Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 19:41, курсовая работа
Цель данного исследования – изучение современного развития рынка труда.
Задачи:
• показать сущность рынка труда и изучить его структуру;
• рассмотреть существующие виды рынка труда;
• рассмотреть особенности современного рынка труда в России и проблемы его формирования;
• изучить регулирование рынка в экономике России.
Введение………………………………………………………………………..…3
1.1 Понятие рынка труда………………………………………………………...4
1.2 Структура рынка труда………………………………………………….…...9
1.3 Особенности российского рынка труда……………………………………12
Заключение……………………………………………………………………… 14
Список использованной литературы…………………………………………...15
и) временно отсутствующих на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами.
К безработным относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:
- не имели работы (доходного занятия);
- занимались поисками работы, т.е.
обращались в государственную
или коммерческую службу
- были готовы приступить к работе.
При
отнесении к безработным
К безработным
относятся также лица, обучающиеся
по направлению службы
Уровень
безработицы определяется как
отношение числа безработных
к численности экономически
Следует подчеркнуть неоднозначность показателей "численность трудовых ресурсов" и "численность экономически активного населения". Численность трудовых ресурсов, как известно, - это численность трудоспособных лиц в трудоспособном возрасте за исключением вышедших на пенсию на льготных условиях, a также численность фактически работающих пенсионеров и подростков. К экономически активному населению относятся пенсионеры и подростки, не только работающие, но и ищущие работу, a среди лиц в трудоспособном возрасте учитываются лишь те, кто желает работать (фактически занятые и ищущие работу безработные).
Наряду
с полной занятостью есть
Среди
прав, составляющих содержание
В обеих
формах реализации права
Современное
содержание принципа свободы
трудового договора
В соответствии co ст. 9 Закона о занятости граждане имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения.
При этом важно подчеркнуть, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора профессии и возможности профессионального обучения. Граждане имеют также право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.
С позиций
эффективной занятости мы
Впервые в нашем законодательстве (ст. 10 Закона о занятости) легализуется право граждан на профессиональную деятельность в период их пребывания за границей, а также право на самостоятельный поиск работы и трудоустройства за границей. Для этого заключаются межгосударственные соглашения, предусматривающие численность миграционных потоков, их квалификационный состав, сроки и условия найма. Если учесть возможность свободного выезда наших граждан и благоприятные условия найма и оплаты труда за границей, то можно предвидеть, какое противоречивое значение может иметь зарубежная миграция в нашей стране. Это учитывается, в частности, Федеральной целевой программой содействия занятости населения РФ, которая предусматривает совершенствование правового механизма миграционных и иммиграционных потоков с целью осуществления трудовой деятельности.
Правовое
положение граждан на рынке
труда и в сфере занятости
гарантируется установленным
Спрос
на рабочую силу отражает
Спрос
на рабочую силу формируется
по отраслям и в
Спрос
на труд находится в обратной
зависимости от величины
В количественном выражении предложение рабочей силы равно числу лиц, выходящих на открытый рынок труда и обращавшихся по вопросам найма в службу занятости или непосредственно на предприятия и в организации. На перспективный период оно должно включать в себя лиц, не занятых трудовой деятельностью и ищущих работу, а также лиц, которые выйдут на рынок труда в течение прогнозируемого периода. К последним относятся:
-высвобождаемые работники;
-увольняемые работники (по причинам
текучести и в связи с
-выпускники
-лица, прибывшие из других
-лица, выходящие на рынок труда
из домашнего и личного
Предложение рабочей силы следует определять с учетом статистической информации о численности и половозрастной структуре трудовых ресурсов, экономической активности различных категорий населения, уровня занятости лиц старших возрастов и подростков.
1.2 СТРУКТУРА РЫНКА ТРУДА
Структура (строение) рынка труда может быть раскрыта по разным признакам в зависимости от целей анализа. В данном пункте мы рассмотрим строение рынка труда, исходя из минимума компонентов, необходимых для возникновения и функционирования современного цивилизованного рынка труда в широком смысле.
По выбранному критерию можно выделить следующие компоненты:
1) субъекты рынка труда;
2) экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами;
3) рыночный механизм (спрос и предложение рабочей силы, цена рабочей силы, конкуренция);
4) безработица и социальные выплаты, связанные с ней;
5) рыночная инфраструктура.
Наличие
этих компонентов, их взаимосвязь
вполне достаточны для того, чтобы
возник и начал
Субъекты
рынка труда – наемные
Наемные работники – это участники общественного производства, продающие свою рабочую силу собственнику средств производства или организатору производства – менеджеру (который сам может быть наемным управляющим у собственника средств производства, например, в акционерном обществе).Наемные работники различаются по полу, возрасту, состоянию здоровья, уровню образования и профессиональной подготовки. Для защиты интересов наемных работников существуют различные институты. Наиболее массовые организации трудящихся – профсоюзы создаются, как правило, по общности социально-экономических интересов.
Работодатель
– это индивидуум, работающий
самостоятельно, и постоянно нанимающий
на работу одного и более
человек. На мелких предприятиях
работодатели обычно являются
собственниками средств
Государство
как субъект рыночных
– социально-экономическая, связанная с обеспечением полной занятости, прежде всего путем стимулирования создания рабочих мест во всех секторах экономики;
– законодательная, связанная с разработкой основных юридических норм и правил;
– регулирование рынка труда косвенными методами;
– защита прав всех субъектов рынка труда;
– многогранная ролевая функция работодателя на государственных предприятиях.
Степень выполнения указанных функций зависит от многих факторов (экономических, политических, социальных) и их конкретного сочетания в том или ином историческом периоде.
Второй
компонент – экономические
Успешное функционирование рынка также невозможно без создания соответствующих экономических условий (налоги, льготы и т.д.), проведения активной политики занятости – разработки и осуществления Федеральной и региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и т.д.
Законодательные
нормы и экономические