, объективно
потребовал реформировать всю систему
цен. Реформа цен являлась одной из задач
правительственной программы 1991 г., однако
проводилась реформа не совсем продуманно.
Первоначально ставка делалась на постепенное
изменение производства и цен под контролем
государства. Цены производителей были
скорректированы в январе, а розничные
цены изменились только в апреле. В среднем
цены возросли на 60%. Вслед за повышением
цен был снижен налог на прибыль предприятий,
что позволило им увеличить выплаты заработной
платы. Тем самым прибыли росли и не облагались
налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка
роста субсидий и компенсаций. В результате
в 1991 г. розничные цены выросли на 142%, а
оптовые цены в промышленности на 236%. При
этом объем производства снизился на 11%,
а в целом за период с 1989 г. - на 17%. Результатом
стало разбалансирование товарного рынка
и развитие тотального дефицита, усугубленного
инфляционными ожиданиями.
Люди, имеющие в своем распоряжении
определенные суммы наличных денег и наученные
опытом январского обмена, начали в феврале-марте
еще более активно вкладывать их в товары,
защищая свои сбережения и от возможных
действий по проведению дальнейших шагов
денежной реформы, и от обесценения в результате
готовящегося повышения цен. Все это привело
к активизации цен на черном рынке, так
как сфера государственной розничной
торговли давно уже пребывала в кризисном
состоянии из-за недостатка товаров. Для
того чтобы иметь постоянный запас наличности
на руках, население сокращало свои вклады
в учреждениях Сберегательного банка.
Политический кризис 1991 г. еще более осложнил
ситуацию и привел к отказу от концепции
постепенной реформы.
2 января 1992г. было отпущено
80% оптовых и 90% розничных потребительских
цен. Снятие контроля за ценами сопровождалось
либерализацией внешнеторговых операций
и обменного курса рубля. Либерализация
цен вызвала почти пятикратное увеличение
розничных цен за первые три месяца 1992
г. по сравнению с декабрем 1991 г., а оптовые
цены уже за первые 2 месяца возросли почти
в три раза. По расчетам реформатов цены
в стране должны были возрасти не более
чем в 3-4 раза. Фактически же рост цен за
1992 год вырос в 26 раз.
В 1993 г. цены на потребительские
товары увеличились в годовом исчислении
на 884%. Гиперинфляция потребовала денежные
знаки более высокого достоинства для
обеспечения роста цен денежной массой.
В 1993 г. в оборот были введены новые купюры
достоинством 5 000, 10 000 и 50 000 рублей. Для
подавления инфляции был выбран монетаристский
подход, в этой связи с 1994 г антиинфляционная
политика осуществлялась тремя методами:
Ограничение эмиссии денег Центральным
Банком РФ;
Сокращение бюджетного дефицита путем
секвестирования государственных расходов;
Сдерживание колебания курса рубля по
отношению к иностранным валютам путем
установления их пределов и использования
валютной интервенции.
Но снижение темпа роста цен
не означало достижение реальной финансовой
стабилизации, поскольку не были преодолены
бюджетный кризис, кризис неплатежей,
дуализм денежной системы, нестабильность
банковской системы, а главное - застой
в экономике и инвестициях. Особенности
формирования инфляционных процессов
в России были таковы, что динамика обменного
курса оказывала чрезвычайно сильное
воздействие на состояние денежной сферы,
процесс финансовой стабилизации. Это
обусловило эффективность использования
с середины 1995 г. в дополнение к количественной
денежной цели денежно-кредитной политики
в форме ограничения темпов изменения
обменного курса национальной валюты
к доллару США в рамках системы валютного
коридора.
Проводимая с середины
1995г. курсовая политика, направленная
на стабилизацию и предсказуемость обменного
курса рубля, сыграла важную роль в нормализации
макроэкономической ситуации в России.
Практика установления правительством
Российской Федерации и Банком России
границ возможных изменений обменного
курса рубля сначала на несколько месяцев,
на полугодие, а затем на целый год вперед
на фоне проводившейся Банком России совместно
с Правительством РФ денежно-кредитной
политики обеспечила плавную и предсказуемую
динамику валютного курса в 1995-1997гг., позволила
эффективно сдерживать инфляцию, помогла
предприятиям и населению обрести ясные
ориентиры при планировании их хозяйственной
деятельности.
Антиинфляционная политика
реформаторских правительств, проводимая
с 1995 и до августа 1998 г включала в себя
и так называемый безинфляционный метод
покрытия дефицита бюджета. Начиная с
1995 г. выпуск государственных ценных бумаг
стал главным источником покрытия дефицита
федерального бюджета. В течение 1995 - 1996
гг. все обстояло относительно благополучно,
но в конечном счете система показала
свою несостоятельность.
Главной причиной конечного
провала “цивилизованного” покрытия
дефицита бюджета стало рассогласование
и даже противоречие двух направлений
финансовой политики: денежной и бюджетной.
Денежная политика вела к падению производства
и объемов доходов, а бюджетная исходила
из предполагаемого возрастания хотя
бы номинального объема доходов.
Еще один немаловажный
дефект антиинфляционной политики в 1996
- 1998 гг. состоял в том, что в России впервые
в мировой практике была применена дефляция
- сжатие спроса - в условиях экономического
спада путем невыплаты заработной платы,
пенсий, пособий. Тем самым государство
переложило свои финансовые трудности
на плечи населения. За рубежом дефляционная
политика как правило проводится только
в условиях “перегрева” экономической
конъюнктуры, и ее крайняя мера - блокирование
роста заработной платы. Дефляция в России
способствовала обострению социально-экономических
противоречий, которые в конечном итоге
усугубили инфляционный процесс.
Валютно-финансовый кризис 1998 г., давший
толчок новому витку инфляции, доказал
неэффективность монетаристских методов
подавления инфляции. После финансового
кризиса в бюджете Российской Федерации
на 1999 г годовая инфляция прогнозировалась
на уровне 30%. Сохранялся значительный
инфляционный потенциал, который при малейшем
толчке мог вновь проявиться в росте потребительских
цен. Снижения уровня инфляции в 2000-2003
гг. удалось достигнуть благодаря проведению
взвешенной бюджетной и кредитно-денежной
политики, соответствующей адаптационным
возможностям развития экономики (государственные
бюджеты в 2000-2003 гг. были исполнены с профицитом);
улучшению состояния финансовой дисциплины,
сокращению неплатежей и бартера.