Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 17:48, реферат
Одним из характерных явлений мировой экономики сегодня является международная миграция капитала, основанная на его разделении как одного из факторов производства. Как фактор производства капитал обладает физической и денежной формой.
Физический капитал - это инвестиционные товары, использованные для производства других товаров. Такой товар, перемещается между странами в рамках международной торговли. Когда же говорят о международном движении капитала, имеют в виду перемещение денежного капитала в различных формах.
1. Сущность и формы международного движения капитала 2
2. Китай в международном движении капитала 5
Список использованной литературы 15
За годы реформ было создано большое количество совместных предприятий или полностью иностранных фирм. К марту 2006 г. их численность выросла до 260 тыс., а стоимость иностранных инвестиций — до 142,8 млрд дол., что позволило Китаю в 2003—2005 гг. стать второй после США крупнейшей страной — реципиентом ИПИ.
В настоящее время потоки иностранного капитала сконцентрированы главным образом в обработке и сборке индустриальных изделий, в капиталоемких отраслях промышленности, в высоких технологиях, в торговле, а также в услугах и инфраструктуре. Доля вложений в сельское хозяйство до сих пор остается невысокой.
Совершенствуется и законодательная база инвестиционного сотрудничества. К началу 1990 г. Китай заключил соглашения с 23 странами о взаимной защите и поощрении инвестиций и с 21 страной — об отмене двойного налогообложения.
Льготы, предоставляемые совместным предприятиям, обычно включают освобождение от уплаты подоходного налога на 5 лет после начала своей деятельности, право беспошлинного ввоза сырья и средств производства для своей основной деятельности, право свободного вывоза за границу прибыли, процентов и дивидендов. В случае национализации КНР несет материальную ответственность перед капиталоэкспортирующей страной, что проявляется в незамедлительной выплате компенсации и переводе ее за границу.
С 1 января 1994 г. был введен управляемый обменный курс, а официальный курс был заменен на плавающий, хотя и он продолжал находиться под контролем Народного банка Китая (НБК).
Иностранные инвестиции стали главной причиной повышения курса юаня. За 2004 г. Китай поглотил 33,8 млрд. дол. иностранных прямых инвестиций, т. е. на 22 % больше, чем в 2003 г. Однако в условиях продолжающегося притока иностранных инвестиций стабилизация обменного курса имела сильные инфляционные последствия. Оказавшись перед выбором между устойчивым курсом и устойчивыми ценами, китайское правительство выбрало цены, так как в условиях инфляции курс достиг рекордного уровня, а стабилизация цен стала одной из главных экономических задач. Поэтому вскоре после попыток НБК подавить повышение курса юаня путем расширения обмена юаней на доллары США Народный банк был вынужден уменьшить покупки долларов США на межбанковском обменном рынке.
Одновременно китайское правительство предприняло и ряд других мер, чтобы справиться с неблагоприятными последствиями деятельности НБК. Во-первых, был установлен более строгий контроль над привлечением иностранных займов. За первые десять месяцев 2005 г. долговых обязательств было выпущено всего на сумму 600 млн дол. — 30 % средств в 2004 г. Во-вторых, более жестко стали утверждаться планы на увеличение иностранных прямых инвестиций. Наконец, в-третьих, были смягчены ограничения на импорт.
Интерес иностранных инвесторов к прямым инвестициям в экономику Китая вполне объясним, так как Китай является сейчас одной из самых привлекательных стран третьего мира и стран с переходной экономикой для деятельности иностранного капитала.
Главными факторами, которые стимулируют его приток в КНР, являются большая емкость внутреннего рынка, огромные ресурсы, относительно низкая стоимость рабочей силы, благоприятные валютные курсы, тарифные ставки и политическая стабильность.
Однако сейчас в Китае понимают, что при прочих равных условиях наличие одной лишь дешевой рабочей силы без высокой производительности труда является меньшим стимулом для иностранных инвесторов, чем сочетание высокой производительности труда и относительно дешевой рабочей силы.
Столь же чувствителен иностранный капитал и к валютному курсу. Благоприятный обменный курс стимулирует иностранные фирмы переносить производство за границу, чтобы получить постоянное присутствие в стране и избежать тарифных барьеров. Приток капитала в Китай приводит к постепенному изменению подхода к валютным курсам и импортному режиму, в отличие, например, от Венгрии, где резкое колебание валютных курсов и сверхдевальвация местной валюты вместе с быстрой либерализацией импорта стали значительно сдерживать приток иностранного капитала.
Сильно воздействуют на инвестиции также изменения в политическом климате. Очевидно, что политическая неустойчивость 1986—1987 гг. и "события 4 июня" 1989 г. в Китае не способствовали увеличению доверия иностранных инвесторов. Опыт показывает, что отношение международных инвесторов к развивающимся странам зависит не только, а иногда даже не столько от их экономического положения, сколько от склонности правительств этих стран демонтировать барьеры, препятствующие деятельности иностранного капитала.
В настоящее время по отношению к иностранному капиталу Китай проводит гибкую политику. Это проявляется в сочетании поощрительных мер с ограничительными, а административного контроля с активным использованием экономических рычагов и стимулов с целью воздействия на территориальное и отраслевое размещение капитала.
Иностранные прямые инвестиции поступают в Китай из разных стран — Гонконга, Макао, Тайваня, Японии и США. Сейчас, согласно данным МВФ, на мировом рынке капитала Китай занимает восьмое место (2 % всего мирового потока).
Прямые иностранные инвестиции создают импульсы для перелива технологического прогресса из передовых отраслей и регионов в менее развитые. Инвесторы вкладывают капитал, как правило, в приоритетные отрасли и регионы, что обеспечивает им технические преимущества и высокую конкурентоспособность и в то же время заставляет переносить менее развитые производства в другие отрасли и регионы.
Вместе с тем, благодаря успехам в подъеме экономики и развитии внешнеэкономических связей, Китай стал теперь не только значительным импортером, но и крупным экспортером капитала. В начале 1983 г. Государственный Совет КНР выпустил директиву, в которой на Министерство внешних экономических связей и торговли (МВЭСиТ) возлагалась ответственность за рассмотрение и одобрение предложений о вложении капитала за границей. До этого делать капиталовложения за рубежом разрешалось только государственным торговым корпорациям, МВЭСиТ и предприятиям, подчиняющимся этому министерству.
В 1985 г. МВЭСиТ издал директиву, которая разрешала любому китайскому предприятию, владеющему достаточным капиталом, заключать соглашения с заграничными предприятиями и делать прямые инвестиции в них.
В настоящее время китайские государственные и другие предприятия общественного сектора имеют прямые иностранные инвестиции (от торгового и банковского дела до обработки рыбы и лесоводства) фактически во всех странах мира.
Со второй половины 90-х гг. центр инвестиционной деятельности КНР за рубежом смещается из сферы услуг и обрабатывающей промышленности в горнодобывающую промышленность, транспорт и разработку природных ресурсов.
К числу основных мотивов инвестиционной деятельности за границей следует отнести гарантированный доступ к сырью, необходимому на внутреннем рынке (например, добыча железной руды в Австралии, Бразилии и Перу), гарантированный доступ к внешним рынкам (например, производство велосипедов и телевизоров в Канаде, Англии, Малайзии, Бразилии ), гарантированный доступ к передовой технологии, особенно для выхода на мировой рынок и на потребителей с высоким уровнем доходов (например, США, Гонконг), возможно с последующей передачей технологии в развивающиеся страны.
Многие китайские компании стремятся экспортировать капитал еще и потому, что во многих странах иностранным инвесторам предоставляют право жительства или даже гражданство. Желание получить доступ к выгодам от этих прав (налоговые преимущества, юридическая защита, социальное обеспечение и медицинское обслуживание) может стимулировать китайских вкладчиков инвестировать капитал в другие страны.
В целях расширения численности совместных предприятий и филиалов за рубежом государство приняло ряд мер, стимулирующих этот процесс. Так, предприятия, имеющие внешние инвестиции, на первые пять лет освобождаются от налога с дохода и прибыли. Такими же льготами пользуются предприятия, которые вкладывают капитал в разработку природных ресурсов за рубежом и экспорт сырья в Китай. Одновременно эти предприятия пользуются государственными субсидиями и как отечественные производители. Если китайские инвесторы вкладывают капитал в заграничные предприятия, выпускающие оборудование, машины или сырье, то от налогов освобождается и экспорт этих товаров в Китай.
Эти меры позволили значительно увеличить китайские инвестиции за рубежом. К концу 2007 г. общее количество неторговых совместных предприятий составляло уже 2342, они были расположены в 88 странах, а их суммарные инвестиции составили 1,76 млрд. дол.
Анализ оттока капитала из Китая довольно труден из-за недостатка надежных данных, в том числе по нелегальному оттоку. Однако, несмотря на эти статистические трудности, можно с уверенностью утверждать, что Китай становится все более значительным участником на мировых рынках как в качестве импортера, так и в качестве экспортера капитала, чему в значительной, если не в определяющей мере способствует политика китайского правительства, которое поощряет движение инвестиций в обоих направлениях в строгом соответствии с условиями и задачами экономического развития страны.
1. Авдокушин Е. Теоретические основы экономической реформы в КНР. М.,2001.
2. Карлусов В. Частное предпринимательство в Китае. М., 2006.
3. Китайская Народная Республика. Политика, экономика, культура. 2007-2008 гг. М., 2008.
4. Манежев С.А. ”Иностранный капитал в экономике КНР” М. 1990.
5. Михеев В. Китай в свете тенденции глобализации и азиатского регионализма. Восток.Журнал. М. 2009. №2
6. "Мировая экономика. Экономика зарубежных стран", под ред. д-ра экон. Наук, проф. В.П. Колесова и д-ра экон. наук, проф. М.Н. Осьмовой, Москва, 2009.
7. МэиМО, журнал, 2008, №8.
8. Наумов И.Н. “Экономика КНР- транспорт, торговля, финансы” М.2008.