История развития малого и среднего бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 12:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью в данной работе будет произвести характеристику малого и среднего бизнеса в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.

В первой части работы я предлагаю рассмотреть истоки и процесс развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации, а также дать ему определение. Во второй части ознакомиться с опытом работы российских предприятий малого бизнеса, на основании чего провести анализ и выделить наиболее острые проблемы развития малого предпринимательства в нашей стране и пути их решения. В третьей части данной работы отметить роль государства в развитии малого и среднего бизнеса в России

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.rtf

— 181.04 Кб (Скачать файл)

     За частую в малом бизнесе можно встретить семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.

       Функциями малого предприятия, прежде всего, являются экономические, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых - производителя продукции и услуг, в-третьих - катализатора научно-технического прогресса, в четвертых - налогоплательщика, в пятых - агента рыночных отношений.

      Не менее значимой функцией, на мой взгляд, является социальная. Так через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. В основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. Малые предприятия являются главным местом производственного обучения и своеобразным "полигоном" для обкатки молодых кадров.

     Сфера деятельности малого и среднего  бизнеса весьма обширна. Основными сферами деятельности малых предприятий являются торговля и общественное питание, сельское хозяйство, промышленность и строительство. Однако следует отметить, что самым распространенным видом является торговля и посредническая деятельность (более 70%). Производственной деятельностью занимается примерно каждый десятый предприниматель, примерно столько же предоставляют населению транспортные, строительные и бытовые услуги, занимаются переработкой сельскохозяйственной продукцией. На рынке информационных, медицинских и риэлтерских услуг занято незначительное число малых предприятий.

     Основными потребителями продукции и услуг малого и среднего бизнеса является местное население, а также жители ближайших городов и населенных пунктов. Помимо этого их продукцией и услугами пользуются частные фирмы и предприниматели, государственные учреждения и организации, торгово-посреднические организации.

     Важная роль малого и среднего бизнеса заключается в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, а так же выпускает специальные товары и услуги.

     В существующих условиях рыночных отношений в России малый и средний бизнес являются одним из наиболее перспективных форм хозяйствования. Однако, малые и средние предприятия не занимают того места, которое им отводится в экономически развитых странах, где число таких предприятий составляет свыше 80% от общего числа предприятий. В этом секторе экономики в развитых странах занято две трети работающих, производится более половины ВВП. Россия значительно отстает от стран с рыночной экономикой по этим показателям. Доля малого предпринимательства в ВВП России составляет не более 10-11%, стоимость основных фондов промышленности - чуть более 3%./4/

     Что же мешает развитию малого и среднего бизнеса в России на современном этапе? Ответ на этот вопрос предлагаю рассмотреть во второй главе данной работы.

 

      Глава 3. Современные проблемы развития малого и среднего  бизнеса в России

      

     На деятельность малых и средних предприятий в России оказывают влияние сразу несколько факторов. Их можно разделить на две группы: факторы внутренней среды, обусловленные особенностями предприятия, и факторы внешней среды. Примеры внутренних и внешних факторов можно посмотреть на рисунке 2 (прил. 2).

     В данной работе хотелось бы акцентировать внимание на внешние факторы воздействия на малый и средний бизнес, так как рассматриваем проблемы предприятий с макроэкономической точки зрения. Но и без понятия внутренних факторов не обойтись.

     Под внутренней средой предприятия понимается совокупность всех внутренних факторов, которые определяют процессы его жизнедеятельности. Многочисленные исследования подтверждают зависимость внутренней среды от внешних условий.

     Внешняя среда подразумевает собой совокупность внешних по отношению к данному предприятию факторов, изменение значений которых существенно влияет на его состояние и результаты деятельности.

     Внешняя среда для предприятий имеет важное значение:

     1. как источник ресурсов;

     2. как потребитель результатов деятельности предприятия и место общественного признания и оценки этих результатов;

     3. как фактор, определяющий поведение, образ действий предприятия, отражающихся в установлении целей и осуществлении тех или иных стратегий.

     Факторы внешней среды разделяются на две группы. Первая - это создающие угрозы, риски для деятельности предприятия; вторая - формирующие условия, возможности для их развития. Определяя стратегию развития предприятия, руководители стремятся выбирать такой образ действий, который позволит максимально использовать открывающиеся возможности и устранить риски.

     Одной из самых существенных черт предпринимательства является его рисковый характер. Таким образом, граждане, решившие создать и осуществлять собственное дело, помнят, что они рискуют, так как действуют в условиях неопределенности. Кроме того, предпринимательству осуществляемому в малых масштабах кроме рисков присущих любым хозяйствующим субъектам, и определяемых сферой деятельности, этапом жизненного цикла организации; общей политической и социальной обстановкой и т.д., характерны риски связанные с небольшими размерами самих предприятий.

     Малые предприятия, как субъект управления в рыночной экономике, характеризуются, прежде всего, как неустойчивая предпринимательская единица, наиболее зависимая от колебаний рынка. А это значит, что непредвиденные неблагоприятные изменения внешней среды наиболее негативно влияют на деятельность малого бизнеса. В то же время внешняя среда малых предприятий отличается собой в сравнении с крупным бизнесом, а также с государственными экономическими структурами, особой степени неопределенности. Это объясняется тем, что малые предприятия, как правило, действуют на локальном рынке, который в отличие от рынков крупных корпораций характеризуется высокой степенью неопределенности. Ключевой особенностью внешней среды малого бизнеса является, его объективно подчиненная роль в системе отношений с государством, крупным бизнесом, финансово-кредитными институтами. А также имеется специфическая черта, которая связана именно с периодом радикальных реформ, - это исключительная подвижность внешней среды, возрастание скорости, с которой в окружении малого бизнеса происходят изменения. И все это серьезно затрудняет для предприятия возможности адекватного на них реагирования.

     Кроме негативных изменений внешней среды на возрастание неопределенности и степени рисков в деятельности малых предприятий влияет и внутренняя среда предприятия, во многом зависящая от размера малого предприятия. Внутренняя среда малого бизнеса, как и внешняя, имеет ряд отличий, например:

         - в способах разделения труда;

         - расстановке кадров;

         - распределения прав и ответственности;

         - проведения маркетинговой политики;

         - налаживания финансовых потоков на предприятии;

         ïîëó÷åíèè èíôîðìàöèè è ò.ä.

     В настоящее время, по оценкам самих предпринимателей, в своей деятельности они сталкиваются с проблемами, такими как высокие налоги, дороговизна материально-технических средств, отсутствие кредитных ресурсов, что негативно сказывается на  финансовом состоянии их предприятий. Данные социологических опросов приведены в таблице (прил. 3).

     Серьезным сдерживающим фактором является низкий платежеспособный спрос населения, которое является основным потребителем продукции услуг малого бизнеса. Как отмечают специалисты, главная черта современной пирамиды в России - формирование и хроническое воспроизводство масштабной бедности, которая на протяжении десятилетия охватывает более 30% населения страны. Среди них более 10% в обозримой перспективе не имеют шансов изменить свое материальное и общественное положение./5/

     Согласно многим исследованиям, предприниматели, особенно мелкие, единодушно жалуются на тотальный и повседневный грабеж со стороны государственных чиновников. Государственные службы буквально терроризируют их требованиями мелочной отчетности, частыми инспекциями и штрафами.

     Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

     Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

     Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

     Î ñëîæíîñòÿõ âçàèìîîòíîøåíèé ïðåäïðèíèìàòåëåé è ðåãèîíàëüíûõ âëàñòåé ñâèäåòåëüñòâóþò òàêæå äàííûå ýêñïåðòíîãî îïðîñà, ïðîâåäåííîãî Ñîþçîì ïðîìûøëåííèêîâ è ïðåäïðèíèìàòåëåé.  îïðîñå ïðèíÿëè ó÷àñòèå 919 ÷åëîâåê, îòíåñåííûõ ê êàòåãîðèè «ýêñïåðòû» è ïðåäñòàâëÿþùèõ â îñíîâíîì ìàëûé (66%) è ñðåäíèé (20%) áèçíåñ èç âñåõ ôåäåðàëüíûõ êðóãîâ ÐÔ, Ìîñêâû è Ñàíêò-Ïåòåðáóðãà. Èç íèõ 79,0% ñ÷èòàþò, ÷òî ðåãèîíàëüíàÿ âëàñòü ñâîèìè äåéñòâèÿìè ñîçäàåò ïðîáëåìû â áèçíåñå, òàê êàê ïðåñëåäóåò ñâîè èíòåðåñû áëèçêèõ ê íåé ïðåäïðèíèìàòåëåé. Ïðîâîäèìàÿ àäìèíèñòðàòèâíàÿ ðåôîðìà, ïî ìíåíèþ 42% ñëóøàòåëåé Àêàäåìèè íàðîäíîãî õîçÿéñòâà ïðè ïðàâèòåëüñòâå ÐÔ, âðÿä ëè èçìåíèò èëè äàæå óõóäøèò îòíîøåíèÿ ìåæäó áèçíåñîì è âëàñòüþ./5/

     Íà íèçêîì óðîâíå ïðåäïðèíèìàòåëü òàêæå ñòàëêèâàåòñÿ ñ íåïîíèìàíèåì è ñóáúåêòèâíûì îòíîøåíèåì ê ìàëîìó áèçíåñó ñî ñòîðîíû ìåñòíîé áþðîêðàòèè. Ïî ìíåíèþ ïðåçèäåíòà âñåðîññèéñêîé àññîöèàöèè ïðåäïðèíèìàòåëåé «×åñòíîå äåëî», Í.Â. Áàðõàòîâîé, «ìåëêèé ÷èíîâíèê  - ýòî ñàìîå îïàñíîå, ÷òî ìîæåò áûòü äëÿ áèçíåñà». /5/

     Но главной причиной слабого развития малых предприятий является низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

     Ñðåäè íàèáîëåå àêòóàëüíûõ ïðîáëåì, îò èòîãîâ ðåøåíèÿ êîòîðûõ, âî ìíîãîì, çàâèñèò äàëüíåéøåå ðàçâèòèå ìàëîãî áèçíåñà â íàøåé ñòðàíå, ÿâëÿþòñÿ ïðîáëåìû â íàëîãîîáëîæåíèè. Õîòÿ äàííûå ïðîáëåìû ðåøàþòñÿ ïóòåì íåîäíîêðàòíîãî ïåðåñìîòðà è âíåñåíèÿ èçìåíåíèé â Íàëîãîâûé êîäåêñ ÐÔ â ÷àñòè íàëîãîîáëîæåíèÿ ñóáúåêòîâ ìàëîãî áèçíåñà.  ÷àñòíîñòè, 31 äåêàáðÿ 2001 ã. Ïðåçèäåíò ÐÔ ïîäïèñàë Ôåäåðàëüíûé çàêîí ÐÔ  ¹198-ÔÇ «Î âíåñåíèè äîïîëíåíèé è èçìåíåíèé â Íàëîãîâûé êîäåêñ ÐÔ è â íåêîòîðûå çàêîíîäàòåëüíûå àêòû Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè î íàëîãàõ è ñáîðàõ». Äàííûì çàêîíîì âíåñåíû ñóùåñòâåííûå èçìåíåíèÿ, êàñàþùèåñÿ íàëîãîîáëîæåíèÿ ñóáúåêòîâ ìàëîãî áèçíåñà, â ÷àñòíîñòè, ñ 1 ÿíâàðÿ 2002 ã. èíäèâèäóàëüíûå ïðåäïðèíèìàòåëè è îðãàíèçàöèè, ïåðåâåäåííûå íà óïëàòó åäèíîãî íàëîãà íà âìåíåííûé äîõîä, ñòàíîâÿòñÿ ïëàòåëüùèêàìè åäèíîãî ñîöèàëüíîãî íàëîãà (ÅÑÍ). Ê ñîæàëåíèþ, ýòî ëèøü «ìàëàÿ êàïëÿ» â îáëåã÷åíèè æèçíåííîãî ïóòè ìàëîãî ïðåäïðèíèìàòåëüñòâà.

     Ñóùåñòâóåò  è ðÿä äðóãèõ ïðîáëåì, êîòîðûå íåáëàãîïðèÿòíî âëèÿþò íà ðàçâèòèå ìàëîãî ïðåäïðèíèìàòåëüñòâà, òàêèå, íàïðèìåð, êàê: íåñîâåðøåíñòâî íîðìàòèâíî-ïðàâîâîé áàçû; òðóäíîñòè ïðè ðåøåíèè ôèíàíñîâî-êðåäèòíûõ âîïðîñîâ; ïðîáëåìû,  ñâÿçàííûå ñ ïîëó÷åíèåì äåëîâîé èíôîðìàöèè è ò.ä.

     Еще одной из не менее важной проблемы является низкая квалификация самих предпринимателей и наемных работников. Некомпетентность управляющих или недостаточная способность персонала принимать решения стала главной причиной разорения малых фирм. Во многих странах с рыночной экономикой разрабатываются специальные программы управленческой поддержки малого бизнеса, создаются центры развития или «инкубаторы» мелкого бизнеса.

     Ñïåöèôè÷åñêèìè ïðîáëåìàìè â íåêîòîðûõ ðåãèîíàõ ÐÔ, â îñíîâíîì Ñèáèðè, ÿâëÿþòñÿ âûñîêàÿ äîëÿ òðàíñïîðòíîé ñîñòàâëÿþùåé â ðàñõîäàõ (62,4%), òðóäíîñòè ñáûòà ïðîäóêöèè (20,6%), èíôîðìàöèîííûé ãîëîä (12,4%) è íåêîìïåòåíòíîñòü ÷èíîâíèêîâ (3%).

     Óñèëèÿ ïðåäïðèíèìàòåëåé ïî ïðåîäîëåíèþ óêàçàííûõ ïðîáëåì íàïðàâëåíû â îñíîâíîì íà óëó÷øåíèå òåõíîëîãèè, ñíèæåíèè çàòðàò, ïîâûøåíèå ïðîôåññèîíàëüíîãî óðîâíÿ ðàáîòíèêîâ. Ãîñóäàðñòâî æå, ïî ìíåíèþ ïðåäïðèíèìàòåëåé,  äîëæíî íàïðàâëÿòü ñâîè óñèëèÿ íà ñíèæåíèå íàëîãîâ (64%), îáåñïå÷åíèå äîñòóïíîñòè êðåäèòîâ (62,8%), ñîâåðøåíñòâîâàíèå çàêîíîäàòåëüñòâà (51,2%), ðåçêîå ñîêðàùåíèå ÷èñëà êîíòðîëèðóþùèõ èíñòàíöèé (47,2%), çàùèòó ïðàâ ñîáñòâåííèêà (36,8%), èñêîðåíåíèå êîððóïöèè è ïðîèçâîëà ÷èíîâíèêîâ (31,6%). Íî 25% ïðåäïðèíèìàòåëåé ñ÷èòàåò, ÷òî ñïåöèôè÷åñêèõ ðåãèîíàëüíûõ ïðîáëåì â ðàçâèòèè áèçíåñà íåò./5/

Информация о работе История развития малого и среднего бизнеса в России