Киотский Протокол

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 21:16, реферат

Краткое описание

Киотский протокол - международное соглашение, принятое в Киото(Япония) в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК). Оно обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов. Сегодня подавляющее большинство ученых пришло к мнению, что нынешнее беспрецедентно быстрое изменение климата - это антропогенный эффект, вызванный, прежде всего, сжиганием ископаемого топлива. Ученые считают, что безопасный уровень потепления - 2 градуса Цельсия и человечество уже прошло треть “дистанции”[9].

Вложенные файлы: 1 файл

семестровая МЭиМЭО.docx

— 41.03 Кб (Скачать файл)

Введение

Киотский протокол - международное соглашение, принятое в Киото(Япония) в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК). Оно обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов. Сегодня подавляющее большинство ученых пришло к мнению, что нынешнее беспрецедентно быстрое изменение климата - это антропогенный эффект, вызванный, прежде всего, сжиганием ископаемого топлива. Ученые считают, что безопасный уровень потепления - 2 градуса Цельсия и человечество уже прошло треть “дистанции”[9].

Необходимо приложить все усилия для ограничения выбросов парниковых газов и не допустить глобального потепления. Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата - итог разнообразных тенденций, направленных на глобализацию в решении проблем экономики и экологии. Он определяет те принципиальные структурные элементы, на которых в двадцать первом веке будут основываться глобальные усилия по решению проблемы климатических изменений[3, С. 253-254].

Целью данной работы является анализ Киотского протокола и его влияния на регулирование глобальных экологических проблем на международном уровне. Объектом данной работы является, непосредственно, является «Киотский протокол». Предметом данной работы является общее положение вопроса и место России в «Киотском протоколе». Методологической базой послужил метод сравнительного анализа и рассотрение некоторых частей «Киотского протокола»

 

 

1.История возникновения  Киотского протокола

1.1 Возникновение проблемы

Парниковый эффект - проблема не новая. О том, что углекислый газ способен накапливаться в атмосфере и таким образом влиять на повышение температуры поверхности Земли, ученые узнали еще в 19 веке. Уже в 1827 году французский ученый Фурье высказал предположение, что атмосфера Земли подогревает поверхность, пропуская к ней солнечное излучение с высокой энергией, но не давая выйти в космос части длинноволновой тепловой радиации, отражающейся от земной поверхности. Этот эффект вызывается несколькими парниковыми газами, в особенности двуокисью углерода и водяным паром. В конце девятнадцатого столетия шведский ученый Аррениус пришел к выводу, что возрастание выбросов двуокиси углерода предприятиями, возникшими в период промышленной революции, изменило содержание газов в атмосфере и что это может привести к росту приземной температуры. Однако, до недавнего времени считалось, что излишки концентрации двуокиси углерода поглощаются мировым океаном[10].

До конца 50-х годов этой проблемой мало кто интересовался. Впервые о проблемах экологии и, как одной из основных форм ее проявления - глобальном потеплении климата, заговорили в мировом масштабе в 60-70-е годы ХХ века. Этот новый этап в развитии исследования природной тематики связан, в первую очередь, с работами Римского Клуба - группы ученых и журналистов, созданной в 1968 году Аурелио Печчеи.

В течение 1980-х годов Программа ООН по окружающей среде (UNEP) и Всемирная метеорологическая организация (ВМО) созвали ряд международных научных семинаров, на которых ученые выработали предварительный консенсус относительно сути проблемы.

1.2 Создание МГЭИК 

Именно в рамках UNEP проводились наиболее глубокие исследования по вопросам изменения климата Земли. В 1988 году для этого была создана под эгидой UNEP и ВМО Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) (Либо Межправительственный комитет по климатическим изменениям - Intergovermental Panel on Climate Change - IPCC)

Первый доклад МГЭИК был опубликован в 1990 году. Основным выводом, который был сделан Первой рабочей группой, ответственной за научный аспект проблемы: рост концентрации двуокиси углерода и других парниковых газов в атмосфере вызван человеческой деятельностью и может привести к повышению температуры в масштабе всей планеты с соответствующими изменениями климата. Этот рост, вероятно, будет вести к общему потеплению температуры у земной поверхности, хотя с существенными различиями по регионам. Вторая рабочая группа, изучавшая последствия климатических изменений, не смогла обнаружить единого мнения ученых по данному вопросу. Предположительно потепление приведет, прежде всего, к повышению уровня моря (в первую очередь, из-за нагревания океанов) и к росту осадков. Последствия для сельского хозяйства могут оказаться значительными: заболачивание земель, рост пустынь, изменение территорий лесов и береговой линии. Но нельзя делать с уверенностью какие-либо выводы: слишком много неясностей, особенно в том, что касается изменения климата в отдельных регионах[7, C.145-149].

Третья рабочая группа анализировала возможные меры для сглаживания последствий климатических изменений. Здесь имели место разногласия по принципиальным политическим вопросам. В результате отчет этой группывырабатывался в ходе долгих и чрезвычайно политизированных переговоров. Итогом стал отчет, в котором содержалась только одна-единственная конкретная рекомендация: начать переговоры по международному соглашению об изменении климата.

Подводя итоги деятельности МГЭИК можно выделить следующее:

1) Принципиальный спор шел, прежде  всего, вокруг того, есть ли связь  между климатическими изменениями  и человеческой деятельностью. Соответствие  научных прогнозов реальным данным  резко улучшилось благодаря учету  аэрозолей, улучшенному моделированию (которое стало учитывать и  естественные вариации климата), накоплению более точных данных  о распределении температурных  изменений по отдельным регионам. На основании таких исследований, максимально приближенных к реальным  условиям, был сделан вывод о  том, что “совокупность свидетельств  позволяет предположить, что человеческая  активность оказывает несомненное  влияние на климат планеты”.

2) Вторая рабочая группа выяснила, какие есть методы по сокращению  эмиссии и увеличению стоков  парниковых газов, и пришла к  заключению, что существенное сокращение  чистых эмиссии парниковых газов  является технически возможным  и экономически осуществимым. Эмиссии  двуокиси углерода могут сокращаться  благодаря использованию возобновляемых  источников энергии, переходу с  угля и нефти на газ, с ископаемых  видов топлива на атомную энергию (при условии решения проблем  безопасности, захоронения отходов  и передачи энергии).

3) Третья рабочая группа пришла  к совершенно другому заключению. Большинство стран могут существенно  сократить эмиссии парниковых  газов без дополнительных затрат, при помощи так называемых  “безболезненных” мероприятий. К  таким мероприятиям относятся  ослабление рыночных ограничений  и экономических диспропорций (например, через изменения в правовом  регулировании и сокращение субсидий, связанных с ископаемым топливом), сокращение неблагоприятных для атмосферы явлений, влекущих за собой эмиссию двуокиси углерода и прочих загрязняющих веществ вне промышленной сферы - достаточно упомянуть возможность повышения чистоты выхлопных газов. В докладе отмечалось, что важным принципом борьбы с изменениями климата является соблюдение справедливости, и в качестве самостоятельной ценности, и в качестве средства достижения международных договоренностей[2,C.97-105]

1.3 Рамочная Конвенция ООН по  изменениям климата 

В феврале 1991 года под эгидой ООН были начаты переговоры о принятии Рамочной Конвенции по изменениям климата (РКИК ООН). Летом 1992 года состоялась Вторая Всемирная Конференция. В результате работы конференции была принята Декларация Рио по окружающей среде и развитию 1993 года, где формулировались важнейшие принципы охраны окружающей среды и экологического регулирования. Эта программа получила название “Экологический кодекс человечества”.  Экологические проблемы были признаны глобальными и поиск путей их разрешения должен стать одной из ключевых задач человечества.

Одно из важнейших форм проявления экологических проблем было признано глобальное потепление климата. И в июне 1992 года на саммите в Рио-де-Жанейро была принята РК ООН по изменениям климата, в которой предлагались реальные шаги, направленные на урегулирование этой проблемы (вступила в силу с 21 марта 1994 года). История выработки Киотского протокола нельзя понять в отрыве от этого основополагающего документа.

Основной целью РКИК является сдерживание изменений в атмосфере и стабилизация их на безопасном уровне:

“Главной задачей этой конвенции .. является .. достижение стабильного содержания в атмосфере газов, вызывающих парниковый эффект, на том уровне, при котором исчезнет опасность антропогенного вмешательства в баланс климатической системы Земли…”.

Одним из первых, кто ратифицировал Конвенцию, стало правительство США, вскоре за ним последовали и многие другие. К декабрю 1990 года РКИК ООН была ратифицирована в общей сложности в 50 странах, что стало достаточным для ее вступления в силу. Это и произошло спустя три месяца в соответствии с законом. Такой срок можно назвать достаточно коротким для международного соглашения подобного масштаба. Уже после вступления Конвенции в силу ее одна за другой ратифицировали и многие другие страны: ко времени переговоров в Киото их было уже 167. не считая ЕС. Российская Федерация ратифицировала РКИК в ноябре 1994 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Киотский протокол. Суть  и цели

2.1. Суть киотского протокола

Киотский протокол (напомню, что такое название он получил по месту проведения Международной конференции по проблеме изменения климата в 1997 году – г.Киото в Японии) определял для каждой из подписавших его сторон обязательства по сокращению выбросов в атмосферу парниковых газов: двуокись углерода, метан, закись азота, гидрофторуглероды, перфторуглероды, гексафторид серы[8,C.231]

В основе Киотского протокола лежат несколько принципиальных соображений. Они во многом необычны, и при обсуждении протокола в России и в других странах иногда воспринимались как «открытия». Вот перечень этих положений:

- Существует уверенность  в антропогенном характере и  причинах наблюдающихся изменений  климата.

- Контроль за выбросами  «парниковых» газов  затрагивает  всю мировую экономику в целом. Не смотря на это начинать  надо с малого, «пилотного» отладочного  этапа. В итоге был выбран пятилетний  период: с 2008 по 2012 год включительно.

- «Парниковые» газы в  обычном смысле слова не являются  загрязняющими веществами, поэтому  было бы неверно регулировать  выбросы через ПДК около трубы. С другой стороны, снижение их  выбросов – это не очистка  отходящих газов и не установка  каких либо уловителей. Это замена  самого производственного оборудования, энергоустановок, бойлеров и т.п., сто нельзя сделать сразу, нужно  время и тесная увязка с  экономикой производства в целом. Поэтому был предложен основополагающий  принцип торговли квотами.

- Если пока нет прямой  климатической угрозы, то рано  «затягивать пояса» и предпринимать  принудительные меры, которые мешали  бы развитию национальной экономики  тех стран, где это наблюдается. В данной ситуации каждая страна  может принять такие обязательства, какие она хочет (в Киото каждая  страна сама определяла, на сколько  процентов она обязуется снизить  выбросы от уровня 1990 года, а решение  принималось только консенсусом).

- Несмотря на самостоятельный  выбор обязательств, было решено  еще раз перестраховаться и  не применять никаких штрафных  финансовых санкций к нарушителям.

2.2 Содержание Киотского протокола. Обязательства сторон

Киотский протокол, прежде всего, определяет для каждой промышленно развитой страны допустимый объем выбросов парникового газа. Этот объем называется "количеством, установленным" для "периода действия обязательств с 2008 по 2012 год". Обязательства относятся к промышленно развитым странам, перечисленным в Приложении I Конвенции, а количественные выражения обязательств указаны в приложении "В" Протокола. Эти обязательства заключаются в сокращении выбросов на 5,2% по сравнению с уровнем 1990 года, и первый параграф статьи 3 так формулирует общий смысл обязательств:

"Стороны, включенные в Приложение I, по отдельности или совместно  обеспечивают, чтобы их совокупные  антропогенные выбросы парниковых  газов, перечисленных в приложении "А", в эквиваленте диоксида  углерода не превышали установленных  для них количеств, рассчитанных  во исполнение их определенных  количественных обязательств по  ограничению и сокращению выбросов, зафиксированных в приложении "В", и в соответствии с положениями  настоящей статьи, в целях сокращения  их общих выбросов таких газов  по меньшей мере на пять  процентов по сравнению с уровнями 1990 года в период действия обязательств  с 2008 по 2012 год". Протокол упоминает, что за первым периодом реализации обязательств должен последовать второй. Если в первый период какой-то стране удастся сократить выбросы больше, чем предусматривалось ее обязательствами, этот излишек можно "перенести" на следующий период.

Обязательства, накладываемые Киотским протоколом, учитывают выбросы шести парниковых газов из четко определенных источников; в целом речь идет почти обо всех антропогенных выбросах парниковых газов в промышленно развитых странах (таблица 1). Газы рассматриваются в их совокупности ("корзиной"), которая сравнивается на основании "потенциалов глобального потепления". Приложение "А" к Киотскому протоколу дает перечень конкретных газов и источников выбросов, взятый непосредственно из Руководящих принципов МГЭИК по инвентаризации антропогенных выбросов. Чтобы свести к минимуму проблемы, связанные с фактором неопределенности, все страны должны предоставить правительственные доклады об инвентаризации выбросов для изучения экспертами, чтобы соответствующие органы Конвенции согласовали различные данные между собой. Таким образом, оценки выбросов, произведенные специалистами той или иной страны, получили бы как принципиальное одобрение, так и техническое согласование, что к примеру, позволило бы этим странам принять участие в торговле выбросами[4,C.157-165]

Информация о работе Киотский Протокол