Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 13:53, курсовая работа
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность информационного общества, а также его основные этапы возникновения и развития;
- проанализировать процесс информатизации в настоящее время;
- исследовать практику становления и влияние информационных технологий на мировую экономику;
- определить перспективы, проблемы и тенденции информационного общества.
Введение 3
I. Теоретические аспекты информационного общества 4
1.1 Понятие и сущность информационного общества 4
1.2 Возникновение и основные этапы развития информационного
общества 6
1.3 Информатизация общества в настоящее время 8
II. практические аспекты информационного общества 11
2.1 Практика становления информационного общества 11
2.2 Влияние информационных технологий на мировую экономику 13
2.3 Информация как оружие. Информационные войны 16
III. тенденции, проблемы и перспективы информационного общества 18
3.1 Современные тенденции информатизации 18
3.2 Проблемы информационного общества 20
3.3 Перспективы развития информационного общества 22
Заключение 26
Список использованных Источников 27
1.3 Информатизация общества в настоящее время
Современное общество переживает один
из самых противоречивых и неоднозначных
периодов своего развития. На смену постиндустриальному
обществу последних десятилетий постепенно
приходит информационное, одной из основных
характеристик которого является его
глобальный характер. Степень готовности
к полномасштабному переходу к обществу
знания, модель его становления в огромной
степени обусловлены уровнем социально-политического
развития того или иного социума, и далеко
не все страны могут считаться полностью
готовыми к новой ступени эволюции человеческого
общества. Тем не менее, процессы глобализации
экономических отношений и научно-технологический
прогресс позволяют свести к минимуму
временные затраты государств на подготовку
к этому этапу развития. Применение новых
информационно-
Термин «глобальное информационное общество» достаточно широк и включает в себя, прежде всего, глобальную унифицированную информационную индустрию, развивающуюся на фоне непрерывно возрастающей роли информации и знаний в экономическом и социально-политическом контексте. Особую роль в информационном обществе приобретет фактор социального устройства, который получит свое отражение в принципиально новых «электронных» формах демократии и коренном переломе в структуре занятости населения.[27, с.120]
Одной из отличительных особенностей
жизни в современном обществе является гигантское
развитие средств массовой информации
(газеты, журналы, кино, телевидение, радио).
Поставленные современными научно-техническими
разработками на качественно новый уровень
и объединенные средствами связи в мировые
информационно-
Развитию средств массовой информации во многом способствует процесс информатизации общества. Появление новых технических средств, информационных технологий, телекоммуникаций и др. обеспечивает своевременный сбор, накопление, оперативную обработку и передачу информации в любую точку мирового пространства. Как следствие, становится возможным принятие оперативных решений и целенаправленных воздействий на общество. Это одна из причин, вследствие которых правительства наиболее передовых стран в последние годы стали уделять большое внимание развитию информационной сферы производства. Наряду с позитивным влиянием информатизации общества на средства массовой информации существует и негативное. Так, ряд ученых во многих странах заявляют, что технический прогресс в сфере массовой коммуникации служит в некоторых случаях социальному регрессу общества, так как порой разрушает веками, создаваемые социальные коммуникационные связи.
В свою очередь, и средства массовой информации могут оказывать влияние на процесс информатизации общества, рекламируя новые информационные продукты и услуги, формируя общественное мнение о приоритетности этого процесса по сравнению с другими, о первостепенной важности проводимых мероприятий по его интенсификации, о роли информационной сферы в модели будущего информационного общества. [33]
Процесс информационных преобразований в мире необратим, однако пока им охвачены далеко не все страны. Создается новая карта мира - информационная, которая показывает состояние данной сферы в каждом его регионе. Согласно ей, высокая плотность информации, интенсивность развития и использования новых информационных технологий приходится сегодня, в первую очередь, на США, страны ЕС, Японию. Во всех других местах эти показатели значительно ниже, а кое-где и совсем сходят на нет. Вместе с тем даже в этих развитых странах общество на самом деле еще весьма далеко от того, чтобы в полной мере стать информационным. До сих пор значительное количество людей в этих странах заняты простым трудом, во многих сферах используются старые технологии, недостаточно развита коммуникационная инфраструктура [ 27, c. 121].
Таким образом, можно говорить о том, что
стремительное развитие и распространение
новых информационно-
ГЛАВА 2
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
2.1. Практика становления информационного общества
Мировой опыт показывает, что каждая страна движется к информационному обществу своим путем, определяемым сложившимися политическими, социально-экономическими и культурными условиями.
В последнее десятилетия XX века информационно-коммуникационные технологии стали одним из важнейших факторов, влияющих на развитие общества. Их революционное воздействие касается государственных структур и институтов гражданского общества, экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей. Многие развитые и развивающиеся страны в полной мере осознали те колоссальные преимущества, которые несет с собой развитие и распространение информационно-коммуникационных технологий. Движение к информационному обществу - это путь в будущее человеческой цивилизации. Именно это фиксирует “Окинавская Хартия Глобального Информационного Общества”, которая подписана руководителями 8 ведущих июле 2000г. В большинстве стран (США, Германия, Франция, Великобритания, Австрия, Чехия, Финляндия, Япония, Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии и в других) разработаны и реализуются государственные программы формирования информационного общества. Каждая страна разрабатывает свою концепцию, вхождения в информационное общество, исходя из своих собственных конкретных условий (развитости телекоммуникационной инфраструктуры, информационной индустрии, законодательной базы и т.д.). [1, с. 55-56]
Европейская комиссия в феврале 1995г. учредила Форум для обсуждения общих проблем становления информационного общества. 128 его членов представляют пользователей новых технологий различных социальных групп, поставщиков содержания и услуг, сетевых операторов, государственные и международные институты.
Цель работы Форума - проследить процесс становления информационного общества в шести направлениях:
1) воздействие на экономику и занятость;
2) основные
социальные и демократические
ценности в “виртуальном
3) воздействие на общественные, государственные службы;
4) образование, переквалификация, обучение в информационном обществе;
5) культурное измерение и будущее СМИ;
6) устойчивое развитие, технология и инфраструктура.
По всей Европе началась подготовка национальных программ построения информационного общества.
В 1995 году Финляндия подготовила свою программу “Финский путь в информационное общество” , в феврале 1996 года в правительство ФРГ была представлена программа действий “Путь Германии в информационное общество” .
В марте 2000 года Европейская Комиссия приняла новую десятилетнюю программу “Электронная Европа”, основной целью которой является ускорение движения Европы к информационному обществу и цифровой экономике. Ее ключевые цели состоят в следующем:
- обеспечить каждой школе, каждому предприятию, каждому гражданину выход в online новую среду;
- поддерживать
распространение европейской
- гарантировать
социальную направленность
Программа “Электронная Европа” сконцентрирована на 10 ключевых областях, в которых могут быть предприняты различные действия:
- наличие
доступа в Интернет и к
- удешевление пользования Интернетом;
- ускорение
внедрения электронной
- развитие высокоскоростного доступа для исследователей и студентов;
- использование
смарт-карт для безопасности
- изыскание рискового капитала для маток и средних предприятий, действующих в сфере высоких технологий;
- вовлечение
в электронное сообщество
- онлайновая медицина;
- интеллектуализация транспорта.
- онлайновое правительство (электронное правительство). [2, с. 69]
Однако, развитие информационного общества выдвигает новые социальные опасности, связанные с доступностью информации. В то же время необходимо искать пути их разрешения, преодоления одного из главных конфликтов, вызванных усиливающимся разделением населения по степени включенности в информационную среду. Опасность усиления разрыва между информационно бедными и информационно богатыми слоями общества вызвала к жизни специальные программы Европейского Союза, направленные на сглаживание этого противоречия. Это различие проявляется на разных уровнях: богатый информационный Запад – бедный Восток, богатый Север - бедный Юг. То же внутри стран: более богатые в информационном отношении - люди образованные, среднего достатка и выше, менее богатые - те, кто не имеет доступа к компьютеру и к Интернету.
2.2 Влияние информационных
Долгое время аэрокосмическая промышленность, автомобилестроение, электротехническое машиностроение являлись приоритетными отраслями, на каждую из которых приходилось от 10 до 15 % расходов на исследования и разработки в отраслях хозяйства США, Японии, и ЕС. К середине 90-х годов ситуация изменилась сначала в США, а затем и в европейских странах и Японии: лидером научно-технического развития становится сфера услуг, представленная в основном информационными технологиями.
Разработка и совершенствование информационной технологии, её массовое воспроизводство в товарах и услугах, масштабы и эффективность её использования – вот современное приоритетное направление в развитии мировой экономики.
Информационная технология – это технология сбора, обработки и передача информации. Современные информационные технологии с их стремительно растущим потенциалом и быстро снижающимися издержками открывают большие возможности для появления новых фирм, специализирующихся на разработке и продаже новых технологий, а не производстве продукции, как это было ране. Информационные технологии привели к появлению также новых форм организации труда и занятости в рамках как отдельных корпораций, так и общества в целом. Главным преимуществом в развитии информационных технологий становится не их собственное совершенствование, а комплексное применение уже имеющихся технических решений. [22, с. 237-238]
Начиная с середины 90-х годов, во всем мире наблюдается рост активности в области онлайновой торговли. Вслед за крупными компаниями, производящими компьютерное оборудование, в Сеть стали выходить торговцы традиционными товарами. Появилось большое количество книжных магазинов, магазины компакт-дисков и видеокассет, винные магазины. Сейчас практически любые товары можно купить через Сеть.
Применение глобальных коммуникаций в реальной жизни и коммерческой деятельности обусловило появление новых экономических и правовых категорий, как "экономика в режиме реального времени" и "электронная коммерция".
По мере своего развития и продвижения на рынке электронная коммерция оказывает все большее воздействие на отдельные сектора экономики и на общее макроэкономическое окружение.
Почти половина крупных международных компаний активно работают сегодня на рынке электронного бизнеса, при этом цена их акций не имеет первостепенного значения, поскольку инвесторов больше интересуют новые модели ведения бизнеса через Интернет и возможность его использования для выхода на новые рынки и их освоения. Лидирующее положение в области электронной коммерции, как и в области распространения информационных технологий в целом, занимают США.
При этом небольшие европейские государства, например Нидерланды, Финляндия и Исландия, находятся среди самых динамично развивающихся на рынке электронной коммерции; в Нидерландах 33% работающих в Сети совершают электронные покупки, в то время как в США эта цифра составляет только 22%.
Электронная коммерция в США менее экспортоориентирована по сравнению с другими странами. Так, в США доля экспортных продаж в общем объеме электронной коммерции составляет только 10%, в то время как в Канаде - 83%, в Латинской Америке - 79%, в Азии и странах Тихоокеанского региона - 38 %.[27, с. 26-27]
Информация о работе Информационное общество: теория и пратика