Какова структура рынка труда?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – изучение современного развития рынка труда.
Задачи:
• показать сущность рынка труда и изучить его структуру;
• рассмотреть существующие виды рынка труда;
• рассмотреть особенности современного рынка труда в России и проблемы его формирования;
• изучить регулирование рынка в экономике России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
1.1 Понятие рынка труда………………………………………………………...4
1.2 Структура рынка труда………………………………………………….…...9
1.3 Особенности российского рынка труда……………………………………12
Заключение……………………………………………………………………… 14
Список использованной литературы…………………………………………...15

Вложенные файлы: 1 файл

управление трудовыми ресурсами.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

и) временно отсутствующих на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами.

          К безработным относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

- не имели работы (доходного  занятия);

- занимались поисками работы, т.е. обращались в государственную  или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления  в печати, непосредственно обращались к администрации предприятий (работодателям), использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;

- были готовы приступить к  работе.

          При  отнесении к безработным должны  быть соблюдены все три перечисленных критерия.

          К безработным  относятся также лица, обучающиеся  по направлению службы занятости.

          Уровень  безработицы определяется как  отношение числа безработных  к численности экономически активного  населения.

          Следует подчеркнуть неоднозначность показателей "численность трудовых ресурсов" и "численность экономически активного населения". Численность трудовых ресурсов, как известно, - это численность трудоспособных лиц в трудоспособном возрасте за исключением вышедших на пенсию на льготных условиях, a также численность фактически работающих пенсионеров и подростков. К экономически активному населению относятся пенсионеры и подростки, не только работающие, но и ищущие работу, a среди лиц в трудоспособном возрасте учитываются лишь те, кто желает работать (фактически занятые и ищущие работу безработные).

          Наряду  с полной занятостью есть понятие  неполной видимой занятости, определяемой  как количество лиц наемного  труда, вынужденных работать (по  инициативе администрации, работодателя, а также из-за отсутствия рабочих мест с полной занятостью на рынке труда) меньше установленной законом нормальной продолжительности рабочего времени. При этом работники ищут дополнительную работу или готовы работать дополнительно.

          Среди  прав, составляющих содержание правового  статуса гражданина в сфере  занятости, важнейшим следует признать  их право на выбор места  работы (ст. 9 Закона о занятости). Это свое право граждане реализуют  путем прямого обращения к  работодателю — организации, обладающей правами юридического лица, либо физическому лицу, занимающемуся предпринимательством или нуждающемуся в обслуживании личного потребительского хозяйства. По обоюдному согласию сторон заключается трудовой договор. Наряду с этим право на выбор места работы может быть реализовано путем бесплатного посредничества органов службы занятости или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения (п. 1 ст. 8 Закона о занятости).

          В обеих  формах реализации права граждан на выбор места работы проявляется важнейший принцип правового регулирования рынка труда — принцип свободы трудового договора.

          Современное  содержание принципа свободы  трудового договора характеризуется  деловым сотрудничеством сторон  в процессе применения труда. Работник и работодатель свободны в изыскании эффективных средств повышения производительности труда, улучшения качества продукции, экономного использования сырья, энергии и т. п. Отношения сотрудничества свойственны и трудовым связям, основанным на договорах подряда и аренды, которые получили широкое распространение в последние годы во многих отраслях народного хозяйства России. Эти договоры в отличие от обычных трудовых договоров (контрактов) выступают не только в роли регуляторов отношений по применению труда, но и в роли организационно-правовых актов. Они обеспечивают большую самостоятельность и свободу работнику в проявлении своих творческих и организационных способностей, развитии предприимчивости и воспитании чувства ответственности за судьбу производства. Тем самым принцип свободы договора начинает распространяться также и на организационно-управленческие отношения в сфере труда. распространяться также и на организационно-управленческие отношения в сфере труда.

          В соответствии co ст. 9 Закона о занятости граждане имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения.

          При  этом важно подчеркнуть, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора профессии и возможности профессионального обучения. Граждане имеют также право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.

          С позиций  эффективной занятости мы полагаем  целесообразным ставить на учет  в службе занятости и тех трудоспособных граждан, которые имеют работу, но не удовлетворены характером или условиями труда и намерены сменить место работы. Это придало бы организованный характер стихийному движению рабочей силы.

          Впервые  в нашем законодательстве (ст. 10 Закона о занятости) легализуется право граждан на профессиональную деятельность в период их пребывания за границей, а также право на самостоятельный поиск работы и трудоустройства за границей. Для этого заключаются межгосударственные соглашения, предусматривающие численность миграционных потоков, их квалификационный состав, сроки и условия найма. Если учесть возможность свободного выезда наших граждан и благоприятные условия найма и оплаты труда за границей, то можно предвидеть, какое противоречивое значение может иметь зарубежная миграция в нашей стране. Это учитывается, в частности, Федеральной целевой программой содействия занятости населения РФ, которая предусматривает совершенствование правового механизма миграционных и иммиграционных потоков с целью осуществления трудовой деятельности.

          Правовое  положение граждан на рынке  труда и в сфере занятости  гарантируется установленным ст. 11 Закона о занятости правом  граждан на обжалование решений, действий или бездействия органов  службы занятости и их должностных лиц. Это право реализуется посредством обращения в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством РФ. При этом важно подчеркнуть, что в вышестоящий орган службы занятости гражданин вправе обратиться с жалобой в любых случаях нарушения его правового положения органами и должностными лицами службы занятости.

          Спрос  на рабочую силу отражает потребность  экономики в определенном количестве  работников на данный период  времени. Обычно эта потребность выражается в физических лицах или в среднегодовом исчислении. Общий спрос должен быть количественно равен численности занятых плюс имеющиеся вакансии. Спрос на труд является показателем, в котором скрыто множество экономических явлений и процессов, порождающих этот спрос, и возникает он в силу наличия рабочих мест.

          Спрос  на рабочую силу формируется  по отраслям и в количественном  выражении должен совпадать с  общей дополнительной потребностью  предприятий и организаций в  работниках. При расчете спроса на рабочую силу определяются потребность предприятий в новых работниках и потребность предприятий в работниках.

          Спрос  на труд находится в обратной  зависимости от величины заработной  платы. При росте зарплаты, при  прочих равных условиях, предприниматель в целях сохранения равновесия должен соответственно сократить спрос на труд, a при снижении зарплаты спрос на труд возрастает.

          В количественном  выражении предложение рабочей силы равно числу лиц, выходящих на открытый рынок труда и обращавшихся по вопросам найма в службу занятости или непосредственно на предприятия и в организации. На перспективный период оно должно включать в себя лиц, не занятых трудовой деятельностью и ищущих работу, а также лиц, которые выйдут на рынок труда в течение прогнозируемого периода. К последним относятся:

-высвобождаемые работники;

-увольняемые работники (по причинам  текучести и в связи с окончанием  срока договора);

-выпускники общеобразовательных учреждений;

-лица, прибывшие из других территорий;

-лица, выходящие на рынок труда  из домашнего и личного подсобного  хозяйства.

 Предложение рабочей силы  следует определять с учетом  статистической информации о  численности и половозрастной  структуре трудовых ресурсов, экономической активности различных категорий населения, уровня занятости лиц старших возрастов и подростков.

 

 

1.2 СТРУКТУРА РЫНКА ТРУДА

 

          Структура (строение) рынка труда может быть  раскрыта по разным признакам  в зависимости от целей анализа. В данном пункте мы рассмотрим строение рынка труда, исходя из минимума компонентов, необходимых для возникновения и функционирования современного цивилизованного рынка труда в широком смысле.

          По выбранному  критерию можно выделить следующие компоненты:

1) субъекты рынка труда;

2) экономические программы, решения  и юридические нормы, принятые  субъектами;

3) рыночный механизм (спрос и  предложение рабочей силы, цена  рабочей силы, конкуренция);

4) безработица и социальные  выплаты, связанные с ней;

5) рыночная инфраструктура.

          Наличие  этих компонентов, их взаимосвязь  вполне достаточны для того, чтобы  возник и начал функционировать  рынок труда в современных  условиях.           Рассмотрим основные характеристики  указанных компонентов.

          Субъекты  рынка труда – наемные работники (и их объединения – профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их  союзы, государство и его органы.

          Наемные  работники – это участники  общественного производства, продающие  свою рабочую силу собственнику средств производства или организатору производства – менеджеру (который сам может быть наемным управляющим у собственника средств производства, например, в акционерном обществе).Наемные работники различаются по полу, возрасту, состоянию здоровья, уровню образования и профессиональной подготовки. Для защиты интересов наемных работников существуют различные институты. Наиболее массовые организации трудящихся – профсоюзы создаются, как правило, по общности социально-экономических интересов.

          Работодатель  – это индивидуум, работающий  самостоятельно, и постоянно нанимающий  на работу одного и более  человек. На мелких предприятиях  работодатели обычно являются  собственниками средств производства. В крупных компаниях, а также  на государственных предприятиях работодатели сами являются наемными работниками акционеров или государства. Статистика пока не дает точной численности и не анализирует качественный состав работодателей. В акционерных обществах работодателем выступает менеджер (управляющий). Он может иметь часть (иногда немалую) акций предприятия. На государственном предприятии руководитель (директор) не владеет средствами производства. Менеджеры и директора управляют производством, принимают и увольняют персонал от имени акционеров и государства.

          Государство  как субъект рыночных отношений  представлено федеральными, региональными  органами власти, отраслевыми органами  управления и местным самоуправлением. В качестве субъекта рынка  рабочей силы оно выполняет  следующие функции:

– социально-экономическая, связанная с обеспечением полной занятости, прежде всего путем стимулирования создания рабочих мест во всех секторах экономики;

– законодательная, связанная с разработкой основных юридических норм и правил;

– регулирование рынка труда косвенными методами;

– защита прав всех субъектов рынка труда;

– многогранная ролевая функция работодателя на государственных предприятиях.

          Степень  выполнения указанных функций  зависит от многих факторов (экономических, политических, социальных) и их конкретного сочетания в том или ином историческом периоде.

          Второй  компонент – экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами рынка труда. Для нормального функционирования  рынка необходимы законодательные  акты, нормы, правила, которые регулировали бы взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли бы их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали бы социальное страхование на случай потери работы и т.д. Такие нормы записаны в Конституции Российской Федерации, в законе Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (1991г.) (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным Законом от 22 марта 1996г.)*, других законах. Они конкретизируются в указах Президента РФ, решениях правительства, в Генеральном, региональных, отраслевых соглашениях, принимаемых ежегодно или на два года, в коллективных договорах предприятий.

          Успешное  функционирование рынка также невозможно без создания соответствующих экономических условий (налоги, льготы и т.д.), проведения активной политики занятости – разработки и осуществления Федеральной и региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и т.д.

          Законодательные  нормы и экономические программы  создают основу для более полного  и цивилизованного действия рыночного  механизма, т.е. взаимосвязи и взаимодействия  спроса на рабочую силу и  предложение ее как реакции субъектов рынка на информацию о рыночной цене труда и конкуренции. Более подробно действие рыночного механизма будет раскрыто далее.

Информация о работе Какова структура рынка труда?