Инфляция и антиинфляционное регелирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена структурными экономическими реформами, происходящими в настоящее время в России и требующими, как мобилизации громадных финансовых ресурсов, так и их эффективного использования и оптимального размещения. Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Появление инфляции связано с первым периодом появления денег. Понятия инфляция впервые стало проявляться в Северной Америке в 1861-1865 гг. Означало оно процесс, приводящий к увеличению бумажно-денежного обращения.

Содержание

Введение…………………..……………………………………………………....3
1. Инфляция и ее виды………………………………………………………….5
2. Социально-экономические последствия…………………………………..12
3. Антиинфляционное регулирование……………………………………….16
Заключение………………………………………………………………………20
Список литературы……………………………………………………………..22

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая-инфляция.docx

— 108.98 Кб (Скачать файл)

Значительно повышаются так  называемые издержки меню расходы фирм на смену ценников, прейскурантов, каталогов, перенастройку счетчиков, торговых и телефонных автоматов.

В конечном итоге, понижается эффективность экономики в целом. У производителей снижаются стимулы  к инвестированию в результате роста  ссудного процента. Уменьшается заинтересованность в выпуске товаров высокого качества, растет выпуск низкокачественных товаров. Вместе с тем сокращается производство относительно дешевых товаров. У работников снижаются стимулы к труду в результате постоянного обесценения заработной платы [3].

Перераспределяется доход  и богатство между различными слоями населения, что обусловлено  различиями в активах и пассивах, которыми они владеют. Идет перераспределение  доходов от кредиторов к заемщикам, потому что долг отдается обесценившимися  деньгами. Это касается как частного сектора, так и государства. При  низких процентных ставках и высокой  инфляции правительство может сократить  реальный размер неоплаченной части  государственного долга, так как  фактически реальные ставки выплачиваемого процента становятся отрицательными. В роли кредиторов и держателей номинальных  активов чаще выступают пожилые  люди. В результате происходит перераспределение  доходов от старших к более  молодым группам общества.

Происходит снижение реальных доходов населения, особенно тех  его слоев, которые получают фиксированные  доходы (получатели пенсий, стипендий, пособий, работники бюджетной сферы). В то же время могут увеличить  свой реальный доход получатели нефиксированных  доходов – прибыли, дивидендов. Выигрывают продавцы товаров и услуг, занимающие монопольное положение на рынке.

Обесцениваются сбережения населения, хранящиеся на руках населения, а также и на счетах в банках, поскольку проценты по вкладам обычно меньше темпов роста цен и не возмещают уменьшение реальных размеров сбережений.

Происходит снижение эффективности  государственных социальных программ, поскольку снижаются реальные размеры  социальных выплат бедным слоям населения.

Следствием подавленной  инфляции является появление черного  рынка, двойных цен на одни и те же товары, гигантских очередей и спекуляции. Исчезает равнодоступность товаров  для различных слоев населения  при одинаковых размерах дохода. В  целом ухудшается социально-психологическая  атмосфера в обществе.

Высокая инфляция порождает  не только экономические, но и социальные проблемы. Возрастает социальная напряженность, подрывается политическая стабильность общества. Весьма характерно, что многие восстания и революции XIX – XX веков  произошли в моменты чрезвычайного  роста цен.

Из вышесказанного делаем выводы о том, что социально-экономические  последствия инфляции выражаются в:

  • перераспределении доходов между группами населения, сферами производства, регионами, хозяйствующими структурами, государством, фирмами, населением; между дебиторами и кредиторами;
  • обесценение денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов и средств государственного бюджета;
  • постоянно уплачиваемом инфляционном налоге, особенно получателями фиксированных денежных доходов;
  • неравномерном росте цен, что увеличивает неравенство норм прибылей в разных отраслях и усугубляет диспропорции воспроизводства;
  • искажении структуры потребительского спроса из-за стремления превратить обесценившиеся деньги в товары и валюту. Вследствие этого ускоряется оборачиваемость денежных средств и увеличивается инфляционный процесс;
  • закреплении стагнации, снижении экономической активности, росте безработицы;
  • сокращении инвестиций в народное хозяйство и повышении их риска;
  • обесценение амортизационных фондов, что затрудняет воспроизводственный процесс;
  • возрастании спекулятивной игры на ценах, валюте и т.д.;
  • активном развитии теневой экономики, в её «уходе» от налогообложения;
  • снижении покупательной способности национальной валюты и искажении её реального курса по отношению к другим валютам;
  • социальном расслоении общества, обострении социальных отношений.

Переход экономики России на рыночные отношения резко повысил  значение денег. Непоследовательность в принятии решений по переходу к  рынку, непродуманность некоторых  шагов усугубили имеющиеся трудности, усилили инфляционные процессы.

Для того чтобы наглядно проследить динамику в России рассмотрим следующую  таблицу.

 

Динамика  инфляции в России 1991-2012 гг.

№ п/п

Год

Инфляция, %

 

№ п/п

Год

Инфляция, %

1

1991

92,6

 

12

2002

15,1

2

1992

2508,8

 

13

2003

12,0

3

1993

844,2

 

14

2004

11,7

4

1994

215,0

 

15

2005

10,9

5

1995

131,3

 

16

2006

9,0

6

1996

21,9

 

17

2007

11,9

7

1997

11,0

 

18

2008

13,3

8

1998

84,4

 

19

2009

8,8

9

1999

36,5

 

20

2010

8,8

10

2000

20,2

 

21

2011

6,1

11

2001

18,6

 

22

2012

6,6


Как мы видим из таблицы, инфляция в России достигла небывалых размеров в 1992 г. – 2508,8%. Затем уровень инфляции снижается до 1998 г., а дефицит бюджета неуклонно растет. Государство пытается покрыть его государственными краткосрочными обязательствами, в результате чего внутренний долг государства к середине 1998 г. составил свыше 25% ВВП. Начиная с 1999 г. темп инфляции неуклонно снижается и в 2006 г. он составил лишь 9%. Однако, с 2007 г. снова повышение темпов инфляции до 2008 г., он составил 13,3%. Затем следует понижение - в 2009, 2010 г. инфляция составила 8,8%. В 2011 г. инфляция достигла минимального размера 6,1%. По уточненным даннымРосстатаинфляция в 2012 году составила 6,6%.

В конце декабря статистическое ведомство сообщало, что рост цен  в РФ в 2012 году предварительно составил 6,6%, превысив официальный прогноз  властей в 6,5% и рекордно низкий результат  прошлого года в 6,1%, а в декабре  инфляция ускорилась до 0,5% с ноябрьских 0,3%. Для сравнения, в декабре 2011 года рост потребительских цен составил 0,4% [5].

Для наглядности графически отобразим динамику инфляции за последние 10 лет (рис. 4).

Рис. 4. Динамика инфляции за 10 лет.

Негативные социальные и  экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран учитывать это явление в своей экономической политике. При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней. Эта проблем в разных странах решается с учетом их специфики. В США и Англии, например, на государственном уровне ставиться задача борьбы с инфляцией. В других странах разрабатывают комплекс адаптационных мероприятий (индексация и т.п.).

  1. Антиинфляционное регулирование

Правительство каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить  антиинфляционную политику.

Антиинфляционная политика - комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.

Борьба с инфляцией  – сложный и противоречивый процесс. В целом у государства больше возможностей воздействовать на инфляцию со стороны предложения (где ситуация с издержками в большей мере определяется не государством, а фирмами). При  этом, хотя антиинфляционные меры государства и оказывают воздействие, однако в целом они проявляются замедленно. Например, воздействие на сдерживание спроса приходиться осуществлять длительное время. Между тем такие меры ведут к снижению темпов роста, увеличению безработицы. Победа на ниве инфляции достается ценой проигрыша в сфере занятости.

Следует также обозначить некоторые специфические черты, которые проявляются при реализации антиинфляционной политики в России. Ведущим элементом в осуществлении этих мер является воздействие на инфляцию по линии, как совокупного спроса, так и совокупного предложения (поскольку инфляция в нашей стране в значительной мере сопряжена с издержками). В обоих случаях задействуется рычаг оплаты труда. Сдерживание роста заработной оплаты явилось в нашей стране условием не только сокращения совокупного спроса, но и уровня производственных издержек. Таким образом, затянувшаяся проблема низкой оплаты труда в государственном секторе (отчасти и на фирмах) в немалой мере связана с потребностью снижения инфляции в России.

Опыт борьбы с инфляцией  показывает, что основной целью государственной  антиинфляционной политики должно являться не искоренение инфляции, а превращение  её в управляемый процесс, доведение  до умеренного уровня.

Высокая инфляция, переходящая  в гиперинфляцию, оборачивается  бедствием для всей экономики. В  долгосрочном периоде страдают все  экономические агенты – домашние хозяйства, бизнес, государственный  бюджет. Гиперинфляция не дает деньгам  выполнять их основные функции и  разрушает банковскую систему. Как  же бороться с инфляцией?

Если полностью избавиться от инфляции нельзя в силу институциональных  причин (монополия Центральных банков на эмиссию денег, монополизм профсоюзов и фирм), то нужно снизить ее темпы до минимально возможного и предсказуемого уровня. Стратегическая цель антиинфляционной политики – привести темпы роста денежной массы в массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане.

Методы борьбы с открытой инфляцией зависят от характера  инфляции, т.е. от причин ее возникновения  и от темпов роста цен.

Очень высокая инфляция или  гиперинфляция приобретает самоусиливающийся, инерционный характер: во-первых, темпы инфляции становятся функцией инфляционных ожиданий и, во-вторых, огромная денежная база даже при маленьком денежном мультипликаторе продуцирует гигантские темпы роста денежной массы. Любые меры (эмиссионные или бюджетные, а также индексация доходов) стимулирования производства через совокупный спрос повысят инфляцию и инфляционные ожидания. Поэтому при гиперинфляции невозможно привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста реального ВВП посредством налогово-бюджетной политики. Гиперинфляция делает производство убыточным, сводя на нет финансовые и налоговые льготы. Следовательно, погасить гиперинфляцию можно лишь монетарными методами. В первую очередь, необходимо максимально ослабить источник ее инерционности – инфляционные ожидания.

Очень опасно сбивать инфляционные ожидания введением новых ценовых  ограничений, даже на время. Фиксирование цен в рыночной системе вызывает резкий дефицит товаров и загоняет инфляционные ожидания вглубь, способствует свертыванию производства. Рано или поздно фиксированные цены придется отпустить, и сжатая ценовая пружина выстрелит еще большей инфляцией, разбалансированностью спроса и предложения. Однако если поддерживать фиксированные цены долгие годы, то необходимо вводить жесткий и всеобъемлющий централизованный контроль, т.е. командно-административную систему. Поэтому в условиях гиперинфляции нужно фиксировать не цены, а объем денежной массы. Сначала необходимо минимизировать темы прироста, а затем ввести ежегодную фиксацию или рамки изменения объема денежной массы в течение года. Такая политика называется таргетированием денежной массы. При этом необходимо учитывать скорость обращения денег, увеличение которой усиливает инфляцию. Как же ограничить рост денежной массы? Идеальный вариант – одновременно повысить норму обязательного резервирования, ограничить операции, ведущие к депозитарному расширению денежной массы, временно прекратить эмиссию. Для этого нужно устранить причины дополнительной эмиссии: урегулировать структурный дефицит бюджета, сократив, прежде всего, непроизводственные расходы, прекратить индексацию доходов населения. Конечно же, такие меры непопулярны, поэтому их может проводить только сильное правительство, пользующееся доверием населения. Доверие выступает как своеобразный «ценовой якорь», сдерживающий раскручивание инфляционной спирали. В обстановке гиперинфляции это единственный способ переломить инфляционные ожидания, остановить инерционную инфляцию.

Следующий шаг после погашения  гиперинфляции монетарными методами – решение проблем реального сектора. Необходимо заняться балансировкой темпов роста производства, платежеспособного спроса и темпов роста цен. Вариантом такого балансирования является политика цен и заработной платы. Она заключается в ограничении движения цен ростом номинальной ставки заработной платы, которая тесно привязывается к изменению производительности труда. Сторонники этой политики считают, что она, во-первых, устраняет инфляционные ожидания и, во-вторых, ограничивает монополизм фирм и профсоюзов. Одновременно нужно сохранять жесткость денежной и кредитной политики, а также не допускать роста бюджетного дефицита. Только в комплексе эти меры способны снизить темпы инфляции до регулируемого уровня.

Третий шаг – закрепление  достигнутых результатов в долгосрочном плане. При невысоких темпах инфляции уже возможно проводить промышленную и структурную политику, направленную на повышение производительности труда  и снижение издержек. Необходимо привести в соответствие структуру предложение со структурой спроса, а не только балансировать их объемы.

Необходима и профилактика инфляции. В еще более долгосрочном плане в условиях полной занятости  нужно стимулировать расширение потенциального ВВП с помощью  структурной и научно-технической  политики. Причем, отдавать предпочтение здесь надо не бюджетному финансированию, а созданию экономических стимулов для повышения производительности труда, внедрения новых технологий и создания новых производств, преобразования старых отраслей на новой технической базе и т.д. для проведения таких преобразований в стимулируемых отраслях необходимо создать систему льгот в налогообложении и условиях кредита (включая налоговые каникулы, увеличение нормы амортизации, госзаказ на конкурсной основе).

Очень важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства  от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно  и взвешенно. Нарушение алгоритма  антиинфляционной борьбы в угоду  группам интересов приводит к  прямо противоположным результатам [2].

Итак, основной принцип борьбы с инфляцией – уничтожение  ее источников. Необходимо иметь в  виду, что лаги в принятии политических решений и их лоббирование – это  причины монетарного раскручивания  инфляции, так как они ведут  к неэффективности бюджетных  расходов, разбуханию денежной массы  и, в конечном итоге, к искажению  ценового сигнала. Инерционность производства, связанная с эффектом акселератора, дискретность и неравномерность  появления и внедрения новых  технологий, скачкообразное развитие экономической системы – это  объективные причины немонетарного  искажения ценового сигнала в  долгосрочном плане. Следовательно, если существуют объективные причины  возникновения инфляции, то полностью  это явление не устранимо. Поэтому  наиболее реалистичной целью антиинфляционной политики является не абсолютное уничтожение  инфляции, а снижение инфляционного  накала и поддержание ее темпов на стабильно низком и, подчеркнем еще  раз, предсказуемом уровне.

Информация о работе Инфляция и антиинфляционное регелирование