История возникновения и развития экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 12:34, контрольная работа

Краткое описание

История возникновения и развития экономической науки очень интересна, она изобилует многочисленными драматическими событиями, научными революциями и периодами затишья. Интерес к экономическим проблемам возник ещё в древних обществах Месопотамии, Индии, Китая, Египта, Греции, Рима. Представления древних обществ об экономическом устройстве были составной частью различных религиозных или философских систем. Уже в Библии вы найдёте правила хозяйственной жизни древнего общества, понятия справедливости, собственности, принципы распределения произведённого продукта. О том, что такое стоимость и от чего она зависит, вы можете прочитать в произведениях древнегреческого философа Аристотеля. Вместе с тем, как наука экономика оформилась сравнительно поздно, где-то на рубеже 17-18 веков. Это произошло в период, когда в Европе возник и бурно развивался капитализм.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика.docx

— 933.83 Кб (Скачать файл)

 
P

 
2,00

 
1,75

 
1,5

 
1,00

 
0,75

 
0,5

 
Q

 
40

 
50

 
65

 
125

 
175

 
190


 
 
 
 
 
Рис. 7. Кривая спроса 
 
Обратите внимание на то, что цена выступает причиной, а объем спроса – следствием. 
 
На спрос, кроме, цены, оказывают влияние и другие факторы (неценовые детерминанты): 
 
I – доход потребителей; 
 
Z – вкусы и привычки покупателей; 
 
W – ожидания изменения цен и изменения дохода; 
 
Psub - цена субститутов (товаров заменителей); 
 
Pcom – цена комплементов (дополняющих товаров); 
 
N – количество покупателей; 
 
B – прочие факторы. 
 
Развернутая функция спроса будет иметь вид: Q= F (P, I, W, Psub , Pcom , N, B) 
 
 
   
^

Рис. 8. Графики изменения  объема спроса – слева и изменения  спроса - справа

 
 
Необходимо различать изменения  объема спроса и изменения спроса (функции спроса). Объем спроса меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара, что иллюстрируется движением по точкам кривой спроса. Спрос меняется тогда, когда изменяются неценовые детерминанты, кривая спроса сдвигается вправо или влево от первоначальной позиции, при этом не меняет свою конфигурацию, т.е. сдвигается параллельно. 
 

 

    1. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения.
  • Товаропроизводители исходят из потребностей людей и производят товары и услуги, продаваемые на рынке. Следовательно, совокупность товаропроизводителей обеспечивает людям удовлетворение их платежеспособного спроса, т. е. формирует предложение. Предложение — желание и способность производителей (продавцов) предоставлять товары для продажи на рынке по каждой возможной цене в каждый данный момент времени. Способность предоставлять товары связана с использованием ограниченных ресурсов, поэтому эта способность не столь велика, чтобы удовлетворить все потребности всех людей, ведь совокупные потребности, как известно, безграничны.
  • Объем предложения зависит от объема производства, но две эти величины не всегда совпадают. Величина предложения не тождественна объему произведенной продукции, поскольку обычно часть произведенной продукции потребляется в рамках предприятия (внутреннее потребление) и на рынок не предоставляется. С другой стороны, существуют различные потери при транспортировке и хранении товаров (например, естественная убыль).
  • На количество товара, которое фирма желает произвести, оказывают воздействие многие факторы, основные из которых следующие: цена самого товара; цена ресурсов, используемых в производстве данного блага; уровень технологий; цели фирмы; величины налогов и субсидий; ожидания производителей. Таким образом, предложение — функция многих переменных, но нас, прежде всего, интересует характер зависимости между величиной предложения и ценой товара при неизменности остальных факторов, способных оказать воздействие на предложение.
  • Между ценой и количеством предлагаемого товара существует положительная (прямая) зависимость: при прочих равных условиях с повышением цены возрастает и величина предложения, и наоборот, снижение цены сопровождается при прочих равных условиях сокращением объема предложения. Эта специфическая связь называется законом предложения.
  • Действие закона предложения можно проиллюстрировать при помощи графика предложения.
  • Кривая предложения — графическое выражение зависимости между ценой товара и количеством этого товара, которое производители хотят предложить на рынке. Кривая предложения имеет восходящий характер, что обусловлено действием закона предложения.
  • Так же, как и в случае со спросом, различают индивидуальное и рыночное предложение.Индивидуальное предложение — предложение отдельного производителя. Рыночное предложение — совокупность индивидуальных предложений данного товара. Рыночное предложение находится чисто арифметически, как сумма предложений данного товара разными производителями по каждой возможной цене. График рыночного предложения определяется путем горизонтального суммирования графиков индивидуального предложения.
  • Неценовые факторы предложения.

  • Кривая предложения строится исходя из предположения, что все факторы, кроме рыночной цены, остаются неизменными. Выше уже было указанно, что кроме цены на объем предложения влияют многие другие факторы. Они получили название неценовых. Под воздействием изменения какого-то из них величины предложения меняются при каждой цене. В этом случае говорят, что происходит изменение предложения. Это проявляется в смешении кривой предложения вправо или влево.
  • Когда предложение расширяется, то кривая Sсмещается вправо и занимает положение S1, в случае сужения предложения кривая предложения сместится влево до положения S2.
  • Среди основных факторов, способных изменить предложение и сместить кривую S вправо или влево, можно выделить следующие (эти факторы называются неценовыми детерминантами предложения):
  • 1. Цены ресурсов, используемых в производстве товара. Чем больше должен платить предприниматель за труд, землю, сырье, энергоносители и т. п., тем ниже его прибыль и тем меньше его желание предлагать на продажу данный товар. Значит, при увеличении цен на применяемые факторы производства предложение товара снижается, а уменьшение цен на ресурсы, наоборот, стимулирует повышение количества предлагаемого товара при каждой цене, и предложение возрастает.
  • 2. Уровень технологии. Любое технологическое усовершенствование, как правило, приводит к сокращению затрат на ресурсы (снижению издержек производства) и поэтому сопровождается расширением предложения товара.
  • 3. Цели фирмы. Основная цель любой фирмы — максимизация прибыли. Однако зачастую фирмы могут преследовать иные цели, что сказывается на предложении. Например, стремление фирмы производить товар без загрязнения окружающей среды может привести к снижению количества предлагаемого товара при каждой возможной цене.
  • 4. Налоги и субсидии. Налоги влияют на расходы предпринимателей. Рост налогов означает для фирмы рост затрат на производство продукции, а это, как правило, вызывает сокращение предложения; снижение налогового бремени имеет обычно обратный эффект. Субсидии ведут к снижению издержек производства, поэтому увеличение субсидий бизнесу, безусловно, стимулирует расширение производства, и кривая предложения смещается вправо.
  • 5. Цены на иные товары также могут влиять на предложение данного блага. Например, резкое повышение цен на нефть может привести к увеличению предложения угля.
  • 6.  Ожидания производителей. Так, ожидания производителями возможного повышения цен (инфляционные ожидания) оказывают неоднозначное воздействие на предложение товаров. Предложение тесно связанно с инвестициями, а последние чутко и, главное, труднопредсказуемо реагируют на конъюнктуру рынка. Однако в зрелой рыночной экономике ожидаемый рост цен на многие товары вызывает оживление предложения. Инфляция в условиях кризиса обычно вызывает снижение производства и сокращение предложения.
  • 7. Количество производителей (степень монополизации рынка). Чем больше фирм выпускает данный товар, тем выше предложение этого товара на рынке. И наоборот.
  • Так же, как и в случае воздействия на спрос ценовых и неценовых факторов, разделяют изменение предложения и изменение величины предложения:
  • • изменение неценовых факторов приводит к смещению самого графика предложения вправо или влево, поскольку в этом случае производители при каждой цене предлагают рынку иное (большее или меньшее) количество данного товара. Подобные перемены в предложении могут произойти только в случае изменений неценовых детерминант предложения. Здесь мы говорим об изменении предложения;
  • • всякий раз, когда в результате каких-то перемен в рыночной ситуации меняется величина предложения, а все факторы, влияющие на него, кроме цены товара X, остаются неизменными, кривая предложения на товар остается на прежнем месте, происходит перемещение вдоль кривой предложения. В подобных случаях при прочих равных условиях изменяется количество товара X, предлагаемое производителями к продаже. Здесь мы говорим об изменении величины предложения.

 

10. Эластичность  спроса. 

Для экономического анализа недостаточно определить направление изменения  спроса, важно измерить степень этого  изменения. Мера реакции изменения  величины спроса в ответ на изменение  факторов, выраженная в процентах, называется эластичностью спроса. 
 
Различают эластичность ценовую, перекрестную, по доходу. 
 
Ценовая эластичность спроса характеризует степень изменения спроса под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности. 
 
Еdр = (DQd / Q) : (DP / P) 
 
DQd – изменение объема спроса, измеряемого вдоль кривой спроса;  
 
DP – изменение цены товара. 
 
Величина эластичности спроса выражается отрицательным числом, потому что закон спроса предполагает, что для любого изменения в цене изменение объема спроса является противоположным. Чтобы не работать с отрицательными числами перед дробью ставят знак минус. 
 
Графически эластичность может быть обозначена крутизной наклона касательной к кривой спроса по отношению к оси цен. 
 
При снижении цены на товар Х у потребителя появляется свободная сумма денег, распределение которой можно рассмотреть по кривой спроса. Если спрос на товар Х неэластичен, то в целом расходы на приобретение этого товара уменьшатся. Оставшаяся часть его выигрыша пойдет на увеличение покупки товара У, и кривая спроса на последний сместится вправо. Но если спрос на товар эластичен, то расходы на его покупку возрастут и потребителю придется сократить расходы на покупку товара У, кривая спроса сместится влево. 
 
 
Таблица 2 - Зависимость выручки от реализации от эластичности спроса по цене 

 
Значе- 
 
ние эла- 
 
стичности

 
Определение, график

 
Взаимосвязь цены и спроса

 
Реакция выручки

 
цена 
 
уменьшается

 
цена 
 
увеличивается

 
Ed = 0

 
Абсолютно неэластичный. 
 
Вертикальная прямая

 
Объем спроса не зависит от цены товара

 
Уменьшается

 
Увеличивается

 
Ed < 1

 
Не эластичный. 
 
Падающая кривая, крутая.

 
Со снижением цены на 1% объем спроса возрастает менее, чем на 1%.

 
Уменьшается

 
Увеличивается

 
Ed = 1

 
Единичная эластичность. 
 
Гипербола

 
Со снижением цены на 1% объем спроса возрастает также на 1%.

 
Не изменяется 

 
Ed > 1

 
Эластичный 
 
Падающая кривая, пологая.

 
Со снижением цены на 1% объем спроса возрастает более, чем на 1%.

 
Увеличивается

 
Уменьшается

 
Ed = ¥

 
Абсолютно эластичный. 
 
Горизонтальная прямая.

 
Цена товара не зависит от объема спроса

 
Уменьшается

 
Увеличивается


 
 
Обратите внимание на факторы эластичности: 

  •  
    наличие товаров-заменителей – чем больше у товара хороших заменителей, тем эластичность спроса выше;
  •  
    рассматриваемую группу товаров (предметы первой необходимости или предметы роскоши) – спрос на товары первой необходимости менее эластичен;
  •  
    долю расходов на данный товар в бюджете потребителя – чем выше доля спроса на товар в доходе, тем выше эластичность;
  •  
    время – чем больше у покупателя времени, тем выше эластичность его спроса.

 
Проанализируйте данные таблиц с коэффициентами эластичности в книге Д.Н. Хаймана “Современная микроэкономика: анализ и применение”, т. 1, с. 146 и 161.  
 
Особое соотношение цены и спроса возникает в ситуациях, когда существует прямая связь между динамикой цены и спроса. Так, если рассматривается товар низшей категории, то понижение цены будет сопровождаться уменьшением спроса. Возникает эффект Гиффена — это ситуация, когда повышение цены на данный товар сопровождается увеличением спроса на него. Подумайте, что является “товаром Гиффена” для нашей страны.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА - степень чувствительности спроса к изменению цены товара. Мерой такого изменения служит коэффициент  эластичности спроса. Он определяется как отношение изменения объема спроса (количества приобретаемого товара) к изменению его цены. Выражается в процентах, обозначается буквой Е.  

 

E=% роста или снижения объема  спроса/% снижения или роста цены  товара 

 

Эластичность спроса характеризует  степень зависимости объема покупаемого  товара от колебания рыночных цен. Когда  снижение цены вызывает такое увеличение покупок товара, что общая выручка  возрастает, то говорят об эластичном спросе (эластичность больше единицы). Когда же снижение цены компенсируется объемом продаж, так, что общая  выручка остается неизменной, говорят  о единичной эластичности (эластичность равна единице).

Наконец, когда снижение цены товара вызывает незначительный рост спроса, а общая выручка уменьшается, следует говорить о неэластичном спросе (эластичность меньше единицы).

Эластичность спроса зависит от многих факторов: 1) наличие товаров-заменителей. Одним из самых неэластичных товаров  является соль, т. к. ее нельзя ничем  заменить; 2) удельный вес стоимости  товара в бюджете потребителя; 3) размеры дохода покупателей. При  этом цена может не меняться, изменяется платежеспособность. Чем дороже товар, тем эластичнее спрос на него; 4) качество товара. Чем выше качество, чем менее  эластичен спрос; 5) степень необходимости  товара. На продукты питания спрос  менее эластичен, а на предметы роскоши - более эластичен; 6) размеры запасов  товара; 7) потребительские ожидания.

 

11. Эластичность  предложения. 

Аналогично понятию «эластичность  спроса» выделяют понятие «эластичность  предложения».Эластичность предложения по 
цене — показатель, отражающий степень чувствительности предложения к изменению цены предлагаемого товара.

Рассмотрим следующие  три случая, соответствующие графикам S1, S2, S3. Первый случай (предложение представлено линией S1,) — ситуация, когда объем предложения товара остается практически неизменным вне зависимости от изменения цены. В этом случае имеет место неэластичное предложение. Примером рынка, для которого характерно неэластичное предложение, может служить рынок свежей рыбы. Ведь продать ее необходимо в любом случае при любой цене, иначе этот товар просто испортится и его будет вовсе невозможно реализовать. Второй случай (график предложения выглядит как линия S2) — ситуация обратная первой. Здесь незначительное изменение цены товара вызывает значительное изменение объема предложения, т. е. речь идет об эластичном предложении. Третий, промежуточный, случай (линия S3) — изменение цены товара полностью компенсируется изменением объема предложения. Здесь имеет место предложение с единичной эластичностью.

Ценовую эластичность предложения  можно оценить количественно, с  помощью коэффициента ценовой эластичности предложения. Коэффициент ценовой эластичности предложения ESPрассчитывается так же, как и коэффициент ценовой эластичности спроса EDP, только вместо величин спроса берутся величины предложения:

где Qи Q— первоначальный и текущий объем предложения; Ри Р— первоначальная и текущая цена. Обратите внимание, что здесь сразу применена формула центральной точки.

В зависимости от значения коэффициента эластичности предложения  выделяют:

• неэластичное предложение (график S1): значительное процентное изменение цены приводит к незначительному процентному изменению объема предложения; коэффициент эластичности предложения меньше 1;

• эластичное предложение (график S2): незначительное процентное изменение цены товара вызывает значительное воздействие на объемы предложения; коэффициент эластичности предложения больше 1;

• предложение с единичной  эластичностью (график S3): изменение цены товара, выраженное в процентах, в точности компенсируется аналогичным процентным изменением объема предложения; коэффициент эластичности предложения равен 1;

• абсолютно эластичное предложение (график S4): возможно существование только одной цены, при которой товар будет предлагаться для продажи; коэффициент эластичности стремится к бесконечности. Любое изменение цены приводит либо к полному отказу от производства товара (если цена понижается), либо к неограниченному увеличению предложения (если цена повышается);

Информация о работе История возникновения и развития экономической теории