Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 15:43, курсовая работа
С падением империализма и системы колонизации, страны-колонии приобрели новый статус – «развивающиеся страны». Данное понятие стало использоваться тлько в последние десятилетия. Ранее эти страны называли «экономически отсталыми», «освободившимися», «слаборазвитыми». С 50-х гг. распространен термин «третий мир», отражавший реалии послевоенного блокового мира. В 80-90-е годы стал использоваться еще один обобщающий термин, признавший наличие в мировом хозяйстве групп стран с качественно различными уровнями социально – экономического развития: «Север» индустриальные страны и «Юг» существенно отставшие страны.
ВВЕДЕНИЕ 3
ИСТОРИЯ КОЛОНИАЛЬНЫХ ЗАХВАТОВ. 4
Южная Америка. 4
Северная Америка. 9
Азия. 12
Австралия и Океания. 14
Итоги. 19
РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ. 21
Определение, состав и особенности развивающихся стран. 21
Основные параметры экономики системы развивающихся стран 21
Общность и различия развивающихся стран 21
Развивающиеся страны как целостность. 21
Дифференциация развивающихся стран 22
Стратегия социально-экономического развития 24
Модели индустриализации 24
Роль государства 25
Программы структурной адаптации 26
Накопление 27
Прирост населения. Безработица 27
Бедность и нищета 28
Малый бизнес в третьем мире 28
Внешние факторы развития 29
Важность внешней торговли 29
Промышленный экспорт — ключ к развитию 31
Перспективы участия развивающихся стран в мировой торговле 31
Государственная помощь развитию 32
Внешняя задолженность 33
Неоднозначные итоги развития 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
В отличие от 50-60-х гг., когда основную роль в конкурентной борьбе на мировом рынке, где значительное место занимали традиционные сырьевые товары, играла цена, ныне торговля базируется на готовых изделиях и первостепенное значение приобрело качество. Однако высокие требования к экспорту продукции готовы выполнить далеко не все развивающиеся страны. Так, в Латинской Америке менее 1 % всех действующих предприятий признаны конкурентоспособными по мировым стандартам. По уровню конкурентоспособности продукции, за исключением Сингапура и Гонконга, занявших первое и второе места в 1997 г. в международном ранжировании 53 стран по этому показателю, развивающиеся страны существенно отстают.
К тому же они сталкиваются с разнообразными новыми формами торговых барьеров на пути своих готовых изделий, которые в совокупности определяют как «неопротекционизм». Наряду с импортными пошлинами, квотами, акцизами страны Севера активно стали применять нетарифные ограничения. К ним относится система лицензий качества и безопасности продукции, санитарно-гигиенического соответствия стандартам страны-импортера. Ужесточая содержащиеся в лицензиях требования, а подчас и ограничивая их выдачу, страна-импортер имеет возможность снизить объемы ввозимой продукции.
Обсуждается также введение трудовых и экологических стандартов, в основе которых лежит требование соответствия условий производства в странах третьего мира международным нормам охраны труда и окружающей среды. Многие развивающиеся страны не в состоянии их выполнить и вынуждены сокращать экспорт.
Падение цен, усиленное азиатским финансовым кризисом, девальвация валют в странах Юго-Восточной Азии ухудшили условия торговли развивающихся стран в 1998 г.
Развитые страны по мере роста и диверсификации промышленного экспорта развивающихся стран чаще используют антидемпинговые меры в отношении таких товаров, как электронная техника, текстиль, обувь, готовая одежда, ссылаясь на то, что они продаются по ценам ниже внутренних. В результате в мировой торговле происходит постоянное взаимодействие новых форм протекционизма и либерализации как генеральной тенденции, поддерживаемой ВТО.
В основе этой помощи — поступления средств от международных организаций и правительств развитых стран по двусторонним и многосторонним соглашениям. Она включает гранты (т.е. безвозмездную помощь), техническое содействие, консультационные услуги, займы на льготных условиях. Программы государственной помощи ориентированы, прежде всего, на осуществление проектов в инфраструктуре, социальной области, а также на гуманитарные цели и защиту наиболее уязвимых слоев населения (дети, женщины, низшие касты).
Чистый приток финансовых ресурсов, т.е. за вычетом средств на оплату (обслуживание) ранее полученных кредитов, в развивающиеся страны по официальным каналам (т.е. от иностранных правительств и международных организаций) составил в среднем за год, млрд долл.: в 1984-1989 гг. - 25,8; 1990-1996 гг. - 15,6; 1997г. — 17,5 и 1998 г. — 28,6. Однако в расчете на душу населения он невелик (данные за 1996 г.): в странах Юго-Восточной и Южной Азии — не более 4 долл., Латинской Америки — 13 долл. и Тропической Африки — 26 долл. Доля в ВВП этого источника поступления средств составляла заметную величину только в НРС. Так, в 1996 г. в Бразилии она была порядка 0,1%; Чили —0,3; Египте — 3,3, а в Эфиопии — 14,3; Гане — 10,5 и Гвинее- Бисау — 67,5%. Рекомендованный ООН в конце 60-х гг. показатель государственной помощи развитию на уровне 0,7% от ВВП стран-доноров не был достигнут (за исключением очень небольшой группы скандинавских стран).
Средства по государственным программам помощи распределяются между развивающимися странами-получателями неравномерно и недостаточно увязаны с приоритетами их социально-экономического развития. В период «холодной» войны финансовые поступления зависели преимущественно от политических и стратегических интересов стран-доноров, их стремления поддержать определенные режимы в третьем мире. В 90-х гг. государственная помощь в большей степени направлена на то, чтобы стимулировать проведение странами-получателями реформ по либерализации экономики, в том числе программ структурной адаптации. Особая роль в этом принадлежит Всемирному банку, долгосрочные кредиты которого ориентированы на мобилизацию внутренних сбережений посредством системы налоговых и финансовых мер, рационализацию государственных инвестиций.
Хроническая нехватка внутренних ресурсов, отрицательные сальдо внешнеторговых балансов и бюджетные дефициты, типичные для большинства развивающихся стран, обусловили долгосрочную необходимость внешних заимствований. В масштабах и принципах их привлечения сложилась определенная последовательность. Первоначально основными кредиторами выступали Развитые государства, международные финансовые институты (МВФ и Всемирный банк), региональные международные банки, которые предоставляли средства с низкой процентной ставкой на реализацию конкретных проектов. Положение начало меняться под воздействием нефтяных «шоков» 70-х гг., когда более чем в 10раз выросли цены на нефть. В результате, с одной стороны, многократно увеличились доходы развивающихся стран — нефтеэкспортеров, основная часть которых (нефтедоллары) была помещена в банки развитых стран. С другой стороны, выросли расходы подавляющего большинства развивающихся стран на импорт топлива, что привело к обострению их платежных дефицитов и дальнейшему росту внешних заимствований. Западные банки получили возможность вести активную кредитную политику в третьем мире, существенно повысив процентные ставки. С 1973 по 1982 г. внешний долг развивающихся стран вырос с 130 млрд. до 700 млрд. долл., а их ограниченные экспортные возможности не позволяли компенсировать потери.
Обслуживание растущего внешнего долга, помимо выплаты основной его суммы, требовало новых внешних займов, создавая тем самым порочный круг, когда внешний долг становился препятствием экономическому развитию. Он вырос с 8% от ВВП всего третьего мира в 1975 г. до 28-30% в конце 80-х гг. и лишь слегка начал снижаться в 90-е гг.: 1991 г. — 38,6%; 1995 г. — 36,4; 1997 г. — 31,6 и 1998 г. — 32,6%. В отдельных странах он достиг половины и более ВВП, например, в Мексике — 63%, Филиппинах — 66, Венесуэле — 51, Аргентине — 49%, а в наименее развитых странах — приблизился к 70%.
При этом величина внешнего долга развивающихся стран, составившего к началу 90-х гг. 1330 млрд долл., продолжает расти, достигнув в 1995 г. 1706 млрд долл., и в 1998 г. — 1839 млрд долл., грозя дестабилизировать мировое хозяйство. Рост внешнего долга означает снижение платежеспособного спроса развивающихся стран (что в свою очередь ограничивает масштабы мировой торговли), замораживание крупных финансовых ресурсов (ранее предоставленных им в виде займов и кредитов), дальнейшее обострение социально-экономических проблем в развивающихся странах. Угроза нестабильности побудила государства-кредиторы при активном участии МВФ начать переговоры в поисках выхода из долгового кризиса развивающихся стран, в результате чего в 1988 г. было заключено соглашение с Парижским клубом, которое предусматривало реструктуризацию межгосударственной задолженности, растянув ее погашение на 25 лет (до 2003 г.). Коммерческие банки в рамках «плана Брейди» (1989 г.) согласились на списание от 75 до 100% задолженности НРС, в первую очередь африканских, долги которых были признаны безнадежными; для других стран задолженность была снижена частично. МВФ и Всемирный банк выступали гарантами оставшейся части внешнего долга при условии проведения странами-должниками режима жесткой экономии, правительственного контроля за дефицитом государственного бюджета, сокращения социальных ассигнований, отказа от индексации заработной платы и либерализации условий для возобновления притока инвестиций.
Несмотря на трудности и противоречия роста, непоследовательность социально-экономических стратегий, развивающиеся страны достигли положительных сдвигов в национальных экономиках и позициях в мировом хозяйстве. Их доля в мировом производстве ВВП выросла с 2,2% в 1950 г. до 31% в 1996 г. Темпы роста их ВВП за последние два десятилетия устойчиво превышали этот показатель в развитых странах, хотя в расчете на душу населения такого превышения у большинства из них нет.
Качественные изменения произошли в промышленности развивающихся стран, занимающей приоритетные позиции в их экономической политике. Ее доля в мировом промышленном производстве поднялась с 7—8% в 50-х гг. до 12% в 1970 г. и 24% в 90-е гг. Правда, рост произошел в основном за счет стран Восточной и Юго-Восточной Азии (включая Китай), которые увеличили свою долю втрое, в то время как страны Тропической Африки и Латинской Америки остались почти на прежнем уровне. Развивающиеся страны существенно усилили свои позиции в производстве текстиля, готовой одежды (38% мирового производства), кожи и меховых изделий (43%), табачных изделий (40%). Важной чертой стало развитие новых для их структуры производств — электро- и транспортного оборудования, проката, химических удобрений, переработки нефти.
Однако нарастающие темпы глобализации, высокая скорость распространения научно-технических достижений обостряют конкуренцию на мировых рынках, ослабляя сравнительные преимущества промышленности развивающихся стран, к которым, прежде всего, относилась дешевая рабочая сила.
В аграрном секторе, в котором занята большая часть населения Развивающихся стран, изменения также неоднозначны. Сохраняетйся нехватка продовольствия. В этих странах проживает 4/5 населения мира, но они производят и потребляют не более 1/3 мирового продовольствия. В его мировом экспорте доля развивающихся стран также не превышает 30%, а в импорте — 26%.
Положительные результаты в аграрном секторе достигнуты в ряде развивающихся стран. Например, Индия, Пакистан, используя комплекс мер, называемых «зеленой революцией» (улучшенная агротехника, селекционные сорта семян), сумели добиться самообеспечения зерновыми, которые прежде импортировали. Однако страны Тропической Африки периодически испытывают острую нехватку продуктов питания из-за высокого уровня прироста населения (в среднем 2,8% в год), частых неурожаев и стихийных бедствий; их зависимость от гуманитарной продовольственной помощи стала хронической.
Для сферы услуг в развивающихся странах характерны массовое распространение их традиционных видов, главным образом мелкого и мельчайшего бизнеса, и относительная узость современного быстро развивающегося финансово-кредитного сектора. Его укреплению способствуют высокие темпы роста мировой торговли и туризма.
Высокие темпы роста ВВП в развивающихся странах не устранили качественных различий в уровне душевого дохода с развитыми странами. Его средневзвешенный показатель составил около 2,4 тыс. долл. для большинства развивающихся стран и 24,9 тыс. долл. — для развитых. Правда, расчет по паритету покупательной способности сокращает этот разрыв почти вдвое, но он остается огромным. Несколько увеличилась калорийность питания, но ее уровень не превышает 64% этого показателя в развитых государствах. Сохраняется устойчивая массовая безработица и нищета. Среди развивающихся стран наблюдается дальнейшая стратификация, нарастающее отставание группы наименее развитых стран от общего массива. В целом развивающиеся страны, как определенная общность в мировом хозяйстве, преодолели инерцию отставания.
2
Бывшие колониальные, развивающиеся ныне страны, играют все более высокую роль в мировом хозяйстве. Одна из особенностей развития мирового хозяйства – усиление роли и значения развивающихся стран. Они характеризуются сильной дифференциацией. Если в 1950 г. самые развитые из них превосходили в экономическом развитии средние в 2,4 раза, а наиболее слабые - в 5,4 раза, то к 1990 г. разрыв мужду первой и второй группами составил 2,9 раза, между первой и третьей – 12,2 раза. В целом в 1990 –е годы разница между уровнем развития богатых стран мирового хозяйства и наиболее бедными странами определяется пропорцией 20: 1.
По данным ООН, в развивающихся странах проживает примерно 80% населения, на них приходится 48,9% мирового ВВП. Производство ВВП на душу населения составляет 500 – 1500 долларов США в год. Наименее развитые страны характеризуются производством ВВП на душу населения в размере 550 долларов. Доля отраслей обрабатывающей промышленности в ВВП большинства стран не превышает 10%.
В то же время в развивающихся странах мирового хозяйства сосредоточены мировые запасы сырья: нефти – 43%, природного газа – 36%, железной руды – 30%, медной – 60, оловянной –70, никелевой – 63, вольфрамовой – 38, урановой – 20, бокситов – 73, фосфоритов и апатитов – 74%. Также развивающиеся страны обладают половиной гидроэнергетических ресурсов планеты.
Все это дает основания предполагать, что роль и значение бывших колоний с течением времени и с истощением мировых природных ресурсов будет только возрастать. Вполне вероятно, что некогда полностью зависимые страны в будущем опередят в экономическом развитии свои бывшие метрополии.
2
В.П. Воронин, Г.В Кандакова, И.М. Подмолодина. Мировая экономика. Краткий курс лекций. Москва. Юрайт.2003 г.
Интернет. Образовательный портал www.omsk.edu.ru.
М.З.Бор. Мировая экономика. Краткий конспект лекций. Москва. ЭКСМО-Пресс.2000 г.
А.С.Булатов. Мировая экономика. Учебник.Москва. Экономистъ.2003 г.
Е.В.Тарле. Политика: история территориальных захватов(XV – XX век). Собрание сочинений.Москва. ЭКСМО-Пресс.1998 г.
Информация о работе Колонизация: пути и последствия для экономики колоний