Кадровое планирование в деятельности гос учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 18:05, курсовая работа

Краткое описание

Кадровая политика госслужбы представляет собой деятельность госорганов, их руководителей, а также структурных подразделений по вопросам госслужбы и кадров, направленную на подбор, подготовку, повышение квалификации, профессиональный рост госслужащих, обеспечивающую качественное выполнение ими полномочий органов государственной власти. Для реализации кадровой политики, а также для управления карьерой гражданских служащих осуществляется кадровое планирование. Основной задачей кадрового планирования является обеспечение госорганов необходимым числом квалифицированных служащих с минимальными затратами при отборе и решении вопросов профессионального развития.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты кадрового планирования в деятельности государственного учреждения 6
1.1 Понятие, цели, задачи и методы кадрового планирования в деятельности государственного учреждения 6
1.2 Основные технологии и стадии кадрового планирования в деятельности государственного учреждения 11
1.3 Основные виды кадрового планирования в деятельности государственного учреждения 17
1.4 Проблемы кадрового планирования в деятельности современного государственного учреждения 21
Заключение 47
Список использованных источников 49
Приложения. 51

Вложенные файлы: 1 файл

кадры.docx

— 57.26 Кб (Скачать файл)

технологии сохранения персонала (управление трудовой мотивацией, обеспечение  социальных гарантий и пр.);

технологии набора рабочей  силы (за счет внутренних или внешних  источников);

технологии отбора персонала (анкетирование, тестирование, интервьюирование, теория деловых игр и др.);

технологии по определению  затрат на персонал (прямой математический расчет);

технологии сокращения и  перемещения персонала (высвобождение  персонала в связи с уходом на пенсию, увольнение в связи с  несоответствием занимаемой должности  и т.д.) [18, c.61].

1.3 Основные виды кадрового планирования  в деятельности государственного  учреждения

 

С производственно-экономической  точки зрения кадровое планирование представляет собой оцениваемое  с помощью чисто экономических  и организационных критериев  соответствие между работником и  его рабочим местом на определенном участке труда.

Разнообразие задач кадрового  планирования определяет тот факт, что все кадровое планирование можно  поделить на следующие его виды:

-    планирование потребностей в персонале,

-    привлечения (набора) персонала,

-    использование и сокращения персонала,

-    обучения персонала,

-    сохранения кадрового состава,

-    расходов на содержание персонала,

-    производительности.

Разумеется, все виды кадрового  планирования тесно связаны друг с другом, взаимно дополняют и  корректируют мероприятия, предусмотренные  в том или ином плане. 

Планирование потребности  в персонале включает:

Оценку наличного потенциала трудовых ресурсов;

Оценку будущих потребностей;

Разработку программ по развития персонала.

Конкретное определение  потребности в персонале представляет собой расчет необходимого числа  работников по их количеству, квалификации, времени, занятости и расстановке  в соответствии с текущими и перспективными задачами развития государственного учреждения. Расчет производится на основе сравнения  расчетной потребности в рабочей  силе и фактического состояния обеспеченности на определенную дату и представляет собой информационную основу для  принятия управленческих решений в  области привлечения персонала, его подготовки и переподготовки [13, c.103-105]. Действующие взаимосвязи в планировании потребности в персонале представлены в таблице 1.2, приведенной в приложении 1.

Планирование использования  кадров

Планирование использования  кадров осуществляется посредством разработки плана замещения штатных должностей.

Цель – по возможности  целесообразное, то есть экономичное  и справедливое по отношению к  человеку распределение потенциала рабочей силы между вакантными рабочими местами. Реализация планирования использования  кадров должна обеспечить оптимальную  степень удовлетворенности работополучателей своими рабочими местами в том случае, если были учтены их способности, умения, требования и мотивация. При определении места работы в процессе планирования использования кадров наряду с учетом квалификационных признаков следует принимать во внимание также психические и физические нагрузки на человека на том или ином рабочем месте, их соответствие возможностям человека, принимаемого на работу. Посредством такой конкретизации планирования использования рабочей силы можно будет избежать завышения и занижения требований, профессиональных заболеваний, и др.

Особые проблемы в планировании использования кадров возникают  при обеспечении занятости таких  групп работающих, как молодежь, пожилые работники и люди с  ограниченными физическими и  психическими возможностями. Эти категории  работников особенно важно использовать в соответствии с их квалификацией  и возможностями [13, c.108].

Планирование обучения персонала

Планирование обучения персонала призвано использовать собственные производственные ресурсы работающих без поиска новых высококвалифицированных кадров на внешнем рынке труда. Кроме того, такое планирование создает условия для мобильности и саморегуляции работника, ускоряет процесс адаптации к изменяющимся условиям производства.

Планирование обучения должно учитывать [5, c.42]:

-    требуемое количество учеников;

-    количество существующих работников, нуждающихся в обучении или переобучении;

-    новые курсы или расходы существующие.

Это качественная составная  часть кадрового планирования. Она  включает в себя все усилия предприятий  по сохранению соответствующего уровня знаний у трудового коллектива или  же на повышение квалификационного  уровня путем дополнительной подготовки.

Планирование роста квалификации кадров имеет большое значение в  процессе осуществления производственных мероприятий, которые касаются персонала. С одной стороны, оно позволяет использовать собственные резервы рабочей силы при одновременно более высокой степени успеха, чем это смогли бы обеспечить поиски новых кадров; с другой – дает отдельному работнику оптимальный шанс для самореализации[13, c.108-110].

Планирование сокращения или высвобождения персонала

Оно призвано показать:

кого следует сократить, где и когда;

шаги, которые необходимо предпринять, чтобы помочь сокращенным  работникам найти новую работу;

политику объявления о  сокращения и выплаты выходных пособий;

программу консультирования с профсоюзами или ассоциациями работников.

Причинами высвобождения  кадров могут быть явления организационного, экономического или технологического плана. Штаты могут сокращаться, если работников больше, чем это  необходимо для новой рыночной ситуации. Причиной сокращения штатов могут быть также несоответствие работников занимаемым должностям, технический прогресс, уменьшающий затраты труда.

Планирование высвобождения  персонала позволяет избежать передачи на внешний рынок труда квалифицированных  кадров и создание для этого персонала  социальных трудностей. Данное направление  деятельности по управлению персоналом до последнего времени практически  не получило развития в отечественных  организациях [13, c.106].

Планирование работы с  увольняющимися сотрудниками базируется на классификации видов увольнений. Критерием классификации выступает  степень добровольности ухода работника из организации [9, c.153]:

-по инициативе работника,  то есть по собственному желанию,

-по инициативе работодателя  или администрации,

-в связи с выходом  на пенсию.

Результаты исследования показывают, что высвобождение работников только в том случае позволяет  решить возникающие проблемы и дать ожидаемый эффект, если в учреждениях  заранее планировали проведение этой работы и минимизацию возможных негативных последствий, связанных с высвобождением персонала[13, c.107].

Своевременные перемещения, переобучение, прекращение приема на работу в условиях ухода людей  на пенсию и так далее являются средствами осуществления политики на внутрифирменном рынке труда  в рамках планирования сокращения персонала. Степень социальной напряженности  при необходимости сокращения персонала  может быть значительно уменьшена  за счет использования разнообразных  альтернативных решений. В качестве альтернативы сокращению штатов принято  рассматривать сокращение рабочего времени (неполный рабочий день и  т д), перевод на другую работу, стимулирование увольнения по собственному желанию.

Смягчить проблему сокращения штатов помогает стратегическое планирование штатов, то есть проведение соответствующей  политики привлечения подготовки, ротации  квалифицированных кадров. Стратегическое планирование в этом случае предусматривает  проведение компенсационных мероприятий  в соответствии с резервом времени, что позволяет избегать более  жестких мер по сокращению штатов [9, c.161].

Увольнение из организации  вследствие ухода на пенсию характеризуется  рядом отличий. Оно может быть заранее спрогнозировано с достаточной  точностью по времени. Это событие  связано с существенными изменениями  в личной жизни. Отношения организации  к пожилым сотрудникам являются мерилом уровня культуры управления и цивилизованности экономической  системы. 

1.4 Проблемы кадрового планирования  в деятельности современного  государственного учреждения

За последнее десятилетие сложность  задачи управления кадрами в больших  и особенно многопрофильных и  многофункциональных предприятиях значительно возросла. Это объясняется постоянным расширением функций, возлагаемых на кадровые службы, возрастанием степени разнообразия информации, которую приходится обрабатывать или, по–крайней мере учитывать, в кадровых службах, постоянным изменением требований как к содержанию этой информации, так и формам ее представления в различные инстанции.

Проблемы внедрения и развития кадрового планирования на современных  государственных предприятиях обусловлены:

- трудностью планирования кадров, обусловленной сложностью прогнозирования  трудового поведения, возможностью  возникновения конфликтов и др. Возможности использования кадров  в будущем и будущее отношение  их к работе прогнозируются, если  это вообще возможно, с высокой  степенью неопределенности. В связи  с этим в процессе планирования  они представляют собой ненадежные  элементы. К тому же участники сопротивляются тому, чтобы быть «объектами» планирования, не соглашаются с результатами планирования и реагируют на это так, что не исключается возможность возникновения конфликта;

- двойственностью системы экономических  целей в кадровой политике. Если  при планировании в области  маркетинга, инвестиций производства  и т.д. цели планирования затрагивают  экономические аспекты, то при  планировании кадров к экономической  добавляются компоненты социальной  эффективности. Отсюда вытекают  проблемы урегулирования конкуренции  целей в планах, касающихся кадров. Проблемы согласования планов (на  основании качественно различных  целей) усугубляются отсутствием  возможности сравнивать различную  информацию по планированию. Если  в других областях, не связанных  с персоналом, можно оперировать  количественными величинами (например, суммы денег), то данные при  планировании кадров носят преимущественно  качественный характер (например, данные  о способностях, оценки проделанной  работы и др.)[12, c.50].

Эффективность кадрового планирования зависит от множества факторов, но есть 8 основных "камней преткновения"[12, c.93]:

1) Подлинный кризис. Специалисты  по кадровому планированию работают  в среде, характеризующейся неясными  инструкциями, различными линиями  политики компании, разнообразными  стилями управления. Пока эти  специалисты не получат приемных  указаний руководства, они проводят  большую часть своего времени  оглядываясь в поисках чего-либо  значительного, несмотря на то, что вопросы учреждений и есть смысл их существования.

2) Поручительство высшего руководства.  Чтобы планирование персонала  вообще было возможно, оно должно  поддерживаться высшим руководством  во всех мелочах. Также "высочайшая" поддержка может обеспечить все  необходимое для успеха планирования  персонала.

3) Размер первоначальных усилий. Многие программы кадрового планирования  терпят крах из-за чрезмерного  первичного напряжения. Успешные  программы "стартуют" медленно  и постепенно развиваются. Развитие  необходимых умений имеющегося "материала"  и поиск необходимых замещений  - это два отличных "трамплина"  для начинания.

4) Скоординировать управление в  целом и управление персоналом. К сожалению, часто планирование  персонала производится "в отрыве" от общего планирования в учреждениях. Это приводит к абсолютизации кадрового планирования.

5) Интеграция с планами государственного учреждения. Планирование персонала обязательно должно быть вовлечено в общие планы учреждения. " Палочкой-выручалочкой" здесь может быть конструирование каналов коммуникации между отделами планирования и кадровой службой.

6) Противопоставление количественного  и качественного подходов. Некоторые  люди рассматривают планирование  персонала, как некую числовую  методику, помогающую наметить курс  потоку людей в, из, вверх, вниз и поперек различных подразделений организации. Эти люди используют исключительно качественный подход к кадровому планированию. Другая группа людей фокусирует свое внимание исключительно на индивидуальных потребностей служащих - индивидуального продвижения и развитие карьеры. Это - качественный подход к кадровому планированию. Как и во многих других случаях, синтез первого и второго дает оптимальный результат.

7) Привлечение профессиональных  менеджеров. Кадровое планирование  не есть исключительно функция  отдела кадрового планирования. Успешное планирование персонала  зависит от привлечения в этот  процесс других менеджеров, которые  непосредственно работают с людьми "на местах".

Информация о работе Кадровое планирование в деятельности гос учреждения