Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 21:16, реферат
Киотский протокол - международное соглашение, принятое в Киото(Япония) в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК). Оно обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов. Сегодня подавляющее большинство ученых пришло к мнению, что нынешнее беспрецедентно быстрое изменение климата - это антропогенный эффект, вызванный, прежде всего, сжиганием ископаемого топлива. Ученые считают, что безопасный уровень потепления - 2 градуса Цельсия и человечество уже прошло треть “дистанции”[9].
Статья 2 Киотского протокола описывает меры, которые каждая Сторона разрабатывает и осуществляет при выполнении своих обязательств по ограничению выбросов. Это, в частности повышение эффективности использования энергии, содействие внедрению, проведение исследовательских работ, разработка и более широкое использование новых и возобновляемых видов энергии, технологий поглощения диоксида углерода и инновационных экологически безопасных технологий, меры по ограничению и/или сокращению выбросов парниковых газов на транспорте. В целом, статья 2 является результатом дискуссии, которая тянулась на протяжении всей конференции в Киото, завершена не была и результаты которой трудно счесть удовлетворительными.
2.3 Основные аспекты протокола и его международное значение
Статьи Киотского протокола - это одновременное сочетание принципов жесткости и гибкости. Жесткость заключается в наличии эколого-экономических обязательств, гибкость - в свободе выбора экономических механизмов, основными из которых являются:
Киотский протокол во многих отношениях является сложным и новаторским документом. Его главное достижение в установлении юридически значимых, количественно определенных ограничений на выбросы парниковых газов во всех промышленно развитых странах. Многие эксперты считали, что при нынешнем состоянии международных отношений достичь подобных ограничений в принципе немыслимо. Более того, количественно определенные обязательства, взятые на себя главными странами ОЭСР, оказались значительно выше, чем предсказывали многие аналитики. Центральным моментом стало создание различных механизмов международной передачи квот на выбросы, - в принципе, это позволяет добиться того, чтобы главные для Протокола обязательства реализовывались эффективнее и в более широком масштабе[8,C. 111-125]
Протокол слабее в тех вопросах, которые не связаны прямо с обязательствами, точно определенными количественно, но он дает отправную точку для постепенного решения таких вопросов. Описаны конкретные меры по непременной реализации Протокола, упоминается необходимость соглашения относительно различных видов бункерного топлива, которые не были включены в количественные обязательства Протокола. Протокол усиливает, хотя и незначительно, расплывчатые обязательства развивающихся стран, упомянутые в Конвенции, равно как и связанные с этими обязательствами вопросы финансирования и передачи технологий. По сравнению с Конвенцией добавлены пункты, касающиеся проверки выполнения обязательства и их возможного пересмотра в сторону увеличения. Соответствующие формулировки не носят категорического характера, но их достаточно, чтобы, когда (и если) у стран, подписавших
Протокол, появится желание продвинуться в этом вопросе дальше, у них была для этого возможность. Наиболее бросается в глаза отсутствие в Протоколе процедур, которые позволяли бы новым участникам присоединяться к количественно определенным обязательствам, а также абсолютная непроработанность деталей в вопросе о торговле квотами. Помимо этого, Протокол не предлагает никаких путей для решения специфической проблемы долгоживущих в атмосфере “новых” газов (ГФУ, ПФУ и SF2). Нет прямого упоминания о сотрудничестве в сфере новых технологий, а ведь такое сотрудничество предлагалось (впрочем, отчасти данное упущение связано с тем, что этой проблемой уже занимается Международное энергетическое агентство, решающее и множество других вопросов).
Протокол успешно решил проблему конкретизации обязательств. На фундаменте, заложенном Конвенцией об изменении климата, он воздвиг вполне четкую структуру. Обязательства по Киотскому протоколу, с одной стороны, являются довольно умеренными с природоохранной и экономической точек зрения. Если их не развивать, то они не слишком помогут сдержать наращивание концентрации парниковых газов в атмосфере, глобальное потепление, повышение уровня моря. Экономические анализы чрезвычайно варьируются, но и самые пессимистические прогнозируют, что совокупная стоимость выполнения обязательств будет практически незаметной в сравнении с общим экономическим ростом, при всей его непредсказуемости[6,C. 129-135]
С другой стороны, эти обязательства ни в коем случае нельзя назвать умеренными. Основные из них, без учета механизмов международного обмена, потребуют от стран ОЭСР радикально изменить энергопотребление - так радикально, что эти страны никогда не примут на себя подобные обязательства, если не будут предусмотрены смягчающие их механизмы. Некоторые страны наверняка не ратицифицируют Киотский протокол, если в нем не будет предусмотрена определенная гибкость в исполнении обязательств.
Подводя итог, можно сказать, что существует потенциальное противоречие между политикой минимизации затрат в первый период выполнения обязательств и необходимостью оказывать достаточное и эффективное давление на политиков с целью добиваться от них курса на долгосрочную стабилизацию. Таким образом, сложные технические проблемы переплелись с политической дискуссией о степени гибкости, допустимой при реализации Киотского протокола. В ходе этих споров некоторые участники высказывали опасение, что чрезмерная гибкость позволит самым богатым странам не производить тех изменений и новаций, которые должны продемонстрировать лидеры движения за стратегическое разрешение проблемы климата.
3. Участие России в Киотском протоколе
3.1. Ратификация Россией Киотского протокола
4 ноября 2004 года, Президент
Российской Федерации В. В. Путин
подписал закон «О ратификации
Киотского протокола к
Ратификация Киотского протокола именно Россией стала чрезвычайно важна после выхода из него в 2002 году США – крупнейшей из стран-участниц соглашения, чем было поставлено под сомнение само существование протокола. А также означало автоматическое выполнение второго условия Протокола, необходимого для вступления его в силу, ведь на долю РФ приходится 17,4% выбросов ПГ. К моменту ратификации документа Россией он был ратифицирован 124 государствами, чья совокупная доля в общем объеме выбросов углекислого газа в атмосферу составляла 44.2%.
Можно отметить еще одно важное преимущество для России – после выхода из протокола США значение России резко возросло, у нас появился дополнительный рычаг давления на страны Европы. России нельзя упускать возможность оказаться в ситуации, когда она может чем-то надавить на страны Евросоюза[1,C. 231-234]
3.2 Значение Киотского протокола для России
Наиболее известным механизмом Киотского протокола является торговля квотами. У России здесь главное преимущество, так как квоты на выброс зафиксированы на уровне 1990г., а производство, энергопотребление, а следовательно эмиссия парниковых газов в России с тех пор существенно сократились. За счет продажи квот страна сможет получить заметные материальные выгоды.
На сегодняшний день Россия занимает 3 место в мире по уровню выбросов, но первое - по их сокращению. Большинство как отечественных, так и зарубежных экспертов говорят, что обязательства России по протоколу Киото уже выполнены из-за резкого снижения производственной активности. На 1998 год наши выбросы составляли лишь 70% от уровня 1990 года, и по прогнозам Минэкономразвития, не поднимутся выше уровня 96% к контрольному 2012 году. В 2008 - 2012 гг. Россия накопит квоту не менее 1,25 млрд.т + 1,8 - 2,54 млрд.т за период 2000 - 2008 гг. Согласно предположениям российских и зарубежных аналитиков цена за тонну будет колебаться в пределах от 10 до 50 долларов. Международный спрос на квоты только в 2008-2012 гг. приблизительно оценивается в 10 - 15 млрд.тонн. Крупными покупателями должны стать Япония, Канада, а, возможно, и страны ЕС. По расчетам Минэкономразвития к 2008 году Россия может довести объем сделок на этом рынке до 15-23 млрд. долларов. В 2003 году британская The Financial Times написала, что Россия, ратифицировав Киотский протокол, может получить прибыли около 10 млрд. долларов[5,C. 189-193]
Что касается российских предприятий, то проблема заключается в том, что пока они бесконечно далеки от экологических стандартов, которые достигают предприятия ЕС. Большинство предприятий ведущих отраслей России не соответствует ни прежним, ни готовящимся нормативным требованиям по выбросам. Чтобы избежать сверхнормативных платежей, большинству из них необходимо модернизировать собственное производство. С ратификацией Киотского договора российские предприятия получили шанс привлечь инвестиции с помощью, так называемых проектов совместного осуществления. Инвесторами в них выступят правительства или организации тех стран, которые обязаны сокращать эмиссию парниковых газов.
Если правительство России создаст условия для использования такого редкого экономического ресурса, как квоты, страна будет вовлечена в глобальную торговлю эмиссиями с оборотом в миллиарды долларов. Все это должно дать серьезный толчок для развития экономики.
Но это, возможно, даже не самый главный плюс для России. Акцент нужно делать на использование инвестиционных проектов. Бюро экономического анализа при Минэкономразвитии РФ подготовило портфель российских проектов. В него входят предложения по улавливанию попутного газа, переработке отходов, лесовосстановлению, повышению энерго-эффективности производств.
Подводя итог о значении Киотского протокола для решения сегодняшних экологических и социально-экономических проблем России, следует выделить три основных положения.
Во-первых, Киотский протокол является дополнительным стимулом для осуществления проектов и мер по повышению энергоэффективности и энергосбережению. И хотя в денежном эквиваленте эффект Киотского протокола невелик, однако он обеспечивает значительную поддержку «пионеров» деятельности по снижению выбросов «парниковых» газов и внедрению новых технологий.
Во-вторых, Киотский протокол – дополнительное средство финансирования мер по устойчивому ведению лесного хозяйства и посадке лесов. В настоящее время поддержка этих мер со стороны государства невелика. Киотский протокол может сыграть значительную роль во внедрении методов устойчивого ведения лесного хозяйства, в распространении принципов устойчивого лесопользования.
И последнее: ратифицировав Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, Россия укрепила свой международный авторитет и стала экологическим лидером. Кроме того, Киотский протокол является неплохим средством снижения риска зарубежных инвестиций, при наличии статуса международного проекта совместного осуществления.
Если Правительство России сумеет создать действенные национальные механизмы Киотского протокола, он станет хорошим каналом привлечения дополнительных инвестиций для модернизации энергетики, ЖКХ, для перевода котельных с угля на газ и возобновимые источники энергии. При снижении выбросов парниковых газов, например, при переводе электростанций и котельных с угля на газ резко уменьшается загрязнение воздуха, что приводит к снижению заболеваемости легочными заболеваниями, астмой и т.п[6,C. 212]
Человек стал больше болеть, появились новые «экологические» заболевания (например, синдром хронической усталости). Происходит снижение репродуктивной функции у женщин в мегаполисах, что по данным ВОЗ также является следствием ухудшения экологической ситуации. Все это влияет на демографическую ситуацию, на производительность труда, а, следовательно, на экономику.
Заключение
Проанализировав все вышеизложенное можно выделить следующее: