Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 14:26, курсовая работа
Таким образом, цель данной работы - раскрытие понятия собственности, её виды и способы перехода из одного вида собственности в другой.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• дать характеристику понятия «собственность»;
• выделить принципы правового регулирования операций с собственностью;
• выявить классификацию собственности;
• рассмотреть исторические реалии преобразования отношений собственности в нашей стране;
• определить дальнейшие тенденции и современные проблемы операций с собственностью.
Введение 2
1. Теоретический аспект содержания собственности как экономической категории 6
1.1 Определение понятия собственности и ее сущности 6
1.2 Содержание отношений собственности 10
1.3 Виды и формы собственности 12
2. ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ, ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ 20
2.1 Приватизация государственной собственности в России, ее основные этапы и соответствующие им способы регулирования отношений собственности 20
2.2 Постприватизационный передел собственности и становление корпоративного управления 22
2.3 Отношения собственности и перспективы государственно-частного партнерства в России 25
Заключение 26
Список использованной литературы: 27
Интернет-ресурсы: 27
- региональную
государственную, переданную в
ведение и распоряжение
- коммунальную,
муниципальную, переданную в
- коллективную,
которая представляет собой
- совместную
долевую - представляющую собой
делимое имущество, созданное,
приобретенное, первоначально
- индивидуальную - в виде имущества, предметов, информации, принадлежащих лично индивидууму и используемых с соблюдением правовых норм, распространяющихся на граждан - собственников;
- кроме выше
означенных, целесообразно выделять
собственность общественных
Исходя из
этого необходимо выделить в качестве
двух «полюсов» частную и
Отношения и
формы собственности играют определяющую
роль в формировании внутренних источников
и стимулов развития, в определении
их действенности и
Осознание необходимости
создания реального многосекторного
хозяйства и устранение негативных
социально-экономических
В 1988 - 1991 гг. в СССР был принят ряд важных законов и нормативных актов, направленных на развитие рыночных отношений и разгосударствление собственности в стране, которое предполагало многообразие форм преобразования государственной собственности. Разгосударствление имело целью перераспределение таких правомочий, как управление, использование части дохода без смены форм собственности. В процессе смены форм собственности предусматривалось превращение государственной в другие, негосударственные, формы собственности (коллективную, индивидуальную, семейную, коммунальную, муниципальную и т.д.). Приватизация рассматривалась как одна из форм разгосударствления, но не как единственная и исключительная форма преобразования собственности. Приоритетное право выбора форм, направлений и сроков преобразования намечалось предоставлять трудовым коллективом. Трудовые коллективы, исходя из перспективных планов развития предприятий, могли определять очерёдность решения задач реконструкции, жилищного и социального строительства, выкупа государственного имущества. Свобода выбора и гибкое разнообразие возможностей преобразования государственной собственности являлись особенностями принятого в СССР подхода к реализации важнейшего направления экономической реформы.
С I июля 1994 г. начался денежный этап приватизации. В первые годы она была направлена на достижение следующих целей:
· дальнейшее разгосударствление экономики,
· привлечение инвесторов в реальный сектор экономики,
· реструктуризация макроэкономической структуры,
· пополнение доходов федерального бюджета за счет средств от приватизации.
На исходе
90-х годов принципы приватизации
вновь подверглись
· отказ от подхода к приватизации преимущественно как средству пополнения доходов государства,
· переход к приватизации
по «точечным проектам» с
· развитие процесса приватизации
недвижимости, в том числе - земельных
участков под приватизированными предприятиями,
что было особенно важно для привлечения
инвестиций, осуществления диверсификации
производства, роста эффективности.
Главные беды российской экономики ведут свой отсчет от дисбаланса внутри обозначенного треугольника: госсобственность - частная собственность (или долгосрочная аренда с правом выкупа) - эффективный менеджмент. Если с этих позиций посмотреть на проблему функционирования экономического потенциала страны, то можно выделить три «болевые точки».
Первая. Государство
в последние десятилетия
Вторая. Государство не сумело организовать эффективный менеджмент на тех предприятиях, где за ним оставался контрольный пакет акций. Не было и нет осмысленного механизма отбора менеджеров высшей квалификации на руководящие должности в компании, финансово-промышленные группы, банки, считающиеся до сих пор государственными. Перед менеджерами, членами Советов директоров и Наблюдательных Советов акционерных обществ, представляющих государственные интересы, не ставятся конкретные задачи, их действия не контролируются и не направляются в соответствии с государственными интересами. Наоборот, зачастую государственным менеджерам предоставляется почти неограниченная самостоятельность. 14
Третья «болевая точка» приватизационного эксперимента в России находится в области управления собственностью, перешедшей в частные руки. С точки зрения экономической прагматики существенно, что огромная госсобственность оказалась в распоряжении немногих практически за бесценок. Более того, она не обременена никакими обязательствами (например, эффективного использования, сохранения экологического баланса, обеспечения социальных гарантий наемным работникам и т.д.).
К настоящему
времени четко выявились
На фоне раздела
и передела объектов государственной
собственности протекает
Взаимодействие
государства и частного сектора
для решения общественно
Среди специалистов
нет единого мнения о том, какие
формы взаимодействия власти и бизнеса
можно отнести к ГЧП. Широкая
трактовка подразумевает под
ГЧП конструктивное взаимодействие
власти и бизнеса не только в экономике,
но и в политике, культуре, науке
и т. д. В числе базовых признаков
государственно-частных
· Сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес.
· Взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе.
· Взаимодействие сторон имеет равноправный характер.
· Финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях.
В широком
смысле к основным формам ГЧП в
сфере экономики и
Модели и
структура ГЧП разнообразны, но при
этом существуют некоторые характерные
черты, позволяющие выделить партнерство
в самостоятельную
· определенные, часто длительные сроки действия соглашений о партнерстве (от 10 - 15 до 20 и более лет, в случае концессий - до 50 лет). Проекты обычно создаются под конкретный объект (порт, дорога, объект социальной инфраструктуры), который должен быть завершен к установленному сроку;
· специфические формы финансирования проектов: за счет частных инвестиций, дополненных государственными финансовыми ресурсами, или же совместное инвестирование нескольких участников;
· обязательное наличие конкурентной среды, когда за каждый контракт или концессию происходит борьба между несколькими потенциальными участниками;
· разделение
рисков между участниками соглашения
на основе соответствующих
Очевидно, обе
стороны партнерства
Проблема
преобразования отношений и структуры
собственности является одной из
наиболее актуальных задач в ходе
рыночных реформ, проводимых в любой
из стран с переходной экономикой.
Поскольку собственность
В ходе реформ
в России был взят курс на переход
к системе, сочетающей государственную,
частную и смешанную формы
собственности. Это полностью соотносится
с курсом перехода к рынку, поскольку,
раз рынок предполагает свободу
производителей и коммерческой деятельности,
конкуренцию между
Отсюда вытекает основная цель трансформации собственности в переходной экономике - создание предпосылок для развития многообразия форм собственности и хозяйствования как основы высокоэффективной конкурентной экономики. Переход от всеобъемлющей государственной собственности к ее многообразию следует рассматривать: 20
1. Как процесс снижения
прямого государственного
2. Как преобразование
3. Как преобразование