Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 12:00, курсовая работа
Целью в данной работе будет произвести характеристику малого и среднего бизнеса в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.
В первой части работы я предлагаю рассмотреть истоки и процесс развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации, а также дать ему определение. Во второй части ознакомиться с опытом работы российских предприятий малого бизнеса, на основании чего провести анализ и выделить наиболее острые проблемы развития малого предпринимательства в нашей стране и пути их решения. В третьей части данной работы отметить роль государства в развитии малого и среднего бизнеса в России
Óäåëüíûå èçäåðæêè ïðîèçâîäñòâà è îáðàùåíèÿ ó ìàëûõ ïðåäïðèÿòèé, êàê ïðàâèëî, âûøå, ÷åì ó êðóïíûõ ïðåäïðèÿòèé: èì òðóäíåå ïîëó÷èòü êðåäèò, íàëàäèòü ðåêëàìó; òðåáóåòñÿ çàòðà÷èâàòü îòíîñèòåëüíî áîëüøå ñðåäñòâ íà îáó÷åíèå è ïåðåïîäãîòîâêó êàäðîâ, èçó÷åíèå ðûíêà, ïîëó÷åíèå íåîáõîäèìîé èíôîðìàöèè è ò.ä., ïîýòîìó ïðàêòè÷åñêè âî âñåõ èíäóñòðèàëüíî ðàçâèòûõ ñòðàíàõ ìàëûì ïðåäïðèÿòèÿì óñòàíàâëèâàþòñÿ îïðåäåëåííûå ëüãîòû è îêàçûâàåòñÿ ãîñóäàðñòâåííàÿ ïîääåðæêà.
 Ðîññèè ïî ìåðå ðàçâèòèÿ ìàëîãî è ñðåäíåãî áèçíåñà è óêðåïëåíèÿ ðûíî÷íûõ îòíîøåíèé âîçíèêëè îáùåñòâåííûå îðãàíèçàöèè ìàëîãî è ñðåäíåãî ïðåäïðèíèìàòåëüñòâà, íàïðèìåð, Ñîþç ïðåäïðèíèìàòåëåé Ðîññèè. Ñóùåñòâóþò òàêæå ôåäåðàëüíûå è ìåñòíûå ôîíäû ôèíàíñîâîé ïîìîùè, îñíîâíîé çàäà÷åé êîòîðûõ ÿâëÿåòñÿ ñòèìóëèðîâàíèå ðàçâèòèÿ ïðèîðèòåòíûõ ïðîèçâîäñòâåííûõ âèäîâ äåÿòåëüíîñòè ìàëûõ ïðåäïðèÿòèé. Åæåãîäíî ïðîâîäÿòñÿ ðàçëè÷íûå ýêîíîìè÷åñêèå ôîðóìû, ïîñâÿùåííûå ïðîáëåìàì ìàëîãî ïðåäïðèíèìàòåëüñòâà êàê íà ôåäåðàëüíîì, òàê è íà ìåñòíîì óðîâíÿõ.
 ïîñëåäíèå ãîäû øèðîêî èññëåäóþòñÿ âîïðîñû î íàèáîëåå ýôôåêòèâíûõ è ôîðìàõ è ìåòîäàõ ãîñóäàðñòâåííîé ïîääåðæêè, íå ïîäðûâàþùèõ îñíîâ ïðåäïðèíèìàòåëüñòâà è èíòåðåñîâ ÷àñòíîãî ñîáñòâåííèêà, è îäíîâðåìåííî ñïîñîáíûõ îêàçûâàòü ðåàëüíóþ ïîìîùü â ñòàíîâëåíèè è ðàçâèòèè ìàëîãî ïðåäïðèíèìàòåëüñòâà â Ðîññèè.
Механизм формирования и осуществления поддержки малого бизнеса может сложится только под влиянием тех задач, которое поставит перед собой государство.
Опыт развитых стран показывает, что для вовлечения предпринимательского потенциала в развитие экономики требуется содействие государства в создании необходимых предпосылок для нормального функционирования малого и среднего бизнеса, в устранении возникающих проблем и отклонений от намеченных целей.
К сожалению, в России система развития и поддержки малого предпринимательства осуществляется в условиях заметного ослабления государственного воздействия на данные процессы. Деятельность многочисленных государственных и полугосударственных структур поддержки малого предпринимательства сводится в ряде случаев к самообеспечению, фиксированию проблем и препятствий, возникающих перед предпринимателями, а реальная помощь носит единичный характер. /4/
Однако отметим, ряд функций государства, благодаря которым должна осуществляться государственная поддержка малого предпринимательства. Во-первых, государство выступает как властная структура, устанавливающая рамочные условия функционирования субъектов рынка, т.е. разработка и контроль за соблюдением нормативно-правовых актов. Во-вторых, государство является собственником имущества, что служит основанием для распоряжения и непосредственного управления государственным имуществом. И в-третьих, государство является своеобразным инструментом экономического регулирования и стимулирования рыночных процессов. Таким образом, исходя из этих функций, в ряде документов есть отражение государственной поддержки малого и среднего бизнеса по следующим направлениям:
- ñîçäàíèå èíñòèòóöèîíàëüíûõ îñíîâ;
- óïðàâëåí÷åñêàÿ íàó÷íî-ìåòîäè÷åñêàÿ ïîääåðæêà;
- ïðàâîâîå îáåñïå÷åíèå è çàùèòà ïðåäïðèíèìàòåëüñòâà, îòðàæåííûå â çàêîíîäàòåëüñòâàõ î ïðåäïðèÿòèÿõ, àíòèìîíîïîëüíîì, íàëîãîâîì, âíåøíåòîðãîâîì, îòðàñëåâîì çàêîíîäàòåëüñòâàõ, õîçÿéñòâåííîì, êîììåð÷åñêîì êîäåêñàõ, â ñèñòåìå ñïåöèàëüíûõ çàêîíîâ î ñòàòóñå è ëüãîòàõ äëÿ ìåëêèõ è ñðåäíèõ ïðåäïðèÿòèé, èííîâàöèîííûõ ïðåäïðèÿòèé;
- ôèíàíñîâî-êðåäèòíàÿ ïîääåðæêà;
- íàëîãîâàÿ ïîëèòèêà;
- àíòèìîíîïîëüíàÿ ïîëèòèêà.
Рассмотрим лишь некоторые формы государственной поддержки на развитие малого и среднего бизнеса.
Динамичное развитие малого предпринимательства и его эффективное участие в решении социально-экономических проблем на федеральном, региональном и муниципальном уровнях во многом зависят от наличия необходимых институциональных основ. /4/
К началу XXI века в регионах России создано 80 региональных фондов поддержки малого и среднего предпринимательства, 54 региональных бизнес-инкубатора, 46 центров, созданных межрегиональным маркетинговым центром «Москва», 36 бизнес-центров, 98 учебно-деловых центров. Полнота и комплексность институтов и инфраструктурной поддержки различаются по регионам России. Практически инфраструктура создает каналы, по которым государственная поддержка доводится до ее получателя. Одновременно через элементы инфраструктуры реализуются отдельные рыночные услуги. Кроме того, через объекты инфраструктуры налаживаются деловые контакты и кооперация, что способствует самоорганизации малого предпринимательства./4/
Под управленческой научно-методической поддержкой подразумевается консультирование, обучение, информационное обслуживание, проводимое органами правительства, а также через различные программы на местах. Сюда же относятся финансирование и участие в работе учебных и консультационных центров и других организаций, оказывающих непосредственную поддержку предпринимателям. Проведение разработки учебных пособий, курса лекций для начинающих предпринимателей. А так же создание благоприятных условий и помощь в разработке и передаче инновационных технологий.
Одну из прогрессивных и действенных форм поддержки малого бизнеса представляет бизнес-инкубирование. Главное назначение бизнес-инкубатора в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для «выращивания» малых предприятий путем предоставления различных видов услуг (консалтинговых, арендных обучения, кредитования) на льготных условиях. Эффективность бизнес-инкубатора обеспечивается за счет комплексного сопровождения малых предприятий на всем протяжении реализации их проектов: от обучения и составления бизнес-планов до выпуска готовой продукции.
Важным инструментом государственной поддержки малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.
Финансово-кредитная поддержка малому бизнесу осуществляется путем реализации государственных целевых программ, предоставление льготных и безвозмездных субсидий прежде всего на цели научно-технического развития. В предоставлении гарантий по займам предприятий малого бизнеса у частных банковских структур для переоснащения производства, его расширения. Участие в деятельности и формировании ресурсов различных кредитно-финансовых и инвестиционных организаций. Повышение кредитоспособных мелких предприятий с помощью системы кредитования. Формирование системы банковских услуг, ориентированных на малых предпринимателей.
Государственная поддержка малому и среднему бизнесу в налоговой политике проявляется через льготную систему налогообложения и систему ускоренной амортизации основных средств.
Антимонопольная политика включает в себя, во-первых, меры по обеспечению справедливых равноправных условий подрядных отношений и сделок по государственным займам, а также между крупными и небольшими предприятиями; во-вторых меры по предупреждению задержек платежей со стороны крупных фирм небольшим подрядным предприятиям; в-третьих меры по предотвращению банкротств мелких компаний, а также гибкую таможенную политику.
К сожалению, в России сложилась парадоксальная ситуация, когда происходит постоянный рост количества разнообразных структур поддержки малого и среднего бизнеса, формируются все новые общественные движения - союзы, ассоциации, объединения, а бюджетная поддержка малого предпринимательства постоянно сокращается. Опыт развития малого предпринимательства показал, что недостаточная эффективность различных форм государственной поддержки в России во многом вызвана слабой подготовленностью данного сектора экономики к ее восприятию. В перспективе государство, в принципе как любой кредитор, должно четко представлять и уменьшать свои риски, для чего следует упорядочить, координировать, контролировать финансовые средства, направляемые на малый бизнес через различные структуры.
Государственный контроль за деятельностью малых предприятий заключается, прежде всего, в соблюдении норм, установленных различными федеральными и региональными органами власти для процессов производства и реализации продукции и услуг. При этом конкретизация объекта контроля и прав, которыми наделяются те или иные органы при осуществлении ими контрольных функций, фиксируются нормативно-законодательными и правовыми актами. Однако, принятый в 1995 году Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» явно устарел и уже не отвечает современным условиям рынка. Так, требуют уточнения вопросы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса и взаимоотношений с бюджетом. Следует заново определить порядок создания, функционирования и ликвидации малых предприятий. А также ряд сфер деятельности малого бизнеса требует законодательного оформления, например, восполнение пробела тех законодательных норм, которые регламентируют взаимодействие малых и крупных предприятий.
Первым важным шагом к формированию последовательной государственной поддержки и развитию малого и среднего бизнеса стали разработка и принятие в декабре 2001 года Государственным советом Российской Федерации Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в РФ. Данный документ декларирует отношение власти к малому бизнесу и должен быть базой формирования основных направлений совершенствования государственной политики в этом важном секторе экономики, как малый бизнес. Следует отметить, что реализация изложенных в Концепции намерений государства потребует разработки четкой программы действий на ближайший период и более отдаленную перспективу (5-10 лет), а также осуществления контроля за реализацией основных положений этого документа.
Из
всего сказанного, очевидно, что от уровня
развития не только крупного, но и малого
и среднего бизнеса, результата партнерских
отношений между государством и бизнесом,
от учета в полной мере интересов обеих
сторон в значительной степени зависит
экономический и политический прогресс
России. Именно поэтому процесс взаимодействия
государственных структур и предпринимательства
не может носит спонтанный характер. Он
должен быть хорошо управляемым и организованным.
У всех участников этого процесса должны
быть единые цели и намерения. Для стабильного
развития малого предпринимательства
все стороны обязаны прилагать постоянно
возрастающие усилия, действовать заодно
на принципах открытости, честности, откровенности
и справедливости.
Глава 5. Поддержка
малого бизнеса в Пермском крае
Для
развития малого бизнеса в регионах России
выдаются субсидии на открытие собственного
дела.
Российская газета-Неделя" - Пермский край №5025 от 22 октября 2009 г.
Уже более 600 жителей Пермского края воспользовались бюджетной субсидией на открытие собственного дела. Но мало кому удается создать бизнес без собственных накоплений.
Развитие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан - одно из направлений краевой Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда. Всего на эти цели выделено 38,8 миллиона рублей из федерального и 6 миллионов - из краевого бюджета. Размер субсидии определен правительством РФ. Разработав обоснованный бизнес-план, можно претендовать на субсидию в размере до 12-кратной максимальной величины пособия по безработице, то есть до 58,8 тысячи рублей. Эти деньги позволят возместить часть затрат на начало нового дела, но, естественно, не обеспечат полное финансирование. Предполагается, что у будущих предпринимателей есть собственные дополнительные средства или же новое дело настолько малозатратное на начальном этапе, что на него хватит и этих денег.
- Субсидию мы потратили на покупку ядохимикатов, удобрений и специального летнего сорта картофеля "Розалинд", - рассказывает Динара Акбашева из села Елпачиха. - Раньше мы выращивали картофель на приусадебном участке для семьи, а с кризисом денег не стало хватать, поэтому мы решили расширить выращивание картофеля. В центре занятости нас консультировали по вопросам составления бизнес-планов и по работе с хозяйством. После защиты бизнес-плана и заключения договора с центром занятости муж зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя и получил деньги.
Информация о работе История развития малого и среднего бизнеса в России