Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 15:43, курсовая работа
С падением империализма и системы колонизации, страны-колонии приобрели новый статус – «развивающиеся страны». Данное понятие стало использоваться тлько в последние десятилетия. Ранее эти страны называли «экономически отсталыми», «освободившимися», «слаборазвитыми». С 50-х гг. распространен термин «третий мир», отражавший реалии послевоенного блокового мира. В 80-90-е годы стал использоваться еще один обобщающий термин, признавший наличие в мировом хозяйстве групп стран с качественно различными уровнями социально – экономического развития: «Север» индустриальные страны и «Юг» существенно отставшие страны.
ВВЕДЕНИЕ 3
ИСТОРИЯ КОЛОНИАЛЬНЫХ ЗАХВАТОВ. 4
Южная Америка. 4
Северная Америка. 9
Азия. 12
Австралия и Океания. 14
Итоги. 19
РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ. 21
Определение, состав и особенности развивающихся стран. 21
Основные параметры экономики системы развивающихся стран 21
Общность и различия развивающихся стран 21
Развивающиеся страны как целостность. 21
Дифференциация развивающихся стран 22
Стратегия социально-экономического развития 24
Модели индустриализации 24
Роль государства 25
Программы структурной адаптации 26
Накопление 27
Прирост населения. Безработица 27
Бедность и нищета 28
Малый бизнес в третьем мире 28
Внешние факторы развития 29
Важность внешней торговли 29
Промышленный экспорт — ключ к развитию 31
Перспективы участия развивающихся стран в мировой торговле 31
Государственная помощь развитию 32
Внешняя задолженность 33
Неоднозначные итоги развития 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА И ЭКОНОМИКИ
КАФЕДРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
к-т. экономических наук, доцент
_______________________Т. Г. Хузиятов
__________________________ г.
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Мировая экономика»
Колонизация: пути и последствия для экономики колоний
МЭ – 06 - 01
Студент | ______________ | Д. А. Ильин |
|
|
|
Руководитель, канд. экон. наук, доцент |
______________ |
А. О. Строганов |
Владивосток 2006
2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
История колониальных захватов.
Южная Америка.
Северная Америка.
Азия.
Австралия и Океания.
Итоги.
Развивающиеся страны.
Определение, состав и особенности развивающихся стран.
Основные параметры экономики системы развивающихся стран
Общность и различия развивающихся стран
Развивающиеся страны как целостность.
Дифференциация развивающихся стран
Стратегия социально-экономического развития
Модели индустриализации
Роль государства
Программы структурной адаптации
Накопление
Прирост населения. Безработица
Бедность и нищета
Малый бизнес в третьем мире
Внешние факторы развития
Важность внешней торговли
Промышленный экспорт — ключ к развитию
Перспективы участия развивающихся стран в мировой торговле
Государственная помощь развитию
Внешняя задолженность
Неоднозначные итоги развития
Заключение.
Список используемых источников
2
Рассмотрение явления колонизации невозможно без упоминания об основных фактах истории колониальной политики западноевропейский держав в эпоху первоначального накопления капитала, а также в начальный период Нового времени.
Интересующий нас отрезок времени начинается с поисков морского пути в Индию, с так называемой эпохи великих географических открытий, т. е с конца XV столетия, и продолжается до начала XIX столетия.
Внешними хронологическими вехами начала и конца этого периода можно принять год открытия Америки 1492-й год, и год подписания актов Венского конгресса, установивших надолго перераспределение колоний между европейскими державами,1815-й.
С падением империализма и системы колонизации, страны-колонии приобрели новый статус – «развивающиеся страны». Данное понятие стало использоваться тлько в последние десятилетия. Ранее эти страны называли «экономически отсталыми», «освободившимися», «слаборазвитыми». С 50-х гг. распространен термин «третий мир», отражавший реалии послевоенного блокового мира. В 80-90-е годы стал использоваться еще один обобщающий термин, признавший наличие в мировом хозяйстве групп стран с качественно различными уровнями социально – экономического развития: «Север» индустриальные страны и «Юг» существенно отставшие страны.
Моя работа имеет целью показать историю ранних этапов колониальной экспансии, развития экономики колониальных стран в период деколонизации, а также пути развития экономик развивающихся стран в современном мире.
2
Когда в августе 1498 г. корабли Христофора Колумба со свисающими с бортов медными ночными горшками для местных жителей приплыли в залив Пария, Южную Америку уже на протяжении тысячелетий заселяли потомки племён,некогда пришедших туда из Азии. Крупнейшие цивилизации были созданы в западной части континента - вдоль побережья и в горных долинах Анд. Инки правили из своей столицы Куско огромной империей, на 2000 миль протянувшейся от современного Эквадора до Чили. Вскоре она должна была, как созревший плод, упасть прямо в руки испанцев. Открытие и колонизация Южной Америки почти целиком оказалось заслугой испанцев и португальцев. Первооткрыватели континента проявили необычайную храбрость и упорство, подчиняя себе численно значительно превосходившие их местные племена в условиях, которые временами казались нечеловечески трудными: им приходилось действовать и на заснеженных вершинах Анд, и в зловонных непроходимых зарослях амазонской сельвы. Обращаясь с местными жителями с безжалостной жестокостью, гонимые алчностью, они смогли создать для себя богатейшие империи. Все экономическое значение новооткрытых стран выявилось, правда, не сразу, не в самые первые годы XVI в.
Не очень прибыльными на первых порах оказались результаты открытий Колумба. В 1496 г. на острове Куба был такой лютый голод, что пришлось из Испании посылать туда хлеб и съестные припасы. Торговля сводилась к непосредственному обиранию аборигенов под видом обмена. Эти «торговые» сделки так наивно и назывались «отобранием». Ни кожа, ни сахарный тростник, ни хлопок, ни кофе — ничто из тех богатств, которые через 25—30 лет, а особенно с 30—40-х годов XVI в. стали прибывать в Европу, еще не грузилось на испанские корабли, отплывавшие в обратные рейсы в первые годы после открытия Колумба. Но уже с третьего десятилетия XVI в. картина меняется. Вслед за Колумбом к северному побережью Южной Америки устремились многие испанские искатели приключений, всё ещё уверенные в том, что это - часть Азии. В 1499 г. к побережью Гвианы приплыла экспедиция под руководством Алонсо де Охеды, капитана, плававшего ещё под началом Колумба. Его смелость, жестокость и беспринципность превосходили нормы своей эпохи. Его корабли проследовали вдоль побережья на запад до залива Пария и отсрова Кюрасао. Однажды они увидели индейский посёлок из стоявших на сваях домов и дали ему название "Маленькая Венеция" - Венесуэла. В состав этой экспедиции входил итальянец по имени Америго Веспуччи. Родом он был из Флоренции, но работал в Испании в одной из финансовых компаний семейства Медичи и был лично знаком с Колумбом. Он неплохо писал, знал толк в публицистике.. Тем временем в конце 1499 г. Висенте Яньес Пинсон, плававший капитаном на "Нинье" во время исторического первого путешествия Колумба, отправился на четырёх кораблях из родного порта Палос-де-ла-Фронтера к южноамериканскому побережью. Переплыв Атлантику во время бури с рекордной скоростью всего за 20 дней, его флот в январе 1500 г. достиг бразильских берегов неподалёку от современного Ресифе, а потом в течение нескольких месяцев плыл к северу вдоль побережья. По пути Пинсон на 80 км поднялся по Амазонке, которую, как видно, принял за Ганг. В это же время другая испанская экспедиция под руководством Родриго Бастидаса исследовала северное побережье современной Колумбии.
В тот же период в исследование Америки включились португальцы. В марте 1500 г. из Лиссабона отплыл внушительный флот под командованием Педро Алвариша Кабрала, чтобы идти в Индию вокруг мыса Доброй Надежды по пути, проложенному Васко да Гамой. Отплыв далеко от берегов в Атлантику, чтобы использовать попутные ветры, флотилия Кабрала причалила к берегам Бразилии. Он объявил эти земли владением Португалии, вступил в дружеские отношения с местными индейцами, не подозревая о том, что это были племена каннибалов, и отправил один из кораблей с новостью о своём открытии в Лиссабон. Потом продолжилось плавание в Индию вокруг мыса Доброй Надежды. Вновь открытые земли принадлежали Португалии в силу Тордесильянского договора 1494 г., который делил мир на сфкры влияния между Испанией и Португалией. Америго Веспуччи, на этот раз плывший в составе другой португальской экспедиции, решил с запада пройти в Индийский океан. Корабли достигли бразильского побережья и устремились на юг: в январе 1502 г. они приплыли к заливу, который назвали по месяцу - Рио-де-Жанейро. Возможно, перед возвращением в Европу их путь проходил по Рио-де-ла-Плате и побережью Патагонии. Однажды они послали молодого матроса на берег выяснить отношения с группой индейцев; и пока воины стреляли из луков по кораблям, чтобы заставить путешественников вернуться, женщины схватили высадившегося матроса, зарезали его, поджарили на костре и тут же съели с завидным аппетитом. Веспуччи живо и не без доли бахвальства описал свои путешествия в письмах, опубликованных по возвращении в Европу. Мало-помалу становилось ясно, что земли, открытые по ту сторону Атлантики, оказались не Азией, а новым континентом. Так считал и немецкий географ Мартин Вальдзеемюллер. который в 1507 г. предложил назвать новые земли Америкой, чтобы отдать дань уважения тому, кто их открыл.
В 1501 г. губернатором индейских владений Испании был назначен королевой Изабеллой Николай Овандо, с которым отправилась огромная партия переселенцев (около 2500 человек). Новые колонисты сразу же взяли установку на создание своеобразных феодально-крепостнических отношений в новой стране. Их домогательства были поддержаны губернатором, и 20 декабря 1503 г. королева Изабелла дала рескрипт на имя Овандо, в котором, в сущности, объявлялось о введении крепостного права: благочестивая королева тут же настойчиво прибавляла, что «индейцы будут свободными людьми, а не рабами», но формально закрепляла их за испанскими колонистами, «...Ныне мы извещены, что вследствие крайней свободы, которой пользуются индейцы, они избегают общения и соприкосновения с испанцами до такой степени, что они не хотят работать даже за плату, но бродят без дела и не поддаются христианам обращения в святую католическую веру»,— говорится в рескрипте. На этом основании королева приказывает губернатору Овандо, начиная со дня получения ее рескрипта, «побуждать силою названных индейцев соединяться с христианами», работать на плантациях, добывать золото и другие металлы, «обрабатывать поля и добывать пишу для христианских обитателей и поселенцев острова» (рескрипт в первую очередь относился к острову Эспаньола). За свою работу каждый индеец должен получать «плату и содержание», которые губернатор найдет достаточными. Королева Изабелла вместе с тем уполномочивает губернатора делать ответственными за работу индейцев их старшин и знатных людей, кациков. Рескрипт заканчивался уже отмеченной лицемерной фразой о том, что индейцы будут отныне свободными людьми, а не рабами, и ни к чему не обязывающими пожеланиями, чтобы «с означенными индейцами обращались хорошо, а с теми, которые сделаются христианами, лучше, чем с другими», и чтобы «губернатор не соглашался и не позволял кому бы то ни было обижать или угнетать».
Это и было началом царившей в испанских колониях до середины XVIII в. системы эксплуатации индейцев, системы раздачи земель колонистам с приписыванием к их землям тех индейцев, кото-этой местности проживали. Эта система кое-где закончилась, впрочем, еще задолго до XVIII в., и закончилась по весьма уважительной причине: вследствие полного вымирания всех закрепощенных индейцев. Так например, случилось на острове Эспаньола (о котором в первую очередь заботилась, как мы видим, королева Изабелла). Индейцы жили поселками и целыми общинами выходили на барщину на поля своего господина, а вечером возвращались домой. За уход с работы полагались лютые телесные наказания. Продавать Индейцев их господин не мог: они были прикреплены не к нему, а к его земле.
Вымирание индейцев шло весьма быстрыми темпами на Эспаньоле, на Кубе, на Ямайке, на Малых Антильских островах. Их не только морили на работе, но подвергали самым зверским истязаниям вплоть до сожжения на медленном огне, вплоть до истязания до смерти маленьких детей с целью наказать за что-либо их мать.
Тем не менее ещё далеко на все в Европе верили в то, что по другую Атлантики открыт Новый Свет. В 1519 г. от берегов Испании отплыли 5 кораблей под командованием Фернандо Магеллана, опытного португальского мореплавателя, состоявшего на испанской службе. Во время легендарного путешествия, в ходе которого буйные мятежи карались жестокими казнями, Магеллан проплыл водль восточного побережья Южной Америки и нашёл путь путь через лабиринт каналов, лежащих к северу от Огненной Земли,- узкий и опасный пролив, который носит ео имя. 27/28 ноября 1520 г. он и его команда вышли на просторы океана, воды которого казались настолько спокойными и безмятежными, что было решено назвать его Тихим. Мореплаватели проплыли немного к северу вдоль западного побережья материка, откуда повернули в необъятные морские просторы, достигли Филиппинских островов - где Магеллан был убит в сражении с туземцами, - доплыли до Индонезии и оказались в Индийском океане. Единственный корабль из состава экспедиции, вернувшийся в Испанию, проделал первое кругосветное плавание. С точки зрения испанского правительства, результаты этого путешествия были с высшей степени неудачными. Теперь стало ясно, что Южная Америка не является частью азиатского материка и их разделяет огромный океан. Западный путь в Азию был наконец открыт, однако такое путешествие оказалось слишком долгим и трудным, ятобы использовать его в коммерческих целях. Тем не менее Испания с лихвой наградила себя за потери богатствами Южной Америки. В Панаме испанцы слышали от индейцев рассказы о неслыханно богатом золотом крае где-то на юге. Они решили отправится на поиски той земли и начали исследования западного побережья Колумбии. В 1531 г. уже немолодой жестокий солдат удачи Франсиско Писарро отплыл от Панамы на юг вдоль побережья, а потом углубился внутрь материка с небольшим отрядом. Удалось завоевать и покорить империю инков. Казнив её правителя, он триумфально вошёл в Куско. Вслед за этим разразилось война между самими испанцами, и в 1541 г. Писсаро был убит. Четяре года спустя в Потоси, в Боливии была открыта целая серебрянная гора, и туда хлынул поток испанцев.. Бывшие сподвижники Писарро продвигались на юг, преодолевая яростное сопротивление индейцев араукан. "Не многие народы, - писал восхищённый испанец, - выказали такую храбрость и стойкость, защищая свои земли..."
Другие испанские искатели приключений продолжали рыскать в поисках золота по высокогорьям Колумбии, где в 1538 г. была основана Богота. Они слышали легенду об Эльдорадо, "Позолоченном человеке", и ритуалах, совершаемых на озере Гуатавита и Андах на высоте 3000 м. При восшествии на престол нового правителя он в окружении свиты вождей отплывал от берега озера на плоту с гркзом золота и изумрудов: его тело, намазанное смолой, посыпали золотым песком, чтобы дать ему вторую - золотую кожу. Золото и драгоценные камни бросали в озеро в качестве подношения богам, и сам правитель нырял в его воды, чтобы смыть с себя золотой песок. Испанцам удалось найти озеро Гуатавита, и они упорно, но тщетно пытались его осушить. Название Эльдорадо со временем стало применятся не к человеку, а к некоему таинственному, призрачному, баснословно богатому царству, которое всегда было где-то неподалёку, но оставалась недосягаемым для тех, кто его искал.
Информация о работе Колонизация: пути и последствия для экономики колоний