История возникновения и развития экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 12:34, контрольная работа

Краткое описание

История возникновения и развития экономической науки очень интересна, она изобилует многочисленными драматическими событиями, научными революциями и периодами затишья. Интерес к экономическим проблемам возник ещё в древних обществах Месопотамии, Индии, Китая, Египта, Греции, Рима. Представления древних обществ об экономическом устройстве были составной частью различных религиозных или философских систем. Уже в Библии вы найдёте правила хозяйственной жизни древнего общества, понятия справедливости, собственности, принципы распределения произведённого продукта. О том, что такое стоимость и от чего она зависит, вы можете прочитать в произведениях древнегреческого философа Аристотеля. Вместе с тем, как наука экономика оформилась сравнительно поздно, где-то на рубеже 17-18 веков. Это произошло в период, когда в Европе возник и бурно развивался капитализм.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика.docx

— 933.83 Кб (Скачать файл)

1) по экономическому назначению объекта рыночных отношений различают: потребительский (рынок товаров и услуг), рынок средств производства, рынок рабочей силы (труда), финансовый рынок и т. д.;

 2) по географическому положению: местный рынок (города, района, области, края), региональный рынок (Поволжья, Сибири и т. д.), национальный рынок (России, Украины, Японии и т. д.), рынок интернациональный (ЕС, СНГ), мировой рынок;

3) по масштабу торговли: оптовый рынок, розничный рынок;

4) по ритмичности работы: постоянно действующий рынок  (оптовый и розничный), периодически  функционирующие рынки (ярмарки,  аукционы, выставки);

5) по отраслевой принадлежности  объекта рыночных отношений: сельскохозяйственной  продукции, автомобильный рынок  и т. д.;

6) по степени ограничения  конкуренции различают: свободный  рынок (рынок совершенной конкуренции); рынок несовершенной конкуренции  (монополистический, монопсонический, олигополистический, олигопсонический), рынок монополистической конкуренции (смешанный рынок). Возможно применение и иных критериев для характеристики структуры и системы рынка, например, по субъектам рынка, по уровню насыщения, по формам хозяйствования и т. д. Цивилизованный рынок требует и развитой инфраструктуры, т. е. комплекса систем, служб, организаций, обслуживающих рынок. Классическая инфраструктура рынка включает товарные биржи, фондовые биржи, биржи труда, системы страхования и кредитования, транспортного и иного обслуживания.

Сущность рынка находит  свое выражение в функциях, т. е. в основных назначениях, которые он призван выполнять:

1) согласование и поддержание сбалансированности производства и потребления по ассортименту производимой продукции и его объёмов;

2) соизмерение затрат  и результатов, выявление ценности  товаров;

3) экономическое стимулирование  эффективности производства и  научно-технического прогресса (НТП);

4) обеспечение динамичной  пропорциональности в развитии  отдельных отраслей, регионов, национального  хозяйства и т. д.

 В рыночной системе  принято полагаться не на чувства,  а на рационализм людей, их  выгоды и интересы. Понимание  специфики взаимосвязей в рыночной  экономической системе можно  достичь лишь при раскрытии  ее основ. 

Основы рыночной экономической  системы 

Рыночная экономика, как  особым образом упорядоченная система  отношений между производителями  и потребителями, базируется на взаимосвязи  и взаимообусловленности ряда институтов и принципов:

1) частная собственность;

2) экономическая свобода;

3) личный интерес;

4) конкуренция;

5) опора на систему  рыночных цен; 

6) ограниченная роль правительства.

 Частная собственность  является исходным, базовым условием  организации рыночной системы  хозяйства. Проявляется она в  том, что материальные ресурсы  находятся в собственности частных  лиц. Наряду со свободой заключать  обязывающие партнеров юридические  контракты, она позволяет частным  лицам и их объединениям приобретать  и реализовывать, контролировать  и применять материальные ресурсы  по своему усмотрению. Владельцы,  побуждаемые правом частной собственности,  заинтересованы в максимально  эффективном использовании материальных  ресурсов. Для получения прибыли  они стремятся производить то  и в таком количестве, что и  в каком количестве желают  получить и могут оплатить  покупатели. Институт частной собственности,  дополненный правом завещания  и наследования, позволяет поддерживать  такую заинтересованность на  протяжении веков. Однако неизбежны  юридические ограничения прав  частной собственности, связанные  с запрещением вредного использования  материальных ресурсов, способного  нанести ущерб внешней среде  и обществу.

Экономическая свобода имеет  тесную связь с частной собственностью. Проявляется она, во-первых, в праве  каждого экономического субъекта на самостоятельное осуществление  выбора и реализацию решений и, во-вторых, в ответственности за отрицательные  или негативные результаты. Экономическая  свобода представлена двумя видами: свободой предпринимательства и  свободой выбора. Свобода предпринимательства  означает отсутствие искусственных  ограничений, которые могли бы препятствовать вступлению предпринимателей в какую-либо отрасль или выходу из нее. «Вхождение в отрасль» означает организацию  производства конкретного товара. «Выход из отрасли» означает прекращение производства соответствующего ей товара. Свобода  предпринимательства включает право  на приобретение экономических ресурсов, организацию их использования и  реализацию произведенных товаров  и услуг на самостоятельно выбранных  рынках. Свобода выбора для домохозяйств – владельцев рабочей силы и денежных средств – означает использование  их по своему усмотрению. Работники  вправе заняться любым видом труда, на который способны. Как потребители  они свободны, в пределах своих  денежных доходов, покупать блага в  наборе и количестве, наиболее подходящим для удовлетворения своих потребностей. Свобода потребительского выбора оказывается  более широкой из свобод, поскольку  пределы свободы предпринимательства  обусловлены потребительским выбором. Именно потребители определяют, что  и в каком количестве должно быть произведено, а в установленных  тем самым рамках, могут делать свой свободный выбор поставщики ресурсов и производители. Они не «свободны» производить блага, которых  потребители не желают. Личный интерес  выступает в роли главной движущей силы в рыночной экономической системе. Проявляется он в том, что каждая экономическая единица стремиться сделать то, что выгоднее ей самой. Поэтому производители ставят своей  целью максимизацию прибыли предприятия  или минимизацию убытков, а владельцы  материальных ресурсов при их продаже  или сдаче в аренду, стремятся  получить наивысший доход; за данное количество тягость и сложность  труда работники стремятся получить наивысшую заработную плату; потребители  стараются приобрести определенный продукт по самой низкой цене. Таким  образом, личный интерес формирует  единое поведение и образ действий хозяйствующих (экономических) субъектов  при реализации своего свободного выбора, что придает направление и  упорядоченность функционированию рыночной экономики. Свобода выбора и свобода предпринимательства, дополняемая личным интересом, служит основой для конкуренции. Конкуренция, понимаемая как экономическое соперничество, выступает коренным свойством рыночной экономической системы, основой  ее эффективного функционирования. Конкуренция  среди производителей побуждает  каждого из них к наиболее эффективному производству товаров, необходимых  покупателям, и доставке их туда, где  они необходимы. Продавцы конкурируют  за право получить деньги покупателей, поскольку доходы последних ограничены. Конкуренция производителей и/или продавцов возможна при двух условиях: 1) наличие на рынке большого числа независимо действующих покупателей и продавцов; 2) свобода принятия решения покупателями и продавцами о вхождении и выходе с рынка. В соответствии с первым условием происходит рассредоточение экономической власти, проявляющейся в возможности экономических субъектов влиять на цену товара. В это же время конкуренция ставит пределы для реализации личных интересов и тем самым представляет основную регулирующую силу рыночной экономики. Второе условие конкуренции обеспечивает гибкость рыночной экономической системы, побуждает производителей адаптироваться к изменяющимся вкусам потребителей, технологии, предложению ресурсов. Конкуренция потребителей возникает там и тогда, где и когда возникает дефицит блага. В конкуренции потребителей выигрывает тот из покупателей, кто предлагает наивысшую цену за желаемое благо. Система рыночного ценообразования выступает, прежде всего, в роли основного фактора распределения благ и ресурсов. Цена – это выраженная в деньгах ценность блага. Она несет большой объем информации и оказывает сильное влияние на экономическое поведение и покупателей, и продавцов, и производителей. Цены на товары и ресурсы служат ориентирами, руководствуясь которыми собственники ресурсов, производители и покупатели благ делают свой свободный выбор, корректируют его в соответствии с личными интересами. Через систему рыночных цен и рынков общество выносит своё решение о том, что производить, каким образом должно быть организовано производство, как распределять результаты производства между экономическими субъектами. Таким образом, система рынков и цен играет роль организующей силы. Считается, что конкурентная рыночная экономическая система способствует высокой степени эффективности использования своих ресурсов. По этой причине предполагается отсутствие реальной необходимости вмешательства правительства в функционирование такой системы. Роль государства сводится к установлению самых общих юридических ограничений для осуществления индивидуального выбора.

 Экономические агенты  и модель экономического кругооборота  благ и доходов 

Наиболее общее представление  о функционировании рыночной экономической  системы дает модель кругооборота благ и доходов, движение которых выступает  средством связи между экономическими агентами рыночной системы. Экономические  агенты – это субъекты экономических  отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении  экономических благ. Основными агентами в рыночной экономической системе  выступают «домохозяйство» и  «фирмы»; в смешанной экономике  – «домохозяйство», «фирмы», «государство». «Домохозяйство» отражает совокупность владельцев всех экономических ресурсов, выступающих их поставщиками на рынок  ресурсов, и основными покупателями товаров и услуг. «Фирмы» отражают всю совокупность предприятий –  производителей товаров и услуг, выступающих поставщиками их на рынок  товаров и услуг. Среди фирм выделяют, прежде всего, индивидуальные деловые  предприятия, партнерства и корпорации. Взаимодействие основных экономических  агентов как столкновение их личных интересов осуществляется на рынке  ресурсов и на рынке товаров и  услуг и представлено в модели экономического кругооборота благ и  доходов. Экономические агенты и  модель экономического кругооборота благ и доходов Домохозяйства, выступая в роли продавцов, желают продать  ресурсы, но по наивысшей цене. Фирмы, выступая в роли покупателей, желают купить ресурсы, но по наименьшей цене. Итогом столкновения личных интересов  продавцов и покупателей выступает  «компромиссная» рыночная цена ресурсов, удовлетворяющая интересы сторон. На ее основе происходит обмен денег  на ресурсы. При этом денежные расходы  фирм превращаются в денежные доходы домохозяйств в формах: ренты, процента, заработной платы, нормальной прибыли, т. е. в соответствии с поставленными на рынок ресурсами: земля, капитал, рабочая сила, предпринимательство. Фирмы преобразуют ресурсы в широкий ассортимент благ и поставляют их на рынок товаров и услуг. Выступая в роли продавцов, они желают продать, но по максимально высокой цене. В свою очередь, домохозяйства появляются на рынке товаров и услуг в роли покупателей с желанием купить, но по низкой цене. Теперь уже на этом рынке происходит столкновение личных интересов сторон. В результате «торга», происходящего между продавцами и покупателями, формируются рыночные цены на товары и услуги. Факт передачи товаров покупателю, а денег – продавцу, подтверждает совпадение их интересов по цене объектов купли-продажи. При этом деньги из формы потребительских расходов домохозяйств превращаются в форму доходов фирм. Приобретенные экономические блага используются домохозяйствами для удовлетворения потребностей. Рассмотренные процессы демонстрируют наличие двух встречных потоков – «поток благ» и «поток денег». Для экономической системы оба потока являются одновременными и бесконечно повторяемыми. Но именно потоком денег задается и обеспечивается поток, представляющий движение благ. Эта же модель указывает на возможность определения объема национального производства как по величине расходов на производство благ, так и по величине доходов, полученных домохозяйствами за предоставленные ресурсы.          В модели смешанной экономической системы увеличивается число потоков. Государство перераспределяет ресурсы, закупает их на рынке ресурсов и поставляет фирмам для производства «общественных товаров». Государство перераспределяет и блага, закупает их на рынке товаров и услуг и поставляет их беднейшим домохозяйствам. В свою очередь фирмы и домохозяйства перечисляют государству налоги со своих доходов. Роль государства в кругообороте благ и доходов Необходимые функции государства в рыночной и смешанной экономической системе Вопрос о том, является ли рыночная экономическая система наилучшим способом решения основных экономических проблем, остается без научно-обоснованного ответа. Однако заслуживают внимания аргументация её достоинств и недостатков. Сторонники рынка доказывают, прежде всего, что конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех благ, в которых общество более всего нуждается, диктует применение наиболее эффективного комбинирования ресурсов, способствует разработке и внедрению новых технологий производства, обеспечивает общество наибольшим количеством необходимых благ из имеющихся ресурсов. Вторым аргументом в пользу рыночной системы служит ее опора на роль личной свободы. Именно этим обусловлена ее способность координировать деятельность всего множества экономических субъектов (индивидов, предприятий) без принуждения. Она предоставляет им свободу предпринимательства и выбора, и на этой основе преуспевает. Экономические субъекты могут желать и добиваться увеличения собственной выгоды. Противники рыночной системы указывают на ряд ее негативных особенностей. Во-первых, она сама способствует угасанию конкуренции по двум причинам. Первая представлена стремлением экономических субъектов освободиться от безжалостного воздействия на них конкуренции через слияния фирм-конкурентов или их тайные сговоры. Вторая обусловлена НТП. Объективно использование новейших технологий производства требует капитала большей величины, более крупных и надежных поставщиков сырья, оптовых покупателей, рынков сбыта. Таким образом, технико-технологическое обновление сопровождается укрупнением фирм и одновременным сокращением их числа в соответствующей отрасли, а значит – угасанием конкуренции. Обе причины, ослабляя конкуренцию, снижают эффективность рыночной экономической системы. При этом концентрация экономической власти в руках наиболее крупных экономических субъектов позволяет им осуществлять меры принуждения в отношении мелких, в том числе и потребителей благ, и поставщиков ресурсов. А это означает, что по мере ослабления конкуренции подрывается суверенитет потребителя (независимость его от производителя), теряется способность распределения ресурсов в соответствии с желаниями потребителей. Производство становится более расточительным и менее эффективным. Во-вторых, возрастает уровень имущественного неравенства и неравенства в распределении денежных доходов. Рыночная система позволяет отдельным ловким, способным, предприимчивым людям сосредотачивать в своих руках огромные количества материальных ресурсов, а на их основе – денежных доходов. В результате растет разрыв в уровне возможностей бедных и состоятельных семей приобретать блага для удовлетворения своих потребностей. Производство начинает ориентировать использование ограниченных ресурсов на изготовление более дорогих благ. В-третьих, неспособность рыночной системы учитывать потребность и организовывать производство «общественных товаров». В-четвертых, неспособность обеспечить достаточный уровень занятости трудоспособного населения и стабильности уровня цен. Имеющие место взлеты и падения экономической активности, сопровождающиеся ростом инфляции или безработицы, весьма болезненны для общества. В современных смешанных системах учтены наиболее существенные элементы критики рыночной экономики. Через функционирование своих правительств общества приняли меры, направленные на сглаживание её недостатков. В свою очередь, сами эти недостатки являются причинами, делающими необходимым вмешательство государства в сферы экономической деятельности. Границы его вмешательства обусловлены актуальностью выполнения ряда функций:

1) обеспечение экономики  нужным количеством денег;

2) регулирование «внешних  эффектов производства»;

3) удовлетворение потребностей  населения в «общественных товарах». Деньги (как посредник в обмене  товаров) требуются в определенном  количестве. Обеспечить соблюдение  этого условия может только  государство. Внешние эффекты  производства (экстерналии) – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называется «внешними», так как касаются не участвующих в сделке – третьих лиц. Например, загрязнение природной среды отходами производства вызывает у населения близлежащих к нему территорий затраты на лечение заболеваний, вызванных этим загрязнением. С ростом объемов производства усиливается негативное воздействие на экологию. Для контроля и ограничения отрицательных внешних эффектов востребовано государство. Категория «общественные товары» возникла и стала использоваться в связи с неспособностью рыночного механизма обеспечить общество благами в необходимом ассортименте. Частное производство реагирует лишь на те потребности, которые выражаются через спрос. Блага, производимые для их удовлетворения, называют частными товарами. Но рыночный механизм не замечает потребностей, которые не представлены в спросе. Блага, необходимые для их удовлетворения, отнесены к группе «общественных товаров». Их особенность проявляется в том, что они:

 а) не исключаемы из потребления;

 б) неконкурентные в потреблении.

 «Неисключаемость из потребления» означает, что такое благо служит всем жителям территории, что невозможно отделить «плательщиков» от «неплательщиков» и разделить это благо на части. «Неконкурентность общественного товара» означает, что увеличение количества его потребителей не уменьшает полезности этого блага для каждого из них. Примером «общественного товара» может служить национальная оборона. Есть товары, имеющие черты и «общественного», и «частного». Их производство развивается на государственной и частной основах. Например, система высшего образования, здравоохранение. Выполнение государством следующих двух функций необходимо для поддержания и облегчения функционирования рыночной системы. Это, во-первых, обеспечение правовой базы частного предпринимательства. Устанавливая «правила игры», правительство регулирует отношения между производителями, поставщиками ресурсов и потребителями, получает возможность играть роль арбитра в их экономических противоречиях. Общество, основанное на рыночных отношениях и предполагающее значительную свободу выбора, немыслимо без правовой системы, без власти закона. Во-вторых, необходимость защиты конкуренции, являющейся основным регулирующим механизмом в рыночной системе, становится актуальной с возникновением и ростом числа монополий. В результате зарождается возможность нерационального распределения ресурсов, недопроизводства отдельных благ, угасает стремление снижать средние издержки производства и т. д. С помощью исключительно рыночных методов невозможно решить проблему монополизма. Предотвращение монополизации экономики и защита конкуренции становится задачей, функцией государства. Выполняя следующие три функции: перераспределение дохода и богатства, перераспределение ресурсов, стабилизация экономики, правительство призвано сгладить погрешности и недостатки функционирования рыночной системы. Перераспределение дохода и богатства необходимо вследствие беспристрастности рыночного механизма в формировании доходов малых для одних и очень крупных – для других экономических субъектов. Вне зависимости от причин, обусловливающих эти различия, бедность части населения среди общего богатства, порождает острые экономические и социальные проблемы. Поэтому правительству предписано решение задачи по уменьшению неравенства доходов и по поддержанию наименее обеспеченных его членов общества. Государственное перераспределение ресурсов необходимо, во-первых, для организации производства «общественных товаров», во- вторых, в связи с превышением объема перерабатываемого сырья сверх имеющихся у предприятия мощностей по очистке и утилизации отходов, увеличивающих загрязнение окружающей среды. Государство призвано применять меры для корректировки рыночного распределения экономических ресурсов и объемов их использования отдельными предприятиями. Стабилизация экономики, как проблема, порождается в обществе колебаниями экономической конъюнктуры, экономической активности, а отражается в изменениях в уровне занятости трудоспособного населения и в уровне инфляции. Функцией правительства становится осуществление контроля над уровнем занятости и инфляции, сглаживание циклической формы развития национальной экономики, стимулирование экономического роста. Таким образом, государство, выполнением ряда предписанных ему функций, призвано дополнять работу рыночного механизма. Именно на таком их сочетании формируются модели смешанной экономической системы.

 
8. Спрос.  Закон спроса. Неценовые факторы  спроса.

Чтобы понять, как в рыночной экономике  устанавливаются цены на товары и  как цены координируют решения потребителей и производителей, происходит распределение  ограниченных ресурсов общества, необходимо рассмотреть рынок отдельного товара, или индивидуальный рынок.  
 
Всякий рынок можно охарактеризовать по разным признакам (таблица 1) 
 
Таблица 1- Виды рынков

 
Признак классификации

 
Вид рынка

 
По виду товара

 
Рынки: товаров и услуг, труда, ценных бумаг, инвестиций, денежный рынок

 
По географическому положению

 
Местный, региональный, национальный, мировой

 
По степени развитости конкуренции

 
Свободный (совершенный), несовершенный: монополистический, олигополистический, монополистической конкуренции

 
По степени участия государства  в рыночном механизме

 
Стихийный, регулируемый

 
По характеру продаж

 
Оптовый, розничный


 
 
Приступая к изучению данной темы, следует  иметь в виду, что спрос, предложение  и равновесная цена являются основными  характеристиками любого рынка. В данной теме эти понятия рассматриваются  применительно к модели свободного (конкурентного) рынка. 
 
Спрос D (англ. demand) — это модель, показывающая, какое количество товара потребители готовы и в состоянии купить по разным ценам в течение определенного периода времени. Спрос есть факт покупки. Спрос отражает связь между объемом спроса (Q) и ценой товара (Р).  
 
В общем виде функцию спроса можно представить: Q= f (Р) < 0– функция от цены, всегда величина отрицательная.  
 
Кривая спроса иллюстрирует действие закона спроса: при прочих равных условиях (неизменности прочих факторов) снижение цены ведет к росту величины (объёма) спроса и, напротив, рост цены ведет к уменьшению величины (объёма) спроса, т.е. отрицательная или обратная связь между изменением цены и величиной спроса. В основе данного закона лежат следующие аргументации: 
 
1. Ограниченность бюджета каждого потребителя, приводящая к возникновению эффектов дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может купить больше данного товара, не отказывая себе в возможности приобретения каких-либо альтернативных товаров. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести более дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга. 
 
2. Действие принципа убывающей предельной полезности, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше и меньше полезности (удовлетворения). Поэтому потребители покупают дополнительные единицы товара лишь при условии, что цена на них снижается. 
 
Зависимость цены и объема (величины) покупок, т.е. спрос на данный товар, может быть проиллюстрирована графиком (рис. 7). Кривая спроса на графике имеет отрицательный наклон.

Информация о работе История возникновения и развития экономической теории