Конкурентноспосбность России в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Наиважнейшая цель Правительства России: создание конкурентоспособной экономики, обеспечивающей лидерство страны на международном рынке.
Основа конкурентоспособной экономики - конкурентоспособная промышленность. Все действия Правительства: разрабатываемые программы и законодательные акты, процедуры государственного регулирования и мероприятия государственной поддержки должны быть подчинены главной и приоритетной на сегодня цели - обеспечение конкурентоспособности российских предприятий, а, следовательно, конкурентоспособности экономики и страны в целом.

Содержание

Введение______________________________________________________________________ 3

Ι Конкурентоспособна ли Россия? _________________________________________________4

1.1Конкурентоспособность России в "зеркале" рейтингов международных организаций____4

1.2Конкурентоспособность российской экономики - глазами отечественных производителей.________________________________________________________________13

ΙΙ Неконкурентоспособность российской экономики - миф или реальность?____________22

2.1Факторы, препятствующие росту конкурентоспособности российской экономики______24

2.2Нужна ли России стратегия повышения конкурентоспособности в условиях постиндустриальных вызовов?___________________________________________________35

2.3Приоритеты повышения конкурентоспособности_________________________________37

Заключение.___________________________________________________________________39

Список литературы________________

Вложенные файлы: 1 файл

Конкурентоспособность России в мировой экономике.docx

— 49.08 Кб (Скачать файл)

Таблица 10. Группировка предприятий  по доле конкурентоспособной продукции  в общем объеме производства

(по результатам анкетирования  предприятий РСТ)

Отрасли Количество предприятий В том числе с долей конкурентоспособной продукции, % Не указано

До 10 11-30 31-50 51-70 Свыше 70

Всего анкет 506 61 61 70 75 178 61

Машиностроение и металлообработка 255 39 35 44 33 70 34

Химическая и нефтехимическая  промышленность 31 3 6 6 5 11 -

Промышленность строительных материалов 42 3 3 4 7 24 1

Легкая промышленность 14 - - - 7 7 -

Пищевая промышленность 140 14 13 14 23 58 18

Строительство 17 2 3 2 - 4 6

Прочие 7 - 1 - - 4 2

 

Источник: Российский союз товаропроизводителей.

 

 

Вместе с тем, существуют серьезные проблемы для ключевых отраслей экономики при ускоренном вступлении в ВТО. На вопрос о приемлемых сроках вступления в ВТО 73% предприятий назвали 2006 год и более поздние сроки, около половины из них - не ранее 2-8-2010 гг. Лишь 10,6% обследованных (47 предприятий) считают, что готовы к вступлению в ВТО в ближайшие годы, из них: 14 предприятий машиностроения, 7 - химии и нефтехимии, 8 - промышленности строительных материалов, 13 - пищевой, 1 - черной металлургии, 1 - топливной промышленности.

 

Таблица 11. Группировка предприятий  по предлагаемым срокам вступления в  ВТО

(по результатам анкетирования  предприятий РСТ)

Отрасли Количество предприятий В том числе со сроками вступления в ВТО, указанными предприятиями, годы

2002-2003 2004 2005 2006 и более поздний срок В % к итогу

Всего анкет 506 54 26 62 364 72

Машиностроение и металлообработка 255 14 123 33 196 77

Химическая и нефтехимическая  промышленность 31 7 2 5 17 55

Промышленность строительных материалов 42 10 - 3 29 69

Легкая промышленность 14 2 - 3 9 64

Пищевая промышленность 140 15 7 14 104 74

Строительство 17 5 3 4 5 30

Прочие 7 1 2 - 4 57

 

Источник: Российский союз товаропроизводителей.

 

 

Почти половина из числа анкетированных предприятий имеют тесные кооперированные  связи из стран дальнего зарубежья (42%), в том числе в машиностроении - 44%, в пищевой промышленности - 56%. Особенно велика зависимость от импорта  сырья и материалов в легкой промышленности - 79%. Для этой категории предприятий  вступление в ВТО облегчит доступ к импортируемым ресурсам.

Таблица 12. Группировка предприятий  по доле импортной продукции в  общем объеме потребляемых предприятиями  сырья и материалов из стран дальнего зарубежья

(по результатам анкетирования  предприятий РСТ)

Отрасли Количество предприятий В том числе доля импортной продукции в общем объеме сырья и материалов, %:

До 20 21-40 41-60 Свыше 60

Всего анкет 506 157 24 16 15

Машиностроение и металлообработка 255 93 8 7 3

Химическая и нефтехимическая  промышленность 31 8 3 2 -

Промышленность строительных материалов 42 6 2 - 1

Легкая промышленность 14 5 1 2 3

Пищевая промышленность 140 45 20 5 8

Строительство 17 - - - -

Прочие 7 - - - -

Источник: Российский союз товаропроизводителей.

 

 

Из числа проблем, тормозящих развитие конкурентоспособности производств, 39% опрошенных предприятий указали  на устаревшее оборудование и технологии. Однако это оценка представляется несколько  заниженной, т.к. на 43% анкетированных предприятий  износ основных фондов превышает 70%, а еще у 38% предприятий износ  составляет от 51% до 70%. В наименьшей степени предприятий волнует  низкое качество комплектующих и  изделий.

 

Тот факт, что 45% опрошенных назвали  основной проблемой вступления в  ВТО высокие цены на услуги и продукцию  естественных монополий свидетельствует  о недостаточной

 

 

 информированности большинства  из них об уровне мировых  цен на энергоносители, на фоне  которых цены на потребляемую  энергию в России явно занижены. Это обстоятельство однозначно  свидетельствует о том, что  наши производители не представляют  в полной мере последствий  для себя при вступлении в  ВТО.

 

Таблица 13. Основные проблемы, с которыми столкнутся предприятия  при вступлении России в ВТО

(по результатам анкетирования  предприятий)

Наименование проблем Кол-во предприятий, указавших на проблему В % к итогу

Всего анкет 506 100

Устаревшее оборудование и технологии 197 39

Отсутствие средств на модернизацию 141 28

Ценовая неконкурентоспособность 121 24

Неконкурентоспособность по дизайну и качеству 74 15

Отсутствие средств научные  исследования 26 5

Отсутствие подготовленных кадров-специалистов 52 10

Сужение внутреннего рынка 92 18

Низкое качество комплектующих  изделий 21 4

Высокие цены на услуги и  продукцию естественных монополий 227 45

Несовершенство законодательства, стандартов и сертификатов 47 9

"Наводнение" рынка импортом 68 13

 

Источник: Российский союз товаропроизводителей.

 

 

При всей условности приведенных  оценок уровня конкурентоспособности, их ценность не следует подвергать сомнению. Это, конечно, весьма "усредненные" характеристики и специалистам хорошо известно, что большинство отраслей обрабатывающей промышленности России на внешнем рынке ограниченно конкурентоспособно или не конкурентоспособно.

 

Однако, не все так безнадежно: приведенные данные лишний раз свидетельствуют  о том, что в российской экономике  уже сегодня сформировался целый  ряд производств, способных на равных конкурировать с продукцией зарубежных производителей, с одной стороны, и кроме того - значительная часть  производств обладает потенциалом  роста своей конкурентоспособности.

 

Приведенные выше сводные  отраслевые оценки серьезно корректируются анализом реального положения дел  в отраслях. По данным, например, Международной  Торговой Палаты, в силу высокого морального и физического износа производственного  капитала и его низкого технико-технологического уровня, конкурентоспособной реально  является продукция не в целом  названных отраслей, а только их отдельных подотраслей. В секторах низкой степени переработки это, например, низкопередельный металл в черной металлургии, первичный алюминий в цветной металлургии, промежуточные продукты в химической промышленности и т.п.

 

В равной мере это относится  и к довольно большому числу товаров  российского перерабатывающего  комплекса массового ассортимента (от трикотажных изделий до элементной базы электронной промышленности), которые конкурентоспособны по качеству и ценам и, на практике, находят  сбыт на рынках промышленно развитых стран среднего уровня развития. Однако дальнейшее укрепление экспортного  потенциала указанных секторов тесно  связано с решением общих проблем  экономического развития России, расширением  государственной поддержки экспортной деятельности, осуществлением мероприятий  по улучшению торгового, страхового и кредитного сервиса, совершенствованием условий для проведения НИОКР  и внедрения их результатов в  конкретную технологию производства. В сводном виде представление  о конкурентоспособности отдельных  товаров российского экспорта на мировых рынках дают следующие данные, подготовленные экспертами ВНИКИ - табл. 14.

онкурентоспособен Нефть сырая Х

 

Нефтепродукты Х 

 

Газ природный Х 

 

Уголь Х 

 

Кокс и продукты коксохимии

Х

Чугун Х 

 

Прокат плоский и сортовой, включая рельсы, трубы и ферросплавы  Х*

 

Медь, никель, алюминий и изделия  из них Х 

 

Титан, магний, кобальт и  изделия из них Х 

 

Композиционные материалы  и сплавы, режущий инструмент

Х

Аммиак, фосфаты, минеральные  удобрения Х**

 

Спирты, кислоты, углеводороды

Х

Лакокрасочные материалы, химические волокна 

 

Х Синтетический каучук Х**

 

Шины, резинотехнические  изделия 

Х

Полимеры Х**

 

Автомобили легковые

 

Х Автомобили грузовые

Х

Подшипники 

Х

Самолеты гражданские 

 

Х Продукция электротехнической промышленности

Х

Продукция электронной промышленности (готовые изделия)

 

Х Продукция электронной  промышленности (компоненты)

Х

Лампы накаливания 

Х

Электроды для печей Х 

 

Продукция энергетического  машиностроения

Х

Станки 

 

Х Тракторы

 

Х Продукция атомной промышленности Х*

 

Моторо- и дизелестроение

 

Х Комплектное оборудование

Х*

Геодезические приборы 

Х

Лесоматериалы необработанные Х 

 

Пиломатериалы

Х

Фанера Х**

 

Целлюлоза Х**

 

Бумага газетная, картон Х**

 

Цемент 

Х

Стекло 

Х

Ткани

Х

Трикотажные, швейные, кожаные  изделия, обувь 

Х

Крепкие алкогольные напитки 

Х

Полиграфические изделия 

Х

 

*Для продвижения российской  продукции требуется содействие  на государственном уровне.

 

**Мощности, способные выпускать  экспортную продукцию, ограничены.

 

Источник данных: экспертные оценки ВНИКИ.

 

Что касается позиций России на мировом рынке высоких технологий, то, по мнению специалистов, страна способна достаточно успешно конкурировать  приблизительно по 10-15 направлениям производства наукоемкой продукции из 50. Поскольку  поддержку десятков крупных научно-технических  программ по всем направлениям развития высоких технологий в настоящее время не может себе позволить ни одна страна в мире; тогда как правильный выбор приоритетов позволил бы России уже в обозримой перспективе претендовать, по мнению специалистов, на 3-4% мирового рынка наукоемкой продукции, что могло бы приносить около 100 млрд. долл. в год. В стране имеется потенциал для создания конкурентоспособной экспортной продукции, включая услуги, в таких наукоемких и высокотехнологичных отраслях (за исключением отраслей ВПК), как: оптоэлектроника; телекоммуникационное оборудование, в частности, оптоволокно; новые материалы; ядерные технологии; оптические приборы и геодезическое оборудование для поиска нефти и газа; программное обеспечение.

 

 

Ι Ι Неконкурентоспособность российской экономики - миф или реальность?

 

В современной экономической  науке вопросам изучения конкурентоспособности  национальной продукции (производств) традиционно уделяется большое  внимание. В многочисленных научных  трудах предпринимаются попытки "разложить" эту категорию на многочисленные составные факторы, выявить ключевые из них, и уже на этой основе - количественно  оценить уровень конкурентоспособности  той или иной продукции (или производителя) . При всей безусловной полезности подобных исследований нужно признать, что они во многом пока представляют сугубо академический интерес.

 

Принято считать, что потребитель, отдавая предпочтение в пользу продукции  того или иного производителя  чаще всего (осознанно или неосознанно) оперирует в терминах таких основных категорий, как "цена - качество" (или, что реже - стоимость единицы потребительской  характеристики). На практике же категория  конкурентоспособности продукции  далеко не исчерпывается соотношением двух указанных параметров; она гораздо  многогранней.

 

В своих ценовых "нишах" начинает "работать" еще одна группа важных для потребителя параметров, которые не в меньшей степени  влияют на успех реализации продукции. Их много, можно лишь указать на некоторые  из них - стоимость последующего обслуживания, экономия на эксплуатации, сложившиеся  национальные предпочтения и традиции потребления, ремонтопригодность, сложившийся  имидж производителя и целый  ряд других факторов, часто не поддающихся  формализации и количественной оценке.

 

Именно в силу этих обстоятельств  не бывает конкурентоспособности "абсолютной", последняя всегда конкретна и  относительна. По мнению отдельных  специалистов, российской экономике  по целому ряду аспектов уготована  участь аутсайдера, иными словами - роль "ограниченно" (или "относительно") конкурентоспособной. Причем дело не столько  в неразвитости рыночных отношений  в России, сколько в чисто географических и климатических особенностях страны. Отечественная экономика в силу объективных причин более энергоемка и транспортозатратна - с учетом климата, обширных, разреженных и неосвоенных пространств. С этим мнением можно спорить, однако сильное влияние указанных факторов на перспективы долгосрочного развития и конкурентоспособность экономики - не вызывает сомнения.

 

В подтверждение этого  вывода можно задаться вопросом - конкурентоспособна ли, например, продукция американской автомобильной промышленности (в  общем и в частностях), при том, что мир почему-то не наблюдает  активной экспансии этой техники  на рынках европейских, или азиатских  стран. Применительно к американской (точнее - транснациональной) автомобильной  промышленности этот вопрос выглядит по меньшей мере риторическим.

 

Если же задаться аналогичным  вопросом применительно к продукции  российской автомобильной промышленности, то ответ на него, казалось бы, также  очевиден, с точностью наоборот: если бы не импортные заградительные барьеры (которые активно лоббирует  отечественный автопром), то отечественные автомобильные заводы ждал бы неминуемый крах, а внутренний рынок был бы наводнен иностранной техникой.

 

В действительности все гораздо  сложнее. Может показаться парадоксальным, но в определенных сегментах рынка  продукция российского автопрома сегодня вполне конкурентоспособна, или точнее сказать - "относительно конкурентоспособна", и имеет не только определенный потенциал выживания на рынке, но и повышения качественного уровня. Взять, например, такую рыночную нишу, прочно занятую отечественными производителями, как малотоннажная грузовая техника. С началом реформ в 90-е годы Россия быстро решила для себя проблему производства указанных автомобилей (которую, кстати страна на протяжении многих лет не могла решить даже в рамках прежней планово-административной системы хозяйствования ) и полностью обеспечила ими российских потребителей - нарождающийся малый бизнес, индивидуальных предпринимателей и др.

Информация о работе Конкурентноспосбность России в мировой экономике