Классификация форм собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, цель данной работы - раскрытие понятия собственности, её виды и способы перехода из одного вида собственности в другой.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• дать характеристику понятия «собственность»;
• выделить принципы правового регулирования операций с собственностью;
• выявить классификацию собственности;
• рассмотреть исторические реалии преобразования отношений собственности в нашей стране;
• определить дальнейшие тенденции и современные проблемы операций с собственностью.

Содержание

Введение 2
1. Теоретический аспект содержания собственности как экономической категории 6
1.1 Определение понятия собственности и ее сущности 6
1.2 Содержание отношений собственности 10
1.3 Виды и формы собственности 12
2. ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ, ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ 20
2.1 Приватизация государственной собственности в России, ее основные этапы и соответствующие им способы регулирования отношений собственности 20
2.2 Постприватизационный передел собственности и становление корпоративного управления 22
2.3 Отношения собственности и перспективы государственно-частного партнерства в России 25
Заключение 26
Список использованной литературы: 27
Интернет-ресурсы: 27

Вложенные файлы: 1 файл

формы собственности курсовая.docx

— 57.18 Кб (Скачать файл)

- региональную  государственную, переданную в  ведение и распоряжение региональных  государственных органов; 

- коммунальную, муниципальную, переданную в ведение  и распоряжение местных государственных  органов;

- коллективную, которая представляет собой неделимую  часть выше означенных форм  собственности, переданную на  определенный срок в ведение  и распоряжение коллективу предприятия  (выкупленную либо арендованную  коллективом) и используемую в  соответствии с действующим законодательством;

- совместную  долевую - представляющую собой  делимое имущество, созданное,  приобретенное, первоначально принадлежащее  членам ассоциированных групп,  используемое ими по своему  усмотрению с соблюдением установленных  законом правил и ограничений;

- индивидуальную - в виде имущества, предметов,  информации, принадлежащих лично  индивидууму и используемых с  соблюдением правовых норм, распространяющихся  на граждан - собственников;

- кроме выше  означенных, целесообразно выделять  собственность общественных организаций,  групповую, семейную.

Исходя из этого необходимо выделить в качестве двух «полюсов» частную и общественную собственность, имеющих наибольшее значение. 

2. ОТНОШЕНИЯ  СОБСТВЕННОСТИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ,  ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

2.1 Приватизация государственной собственности в России, ее основные этапы и соответствующие им способы регулирования отношений собственности

Отношения и  формы собственности играют определяющую роль в формировании внутренних источников и стимулов развития, в определении  их действенности и направленности. Стратегия реформирования отношений  и форм собственности поэтому  направлена на:

  • превращение субъектов собственности в реальных собственников;
  • развитие подлинной многосекторности экономики.

Осознание необходимости  создания реального многосекторного  хозяйства и устранение негативных социально-экономических последствий  в принципе уже произошло в 60-е  гг. XX в. И лишь во второй половине 80-х  гг. начались изменения собственности, затрагивающие не только перераспределение  прав, но и изменение форм собственности. Началом изменения форм собственности  стал Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», принятый в 1986 г. Он послужил основой легализации  частного предпринимательства и  индивидуально-трудовой деятельности.

В 1988 - 1991 гг. в  СССР был принят ряд важных законов  и нормативных актов, направленных на развитие рыночных отношений и  разгосударствление собственности  в стране, которое предполагало многообразие форм преобразования государственной  собственности. Разгосударствление имело  целью перераспределение таких  правомочий, как управление, использование  части дохода без смены форм собственности. В процессе смены форм собственности  предусматривалось превращение  государственной в другие, негосударственные, формы собственности (коллективную, индивидуальную, семейную, коммунальную, муниципальную и т.д.). Приватизация рассматривалась как одна из форм разгосударствления, но не как единственная и исключительная форма преобразования собственности. Приоритетное право выбора форм, направлений и сроков преобразования намечалось предоставлять трудовым коллективом. Трудовые коллективы, исходя из перспективных планов развития предприятий, могли определять очерёдность решения задач реконструкции, жилищного и социального строительства, выкупа государственного имущества. Свобода выбора и гибкое разнообразие возможностей преобразования государственной собственности являлись особенностями принятого в СССР подхода к реализации важнейшего направления экономической реформы.

С I июля 1994 г. начался денежный этап приватизации. В первые годы она была направлена на достижение следующих целей:

· дальнейшее разгосударствление экономики,

· привлечение  инвесторов в реальный сектор экономики,

· реструктуризация макроэкономической структуры,

· пополнение доходов федерального бюджета за счет средств от приватизации.

На исходе 90-х годов принципы приватизации вновь подверглись корректировке, что нашло выражение в следующем:13

· отказ от подхода к  приватизации преимущественно как  средству пополнения доходов государства,

· переход к приватизации по «точечным проектам» с использованием индивидуальных стандартных способов продаж,

· развитие процесса приватизации недвижимости, в том числе - земельных  участков под приватизированными предприятиями, что было особенно важно для привлечения  инвестиций, осуществления диверсификации производства, роста эффективности. 

2.2 Постприватизационный передел собственности и становление корпоративного управления

Главные беды российской экономики ведут свой отсчет от дисбаланса внутри обозначенного треугольника: госсобственность - частная собственность (или долгосрочная аренда с правом выкупа) - эффективный менеджмент. Если с этих позиций посмотреть на проблему функционирования экономического потенциала страны, то можно выделить три «болевые точки».

Первая. Государство  в последние десятилетия отказывалось от права собственности в первую очередь в наиболее благополучных  отраслях и секторах экономики. Именно наиболее рентабельные производства оказались  первоочередными объектами приватизации, что противоречило первоначальной установке: государство должно уйти из тех сфер, где оно не может  обеспечить достаточной экономической  эффективности.

Вторая. Государство  не сумело организовать эффективный  менеджмент на тех предприятиях, где  за ним оставался контрольный  пакет акций. Не было и нет осмысленного механизма отбора менеджеров высшей квалификации на руководящие должности  в компании, финансово-промышленные группы, банки, считающиеся до сих  пор государственными. Перед менеджерами, членами Советов директоров и  Наблюдательных Советов акционерных  обществ, представляющих государственные  интересы, не ставятся конкретные задачи, их действия не контролируются и не направляются в соответствии с государственными интересами. Наоборот, зачастую государственным  менеджерам предоставляется почти  неограниченная самостоятельность. 14

Третья «болевая точка» приватизационного эксперимента в России находится в области  управления собственностью, перешедшей в частные руки. С точки зрения экономической прагматики существенно, что огромная госсобственность оказалась  в распоряжении немногих практически  за бесценок. Более того, она не обременена никакими обязательствами (например, эффективного использования, сохранения экологического баланса, обеспечения социальных гарантий наемным работникам и т.д.).

К настоящему времени четко выявились основные тенденции в формировании акционерного капитала: сокращение доли акций работников предприятий и мелких акционеров, значительное увеличение доли аутсайдеров, постепенное превращение менеджеров в собственников и собственников - в менеджеров. Реанимируются государственные  холдинги в стратегически значимых отраслях путем перераспределения  акций в крупных корпорациях, формируются региональные холдинги под эгидой региональных властей, более  тесными становятся взаимоотношения  между региональной властью и  региональными компаниями, еще более  окрепли естественные монополии, в  связи с чем актуализировался вопрос об их реорганизации в целях  подрыва - в пределах экономической  целесообразности - их монопольного положения  и формирования конкурентной среды  путем, например, выделения генерирующего  сектора в РАО ЕЭС или создания ОАО «Российские железные дороги»  на базе МПС.

На фоне раздела  и передела объектов государственной  собственности протекает процесс  становления корпоративного управления. Оно представляет собой систему  экономических отношений, складывающихся между различными группами акционеров и менеджерами корпораций, суть которых  состоит в защите финансовых интересов  акционеров от оппортунистического  поведения менеджеров. Данная проблема является актуальной и для развитых стран, о чем свидетельствует  подписание Принципов корпоративного управления ОЭСР, явившихся потенциальным  модельным сводом стандартов и руководств, в том числе и для стран  с переходной экономикой, коль скоро  одним из способов приватизации государственной  собственности явилось акционирование и возникновение в связи с  этим акционерной собственности. Последняя, будучи одной из форм ассоциированной  собственности, характеризуется отделением собственности от управления. На исходе 1995 г. был принят Закон «Об акционерных  обществах», положивший начало правовому  оформлению отношений акционерной  собственности. Однако российская практика 90-х годов характеризовалась грубым нарушением прав акционеров, что неизбежно в условиях становления рыночных отношений, когда процесс отделения собственности от управления едва начался. Такому отделению препятствуют незавершенность раздела и передела объектов собственности, а, следовательно, не вполне сложившийся слой акционеров-собственников и менеджеров, продолжающаяся консолидация пакета акций в целях формирования их контрольного пакета, сохранение значительной доли государственного пакета акций федерального и регионального уровня, создающее особые трудности в управлении корпорацией, малочисленный слой высокопрофессиональных менеджеров, слабая правовая защита даже крупных собственников и пр.15 Тем не менее, все эти процессы в начале нового века приобретают все более цивилизованные формы. Крупные корпорации приняли кодексы корпоративного управления, в связи с чем создаются отделы по работе с акционерами, вводят в совет директоров независимых директоров и пр. Между тем реальная ситуация меняется к лучшему чрезвычайно медленно в силу отмеченных преимущественно объективных причин. 

2.3 Отношения собственности и перспективы государственно-частного партнерства в России

Взаимодействие  государства и частного сектора  для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, в  том числе и в России. Однако наиболее актуальным государственно-частное  партнерство (ГЧП) стало в последние  десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно  значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых  объектах для инвестирования. ГЧП  представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной  собственности.16

Среди специалистов нет единого мнения о том, какие  формы взаимодействия власти и бизнеса  можно отнести к ГЧП. Широкая  трактовка подразумевает под  ГЧП конструктивное взаимодействие власти и бизнеса не только в экономике, но и в политике, культуре, науке  и т. д. В числе базовых признаков  государственно-частных партнерств в узкой (экономической) трактовке можно назвать следующие:17

· Сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес.

· Взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе.

· Взаимодействие сторон имеет  равноправный характер.

· Финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами  в заранее определённых пропорциях.

В широком  смысле к основным формам ГЧП в  сфере экономики и государственного управления можно отнести любые  взаимовыгодные формы взаимодействия государства и бизнеса, государственные  контракты, финансовую аренду (лизинг), государственно-частные предприятия, соглашения о разделе продукции, концессионные соглашения.

Модели и  структура ГЧП разнообразны, но при  этом существуют некоторые характерные  черты, позволяющие выделить партнерство  в самостоятельную экономическую  категорию. Оно возникает как  формализованная кооперация государственных  и частных структур, специально создаваемая  для достижения тех или иных целей  и опирающаяся на соответствующие  договоренности сторон. Исходя из опыта  стран с развитой рыночной экономикой, можно назвать следующие черты  ГЧП, отличающие его проекты от других форм отношений государства и частного бизнеса:18

· определенные, часто длительные сроки действия соглашений о партнерстве (от 10 - 15 до 20 и более лет, в случае концессий - до 50 лет). Проекты обычно создаются  под конкретный объект (порт, дорога, объект социальной инфраструктуры), который  должен быть завершен к установленному сроку;

· специфические  формы финансирования проектов: за счет частных инвестиций, дополненных  государственными финансовыми ресурсами, или же совместное инвестирование нескольких участников;

· обязательное наличие конкурентной среды, когда  за каждый контракт или концессию  происходит борьба между несколькими  потенциальными участниками;

· разделение рисков между участниками соглашения на основе соответствующих договоренностей  сторон.19

Очевидно, обе  стороны партнерства заинтересованы в успешном осуществлении проектов в целом. Проекты ГЧП облегчают  выход на мировые рынки капиталов, стимулируют привлечение иностранных  инвестиций в реальный сектор экономики. Особое значение ГЧП имеет для  экономики регионов, где на его  основе развиваются местные рынки  капитала, товаров и услуг. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема  преобразования отношений и структуры  собственности является одной из наиболее актуальных задач в ходе рыночных реформ, проводимых в любой  из стран с переходной экономикой. Поскольку собственность является основной любой системы хозяйства, необходимо учитывать, с одной стороны, системный характер преобразований отношений собственности при  переходе от одной системы хозяйства  к другой и, с другой стороны, системный  характер в рамках переходной экономики  реформ в целом. Именно в этом и  состоит принципиальное отличие  процесса трансформации отношений  собственности в рамках переходной экономики от мероприятий в области  приватизации, которые осуществляются в странах с рыночной экономикой.

В ходе реформ в России был взят курс на переход  к системе, сочетающей государственную, частную и смешанную формы  собственности. Это полностью соотносится  с курсом перехода к рынку, поскольку, раз рынок предполагает свободу  производителей и коммерческой деятельности, конкуренцию между производителями, значит должна возникнуть и конкуренция  между различными формами собственности.

Отсюда вытекает основная цель трансформации собственности  в переходной экономике - создание предпосылок  для развития многообразия форм собственности  и хозяйствования как основы высокоэффективной  конкурентной экономики. Переход от всеобъемлющей государственной  собственности к ее многообразию следует рассматривать: 20

1. Как процесс снижения  прямого государственного контроля  и управления экономикой с  соответствующим расширением прав  предприятий в принятии хозяйственных  и иных решений; 

2. Как преобразование предприятий,  находящихся в государственной  собственности в предприятия  иных (негосударственных) форм собственности; 

 

3. Как преобразование государственной  и коллективной собственности  в персонифицированную частную  собственность. 

Информация о работе Классификация форм собственности