Коммерческие банки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 08:17, курсовая работа

Краткое описание

Банки—одно из центральных звеньев системы рыночных структур. Развитие их деятельности – необходимое условие реального создания рыночного механизма. Процесс экономических преобразовании начался с реформирования банковской системы. Эта сфера динамично развивается и сегодня. Длительное время банки были государственными органами и выступали одной из «несущих конструкции» административно-командной системы управления экономикой. В результате организация банковского дела в стране утратила традиции и опыт российских банков. Сегодня, строя рыночную экономику, мы вынуждены наверстывать упущенное.

Содержание

Введение 3
1. Коммерческий банк и виды банковских операции 4
2. Принципы деятельности коммерческих банков 11
3. Функции коммерческих банков 14
4. Ценовая политика фирмы 18
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Ценовая политика Банков Office Word.docx

— 55.05 Кб (Скачать файл)

Общее руководство деятельностью  банка осуществляет совет банка. На него

возлагаются также наблюдение и  контроль за работой правления банка. Состав

совета, порядок и сроки выборов  его членов определяются уставом  коммерческого

банка. Совет банка определяет общие  направления деятельности банка,

утверждает планы доходов и расходов и прибыли банка, рассматривает вопросы об

открытии и закрытии филиалов банка, его взаимоотношениями с клиентами

перспективами развития.

     Непосредственно деятельностью коммерческого банка руководит правление.

Оно несет ответственность перед  общим собранием акционеров и  советом банка.

Правление состоит из председателя правления, его заместителей и других членов.

В состав правлении коммерческих банков обычно входят представители наиболее

крупных участников банка.

Заседание правления банка проводятся регулярно. Решение принимаются

большинством голосов. При равенстве  голосов голос председателя правления

является решающим. Если члены правления  или его председатель не согласны с

решением правления, они могут  сообщить своё мнение совету или общему

собранию. Окончательным в этом случае является решение совета банка. Решение

правления проводятся в жизнь приказом председателя правления банка.

Ревизионная комиссия избирается общим  собранием участников и подотчетна

совету банка. В состав ревизионной  комиссии не могут быть избраны члены

совета и правления коммерческого  банка. Правление банка предоставляет  в

распоряжение ревизионной комиссии все необходимые для проведения ревизий

материалы. Результаты проведенных  проверок комиссия направляет правлению

банка. Основная задача ревизионной  комиссии коммерческого банка –  создать

обстановку, предупреждающую злоупотребления. Ревизионная комиссия составляет

заключения по годовым отчетам  и баланс банка не может быть утвержден  общим

собранием акционеров.

Учет в коммерческих банках осуществляется в соответствии с правилами,

установленными ЦБР. Банки представляют ЦБР или его управлению по месту

нахождения коммерческого банка  баланс на 1-е число месяца, квартальную

оборотную ведомость и годовой  бухгалтерский отчет.

В целях обеспечения гласности  в работе коммерческих банков и доступности

информации об их финансовом положении  их годовые балансы, утвержденные общим

собранием акционеров, а также счет прибылей и убытков должны публиковаться  в

печати (после подтверждения достоверности  представленных в них сведении

аудиторской организацией).

В целях оперативного кредитно-расчетного обслуживания предприятий и

организации – клиентов банка, территориально удаленных от места расположения

коммерческого банка, он может организовывать филиалы и представительства. При

этом вопрос об открытии филиала или представительства коммерческого банка

должен быть согласован с главным  управлением ЦБР по месту открытия филиала

или представительства.

     Филиалами банка считаются обособленные структурные подразделения,

расположенные вне  места его нахождения и осуществляющие все или часть его

функции. Филиал не является юридическим лицом и совершает делегированные

ему головным банком операции в пределах, предусмотренных лицензией ЦБР. Он

заключает договоры и ведет иную хозяйственную деятельность от имени

коммерческого банка, его создавшего.

     Представительство является обособленным подразделением коммерческого банка ,

расположенным вне  места его нахождения, не обладающим правами юридического лица

и не имеющим самостоятельного баланса. Оно создается для обеспечения

представительских функции банка, совершения сделок и иных правовых действий.

Представительство не занимается расчетно-кредитным  обслуживанием клиентов и не

имеет корреспондентского субсчета. Для осуществления хозяйственных  расходов ему

открывается текущий счет.

    

2. Принципы деятельности  коммерческих банков

 

     Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является

работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Коммерческий банк может

осуществлять безналичные платежи  в пользу других банков, предоставлять  другим

банкам кредиты и получать деньги наличными в пределах остатка  средств на своих

корреспондентских счетах. Возможности самостоятельно создавать денежные

средства на расчетных счетах своей  клиентуры сверх имеющихся у  них ресурсов

ограничены.

Работа в пределах реально имеющихся  ресурсов означает, что коммерческий банк

должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими

ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера

банковских активов специфике  мобилизованных им ресурсов. Прежде всего это

относится к срокам тех и других. Так, если банк привлекает средства главным

образом на короткие сроки (вклады краткосрочные  или до востребования), а

вкладывает их преимущественно  в долгосрочные ссуды, то его способность  без

задержек расплачиваться по своим  обязательствам (т., е., его ликвидность)

оказывается под угрозой.

Наличие в активах банка большого количества ссуд с повышенным риском требует

от банка увеличения удельного  веса собственных средств в общем  объёме его

ресурсов. Жесткая зависимость  активов банка от характера его  пассивов должна

учитываться при определении экономических  нормативов деятельности банков и

при регулировании их операции. Возможность  совершения тех или иных

специфических банковских операции (ипотечных, инвестиционных и т., п.,)

детерминирована структурой пассивов банка. Поэтому, разрабатывая условия  этих

операции, необходимо первостепенное внимание уделить источникам формирования

соответствующих пассивов.

В пределах имеющихся у банков ресурсов он свободен в проведении своих

активных операции (при соблюдении установленных экономических нормативов),

т., е., объем его активных операции не может быть ограничен

административными, волевыми методами. Административные ограничения могут

иметь разовый, чрезвычайный характер. Систематическое их применение подрывает

коммерческие основы деятельности банка, и поэтому приоритет в  регулировании,

в том числе имеющем рестриктивную направленность, должен быть отдан

экономическим мерам.

     Принцип работы в пределах реально привлеченных ресурсов как фундамент

коммерческой деятельности банка меняет все ее акценты: возрастает

заинтересованность банка в  привлечении депозитов, развивается  подлинная

конкуренция за пассивы, освобождающая  движение кредитных ресурсов от

административных пут единого  государственного банка. Острая борьба за пассивы

стимулирует поиск банками наиболее эффективных сфер приложения своих  ресурсов.

Происходит реальное перемещение  банковского капитала в наиболее рентабельные и

динамичные отрасли (к сожалению, в условиях инфляции наиболее доходной стала

сфера обращения – торговля, биржевой бизнес, и банковский капитал стимулирует

нарастание в них спекулятивных  операции). Радикально меняется кредитное

планирование в банках. Коммерциализация не означает отказ от кредитного

планирования, напротив, его значение (как текущего, так и перспективного)

неизмеримо возрастает. Но основу планирования при этом уже составляют ресурсы

банка, а не его вложения.

Работать в пределах реально  привлеченных ресурсов, обеспечивая  при этом

поддержание своей ликвидности, коммерческий банк может, только обладая

высокой степенью экономической ответственностью за результаты своей

деятельности.

     Вторым важнейшим принципом, на котором базируется деятельность коммерческих

банков, является полная экономическая самостоятельность, подразумевающая и

экономическую ответственность  банка за результаты своей деятельности.

Экономическая самостоятельность  предполагает свободу распоряжения собственными

средствами банка и привлеченными  ресурсами, свободный выбор клиентов и

вкладчиков, распоряжение доходами, остающимися  после уплаты налогов.

Действующее банковское законодательство представило всем коммерческим банкам

экономическую свободу в распоряжении своими фондами и доходами. Доходы

(прибыль) банка, остающиеся в  его распоряжении после уплаты  налогов,

распределяются в соответствии с решением общего собрания акционеров. Оно

устанавливает нормы и размеры  отчислении в различные фонды банка, а также

размеры дивидендов по акциям.

Экономическая ответственность коммерческого  банка не ограничивается его

текущими доходами (как это имело  место в отношении хозрасчетных учреждений

спец банков), а распространяется и на его капитал. По своим обязательствам

коммерческий банк отвечает всеми  принадлежащими ему средствами и  имуществом,

на которые в соответствии с действующими законодательством может быть

наложено взыскание. Весь риск от своих операции коммерческий банк берёт на

себя.

     Третий принцип заключается в том, что взаимоотношения коммерческого банка со

своими клиентами  строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя

ссуды, коммерческий банк исходит прежде всего из рыночных критериев

прибыльности, риск и ликвидности. Ориентация на «общегосударственные интересы»

не совместима с коммерческим характером работы банка и неизбежно обернется  для

него кризисом ликвидности.

     Четвертый принцип работы коммерческого банка заключается в том, что

регулирование его  деятельности может осуществляться только косвенными

экономическими (а  не административными) методами. Государство определяет

«правила игры» для коммерческих банков, но не может давать им приказов.

    

3. Функции коммерческих  банков

 

     Одной из важных функции коммерческого банка является посредничество в

кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств,

временно высвобождающих в процессе кругооборота фондов предприятии и  денежных

доходов частных лиц. Особенность  посреднической функции коммерческих банков

состоит в том, что главным критерием  перераспределения ресурсов выступает

прибыльность их использования  заемщиком. Перераспределение ресурсов

осуществляется по горизонтали  хозяйственных связей от кредитора  к заемщику, при

посредстве банков без участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих

банковских структур, на условиях платности и возвратности. Плата  за отданные и

полученные взаймы средства формируется  под влиянием спроса и предложения

заемных средств. В результате достигается  свободное перемещение финансовых

ресурсов в хозяйстве, соответствующее рыночному типу отношений.

Значение посреднической функции  коммерческих банков для успешного  развития

рыночной экономики состоит  в том, что они своей деятельностью  уменьшают

степень риска и неопределенности в экономической системе. Денежные средства

могут перемещаться от кредиторов к  заёмщикам и без посредничества банков,

однако при этом резко возрастают риски потери денежных средств, отдаваемых в

ссуду, и возрастают лишние издержки по их перемещению, поскольку кредиторы  и

заёмщики не осведомлены о платежеспособности друг друга, а размер и сроки

предложения денежных средств не совпадают  с размерами и сроками потребности  в

них. Коммерческие банки привлекают средства, которые могут быть отданы в

ссуду, в соответствий с потребностями заёмщиков и на основе широкой

диверсификации своих активов  снижают совокупные риски владельцев денег,

помещенных на банковские счета.

     Вторая важнейшая функция коммерческих банков – стимулирование накоплений в

хозяйстве. Осуществление структурной перестройки экономики должно опираться

на использование главным образом  и в первую очередь внутренних накоплений

хозяйства. Они, а не иностранные  инвестиций должны составлять основную часть

средств, необходимых для формирования экономики. Между тем все ее

предшествующее развитие не создавало  у непосредственных производителей и других

субъектов хозяйственной жизни, включая  население, достаточных стимулов к

сбережению и накоплению ресурсов. Для предприятий пропорции распределения

полученных доходов на потребляемую и накапливаемую часть устанавливались

директивным планированием. При невысоком  уровне доходов населения его

склонность к накоплению находилась на низком уровне, а разбалансированность

потребительского рынка опустила этот уровень до минимальной отметки.

Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные

ресурсы, должны не только максимально  мобилизовывать имеющиеся в хозяйстве

сбережения, но и сформировать достаточно эффективные стимулы к накоплению

средств на основе ограничения текущего потребления. Стимулы к накоплению и

сбережению денежных средств формируются  на основе гибкой депозитной политики

коммерческих банков. Помимо высоких  процентов, выплачиваемых по вкладам,

кредиторам банка необходимы высокие  гарантии надежности помещения накопленных

Информация о работе Коммерческие банки