Китай на мировом рынке товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 23:56, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день Китай по праву считается одним из крупнейших мировых производителей во многих областях промышленности. Насыщенный рынок товаров Китая позволяет не только в полной мере удовлетворить внутренние потребности страны, но и ежегодно поставлять огромное количество продукции на экспорт. Все это обуславливает актуальность темы работы.
Цель данной работы: проанализировать место Китая в мировом рынке товаров.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………2
1. Роль внешней торговли в экономики страны………………………………………………3
1.1. Динамика и структура внешней торговли………………………………………………8
1.2. Структура………………………………………………………………………………………………...8
1.3. Динамика………………………………………………………………………………………………11
2. Торговая и экспортная политика страны……………………………………………………13
2.2. Ведущие товары в экспорте страны……………………….…………….………….….17
2.3. Ставки экспортных пошлин....................................................................19
3. Место энергоресурсов в торговле страны......................................................23
4. Перспективы Китая на мировом рынке .........................................................27
Заключение……………………………………………………………………………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

Китай на мировом рынке товаров.docx

— 322.68 Кб (Скачать файл)

С 1993 года Китай обеспечивал энергоресурсами помимо себя, еще и Японию с Южной Кореей. Но через десять лет по импорту нефти страна заняла уже второе место в мире, пропустив вперед США. Причина того, что проблема энергетической безопасности никогда не стояла остро перед Китаем – богатые залежи угля. В 2010 году Китай добывал вдвое больше угля, чем США (3,2 млрд тонн).. Поэтому он был мало подвержен мировым колебаниям цен на энергоресурсы. 
 
Месторождения угля рассредоточены по всей стране, в результате чего более половины добытого угля транспортируется по железной дороге, что приводит к частым авариям, перегрузкам путей и, как следствие, к перебоям в поставках. 
 
С 1992 года государство решило снизить контроль над ценами в угольной промышленности. Но это привело не к ожидаемой либерализации, а к договору между компаниями-производителями угля и конечными потребителями. В конечном итоге, внутренние цены за тонну угля превышают международные на 5-7 долларов. Это вкупе с ростом потребления угля и проблемами транспортировки привело к тому, что впервые в 2007 году Китай стал импортером угля. 
 
Такая ситуация стала итогом недостаточного финансирования инфраструктуры в угольной промышленности. По официальной статистике (заниженной в несколько раз) ежегодно в результате аварий на угольных шахтах Китая гибнет около 6 тысяч человек. Многие шахты после серии аварий были закрыты. Но ничего не меняется вот уже в течение нескольких десятилетий. Это происходит из-за того, что практически всеми официально зарегистрированными шахтами страны владеют малые предприятия, применяющие устаревшую технику добычи и экономящие на безопасности рабочих. 
 
В 2003 году объемы экспорта угля стали падать. Китай начал закупать уголь в Австралии и Индонезии. Несмотря на то, что руководители крупнейших угольных корпораций заявляют, что это мера временная и проблема вскоре будет решена, международные эксперты считают, что закупки угля будут только возрастать и к 2030 году составит почти 60 млн тонн (в 2004 году Китай импортировал только 7 млн тонн). 
 
Помимо наращивания производства, Китай проводит большую работу по поиску более экологически чистых способов добычи и переработки угля. Однако более пристальное внимание стоит уделять модернизации отрасли, поиску новых способов производства. В противном случае китайские производители будут неконкурентоспособными на международном рынке. Ведь иностранные компании поставляют более дешевый и качественный уголь.

 

 

 

Перспективы Китая на мировом рынке

 

Ведущая роль Китая на мировом рынке неоспорима. За годы реформ Поднебесная превратилась из отсталой аграрной страны в ведущую индустриальную державу, от промышленности которой зависит стабильность многих стран. Очередным доказательством стало и то, что по итогам 2010 года Китай стал второй экономикой в мире после США, обогнав Японию, которая занимала это место в течение 42 лет. Сегодня Китай – это крупнейший потребитель, производитель и экспортер в мире.

Потребитель № 1 в мире:

Миллиардный рынок Китая

Площадь Китая почти в два раза меньше площади России, в три раза больше площади Индии и примерно соотносится с размерами Канады и США. При этом Китай – самая густонаселенная в мире страна, численность населения Поднебесной уже превысила 1,3 млрд человек и продолжает расти, несмотря на все превентивные меры правительства. 
 
Огромное количество жителей делает Китай самым многочисленным потребительским рынком в мире. Поэтому товары из Китая не только вывозятся в огромном количестве, но и возятся тоже большими объемами. Крупнейшие западные производители стремятся завоевать этот рынок с самой различной продукцией – от продуктов питания до товаров класса «люкс». На сегодняшний день в Китае не только реализуют свою продукцию, но и открывают производства ведущие западные компании. Nokia, Coca-Cola, ABB, Evian, GE, Giorgio Armani, Siemens – вот лишь незначительная часть из огромного списка западных гигантов, которые активно работают на территории Китая. 
 
В Поднебесной стабильно растет число городского населения, которое обладает хорошей покупательской способностью. В настоящее время процент урбанизации в Китае превышает 47%, а среднедушевой месячный доход городского жителя с января по март 2011 года составил 5963 юаня (около 920 долл.), увеличившись на 7,1%. 

Китайские продажи:

По данным Национального статистического бюро КНР объем розничных продаж в апреле текущего года составил 1,36 трлн юаней (210,2 млрд долл.), что на 1,35% выше показателей марта и на 17,1% выше, чем в апреле 2010 года. Представители большинства компаний отмечают огромный потенциал китайского розничного рынка, не ослабил интереса к Китаю даже незначительный спад продаж в период кризиса. 
 
Согласно данным отчета концерна Volkswagen каждый четвертый автомобиль Bentley, реализованный с января по апрель 2011 года, был продан в Китае. Сейчас китайский рынок является вторым по объемам продаж автомобилей данной марки после США. Однако уже в ближайшее время представители концерна надеются увидеть изменение ситуации – объем продаж Bentley в Китае растет стремительными темпами, в частности, в 2010 году количество проданных автомобилей выросло на 66%. 
 
Одним из наиболее перспективных на сегодняшний день в Китае является рынок предметов роскоши и люксовых товаров. По прогнозам Boston Consulting Group, к 2015 году среднедушевые располагаемые доходы жителей Китая будут как минимум в два раза выше, чем в настоящее время, благодаря чему на Китай будет приходиться треть мирового рынка предметов роскоши. В 2009 году в Шанхае и Пекине количество бутиков, реализующих дорогостоящие товары класса люкс, равнялось их количеству в Нью-Йорке и Чикаго. И если на Западе данный рынок уже сформировался, то в Китае потребители только знакомятся с мировыми брендами, что создает большие возможности для производителей предметов роскоши. 

Закрытые рынки Китая:

Огромное население страны ставит Китай на первое место по числу интернет-пользователей и абонентов мобильной связи. Так, по данным Китайского Центра Интернет-информации (CNNIC) в 2010 году в Китае было зарегистрировано 457 млн интернет-пользователей, а это почти 34% населения страны. Мобильной связью пользуются около 75% жителей Китая, таким образом, число абонентов в ближайшем будущем превысит миллиардный порог. Однако телекоммуникационные рынки строго контролируются государством, иностранным игрокам здесь не рады.

Производитель №1 в мире:

На сегодняшний день Китай стал крупнейшим в мире производителем товаров, сместив с лидирующей позиции США, которые занимали ее в течение 110 лет с начала XIX века. Согласно данным исследования IHS Global Insight, в 2010 году на Китай приходилось 19,8% от общего объема мирового производства, что на 0,4% выше доли США. 

Длинный путь:

Последний раз Китай занимал первое место по объемам производства в 1850-х годах, когда страна была близка к завершению длительного периода роста населения и имела технологическое превосходство. В дальнейшем, поддерживаемая промышленной революцией, первое место по объемам выпускаемых товаров заняла Великобритания и удерживала эту позицию почти 50 лет. Позже на месте лидера ее сменили США, которые сумели удержать звание производственной нации в течение долгого времени. Перемещение Китая на первое место, по мнению экспертов, является фундаментальным сдвигом в мировом разделении труда, который в ближайшее время вряд ли сможет быть обращен вспять. 
 
Экономические историки считают, что в 1830 году доля Поднебесной в мировом объеме производства доходила до 30%, после чего резко упала до 6% в 1900 году и уменьшилась почти вдвое в 1990 году. С тех пор КНР стремительно догоняла США, чему, несомненно, способствовали низкая стоимость рабочей силы в стране, огромные объемы инвестиций иностранных компаний и быстрорастущая экономика.

Каждый пятый товар в мире – китайский:

Разнообразные товары из Китая поставляются в более чем 70 стран и регионов мира. Звание «фабрики мира» закрепилось за КНР уже давно. Поднебесная занимает позицию мирового лидера в производстве огромного числа товаров. Однако в последнее время в экономике страны происходят изменения, в частности, отмечается удорожание стоимости рабочей силы и сырьевых ресурсов, а также намечаются тенденции перемещения некоторых отраслевых производств из Китая в соседние страны азиатского региона. Тем не менее, продукцию с маркировкой «Made in China» можно встретить практически в любом уголке мира. 
 
Электрические машины и оборудование, одежда и обувь, игрушки и мебель являются наиболее востребованными изделиями для потребителей во всем мире. А лидером по производству всех этих товарных позиций является Китай. 
 
Несмотря на огромные объемы производства, эксперты IHS Global Insight отмечают, что Китаю предстоит еще поработать над производительностью. В США в производственной отрасли занято 11,5 млн человек, а в Китае около 100 млн, в то время как объем производства в Китае незначительно выше показателя США. Говоря иначе, чтобы произвести аналогичный объем товаров Поднебесной требуется почти в 9 раз больше рабочей силы, чем Америке. 
 
Кроме того, по мнению специалистов, большая часть производств в Китае была основана иностранными дочерними компаниями, либо с применением зарубежных технологий, особенно в таких областях как электроника. Однако сторонники Китая резонно отмечают, что такие заявления делаются американскими экспертами, чтобы оправдать США, а между тем, результаты Китая в производственной отрасли неоспоримы. 

Особенности производства в Китае:

Стоит отметить важную роль Китая в мировом разделении труда. Специфика производственной отрасли КНР состоит в том, что здесь развиты трудоемкие отрасли: производство текстиля, одежды, обуви, игрушек, электроники и бытовой техники. В последние несколько лет наблюдается значительное изменение структуры внутреннего производства в сторону развития перерабатывающих, наукоемких и высокотехнологичных отраслей. Такая стратегия производственного развития была принята правительством, для того, чтобы снизить экспортную зависимость экономики страны и перейти на новый этап развития промышленности.

Экспортер № 1 в мире:

В начале XX века Китай поражал многих путешественников своей бедностью и низким уровнем развития. Почти все воспринимали Поднебесную как безнадежно отставшую страну без будущего. Хотя еще Наполеон говорил о Китае, как о «великане, который спит». Сейчас мир с удивлением и некоторой опаской наблюдает за тем, какой рост демонстрирует Китай, несмотря на локальные, региональные и глобальные кризисы. 

Китайское превосходство:

На сегодняшний день КНР является крупнейшим автомобильным рынком, отодвинув на второе место США, которые лидировали здесь почти 100 лет, с тех пор, как с конвейера сошел первый автомобиль Ford. Кроме того, Китай стремительно наращивает объемы выплавки стали, являясь сталепроизводителем №1 в мире. С 1996 по 2006 годы объем производства стали в стране вырос более чем на 300%, а в 2010 году на долю КНР приходилось около 45% от общего объема произведенной в мире стали. Это лишь малая часть из мировых достижений Китая. И, похоже, Поднебесная не собирается останавливаться на достигнутом. 
 
В 2009 году КНР стала крупнейшим мировым экспортером товаров, отодвинув Германию на второе место. Общая сумма китайского экспорта тогда превысила 1,2 трлн долл., в то время как Германия поставила за рубеж товаров на сумму около 1,17 трлн долл. (816 млрд евро). Доля Китая в мировом экспорте товаров выросла с 3,9% в 2000 году до 9,6% в 2009 году. 
 
В 2010 г. внешнеторговый оборот Поднебесной не только восстановился до докризисного уровня, но и установил исторический рекорд. Объем экспорта продукции из Китая в 2010 году составил 1,57 трлн долл., увеличившись за год почти на треть. 

От количества к качеству:

По сути, лидерство Китая в роли мирового экспортера в 2009 году было во многом номинальное. Во-первых, разница между объемами экспорта двух стран была незначительной. Во-вторых, экспортная структура Германии намного превосходит по качеству китайскую. Объем экспорта в расчете на человека в Китае значительно ниже по сравнению в Германией, численность населения которой составляет около 80 млн человек. Кроме того, Германия специализируется на экспорте станков, оборудования и прочей дорогостоящей высокотехнологичной продукции. И, наконец, способность Китая потеснить давнего экспортного лидера отражала лишь гибкие возможности недорогих товаров китайских производителей, которые продолжали экспортировать свою продукцию даже в период кризиса, в то время как другие экономики страдали от резкого снижения спроса на мировом рынке и боролись с рецессией. 

ТОР 5 стран-экспортеров в 2010 году:

1. Китай $1,57 трлн 
2. США $1,28 трлн 
3. Германия $1,27 трлн 
4. Япония $770 млрд 
5. Нидерланды $772 млрд 
 
В 2010 году Китай основательно закрепил свою позицию крупнейшего экспортера, поставив на мировой рынок больше всего товаров. На этот раз разрыв с США, которые заняли второе место, составил около 300 млрд долл. Структура экспорта КНР за период реформ изменилась кардинально и в лучшую сторону. Сейчас экспортная структура Китая соответствует структуре развитых стран, в ней значительно преобладают промышленные товары и продукция обрабатывающей промышленности, и невелик процент сырья. В частности, наибольшую долю в структуре экспорта КНР по итогам 2010 года занимают машины, оборудование и транспортные средства. При этом напомним, что Китай относят к развивающимся странам. 
 
В 2010 году Поднебесная вновь удивила мировое сообщество, обогнав Японию и получив право считаться второй экономикой в мире, уступая лишь США. Однако как долго Америке удастся сохранить звание лидера? Эксперты сходятся во мнении, что Китай и здесь возьмет пальму первенства уже к 2020 году.

 

Заключение

 

Китай - это лидер в мировой торговли, опередив США. В 2013 году торговый оборот товаров — стоимость импорта и экспорта — Китая составил 4,16 трлн долларов. Рассмотрев экономические и торговые особенности Китая, мы выявили основных партнеров по экспорту и импорту, и пришли к выводу, что Китайская Народная Республика это важный экономический регион мира. Рост объемов товарооборотов КНР возрастает с каждым годом, экономика становиться все более сильной, товарная структура развивается и расширяется. Различные сферы производства развиваются на высоком уровне, это мы увидели в данной курсовой работе. Хотя главными странами в торговых отношениях остаются США, Индия, Россия, страны ЕС, Япония, Республика Корея, КНР развивает внешнеторговые отношения с новыми странами с развивающейся экономикой.

 

 


Информация о работе Китай на мировом рынке товаров