Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 17:48, реферат
Одним из характерных явлений мировой экономики сегодня является международная миграция капитала, основанная на его разделении как одного из факторов производства. Как фактор производства капитал обладает физической и денежной формой.
Физический капитал - это инвестиционные товары, использованные для производства других товаров. Такой товар, перемещается между странами в рамках международной торговли. Когда же говорят о международном движении капитала, имеют в виду перемещение денежного капитала в различных формах.
1. Сущность и формы международного движения капитала 2
2. Китай в международном движении капитала 5
Список использованной литературы 15
Одним из характерных явлений мировой экономики сегодня является международная миграция капитала, основанная на его разделении как одного из факторов производства. Как фактор производства капитал обладает физической и денежной формой.
Физический капитал - это инвестиционные товары, использованные для производства других товаров. Такой товар, перемещается между странами в рамках международной торговли. Когда же говорят о международном движении капитала, имеют в виду перемещение денежного капитала в различных формах.
Международная миграция капитала - это движение капитала между странами, включающее экспорт, импорт и его функционирование за рубежом.
Капитал является одним из факторов производства – ресурсом, который необходимо затратить, чтобы произвести товар, и представляет собой весь накопленный запас средств в производительной, товарной и денежной формах, необходимых для создания материальных благ. Международное движение капитала основано на его международном разделении как одного из факторов производства - исторически сложившимся или приобретенном сосредоточении капитала в различных странах, являющемся предпосылкой производства ими определенных товаров, экономически более эффективного, чем в других странах. Международное разделение капитала выражается не только в различной обеспеченной стран накопленными запасами материальных средств для производства товаров, но и в различных исторических традиций и опыта производства и уровней развития товарного производства, рыночных механизмов, а также просто денежных и других финансовых ресурсов. Наличие достаточных сбережений (капитала в денежной форме) является важнейшей предпосылкой для инвестиций и расширения производства.
На развитие процесса международной миграции капитала влияют две группы факторов, среди которых:
Факторы экономического характера:
Факторы политического характера:
1. По источникам происхождения капитал, осуществляющий международное движение, можно подразделить на официальный и частный.
Официальный капитал представляет собой средства государственного бюджета, перемещаемые за рубеж или принимаемые из-за рубежа по решению правительств, а также по решению межправительственных организаций.
Частный капитал (негосударственный капитал) - это средства частных фирм, банков и других негосударственных организаций, перемещаемые за рубеж или принимаемые из-за рубежа по решению руководящих органов этих организаций.
2. По характеру использования капитал делится на предпринимательский и ссудный капитал.
Предпринимательский капитал - это средства (капитал), прямо или косвенно вкладываемые в какое-либо зарубежное производство в целях получения прибыли.
Ссудный капитал. Вывоз капитала в ссудной форме предполагает предоставление средств взаймы на определенный срок в целях получения процента за их использование.
Рисунок 1- Формы движения капитала
Политика реформ и открытости, проводимая в КНР с конца 70-х годов 20 века, дала ошеломляющий результат. Последовательное и постепенное открытие экономики, контролируемое государственное регулирование макроэкономических процессов, введение капиталистических элементов в развитие экономики при сохранении социалистического строя (социализм с китайской спецификой) – все это привело к тому, что Китай из аграрной отсталой страны превратился в сильное индустриальное развитое государство с мощной и объемной экономикой. И хотя одним из лозунгов новой политики было высказывание «Открытость и самообеспечение», последовательная стратегия опоры на собственные силы, как выясняется, не противоречит быстрым тактическим ускорениям в развитии внешнеэкономических связей. Так, одним из предопределяющих направлений политики открытости является всемерное привлечение и использование иностранных инвестиций.
Активизация участия Китая в международном движении капитала сопровождается появлением целого ряда характерных тенденций. В их числе: а) принципиальное изменение соотношения прямых иностранных инвестиций и привлекаемых иностранных кредитов в пользу первых, свидетельствующее о превращении иностранного капитала в постоянный фактор воспроизводственного процесса в КНР;
б) сокращение разрыва между объемами привлекаемых по соглашениям и реально освоенных прямых иностранных инвестиций в результате, в частности, расширения реинвестирования прибыли совместных и полностью иностранных предприятий в экономику КНР;
в) возрастание уверенности иностранных вкладчиков капитала в КНР как в объекте приложения внешних ресурсов и, как следствие, опережающий рост числа полностью иностранных компаний по сравнению с различными формами совместного предпринимательства;
г) прогрессирующее развитие портфельных инвестиций в результате не только расширения допуска иностранцев на китайский рынок ценных бумаг, но и за счет активизации выхода предприятий КНР на международный финансовый рынок;
д) постепенная адаптация отраслевой структуры иностранных инвестиций к потребностям развития рыночной экономики в КНР посредством, в частности, активного инвестирования проектов в так называемой третьей сфере.
Быстрый экономический рост Китая и расширяющаяся открытость его внешнему миру способствуют повышению его роли и укреплению его позиций в мировой экономике. Сейчас Китай является одним из важнейших и активнейших участников интеграционных процессов в экономике стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Китай успешно использует различные формы экономического сотрудничества с тихоокеанскими странами, прежде всего в области привлечения иностранного капитала. Правительство страны все более признает значение иностранных инвестиций как двигателя экономического роста. Одной из причин, почему в Китае экономические реформы достигли своей цели, является четко сформулированный и весьма прагматичный подход к иностранному капиталу.
Если ранее в Китае иностранные инвестиции были запрещены, то теперь усилия направлены на создание "потока новых ресурсов путем улучшения материальных стимулов, позволяя вновь созданный поток ресурсов размещать в более эффективные секторы вместо попытки перераспределить существующий запас ресурсов от низкопроизводительных к высокопроизводительным секторам". Иностранные инвестиции — это не только валютные средства, но и современная технология и организация, опыт установления и поддержания деловых контактов с зарубежными странами.
В 1980—1981 гг., чтобы стимулировать поток инвестиций, в прибрежных городах Шэньчжэне, Гуандуне, Фуцзяне и Сямэне были учреждены четыре Специальные экономические зоны (СЭЗ). Эти зоны, открытые первоначально в качестве эксперимента в условиях начавшихся экономических реформ, стали впоследствии наиболее динамичными центрами роста экономики. Здесь были установлены льготные налоги, лицензирование импорта, льготные тарифы, а также разрешалось создавать не только совместные предприятия с миноритарной или мажоритарной собственностью, но и предприятия, полностью находящиеся в иностранной собственности.
Такие меры моментально способствовали увеличению притока иностранного капитала, главным образом в форме иностранных прямых инвестиций (ИПИ). Успех первых СЭЗ дал толчок созданию новых областей, открытых внешнему миру. Сейчас практически вся прибрежная часть континентального Китая покрыта сетью экономически открытых городов.
В 1988 г. была принята программа экономического развития с упором на прибрежные районы, что еще более повысило интерес к притоку иностранного капитала. Иностранные инвестиции заметно оживили внешнеэкономическую деятельность страны в целом, позволив ей развернуть широкомасштабную программу экспорта.
Через двадцать лет после начала экономических реформ Китай стал одним из крупнейших импортеров иностранного капитала, что говорит о росте доверия иностранных инвесторов Китаю. Одновременно Китай сам стал важным экспортером на международном рынке капитала. Сейчас китайские государственные и негосударственные предприятия имеют инвестиции почти во всех странах мира.
В настоящее время привлечение иностранного капитала стало признанной предпосылкой эффективного хозяйствования. Формы привлекаемого капитала самые разные — это прямые и портфельные инвестиции, кредиты и займы частных коммерческих банков, правительственные займы и займы международных организаций, размещение государственных облигаций и казначейских векселей за рубежом.
Особое значение для экономического развития Китая играет привлечение прямых инвестиций. ИПИ помогают приобретать современную технологию, оборудование, расширять экспорт предметов потребления и замещать импорт изделиями отечественного производства. При этом между экономическим ростом Китая и увеличением притока капитала существует взаимосвязь: увеличение ИПИ, сопровождающихся передачей передовой технологии и опыта управления, способствует ускорению экономического роста, а развитие экономики, в свою очередь, создает предпосылки для привлечения иностранных инвестиций.
Вместе с тем, привлечение ИПИ ставит определенные задачи и перед правительством. Главными из них являются создание благоприятных условий для притока иностранных инвестиций, минимизация давления иностранных фирм на национальную промышленность, регулирование их деятельности, ограничение зависимости от внешних кредиторов.
Политика "открытых дверей" в отношении иностранных инвестиций прошла несколько этапов. На протяжении первого этапа (1979—1985) поступление капитала стабильно возрастало, достигнув 4,6 млрд. дол. в 1985 г. Второй этап (1986—1989) продемонстрировал уже крупномасштабный приток иностранного капитала, объем которого к 1988 г. вырос до 10,2 млрд. дол.
В начальный период преобладали вложения в непроизводственную сферу (гостиницы, магазины, рестораны и т. п.) и лишь 27 % иностранного капитала помещалось в производство. В начале 1990-х гг. ситуация изменилась. Например, в г. Шэньчжэне, одном из крупнейших открытых городов КНР, в промышленность было инвестировано уже 40 % иностранного капитала; 15 % — в строительство; 8,6 % — в торговлю и сферу обслуживания; 4,6 % — в туризм и гостиничное хозяйство; 2,5 % — в транспорт и средства связи.
На первом этапе становления инвестиционных отношений охрана интересов иностранных инвесторов осуществлялась на основе норм гражданского и административного права, а также международных двусторонних договоров, носивших характер соглашений о поощрении и взаимной защите иностранных инвестиций.
Но при отсутствии строгого контроля над получением и использованием инвестиций, характерном для этого этапа, часто заключались контракты, не обладавшие высшим приоритетом или заведомо невыполнимые, что вызвало необходимость скорейшего устранения беспорядка в валютных операциях. Учреждение в 1986 г. Государственной администрации валютного контроля завершило первый и открыло второй этап использования иностранного капитала, теперь уже в условиях четкого управления и строгого контроля над операциями. Введение контроля над привлечением и использованием инвестиций сразу отразилось на их росте.
Содержанием третьего этапа привлечения иностранного капитала (с 1989 г.) стало усовершенствование инвестиционного процесса. В июне 1989 г. китайское правительство впервые определило приоритеты для иностранных инвестиций. Наиболее важными были признаны проекты совместных предприятий, применяющих передовую технологию и ориентирующихся на экспорт, а также проекты в электроэнергетике, транспорте, телекоммуникациях, добыче и переработке сырья. Чуть раньше, в марте 1989 г., Госсовет КНР определил перечень видов производств, разрешающий участие иностранного капитала: изготовление продукции, необходимой, но не производимой в стране; изготовление продукции на экспорт; капиталовложения в технологию, которая может помочь повысить экономическую эффективность; капиталовложения в энергетику, коммуникации и транспорт, сырьевые отрасли, производство электронной и бытовой техники, портовое хозяйство.