Использование лизинга как формы финансирования авиастроительной отрасли в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 19:39, курсовая работа

Краткое описание

Лизинг продолжает являться альтернативным механизмом финансирования предприятий. Сложившаяся ситуация в экономике инициирует поиск путей и способов использования лизинга как стимулятора производства, что говорит об актуальности данной темы на современном этапе развития экономики.
Цель работы — рассмотреть современное состояние авиационной отрасли и применения лизинга в ней как формы финансирования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..2
1. Анализ состояния авиастроительной отрасли РФ на современном этапе
1.1. Характеристика современного состояния авиастроительной отрасли РФ…………….........4
1.2. Финансирование авиастроительной отрасли РФ: потребности и источники………............6
2. Экономическая сущность лизинга.
2.1. Понятие и формы лизинга…………………………………………………………….............10
2.2. Механизм взаимодействия участников лизинговой сделки………………………………..13
2.3. Анализ нормативно-правовой базы в сфере лизинговых отношений……………………..21
3. Возможности использования лизинга в развитии авиастроительной отрасли на примере деятельности ЗАО ИФК “Авиализинг” .
3.1. Общая характеристика компании ЗАО ИФК “Авиализинг”……………………………….27
3.2. Взаимодействие ЗАО ИФК «Авиализинг» с предприятиями авиастроительной отрасли……………………………………………………………………………………………...29
Заключение…………………………………………………………………………………………32
Список литературы………………………………………………………………………………...33

Вложенные файлы: 1 файл

с исправлениями 2курс.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

Однако в § 1 гл. 34 "Аренда" неоднократно (см. ст. 607, 608, 610, 614, 615, 621, 624) говорится о законе, который может предусматривать иной порядок по сравнению с установленным в ГК. Например, в ст. 615 указано, что "к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами". Кроме того, в ГК не содержится запрета на принятие каких-либо федеральных или иных правовых актов о лизинге. Другое дело, какими они должны быть? Недопустимо, чтобы они противоречили Конституции Российской Федерации, международным договорам, Гражданскому кодексу, другим кодексам и законам.

Несмотря на то, что современный российский лизинг уже имеет определенную историю, до сих пор специалисты не могут выработать единого определения для этих операций, разобраться в природе лизинга. В существенной степени на такое положение дел повлияла путаница в дефинициях.

Так, § 6 ст. 34 ГК называется "Финансовая аренда (лизинг)". С точки зрения терминологии здесь возникают вопросы. Относится ли определение к указанному в скобках лизингу или только к слову "аренда"? Наверное, правильнее было бы использовать в скобках термин "финансовый лизинг".

Следующий вопрос: почему понятие "аренда" в тексте Гражданского кодекса имеет такое расширительное толкование — финансовая? Дело в том, что эта операция осуществляется с участием финансового посредника — лизинговой компании, изыскивающей необходимые средства для финансирования приобретения имущества по заявке лизингополучателя. Соответственно при этом лизинговая компания принимает на себя финансовые риски в объеме, близком к стоимости лизингового имущества и процентов.

Таким образом, участники лизинговой операции осуществляют определенную деятельность, основанную на экономической заинтересованности, на правах и обязанностях, установленных в договорах между ними. Существо лизинговых отношений не сводится только к отношениям сторон, определенных рамками договора лизинга (аренды). Лизинговые отношения — более емкое понятие. Они обусловлены рядом взаимосвязанных договоров.

К сожалению, пока не все нормы Гражданского кодекса корреспондируют с другими законодательными актами. Остались некоторые расхождения с профильным Законом "О финансовой аренде (лизинге)", с Оттавской конвенцией УНИДРУА. В частности, существенная проблема возникла в связи с возможностью использования предмета лизинга только для предпринимательских целей. Такой подход был закреплен в Гражданском кодексе и в профильном законе. Это ограничение препятствует предоставлению лизинговых услуг большому количеству потенциальных клиентов лизинговых компаний. Данное требование не корреспондирует и с текстом п. 4 ст. 1 конвенции УНИДРУА "О международном финансовом лизинге".

Используя приведенные в табл. 2.1 тексты соответствующих статей Гражданского кодекса и конвенции УНИДРУА, можно провести экспресс-анализ и определить, в чем заключаются различия между этими законами.

 

 

Таблица 1

Сравнение норм Гражданского кодекса и конвенции УНИДРУА "О международном финансовом лизинге"

 

Гражданский кодекс, ст. 666

Конвенции УНИДРУА, п. 4, ст. 1

Предметом договора финансовой аренды могут быть любые непотребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности, кроме земельных участков и других природных объектов

Конвенция регулирует операции по аренде всего оборудования, за исключением того, которое должно быть использовано арендатором, в основном, в личных или семейных целях, а также для домашних нужд


 

 

Как видно из рассматриваемого текста, имеются существенные различия между нормами законодательства, регулирующего внутренний и международный лизинг. Однако профессор В.В. Витрянский считает, что "согласно Конвенции из круга объектов сделки финансового лизинга исключается оборудование, которое будет использоваться главным образом персоналом лизингополучателя, а также в семейных или домашних целях. Таким образом, под международным финансовым лизингом понимаются в основном сделки, заключаемые в сфере предпринимательской деятельности".

Следует обратить внимание, что в Конвенции нет запрета на использование предмета лизинга для профессиональной деятельности юридических и физических лиц. Не содержится, к примеру, ограничений на возможность выступать в качестве лизингополучателей организаций, которые занимаются эксплуатацией коммунального и санитарного транспорта и т.д.

В ст. 15 Конституции говорится, что "если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Поэтому лучшим решением проблемы было бы устранить возникшую коллизию между Гражданским кодексом, конвенцией УНИДРУА и Законом "О финансовой аренде (лизинге)" путем одновременного внесения изменений в законодательные акты нормы, позволяющих включить в лизинговый оборот различные виды оборудования, за исключением того, которое должно быть использовано арендатором в личных или семейных целях, а также для домашних нужд.

С помощью Федерального закона от 29 января 2002 г. № 10-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лизинге» целый ряд норм ранее действовавшего законодательного акта был приведен в соответствие с Гражданским кодексом, Конвенцией УНИДРУА "О международном финансовом лизинге", другими нормативно-правовыми актами. Было устранено большое количество внутренних противоречий, неточностей, ошибок, которые содержались в законе; добавлены некоторые новые гражданско-правовые нормы, позволяющие улучшить регулирование различных аспектов лизингового бизнеса.

Следует отметить, что поменялось само название законодательного акта. Теперь это Федеральный закон "О финансовой аренде (лизинге)" (раньше — Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ "О лизинге"), т.е. название стало одноименным с § 6 гл. 34 Гражданского кодекса. Изменение в названии означает, что действие закона формально не распространяется, например, на сделки аренды (оперативного лизинга).10

Несмотря на произошедшие изменения, остается еще много нерешенных вопросов в области авиации. В частности, не урегулирован вопрос по использованию малой авиации, не решен и вопрос по Кейптаунской Конвенции, которая должна способствовать развитию лизинга авиатехники на международном уровне.

Кейптаунская конвенция («Конвенция о международных гарантиях в отношении прав на подвижное оборудование» принята 16 ноября 2001 года) действует в отношении планеров воздушных судов, авиационных двигателей и вертолетов, железнодорожного подвижного состава и космических средств. Особенности в отношении авиационного оборудования предусмотрены в Протоколе по авиационному оборудованию к Кейптаунской Конвенции.

Конвенция предоставляет залогодержателю  самолета, лизингодателю и продавцу по соглашению о предварительной  продаже с резервированием права  собственности, а также различные способы защиты их прав при неисполнении должником своих обязательств по договору.

Так, залогодержатель в случае неисполнения обязательств залогодателем вправе с согласия залогодателя или по решению  суда принять во владение заложенный объект или установить контроль над ним, продать или передать объект в лизинг, инкассировать или получить любые доход или прибыль, которые образуются в результате управления таким объектом или его использования, получить право собственности на объект в случае, если объем обеспеченных обязательств является соизмеримым со стоимостью объекта, а также добиваться в органе, где зарегистрирован самолет, дерегистрации воздушного судна. Продавец и лизингодатель вправе в указанной ситуации принять во владение переданный контрагенту объект или установить контроль над ним, добиваться в органе, где зарегистрирован самолет, дерегистрации воздушного судна.

Кроме того, кредитор (залогодержатель, продавец и лизингодатель) на период рассмотрения судом дела о защите их прав, вправе получить постановление суда о передаче

 

10Газман В.Д. Финансовый лизинг: Учебное пособие.—М.: ГУ ВШЭ стр.70-75,89-93

 

объекта на хранение, о запрещении изменения места нахождения объекта  и ряде других временных мерах  защиты прав.

В целях защиты кредиторов Конвенцией предусмотрено создание Международного регистра, в котором регистрируются все права в отношении воздушных судов, именуются в Конвенции гарантии, и отражается подчиненность и приоритет таких гарантий.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11Годовой отчёт ЗАО ИФК «Авиализинг» за 2008 год. Стр.24 (http://avialeasing.biz/partner/3/)

3. Возможности использования  лизинга в развитии авиастроительной  отрасли на примере деятельности  ЗАО ИФК “Авиализинг” .

 

3.1.Общая характеристика  компании ЗАО ИФК «Авиализинг».

 

Компания «Авиализинг» - одна из старейших российских лизинговых компаний, специализирующихся исключительно на авиационной технике. С 1996 года компания осуществляет свою операционную деятельность на территории Пермского края. В том же году «Авиализинг» одним из первых реализовал проект лизинга нового самолета Ту-204. За время своего существования группе компаний «Авиализинг» удалось воплотить в жизнь такие проекты как поддержание летной годности двигателей ПС -90А, поставка на условиях лизинга воздушных судов типа Ту-204 -100, Ту-154Б, Ту-154 М, Як-40 в авиакомпании России.

Среднесрочными целями компании «Авиализинг» на ближайшие 3-5 лет являются:

1. Реализация проекта перевооружения  отечественных авиакомпаний новыми  региональными воздушными судами SSJ-100.  В рамках реализации проекта SSJ-100 компании «Авиализинг» на базе пермского аэропортового комплекса “Большое Савино” создается предприятие Западно-Уральский Центр Технического обслуживания и Ремонта Авиационной техники;

2. Перевооружение российских авиакомпаний авиатехникой иностранного производства;

3. Разработка программы поставки, технического обслуживания и  эксплуатации воздушных судов  деловой авиации .

Стараясь в своей ежедневной деятельности следовать линии на обеспечение показателей безопасности, надежности и экономической эффективности воздушных судов, компания «Авиализинг» занимает достойное место на рынке лизинга авиатехники.

В России насчитывается несколько  десятков лизинговых компаний, работающих с воздушными судами и авиационными двигателями.

На сегодняшний день самые крупные компании России, занимающиеся лизингом, продажей, консалтинговой деятельностью, техническим сопровождением воздушных судов  как правило государственно - частные компании или компании принадлежащие государственным банкам. Например, «Ильюшин Финанс Ко.» (ИФК), «Финансовая Лизинговая Компания» (ФЛК), “ВТБ-лизинг”, “ВЭБ-лизинг”. Негосударственные лизинговые компании в России не имеют доступа к источникам финансирования в достаточном обьеме и вынуждены работать на вторичном рынке ВС.

Компания «Авиализинг» рыночноориентированная компания - абсолютный лидер в сегменте лизинга ВС типа Ту-154, сегодня приступила к реализации проекта лизинга  новых ВС российского производства.         

Технически операционная деятельность Компании «Авиализинг» в течение последних нескольких лет представляет собой восстановление самолетов типа Ту-154М, включающее в себя:

− приобретение воздушного судна;

− капитальный ремонт планера;

− установку маршевых двигателей и вспомогательных силовых установок;

− доработку пилотажно-навигационных систем;

− доработку самолетов согласно требованиям ICAO для обеспечения  полетов на международных воздушных  линиях, с установкой соответствующего дополнительного оборудования и  доработкой существующего, в том  числе доработку двигателей Д-30КУ-154 в части шумопоглощения в соответствии с главой 3 ICAO;

− перепланировку салонов;

− доведение воздушных судов  до состояния полной летной годности с полностью восстановленными межремонтными  ресурсами судна, узлов и агрегатов;

− передачу готового воздушного судна в аренду (лизинг) авиакомпаниям-эксплуатантам.

 

В рамках вышеописанной программы  модернизации на воздушных судах, принадлежащих  Компании, при участии ОАО «Внуковский  авиаремонтный завод № 400» были произведены существенные конструктивные улучшения. Наши воздушные суда имеют ряд эксплуатационных преимуществ по таким показателям, как экономия топлива и увеличение коммерческой загрузки. Это стало возможным благодаря следующим доработкам:

1. Установка крыльевых концевых  обтекателей новой конфигурации. За счет уменьшения влияния концевых вихрей повышается аэродинамическое качество. В результате средняя экономия авиатоплива на 1 час полета воздушного судна типа Ту-154М составила 146,5 кг/час.

2. Установка облегченных полов  сотовой конструкции фирмы «Хексель». Данное улучшение позволяет облегчить вес полов самолета и тем самым увеличить коммерческую загрузку каждого модернизированного судна на 630 кг

Такая схема работы подтвердила  свою жизнеспособность, и в 2008 году Компания продолжила работу в освоенном сегменте рынка – аренда (лизинг) воздушных судов типа Ту-154М. Кроме того, Компания провела в 2008 году работу по оптимизации своего парка – вывела из эксплуатации два воздушных судна Ту-154Б (с реализацией планеров и агрегатов) как наименее топливоэффективные и наиболее старые из всех самолетов, принадлежащих Компании. В итоге проведенной оптимизации парк Компании «Авиализинг» состоит из недавно капитально отремонтированных, модернизированных по выше обозначенной схеме, оборудованных для полетов в Европу самолетов Ту-154М в количестве семи единиц. В процессе реализации проектов Компания использует:

Информация о работе Использование лизинга как формы финансирования авиастроительной отрасли в РФ