Какова структура рынка труда?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – изучение современного развития рынка труда.
Задачи:
• показать сущность рынка труда и изучить его структуру;
• рассмотреть существующие виды рынка труда;
• рассмотреть особенности современного рынка труда в России и проблемы его формирования;
• изучить регулирование рынка в экономике России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
1.1 Понятие рынка труда………………………………………………………...4
1.2 Структура рынка труда………………………………………………….…...9
1.3 Особенности российского рынка труда……………………………………12
Заключение……………………………………………………………………… 14
Список использованной литературы…………………………………………...15

Вложенные файлы: 1 файл

управление трудовыми ресурсами.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

          Безработица  и социальные выплаты, связанные c ней, – необходимый компонент  современного рынка труда. Действие рыночного механизма ведет к высвобождению части работников, к появлению безработицы. Чтобы поддержать высвобождаемый персонал в период отсутствия работы, создать условия для его переподготовки и повторного вовлечения в трудовой процесс, законом «O занятости населения в Российской Федерации» предусматриваются выплаты пособий по безработице, компенсаций при увольнении, при переезде к новому месту работы, выплаты стипендий во время учебы и т.п. Следует подчеркнуть, что значительная безработица возникала еще в начале XIX в., a социальные выплаты появились лишь в XX в. после упорной борьбы рабочего класса за свои права.

          Рыночная  инфраструктура представляет собой  совокупность институтов содействия  занятости, профориентации, профподготовки  и переподготовки кадров. Она представляет собой сеть фондов, центров занятости (бирж труда), центров подготовки и переподготовки рабочей силы и т.д.

          Основным  элементом инфраструктуры рынка  труда является государственная  служба занятости, включающая органы трех уровней управления: общегосударственного, регионального и местного. Наряду c ней развиваются негосударственные структуры занятости (биржа труда молодежи, центр занятости женщин, биржа труда для инвалидов и т.д.).

          Фонд  занятости, так же государственная служба занятости, структурирован по уровням, от федерального до районного. Он формируется за счет обязательных страховых взносов работодателей и страховых взносов c заработка работающих (занятых индивидуальной трудовой деятельностью). Дополнительными источниками служат ассигнования из бюджетов соответствующих уровней, субсидии и субвенции вышестоящих по уровню фондов занятости для нижестоящих, доходы от размещения средств фонда занятости в учреждения Центрального банка РФ, добровольные взносы предприятий и граждан.

          Центры  подготовки и переподготовки  рабочей силы обеспечивают повышение  ее конкурентоспособности, повышают  шансы безработных влиться в  состав занятого населения.

          Все  компоненты рынка труда в совокупности  обеспечивают сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права людей на труд и свободный выбор вида деятельности, a также определенную социальную защиту. В итоге взаимодействие всех компонентов рынка труда нацелено на создание и поддержание баланса интересов всех субъектов рынка труда.

          Рынок  труда в России еще не сформировался, но все его основные компоненты  имеются. И поэтому можно сказать, что рынок труда, хотя и несовершенный, в России есть. O нем можно составить  определенное представление по масштабам и структуре движения рабочей силы в экономике.

 

 

1.3 ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРУДА

 

           Современный  рынок руда в России неоднороден. Он представляет собой многослойную  структуру, образуемую двумя взаимосвязанными  сферами, несущими разную функциональную нагрузку, различающимися способом и формами аккумуляции резервов рабочей силы, организации и регулирования, характером влияния на эффективность производства и положение трудящихся. По этим признакам российский рынок труда можно подразделить на "открытый" и "скрытый".

          Открытый  рынок труда в свою очередь  представлен официально организованной  и неофициальной (по преимуществу) частями. Открытый рынок труда  охватывает все трудоспособное  население, фактически ищущее работу и нуждающееся в профориентации, подготовке и переподготовке, все вакантные рабочие места и должности, а также ученические места в государственном и негосударственном секторах. Официальная часть открытого рынка включает в себя рабочую силу и вакансии, зарегистрированные в федеральной службе занятости, и ученические места в системе профессионального образования. Неофициальная часть открытого рынка аккумулирует ту часть спроса на труд, учебные места, которые неопосредуются услугами органов трудоустройства и учебных структур профессионального образования. Их согласование осуществляется на основе прямых контактов с работодателями, а также опосредуется различного рода посредниками негосударственными структурами, осуществляющими подбор подходящей работы, подготовку, повышение квалификации и овладение дефицитными новыми профессиями. Скрытый рынок труда образуют работники, сохраняющие статус занятых, но имеющие в ближайшей перспективе достаточно высокую долю вероятности потерять работу - на условиях договора или контракта.

           Россия  по многим исходным параметрам  рыночной экономики существенно  отличается от индустриально  развитых стран Запада и Востока, на опыт которых в области  регулирования процессов занятости  и рынка труда принято сейчас  опираться при выборе ориентиров социально-экономической политики, модели рынка труда и принципов перестройки общественной организации труда и занятости.

          Россия  имеет огромную по протяженности  и разнообразную по природно-климатическим  условиям территорию при значительно менее развитой, чем в индустриально развитых странах, и более отсталую по показателям эффективности и качества систему транспорта, связи и информации, которая не соответствует требованиям цивилизованного рыночного хозяйства, законам бизнеса, нуждается в коренном перевооружении на новой технической основе и крупномасштабных финансовых инъекциях.

           Российский  рынок труда формируется в  условиях, когда важнейшие элементы  его самонастройки - цена рабочей  силы, уровень душевого потребления  населения - не приведены в соответствие со стоимостью рабочей силы, что уже изначально деформирует такие важные компоненты рынка труда как спрос и предложное. Активизация экономической реформы в России, сопровождающаяся изменением уровня и механизма финансирования затрат на воспроизводство трудовых ресурсов, переход к свободному ценообразованию, рост инфляции и т.д. привели к еще большему отрыву цены рабочей силы от ее стоимости, что имеет своим следствием дальнейшее снижение роли механизма самонастройки, основанного на стоимостных отношениях в организации рыночной среды. Следует особо подчеркнуть, что падение жизненного уровня увеличило потребность населения в рабочих местах.

           Рынок  труда в России еще до сих  пор функционирует в условиях  независимости института социального партнерства, который только зарождается и охватывает не все уровни. Это крайне затрудняет выработку политики солидарности и согласия в вопросах ценообразования, заработной платы, доходов, налоговой системы с учетом интересов разных субъектов рынка труда, существенно снижает роль этого инструмента регулирования в становлении рыночного механизма распределения и перераспределения рабочей силы, основанного на стоимостных отношениях.

           Российский  рынок плохо организован. Отсутствует  адекватная его природе инфраструктура, призванная:

  • подготовить работодателя и работника к установлению контакта, оказывать всестороннюю помощь в их взаимодействии с целью максимально возможного сокращения разрыва между спросом и предложением рабочей силы;
  • осуществлять привентивную работу по содействию занятости для предотвращения "перегрева" свободного рынка труда;
  • координировать деятельность властных структур, систем занятости, образования и социальной защиты, общественных организаций и объединений работодателей.

          Отсутствует  достаточная по степени охвата  и качеству показателей информация  о спросе на рабочую силу, необходимая для организации работы по обеспечению занятости населения в рамках официального рынка труда.

           В  формировании трудовых ресурсов  наметился ряд негативных тенденций: существенное сокращение естественного  прироста населения, обусловленного снижением рождаемости и ростом смертности; неблагоприятная динамика половозрастной структуры населения; увеличение демографической и экономической нагрузки на трудоспособную часть населения; нерациональные миграционные потоки и размещение населения по территории России; низкий уровень социального развития и уровня жизни населения.

          Тем  не менее за последние годы  заметно улучшились качественные  характеристики трудовых ресурсов: значительно возрос образовательный  потенциал трудоспособного населения; выросла доля более высоких ступеней образования в образовательной структуре.

          Состоявшаяся  трансформация и наблюдаемая  интенсификация современных процессов  в сфере занятости (рост безработицы, высвобождение, усиление мобильности, отмирание старых и нарождение новых профессий, углубление многоукладности, расширение альтернативных форм занятости, мощная многоаспектная сегментация рынка труда, нарастание масштабов скрытой и потенциальной рабочей силы) требует оперативной разработки новых подходов, более совершенного механизма и более эффективных мер для решения проблем занятости.

          Развитие  рыночных отношений в сфере  занятости заметно тормозится  атрофированной к восприятию  рынка психологией общества, устаревшими  мотивационными стереотипами в сфере труда, всеобъемлющим кризисом экономики.

 

 

Заключение

 

 Рынок труда - это сфера рыночных  отношений, где формируется спрос  и предложение на рабочую силу, обеспечивается ее распределение  и определение заработной платы  на различные виды трудовой деятельности; в широком смысле: рынок труда - это система общественных отношений (в том числе взаимоотношений наемных работников и работодателей), социальных (в то числе правовых норм и институтов, которые обеспечивают воспроизводство, обмен (куплю-продажу по цене, обусловленной соотношением спроса и предложения) и использование рабочей силы.

          В приведенном  определении к рынку труда  относится не только сфера  обмена, но и сфера воспроизводства  трудового потенциала (это - восполнение  способности к труду, поддержание определенного уровня профессиональной подготовки, квалификации, переподготовки и т.д.) и сфера использования рабочей силы (время от времени возникает необходимость корректировки условий оплаты труда, продолжительности и интенсивности труда, соотношения времени труда и отдыха и т.д.).

          Исходя  из выше приведенного определения  рынка труда, составными частями  и основными элементами его  будут:

1) субъекты рыночных отношений: работодатели и ищущие работу  люди;

2) правовые акты, которые регламентируют отношения субъектов рынка труда;

3) конъюнктура рынка труда - соотношение  спроса и предложения рабочей  силы, определяющая ставки заработной  платы на конкретные виды трудовой  деятельности и уровень занятости;

4) службы занятости населения;

5) инфраструктура рынка труда: службы профориентации, подготовки  и переподготовки работников, фонды  занятости, рекламные фирмы и  т.д.:

6) система социальных выплат  и гарантий для высвобождаемых  из производства, безработных;

7) альтернативные временные формы обеспечения занятости: общественные работы, надомный труд, сезонные работы и т.д.;

          Анализ  современного состояния рынка  труда дает основание для ряда  выводов. Для него характерно  то, что скрытая безработица увеличивается  значительно быстрыми темпами, чем явная. Отсутствует развитая инфраструктура рынка труда. Из-за низкой мобильности рабочей силы большую роль играет региональная сегментация рынка труда. Поскольку, стратегия трансформации российской экономики осуществляется в настоящее время в направлении создания в РФ социально ориентированной рыночной экономики (сохранение активной роли государства в создании условий для реализации свободы выбора рода занятий, решение проблем безработицы, формирование законодательной и институциональной базы и т.д.), то для этого необходимо усилить роль государства, как посредника между субъектами рынка труда - работодателями и наемными работниками.

 

Список использованной литературы

 

1. Трудовой Кодекс РФ. Часть 1.Раздел 1. Общие положения. Глава 2. Трудовые отношения.

2. Бродская Т.Г., Видяпин В.И., Громыко  В.В. и др. Экономическая теория: Учеб.пособие. – М.: РИОР. – 2008. – 208 с.

3. Емельянова Т.В., Лебедева С.Н., Мисникова Л.В. Экономика и организация  труда. М.: ИНФРА-М. – 2004. – 302 с.

4. Косенко О. И. Основные тенденции развития инновационной экономики и современного рынка труда //Труд и социальные отношения . – 2009. – № 5. – С.26-31.

5. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М.: НОРМА, 2002. – 572 с.

6. Курс экономической теории: учебник / Под.ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.– 6-е изд. – Киров: «АСА». – 2007. – 848 с.

7. Никифорова А.А. Рынок труда: занятость  и безработица. – М.: Междунар. отношения, 2008. – 316 с.

8. Новиков С. Рынок труда в  России: тенденции и перспективы // Человек и труд. – 2008. – № 9. – С.35-43.

9. Остапенко Ю.М. Экономика труда. – М.:ИНФРА-М. – 2007. – 272 с.

10. Плотницкий М.И., Лобкович Э.И., Муталимов М.Г. Курс экономической  теории. – Мн.: «Интерпрессервис»; «Мисанта», 2003. – 496 с.

11. Рофе А. И., Збышко Б. Г., Ишин В. В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда. Учебник. - М.;МИК, 2007. – 402 с.

Информация о работе Какова структура рынка труда?