Классическая экономическая теория(А. Смит, Д. Рикардо)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:33, реферат

Краткое описание

Упор делался на накопление капитала, расширение рынков и разделение труда. Классическая экономическая теория была ориентирована на рекомендации экономической политики, хотя возможность государственного вмешательства обосновывалась прагматическими соображениями, особенно в случае несостоятельности рынка. Для сменившей ее неоклассической теории была характерна статическая точка зрения, она уделяла особое внимание изучению принципов, определяющих эффективное распределение ресурсов.

Содержание

1. КЛАССИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ 3
2. Модель экономического человека 4
3.ЛИТЕРАТУРА. 16

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 40.25 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

1. КЛАССИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ 3

2. Модель экономического человека 4

3.ЛИТЕРАТУРА. 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г.ПЕТРОВСКОГО»

ФИЛИАЛ В Г. НОВОЗЫБКОВЕ

 

 

 

Кафедра социально-экономических наук

 

Реферат на тему:

«Классическая экономическая теория(А. Смит, Д. Рикардо)»

 

 

Выполнила:

студентка 202 группы

Шиянова. Ю.В.

Научный руководитель:

Стасенко А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новозыбков 2013

1. КЛАССИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  КЛАССИЧЕСКАЯ - Экономическая мысль  периода с середины XVIII до середины XIX в., значительный вклад в которую сделали британские ученые.(Словарь современной экономической теории Макмиллана.-М., 1997) Главными представителями классической школы были Смит, Рикардо, Мальтус, Сэй, Сениор и Дж.С. Милль. Теория классической школы изучала в основном экономический рост и развитие, а также исследовала природу и источники богатства наций, распределение национального продукта между собственниками факторов производства в условиях роста населения, ограниченных ресурсов и свободной конкуренции в рамках экономики свободного предпринимательства. Упор делался на накопление капитала, расширение рынков и разделение труда. Классическая экономическая теория была ориентирована на рекомендации экономической политики, хотя возможность государственного вмешательства обосновывалась прагматическими соображениями, особенно в случае несостоятельности рынка. Для сменившей ее неоклассической теории была характерна статическая точка зрения, она уделяла особое внимание изучению принципов, определяющих эффективное распределение ресурсов. Классическая теория изучала также микроэкономические проблемы. Классическая теория ценности (стоимости) делала акцент на затратах производства и трудовой теории стоимости, тогда как неоклассическая теория подчеркивала субъективные аспекты ценности. В неоклассической теории все цены определяются одними и теми же силами (предложением и спросом и лежащими в их основе издержками и потребностями), тогда как классическая теория полагалась на специальные теории. Цены на продукты выводились из "естественных норм вознаграждения" факторов, участвующих в их производстве, - вознаграждения собственнику земли, т.е. ренты, определяемой ограниченностью земли и разницей плодородия различных участков, и заработной платы, определяемой долгосрочной стоимостью средств для существования работника, а прибыль получалась в качестве остатка. В отличие от других школ, за исключением теории Маркса, классическая школа имела свою теорию народонаселения, поскольку мальтузианский подход был принят большинством ее членов. Слабость классической школы заключалась в неадекватной трактовке совокупного спроса и неясности в вопросе о том, что определяет предложение капитала для обеспечения фонда заработной платы и физических инвестиций. В вопросе методологии классическая школа распалась на два лагеря. В одном лагере были те, кто следовал индуктивному методу, например Смит, формулировавший эмпирические предпосылки, выводивший эмпирические законы, обоснованные этими предпосылками, и проверявший полученные результаты другими эмпирическими данными. Самым известным представителем второй группы был Рикардо, следовавший дедуктивному методу, который заключался в том, что он формулировал гипотетические предпосылки, делал на их основе заключения, не пытаясь установить истинность полученных результатов. Эту процедуру Шумпетер в своей "Истории экономического анализа" назвал "рикардианским пороком".(Словарь современной экономической теории Макмиллана.-М., 1997)

2. Модель экономического человека

Рассмотрим основные компоненты модели рационального максимизатора, известной  как Homo Economicus (человек экономический), господствующей на сегодня в неоклассической  экономической теории.

Деятельность человека является целенаправленной, причем целеполагание происходит заранее, до начала самой деятельности. Человек  стремится к наибольшему значению своей целевой функции: лучшему  удовлетворению потребностей. Причем под потребностями прежде всего  имеются в виду потребности материальные, поддающиеся насыщению в соответствии с первым законом Госсена. Предполагается также, что потребности и вкусы  удовлетворяются только за счет внешних  объектов (благ), а не внутренних источников (к примеру, самостоятельной творческой деятельности). Получаемые субъектом  наслаждения: понимаются часто количественно, что дает возможность приравнять их к денежным суммам.

В современной научной литературе для обозначения экономического человека используется акроним REMM, что  означает «изобретательный, оценивающий, максимизирующий человек». Такая  модель предполагает, что человек  по поводу извлечения полезности из экономических  благ ведет себя полностью рационально. Это предусматривает следующие  условия:

1. Он действует на конкурентном  рынке, что предполагает его  минимальную взаимосвязь с другими  экономическими людьми. «Другие»  – это конкуренты. Желание увеличить  свое благосостояние реализуется  только в форме экономического  обмена, а не в форме захвата  или кражи.

2. Экономический человек рационален  с точки зрения механизмов  принятия решений. Он способен  к постановке цели, последовательному  ее достижению, расчету издержек  в выборе средств такого достижения. Не существует никаких внешних  ограничений для обмена (при условии,  что обмен ведёт к максимизации  полезности).

3. Экономический человек обладает  полнотой информации о той  ситуации, в которой он действует.

4. Экономический человек эгоистичен, то есть он стремится к максимизации  своей выгоды. Ему безразлично,  как изменится благосостояние  других людей в результате  его действий.

Подобные допущения привели  к обвинениям в адрес современной  ортодоксальной экономической науки  в том, что она стала, по сути, «экономикой  классной доски» и совершенно оторвалась от реальной жизни.

Следуя неоклассикам, можно представить  человека как совершенное существо, полностью владеющее собой и  своими собственными поступками, то есть определяющим последние единственным критерием – собственной функцией полезности. Кроме того, он оставляет  в стороне предпочтения других субъектов, которые в позитивном или негативном плане могут отразиться на его  решениях, а также предполагает отсутствие взаимосвязи между целью и  средством. Одно и другое берутся  уже заранее известными и возможность  того, что при рассмотрении цепочки последовательных действий цель может стать средством и наоборот – отсутствует.

Маржиналистская и ранняя неоклассическая  литература предполагали доступную  человеку информацию полной (или совершенной). Это означает, что производителю  какого-либо блага должна быть заранее  известна не только его будущая рыночная цена, но и будущая кривая спроса на это благо (т.е. то количество товаров, которое он сможет сбыть по данной цене).

В традиционной неоклассической теории предполагалось, что поведение каждого  участника рынка не зависит от поведения остальных. Эта предпосылка  подверглась пересмотру в теории игр. Здесь большую роль играет взаимодействие субъекта и партнера-соперника. При  этом в информацию, доступную субъекту хозяйственной деятельности, входит полный набор не только собственных, но и чужих вариантов поведения, и, кроме того, он обладает возможностью рассчитать, к какому исходу приведет для него любое сочетание своих  и чужих стратегий, и выбрать  оптимальное для себя поведение  в зависимости от своей целевой  функции.

С течением времени и развитием  науки рассматриваемая модель значительно  усовершенствовалась. Прежде всего, она  стала более универсальной за счет превращения целевой функции  в «максимизацию всего, что угодно». Однако наибольшее число неоклассических  нововведений, относится к поиску и обработке информации, трактовке  настоящей и будущей неопределенности, формированию ожиданий.

В исходной модели не было ограничений  на доступ к информации. Признание  неопределенности означает, что такие  ограничения есть. Один из способов решения данной проблемы: определить оптимальный уровень затрат времени  и; сил на поиски, при котором предельные затраты будут равны предельной выгоде от продолжения поиска. Такой  подход приводит к тому, что требования к интеллектуальным способностям субъекта возрастают – ведь перед тем как  приниматься за выбор варианта поведения  ему приходиться решить еще одну задачу – установить оптимальный  размер нужной ему информации.

Еще один вариант решения проблемы неопределенности дает так называемая теория ожидаемой полезности. Ее суть состоит в том, что у экономического субъекта есть выбор из некоторого количества вариантов. Каждый из вариантов  имеет несколько возможных исходов. Если субъекту заранее известна полезность каждого исхода и он может примерно определить его вероятность, то можно  сформулировать правило выбора оптимального варианта.

Существуют и другие способы  встраивания феномена неопределенности в неоклассическую модель. Однако во всех рассмотренных случаях происходит одно и то же: попытка отойти от предпосылки  совершенной информации и учесть ее ограниченность, трудность получения, неопределенность ведет к ужесточению требований к другой компоненте модели – ее интеллектуальной составляющей. 

 

В числе основных характеристик  экономического человека следует выделить шесть компонентов: выбор, существование  предпочтений и ограничений, процесс  оценивания, принятие решения на основе собственных предпочтений, ограниченность информации и, наконец, рациональность. Рассмотрим каждый из перечисленных  компонентов более подробно.

Выбор. Основаниями для возникновения ситуации выбора являются, с одной стороны, ограниченность ресурсов, а с другой – возможность их использования для удовлетворения различных потребностей. Таким образом, выбор – это совокупность действий, которые выполняет человек для достижения целей (удовлетворения потребностей) в условиях ограниченности ресурсов, допускающих альтернативные варианты использования. Данный компонент соответствует аналитическому варианту определения предмета экономической теории, предложенному Лайонелом Роббинсом. Кроме того, в этом компоненте заложены два важных свойства экономической системы – замещения (в данном случае – по целям) и конкуренции.

Отметим несколько важных аспектов изучения поведения человека в контексте  определения выбора как объекта  изучения. Во-первых, Герберт Саймон указывал на то, что выбор может  быть рассмотрен не только как процесс, определение которого, по сути дела, представлено выше, но и как результат. Данное различие нетривиально постольку, поскольку экономическая теория, по мнению Саймона, долгое время занималась в основном результатами выбора, что  соответствовало допущению о  полной рациональности.

Выбор как процесс имеет несколько  важных аспектов, в числе которых  – размерность ситуации выбора. Она определяется как разнообразием  потребностей субъекта выбора, так  и набором доступных для удовлетворения данных потребностей ресурсов. Чем  больше разнообразных потребностей может быть удовлетворено с помощью  существующего набора ресурсов, а  также чем больше разнородных  ресурсов используется для удовлетворения данных потребностей, тем больше размерность  ситуации выбора.

Во-вторых, не следует путать размерность  и сложность ситуации выбора, если последнюю рассматривать в терминах издержек лица, принимающего решение. Различие обусловлено учетом интеллектуальных возможностей человека, возможностей управления вниманием, а также его  опытом в осуществлении выбора. Если интеллектуальные возможности не ограничены (как это, по сути дела, имеет место  в моделях полной рациональности), то размерность ситуации выбора не влияет на уровень ее сложности для  принимающего решение субъекта. Если же условие неограниченности интеллектуальных возможностей и внимания не выполняется, то увеличение размерности ситуации, как правило, будет приводить к повышению степени ее сложности. Вот почему анализ выбора как процесса приобретает все более важное значение.

В-третьих, выбор, совершаемый человеком, сопряжен со множеством процессов, которые  взаимосвязаны и вместе с тем  могут представлять собой самостоятельный  объект исследования. Например, в ситуации выбора до принятия ключевого решения  возникают процессы обучения, которые  направлены на выявление альтернатив, их изучение (в том числе оценивание). В свою очередь, процессы обучения после  принятия решений выполняют функцию  оправдания данного решения и  устранения когнитивного диссонанса.

Предпочтения и ограничения. Предпочтения – это форма выражения потребностей, в которых различные комбинации благ упорядочены с точки зрения степени удовлетворения данных потребностей. Ограничения – объективные возможности удовлетворения потребностей. В числе ограничений (или их компонентов) фигурируют не только цены и доход, как в стандартных неоклассических моделях, но и предпочтения других людей, если речь идет о системе обмена с малым числом участников. Кроме того, в числе ограничений оказываются правила игры с соответствующими механизмами обеспечения их соблюдения.

В экономической теории используется важная предпосылка о различиях  между предпочтениями и ограничениями  по характеристикам их изменений. Поскольку  и предпочтения, и ограничения  влияют на выбор, но механизм их взаимодействия непосредственно наблюдать нельзя, то влияния на результаты выбора могут  быть объяснены достаточно логично  и последовательно в том случае, если один из компонентов будет считаться  неизменным.

В соответствии с существующей исследовательской  конвенцией в рамках неоклассической  теории предпочтения признаны более  устойчивым компонентом ситуации выбора, что позволяет приписывать изменения  в поведении человека изменениям в системе ограничений. Общая  идея о разграничении предпочтений и ограничений нашла наиболее последовательное отражение в неоклассических  моделях выбора, а их обоснование  – в работах Гэри Беккера, лауреата премии имени Нобеля в области  экономики.

Оценивание. Варианты выбора не упорядочиваются сами по себе. Их необходимо оценить. Вот почему предполагается, что экономический человек наделен также способностью к оцениванию как условию совершения выбора. Экономический человек не безразличен к окружающему ииру, он непрерывно оценивает, соизмеряет все объекты и состояния мира по какому-либо критерию.

Условием оценивания различных  альтернатив является сопоставимость альтернатив друг с другом. В модели экономического человека сопоставимость обеспечивается через однородные субъективные оценки человека, которые на модельном  уровне иногда принимают численное  выражение, а иногда не принимают (в  зависимости от того, используется ординалистский или кардиналистский вариант количественного представления критериальных оценок лица, принимающего решение).

Информация о работе Классическая экономическая теория(А. Смит, Д. Рикардо)