Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 13:53, курсовая работа
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность информационного общества, а также его основные этапы возникновения и развития;
- проанализировать процесс информатизации в настоящее время;
- исследовать практику становления и влияние информационных технологий на мировую экономику;
- определить перспективы, проблемы и тенденции информационного общества.
Введение 3
I. Теоретические аспекты информационного общества 4
1.1 Понятие и сущность информационного общества 4
1.2 Возникновение и основные этапы развития информационного
общества 6
1.3 Информатизация общества в настоящее время 8
II. практические аспекты информационного общества 11
2.1 Практика становления информационного общества 11
2.2 Влияние информационных технологий на мировую экономику 13
2.3 Информация как оружие. Информационные войны 16
III. тенденции, проблемы и перспективы информационного общества 18
3.1 Современные тенденции информатизации 18
3.2 Проблемы информационного общества 20
3.3 Перспективы развития информационного общества 22
Заключение 26
Список использованных Источников 27
Важную роль играет развитие современных наукоёмких технологий, которые тесно связаны с информационной индустрией. Возрастающие объёмы информации требуют более производительных вычислительных устройств, что в свою очередь тянет за собой развитие технологий производства микропроцессоров и других электронных компонентов. Для обеспечения более совершенно технологического процесса производства создаются новые системы автоматического управления, искусственного интеллекта и т. д. Автоматически также процессы разработки и проектирования новых изделий, которые уже сейчас во многом выполняются с минимальным участием человека. При этом коренным отличием информационного общества от индустриального является то, что автоматы самостоятельно начинают добывать и использовать знания (информацию) без участия человека. При индустриализации идёт автоматизация ручного труда и, как следствие повышается уровень жизни людей. Информационное общество предполагает автоматизацию умственного труда, который ранее мог выполнять только человек.[23, с. 54]
Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:
Таким образом, следует подчеркнуть, что отмеченные негативные тенденции информатизации, например, такие как автоматизация или отчуждение, являются естественной реакцией индивида на ломку уже ставших традиционными социальных связей. Описанные процессы есть своего рода болезнь роста новой социальной среды информационного общества, дальнейший прогресс которого приведет к очевидным качественным позитивным социокультурным и, как следствие, психологическим трансформациям человека.
3.2 Проблемы информационного общества
Информационная революция очень быстро меняет мир, предоставляя человечеству принципиально новые решения и возможности во всех сферах его жизнедеятельности. Но вместе с очевидными благами, которые она уже дала людям, и еще большими ожидаемыми в будущем, информационная революция несет с собой и совершенно новые проблемы. Среди них - цифровое неравенство стран и регионов, проблема правового регулирования сети Интернет, электронной коммерции и налогообложения в этой области, вопросы интеллектуальной собственности, проблема обеспечения безопасности и конфиденциальности информации, возможность психологического воздействия на индивидуальное и общественное сознание c целью навязывания своего видения характеристик противника, его образа, используя современные информационно-коммуникационные технологии. Успешность их решения остается одним из основных факторов, влияющих на развитие глобального информационного общества.
Существенной проблемой в рамках мирового
информационного пространства является
непропорциональное использование возможностей
Интернета и информационно-
Происходит своеобразное разделение общества на тех, кто имеет возможность активно пользоваться компьютером, Интернетом и другими ресурсами и тех, кто не обладает ни техникой, ни соответствующими навыками. При этом разделение стран по этому признаку довольно точно коррелирует с общими экономическими показателями. В развитых странах Европы, Азии и США доля активных пользователей компьютеров и Интернета значительно выше, чем в остальных. В странах Африки (за исключением ЮАР), доля активных пользователей не превышает нескольких процентов. [10, с. 102 ]
Решение этой проблемы зависит прежде всего от информационной политики как отдельных государств, так и от того, насколько тесно и продуктивно они будут сотрудничать в этом направлении.
Несмотря на то, что преимущества Интернета, безусловно, преобладают, мир ежедневно сталкивается и с негативными составляющими этого явления. Интернет может служить и средством распространения пропагандистских материалов преступных организаций, рецептов изготовления взрывчатых и ядовитых веществ, оружия, наркотических и психотропных средств, методов вскрытия электронных и других шифров. Информация подобного рода легко может быть замаскирована, к примеру, под научно-техническую. В связи с этим возникает проблема правового регулирования сети Интернет, решение которой потребует государственного вмешательства в виде принятия соответствующих законов, регулирующих связанную с ним деятельность. Более того, учитывая глобальный характер Интернета, справиться с этой проблемой возможно лишь в рамках международного сотрудничества. [27, с. 86]
Немаловажной проблемой является отсутствие в мире единых юридических рамок для бурно развивающейся электронной торговли. Среди возникающих вопросов - защита интеллектуальной собственности и прав на торговые марки, проблема налогов и тарифов в этой области, вопросы конфиденциальности и безопасности информации, особенно в кредитно-финансовой сфере. В этой связи также встает вопрос о целесообразности и формах государственного вмешательства в этот процесс. Позиция США по поводу развития глобальной электронной коммерции заключается в следующем: со стороны государства важно обеспечить рыночный, нерегулятивный подход к ее развитию. Оно должно избегать излишних ограничений электронной торговли, воздерживаться от навязывания новых ненужных норм регулирования, бюрократических процедур, налогов и тарифов на коммерческую деятельность в Интернете. Главная роль в формировании глобальной коммерческой инфраструктуры отводится преимущественно частному сектору. [23, с. 106.]
В силу того что электронная коммерция непосредственно связана с передачей конфиденциальной информации через каналы связи, другим ключевым вопросом в развитии глобальной электронной инфраструктуры является обеспечение безопасности данной информации. С расширением использования качественно новых систем электронных платежей приходится решать и возникающие при этом новые проблемы. В частности, может ли персональная или банковская информация быть перехвачена во время транзакций или незаконно получена из баз данных торговых компаний, банков и впоследствии использована. Специалисты утверждают, что в большинстве случаев это практически невозможно, поскольку почти все системы электронных платежей в настоящее время активно используют в своих схемах цифровую подпись, которую очень трудно подделать. Для подтверждения оплаты также применяются всевозможные идентификаторы пользователя и пароли. [8, с. 42. ]
Подводя итог, следует ещё раз упомянуть о том, что наряду с достижениями информационного общества существует и целый ряд недостатков. И в сложившейся ситуации решения проблем главная роль отводится именно государству, которое в процессе становления информационного общества должно играть роль координатора деятельности различных субъектов общества и целенаправленной политикой способствовать интеграции граждан в глобальное информационное общество, отстаивая при этом свои интересы в мировом информационном пространстве.
Информационная революция, основу которой составляет бурное развитие вычислительной техники и новых информационно-коммуникационных технологий, все больше становится причиной перемен в политической, экономической, социально-культурной сферах. Появление глобальных информационных сетей существенно меняет традиционные модели экономики и бизнеса; процесс конвергенции стирает технологические, экономические, правовые границы. Происходит становление «новой экономики», которое характеризуется значительным увеличением производительности труда инноваций. Всё большее значение для успешного экономического развития приобретает «электронная готовность» государства к участию в глобальных информационных сетях. При этом страны, соответствующий показатель которых является относительно низким, оказываются в заведомо проигрышной ситуации.
Подобное положение дел привело к вынужденному
изменению направления политической мысли.
Возникает необходимость планирования
предстоящего развития новых информационно-
Профессором Ф. Й. Радермахером были сформулированы некоторые принципы, которые лежат в основе европейского понимания перспектив развития информационного общества:
В принятой на встрече лидеров стран "восьмерки", состоявшейся в июле 2000 года в Окинаве (Япония), хартии Глобального информационного общества (так называемая Окинавская хартия), страны "восьмерки" признали ИКТ в качестве основного фактора, формирующего общество 21 века, и подтвердили свою готовность содействовать переходу к информационному обществу, а также полной реализации его преимуществ.
Страны выработали и включили в итоговый документ Саммита ключевые направления работы для достижения поставленной цели, в частности, в области укрепления политики и нормативно-правовой базы по борьбе со злоупотреблениями, подрывающими целостность информационных сетей. Стороны согласились с тем, что усилия международного сообщества, направленные на развитие глобального информационного общества, должны сопровождаться согласованными действиями по созданию безопасного и свободного от преступности пространства, осуществлению эффективных мер по борьбе с компьютерной преступностью. Документ предполагает также расширение сотрудничества стран "восьмерки" в рамках Лионской группы по транснациональной организованной преступности. Была поставлена проблема борьбы с попытками несанкционированного доступа и компьютерными вирусами.
Для защиты критических и информационных инфраструктур было решено привлекать представителей промышленности и других негосударственных организаций посредников. Действительно, правительства в одиночку не способны обеспечить безопасность киберпространства, в связи с чем особую важность приобретают усилия каждого пользователя киберпространства по содействию обеспечению безопасности в том участке пространства, которым он владеет или пользуется, и это не только промышленные предприятия, но и организации всех секторов экономики, университеты, местные органы власти, а также граждане - пользователи Интернет [14, c. 34].
Одним из принципов информационного общества, зафиксированных в Бухарестской декларации, стал принцип укрепления доверия и безопасности при использовании ИКТ. Он подразумевает разработку "глобальной культуры кибербезопасности", которая должна обеспечиваться путем принятия превентивных мер и поддерживаться всем обществом при сохранении свободы передачи информации. Таким образом, это положение фактически повторяет соответствующее положение Окинавской хартии.
Государства, принявшие участие в конференции в Будапеште, пришили к пониманию относительно того, что "ИКТ могут использоваться в целях, несовместимых с задачами обеспечения международной стабильности и безопасности, а также негативно воздействовать на целостность инфраструктуры внутри отдельных государств, нарушая их безопасность как в гражданской, так и в военной сфере". Страны также согласились с тем, что необходимо "предотвращать использование информационных ресурсов или технологий в преступных или террористических целях".
В декларации зафиксировано, что в целях содействия доверию и безопасности в использовании ИКТ органы государственного управления должны способствовать осознанию обществом угроз, связанных с кибербезопасностью, и стремиться укреплять международное сотрудничество в этой сфере [6, c. 223].
Информация о работе Информационное общество: теория и пратика