Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 19:45, курсовая работа
Наиважнейшая цель Правительства России: создание конкурентоспособной экономики, обеспечивающей лидерство страны на международном рынке.
Основа конкурентоспособной экономики - конкурентоспособная промышленность. Все действия Правительства: разрабатываемые программы и законодательные акты, процедуры государственного регулирования и мероприятия государственной поддержки должны быть подчинены главной и приоритетной на сегодня цели - обеспечение конкурентоспособности российских предприятий, а, следовательно, конкурентоспособности экономики и страны в целом.
Введение______________________________________________________________________ 3
Ι Конкурентоспособна ли Россия? _________________________________________________4
1.1Конкурентоспособность России в "зеркале" рейтингов международных организаций____4
1.2Конкурентоспособность российской экономики - глазами отечественных производителей.________________________________________________________________13
ΙΙ Неконкурентоспособность российской экономики - миф или реальность?____________22
2.1Факторы, препятствующие росту конкурентоспособности российской экономики______24
2.2Нужна ли России стратегия повышения конкурентоспособности в условиях постиндустриальных вызовов?___________________________________________________35
2.3Приоритеты повышения конкурентоспособности_________________________________37
Заключение.___________________________________________________________________39
Список литературы________________
Таблица 10. Группировка предприятий по доле конкурентоспособной продукции в общем объеме производства
(по результатам анкетирования предприятий РСТ)
Отрасли Количество предприятий В том числе с долей конкурентоспособной продукции, % Не указано
До 10 11-30 31-50 51-70 Свыше 70
Всего анкет 506 61 61 70 75 178 61
Машиностроение и
Химическая и нефтехимическая промышленность 31 3 6 6 5 11 -
Промышленность строительных материалов 42 3 3 4 7 24 1
Легкая промышленность 14 - - -
Пищевая промышленность 140 14 13 14
Строительство 17 2 3 2 - 4 6
Прочие 7 - 1 - - 4 2
Источник: Российский союз товаропроизводителей.
Вместе с тем, существуют серьезные проблемы для ключевых отраслей экономики при ускоренном вступлении в ВТО. На вопрос о приемлемых сроках вступления в ВТО 73% предприятий назвали 2006 год и более поздние сроки, около половины из них - не ранее 2-8-2010 гг. Лишь 10,6% обследованных (47 предприятий) считают, что готовы к вступлению в ВТО в ближайшие годы, из них: 14 предприятий машиностроения, 7 - химии и нефтехимии, 8 - промышленности строительных материалов, 13 - пищевой, 1 - черной металлургии, 1 - топливной промышленности.
Таблица 11. Группировка предприятий по предлагаемым срокам вступления в ВТО
(по результатам анкетирования предприятий РСТ)
Отрасли Количество предприятий В том числе со сроками вступления в ВТО, указанными предприятиями, годы
2002-2003 2004 2005 2006 и более поздний срок В % к итогу
Всего анкет 506 54 26 62 364 72
Машиностроение и
Химическая и нефтехимическая промышленность 31 7 2 5 17 55
Промышленность строительных материалов 42 10 - 3 29 69
Легкая промышленность 14 2 -
Пищевая промышленность 140 15 7 14
Строительство 17 5 3 4 5 30
Прочие 7 1 2 - 4 57
Источник: Российский союз товаропроизводителей.
Почти половина из числа анкетированных предприятий имеют тесные кооперированные связи из стран дальнего зарубежья (42%), в том числе в машиностроении - 44%, в пищевой промышленности - 56%. Особенно велика зависимость от импорта сырья и материалов в легкой промышленности - 79%. Для этой категории предприятий вступление в ВТО облегчит доступ к импортируемым ресурсам.
Таблица 12. Группировка предприятий по доле импортной продукции в общем объеме потребляемых предприятиями сырья и материалов из стран дальнего зарубежья
(по результатам анкетирования предприятий РСТ)
Отрасли Количество предприятий В том числе доля импортной продукции в общем объеме сырья и материалов, %:
До 20 21-40 41-60 Свыше 60
Всего анкет 506 157 24 16 15
Машиностроение и
Химическая и нефтехимическая промышленность 31 8 3 2 -
Промышленность строительных материалов 42 6 2 - 1
Легкая промышленность 14 5 1
Пищевая промышленность 140 45 20 5 8
Строительство 17 - - - -
Прочие 7 - - - -
Источник: Российский союз товаропроизводителей.
Из числа проблем, тормозящих
развитие конкурентоспособности
Тот факт, что 45% опрошенных назвали основной проблемой вступления в ВТО высокие цены на услуги и продукцию естественных монополий свидетельствует о недостаточной
информированности
Таблица 13. Основные проблемы, с которыми столкнутся предприятия при вступлении России в ВТО
(по результатам анкетирования предприятий)
Наименование проблем Кол-во предприятий, указавших на проблему В % к итогу
Всего анкет 506 100
Устаревшее оборудование и технологии 197 39
Отсутствие средств на модернизацию 141 28
Ценовая неконкурентоспособность 121 24
Неконкурентоспособность по дизайну и качеству 74 15
Отсутствие средств научные исследования 26 5
Отсутствие подготовленных кадров-специалистов 52 10
Сужение внутреннего рынка 92 18
Низкое качество комплектующих изделий 21 4
Высокие цены на услуги и продукцию естественных монополий 227 45
Несовершенство
"Наводнение" рынка импортом 68 13
Источник: Российский союз товаропроизводителей.
При всей условности приведенных оценок уровня конкурентоспособности, их ценность не следует подвергать сомнению. Это, конечно, весьма "усредненные" характеристики и специалистам хорошо известно, что большинство отраслей обрабатывающей промышленности России на внешнем рынке ограниченно конкурентоспособно или не конкурентоспособно.
Однако, не все так безнадежно:
приведенные данные лишний раз свидетельствуют
о том, что в российской экономике
уже сегодня сформировался
Приведенные выше сводные
отраслевые оценки серьезно корректируются
анализом реального положения дел
в отраслях. По данным, например, Международной
Торговой Палаты, в силу высокого морального
и физического износа производственного
капитала и его низкого технико-
В равной мере это относится
и к довольно большому числу товаров
российского перерабатывающего
комплекса массового
онкурентоспособен Нефть сырая Х
Нефтепродукты Х
Газ природный Х
Уголь Х
Кокс и продукты коксохимии
Х
Чугун Х
Прокат плоский и сортовой, включая рельсы, трубы и ферросплавы Х*
Медь, никель, алюминий и изделия из них Х
Титан, магний, кобальт и изделия из них Х
Композиционные материалы и сплавы, режущий инструмент
Х
Аммиак, фосфаты, минеральные удобрения Х**
Спирты, кислоты, углеводороды
Х
Лакокрасочные материалы, химические волокна
Х Синтетический каучук Х**
Шины, резинотехнические изделия
Х
Полимеры Х**
Автомобили легковые
Х Автомобили грузовые
Х
Подшипники
Х
Самолеты гражданские
Х Продукция электротехнической промышленности
Х
Продукция электронной промышленности (готовые изделия)
Х Продукция электронной промышленности (компоненты)
Х
Лампы накаливания
Х
Электроды для печей Х
Продукция энергетического машиностроения
Х
Станки
Х Тракторы
Х Продукция атомной
Моторо- и дизелестроение
Х Комплектное оборудование
Х*
Геодезические приборы
Х
Лесоматериалы необработанные Х
Пиломатериалы
Х
Фанера Х**
Целлюлоза Х**
Бумага газетная, картон Х**
Цемент
Х
Стекло
Х
Ткани
Х
Трикотажные, швейные, кожаные изделия, обувь
Х
Крепкие алкогольные напитки
Х
Полиграфические изделия
Х
*Для продвижения российской
продукции требуется
**Мощности, способные выпускать
экспортную продукцию,
Источник данных: экспертные оценки ВНИКИ.
Что касается позиций России
на мировом рынке высоких
Ι Ι Неконкурентоспособность российской экономики - миф или реальность?
В современной экономической
науке вопросам изучения конкурентоспособности
национальной продукции (производств)
традиционно уделяется большое
внимание. В многочисленных научных
трудах предпринимаются попытки "разложить"
эту категорию на многочисленные
составные факторы, выявить ключевые
из них, и уже на этой основе - количественно
оценить уровень
Принято считать, что потребитель,
отдавая предпочтение в пользу продукции
того или иного производителя
чаще всего (осознанно или неосознанно)
оперирует в терминах таких основных
категорий, как "цена - качество" (или,
что реже - стоимость единицы
В своих ценовых "нишах" начинает "работать" еще одна группа важных для потребителя параметров, которые не в меньшей степени влияют на успех реализации продукции. Их много, можно лишь указать на некоторые из них - стоимость последующего обслуживания, экономия на эксплуатации, сложившиеся национальные предпочтения и традиции потребления, ремонтопригодность, сложившийся имидж производителя и целый ряд других факторов, часто не поддающихся формализации и количественной оценке.
Именно в силу этих обстоятельств не бывает конкурентоспособности "абсолютной", последняя всегда конкретна и относительна. По мнению отдельных специалистов, российской экономике по целому ряду аспектов уготована участь аутсайдера, иными словами - роль "ограниченно" (или "относительно") конкурентоспособной. Причем дело не столько в неразвитости рыночных отношений в России, сколько в чисто географических и климатических особенностях страны. Отечественная экономика в силу объективных причин более энергоемка и транспортозатратна - с учетом климата, обширных, разреженных и неосвоенных пространств. С этим мнением можно спорить, однако сильное влияние указанных факторов на перспективы долгосрочного развития и конкурентоспособность экономики - не вызывает сомнения.
В подтверждение этого вывода можно задаться вопросом - конкурентоспособна ли, например, продукция американской автомобильной промышленности (в общем и в частностях), при том, что мир почему-то не наблюдает активной экспансии этой техники на рынках европейских, или азиатских стран. Применительно к американской (точнее - транснациональной) автомобильной промышленности этот вопрос выглядит по меньшей мере риторическим.
Если же задаться аналогичным вопросом применительно к продукции российской автомобильной промышленности, то ответ на него, казалось бы, также очевиден, с точностью наоборот: если бы не импортные заградительные барьеры (которые активно лоббирует отечественный автопром), то отечественные автомобильные заводы ждал бы неминуемый крах, а внутренний рынок был бы наводнен иностранной техникой.
В действительности все гораздо
сложнее. Может показаться парадоксальным,
но в определенных сегментах рынка
продукция российского
Информация о работе Конкурентноспосбность России в мировой экономике