Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 14:33, курсовая работа
Эффективное управление в современных условиях невозможно без использования компьютерных технологий. Правильный выбор программного продукта и фирмы-разработчика – это первый и определяющий этап автоматизации любого учета. В настоящее время проблема выбора информационной системы (ИС) из специфической задачи превращается в стандартную процедуру.
В российских органах государственного управления интеллектуальные информационные технологии только еще начинают осваиваться.
Новый взгляд на методологию проектирования ИС БП определяют следующие отличительные черты:
переход от автоматизации отдельных локальных комплексов задач к ориентации на деловые процессы, конечные финансовые результаты в условиях сквозного управления;
поддержка распределенных вычислений;
наличие открытых, переносимых и масштабируемых приложений;
интеграция вновь разрабатываемых приложений и действующих баз данных;
повышение экономической
эффективности обработки
предоставление своевременной и достоверной информации для центров принятия решений в бюджетной системы.
Эффективно
построенная система
Таким образом, при разработке ИС БП получает развитие комбинированный подход, который можно охарактеризовать как встречное движение: компьютерная инфраструктура и системная функциональность должны соотноситься так, чтобы в максимальной степени обеспечить изменчивость и преемственность на уровне прикладной функциональности бюджетного процесса. Комплексное рассмотрение вопросов, составляющих ядро методологии и профессиональной культуры при проектировании ИС БП формируется при условии стандартизации управления информационными потоками в корпоративных сетях.
Поскольку апробированные подходы к разработке систем такого масштаба в российской практике проектирования отсутствуют, рассмотрим отдельные направления информатизации, реализуемые в финансовой системе РФ.
2.2 Особенности построения информационной системы управления финансами
В Российской Федерации создается новая система управления финансами. Управление финансами осуществляется, прежде всего, высшими органами государственной власти и управления — Президентом РФ и Федеральным Собранием. Это управление имеет место при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета, а также утверждении отчета о его исполнении.
Финансовая система России — это совокупность государственных органов и организаций, финансовых и кредитных учреждений, осуществляющих непосредственно финансовую деятельность государства. Систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов РФ, являющееся органом исполнительной власти, который обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в России и координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Управляя финансами согласно своим полномочиям, эти органы способствует проведению единой государственной финансовой политики.
Деятельность Министерства финансов РФ распространяется, хотя и в разной степени, на все звенья финансовой системы РФ. Под его непосредственным повседневным воздействием находятся федеральный бюджет и государственные федеральные внебюджетные фонды, государственный кредит, денежное обращение и контроль за исполнением и целевым использованием бюджетных средств.
В Министерстве осуществляется постоянная аналитическая работа, связанная с выделением узловых проблем управления экономическими процессами, подготовкой и анализом возможных вариантов решений.
В
настоящее время в Министерстве
финансов и его территориальных
органах внедрены отдельные компоненты
информационной системы, которые автоматизируют
лишь некоторые основные функциональные
процессы (табл. 1).
Таблица 1. Программные продукты, включенные в фонд алгоритмов и программ Министерства Финансов РФ
Наименование программного продукта | Пользователи |
1 | 2 |
Автоматизированная система использования сметы финансового органа (АСИСФ «Смета») | Территориальные финансовые органы |
Автоматизированная система финансовых расчетов (АРМ «Финансы») | Территориальные финансовые органы |
Расчет пособий на выплату ежемесячных пособий на детей по регионам | Центральный аппарат |
Свод уточненных годовых и квартальных планов по бюджетам субъектов Российской Федерации | — " — |
Свод проекта расходов федерального бюджета на основе заявок министерств и ведомств | Центральный аппарат |
Расчет вариантов проекта бюджета | — " — |
Учет
изменений и составление |
— " — |
Свод проекта расходов федерального бюджета на социально-культурную сферу и науку на основе заявок министерств и ведомств | — " — |
Расчеты вариантов проекта бюджета на социальную сферу и науку | Центральный аппарат |
Учет
изменений и составление |
— " — |
Программно-информационный комплекс «Введение реестра ценных бумаг» | — " — |
Обработка и анализ статистической информации по промышленности | — " — |
Свод, контроль хозорганов и анализ финансового состояния промышленности | — " — |
Обработка и анализ ведомственной отчетности по речному, морскому и воздушному транспорту | — " — |
Обработка и анализ статистической информации по агропромышленному комплексу | — " — |
Обработка и анализ статистической информации по легкой промышленности, сфере услуг и предпринимательства | — " — |
Обработка и анализ статистической информации по торговым предприятиям и организациям | — " — |
Свод годовых отчетов о расходах на содержание управленческого персонала и служебных легковых автомобилей по учреждениям и организациям, состоящим на бюджетном финансировании | Центральный аппарат и территориальные финансовые органы |
Анализ данных по возврату бюджетных ссуд и уплате процентов по статье«Неналоговые доходы» | Центральный аппарат, территориальные органы Федерального казначейства |
Учет
поступлений начисленных |
Центральный аппарат |
Комплекс задач «Доходный модуль системы исполнения Федерального бюджета» | Территориальные органы Федерального казначейства |
Финансирование расходов федерального бюджета с лицевых счетов получателей средств, открываемых в отделениях Федерального казначейства (Смета F) | Территориальные органы Федерального казначейства |
Финансирование расходов федерального бюджета с лицевых счетов получателей средств, открываемых в отделениях Федерального казначейства (Смета W) | Территориальные органы Федерального казначейства |
Автоматизированная комплексная система исполнения сметы в органах казначейства (АКСИОК) | Территориальные органы Федерального казначейства |
Программно-информационный комплекс «Реестр владельцев крупных ценных бумаг» | Центральный аппарат, территориальные финансовые органы |
Программно-информационный комплекс «Учет и ведение реестра архивных дел» | Центральный аппарат |
Программно-информационный комплекс «Ведение реестра инвестиционных институтов» | Центральный аппарат |
Автоматизированное
рабочее место работника |
Территориальные финансовые органы |
Задачи
совершенствования
АИС «Финансы» — это система, объединяющая специалистов (экономистов, работающих в центральном аппарате и территориальных органах) и технические средства (ЭВМ, средства телекоммуникации и пр.) с целью совершенствования процессов составления и исполнения государственного бюджета во всех звеньях финансовой системы.
АИС
«Финансы» — не дополнение к финансовой
системе, функционирующее отдельно
от нее. Она неразрывно связана с
финансовыми органами, интегрирована
в их структуру. АИС обеспечивает
повышение оперативности и
Внедрение АИС позволит повысить оперативность планирования и прогнозирования бюджета, оптимизацию управления доходами и расходами федерального бюджета РФ, усилить контроль за поступлением и целевым использованием государственных средств, повысить оперативность финансирования государственных программ и взаимодействие подразделений министерства.
Отдельные
функциональные подсистемы АИС «Финансы»
следует рассматривать как
АИС «Финансы» является территориально-распределенной информационной системой и обслуживает информационные потребности сотрудников Министерства финансов РФ, включая центральный аппарат, а также управления Федерального казначейства в региональных центрах и отделения Федерального казначейства на местах (районный уровень). Кроме того, абонентская сеть АИС «Финансы» размещается у «прямых» получателей бюджетных средств. В процессе своего функционирования АИС «Финансы» взаимодействует со смежными информационными системами органов государственной власти и управления.
В результате создания и внедрения АИС «Финансы» должны быть достигнуты:
сокращение бумажного документооборота и ручного труда при обработке информации, при одновременном увеличении общего потока обрабатываемой информации, обеспечения ее полноты и достоверности;
повышение оперативности обработки информации, поступающей на различные уровни иерархии финансовой системы;
стандартизация информационной базы (нормативно-справочной и правовой информации, входных и выходных документов, описаний информационных объектов, правил задания и представления результатов) для обеспечения унифицированной обработки финансовой информации как единой взаимосвязанной системы;
повышение достоверности данных по учету бюджетных средств и эффективного контроля за их получением и использованием;
углубленный автоматизированный анализ динамики поступления налогов и возможность прогноза этой динамики;
повышение оперативности и полноты обмена информацией с внешними системами — органами государственного и хозяйственного управления, банковской системой, налоговыми органами, налоговой полицией, таможенными органами и т. д.;
повышение оперативности и полноты получения данных о доходах и расходах бюджета (по каждому виду дохода/расхода или группе доходов/расходов) по запросу на конкретную дату;
углубленный аналитический анализ динамики расходных и доходных статей бюджета на любых иерархических уровнях системы исполнения бюджета;
оперативность передачи информации о доходах и расходах бюджета между различными уровнями иерархии исполнения бюджета (методических и инструктивных материалов — сверху вниз, обобщенной отчетной и аналитической информации — снизу вверх). Функционирование АИС «Финансы» позволит на основе четко определяемых объемов реальных потребностей наиболее рационально, селективно проводить оптимизацию бюджетных потоков, снизить вероятность серьезных «прорывов» в финансировании, сделать процесс исполнения бюджета более плавным.
2.3 Автоматизация составления и исполнения бюджета на региональном уровне
Проблема автоматизированного управления информацией в финансовой системе региона — одна из наиболее актуальных. Финансовая ситуация в стране требует более четкого контроля за исполнением доходной и расходной частей бюджета, оперативного и достоверного анализа исполнения бюджета региона.
Автоматизированная
система составления и
АССИБ предназначена для ведения учета исполнения бюджета региона в рамках казначейской модели, которая предусматривает возможность:
пообъектного учета доходов бюджета региона;
ведения росписи расходов собственного бюджета в разрезе всех бюджетных учреждений;
ежедневный учет пообъектного и постатейного финансирования бюджетных учреждений.
Подобные системы внедрены в ряде регионов страны. Наиболее полный проект АССИБ-2000 внедрен НПЦ «Новинтех» в Тульском облфинуправлении.
В отличие от аналогичных программных продуктов АССИБ-2000:
планировался как комплекс для всего финоргана, а не как набор автоматизированных рабочих мест;
автоматизирует не только ежедневную работу специалистов региона, но позволяет оперативно анализировать исполнение бюджета региона на основании информации, которая хранится в базе данных;
позволяет вести
учет исполнения бюджетов всех уровней,
что существенно облегчает
предоставляет возможность осуществлять информационный обмен с другими приложениями, что позволяет включить его в общую систему информатизации региона.
В основу функционирования АССИБ положено использование традиционной технологии финансовых органов по составлению и исполнению бюджета, основанной на применении системы показателей бюджетной классификации и плана счетов бухгалтерского учета.
Программный комплекс автоматизирует основные функции финорганов по составлению и исполнению бюджета и, в свою очередь, состоит из трех подсистем:
1.
Подсистема «Сводно-
«Свод бюджетов и плановой информации по сети, штатам и контингентам учреждений, состоящих на местных бюджетах»;
«Свод отчетов об исполнении бюджетов и отчетной информации по сети, штатам и контингентам учреждений, состоящих на местных бюджетах»;
«Учет изменений
и составление уточненного
Информация о работе Информационные технологии управления бюджетной системой