Конкурентноспособность в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 20:47, реферат

Краткое описание

Конкуренция - это состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае — между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод (от лат. concurrentia - сталкиваться). Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей.

Содержание

Введение……………………………………………………………….……….…3
1) Сущность экономической конкуренции……………………………….……4
1.1) Функции и виды экономической конкуренции………………..…..……..6
2) Конкуренция в современном мире…………………………………....……12
2.2) Общее влияние конкуренции на развитие рынка………………………..15
3) Рыночная экономика РФ в условиях конкуренции……………………….16
4) Экономическая оценка современного состояния конкуренции…………..18
Заключение………………………………………………………………………21
Список использованной литературы………………………………………....23

Вложенные файлы: 1 файл

Микроэкономика.docx

— 88.60 Кб (Скачать файл)

На рынке чистой конкуренции ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товаров. Продавец не может запросить цену выше рыночной, так как покупатели могут свободно приобрести по ней любое необходимое им количество товара. При этом, во-первых, имеется в виду рынок определенного продукта, например пшеницы. Во-вторых, все продавцы предлагают на рынке одинаковый продукт, т.е. покупатель будет в одинаковой степени удовлетворен пшеницей, купленной у разных продавцов, и все покупатели и продавцы имеют одинаковую и полную информацию о конъюнктуре рынка. В-третьих, действия отдельного покупателя или продавца не оказывают влияния на рынок.

   Рынком чистой конкуренции (или совершенным) считается тот, на котором устанавливается одна и та же цена на один и тот же продукт в одно и то же время, для чего необходимы:

-неограниченное количество участников хозяйственных отношений и свободная конкуренция между ними;

-абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества;

-абсолютная мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения капитала;

-абсолютная информированность рынка о норме прибыли, спросе, предложении и т.д. (осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов) невозможно без наличия полной информации);

-абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т.д.);

-наличие ситуации, когда ни один участник конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;

-стихийное установление цен в ходе свободной конкуренции;

-отсутствие монополии (наличие одного производителя), монопсонии (наличие одного покупателя) и невмешательство государства в функционирование рынка.

   Однако практически ситуации, когда все эти условия присутствуют, не может быть, поэтому не существует свободного и совершенного рынка. Многие реальные рынки функционируют по законам монополистической конкуренции.

   Неценовая конкуренция – тип рыночной конкуренции, при котором цена продукции как конкурентный фактор имеет минимальное значение.      Значимыми факторами при неценовой конкуренции являются качество и эксплуатационные характеристики товара, дизайн, возможность гарантийного и сервисного обслуживаний, доступность товара и др.

   Ценовая конкуренция - рыночный подход, при котором продукция дифференцируется в соответствии с ее стоимостью. При этом компании стремятся привлечь потребителей, исходя исключительно из назначения на нее цены.

   По степени интенсивности конкуренция может быть:

· привлекательной, когда в данном сегменте субъект качественнее удовлетворяет свои потребности или получает прибыли больше, чем в предыдущем сегменте;

· умеренной, когда действия субъекта конкуренции поддерживают конкурентную среду в данном сегменте рынка;

· ожесточенной для объекта конкуренции, когда субъект поглощает, уничтожает либо вытесняет объект из данного сегмента;

· ожесточенной для субъекта конкуренции, когда объект (конкурент) поглощает, уничтожает либо вытесняет объект из данного сегмента.

   Функции конкуренции.

-Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

-Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно (предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс; предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции)).

-Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

-Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

Конкуренция в современном мире

   Именно конкуренция  выступает важнейшим механизмом  обеспечения эффективности рыночной экономики. В последние годы сформировались два взгляда на тенденции в эволюции конкуренции. Наиболее широко распространена точка зрения, согласно которой в современной экономике конкуренция постоянно растет. МВФ, ВТО и другие международные организации рекомендуют развивающимся и реформируемым странам придерживаться именно этого представления при проведении, например, антимонопольной политики.

   Можно выделить  следующие отличительные черты  современной конкуренции:

-рост числа монополий, несмотря на старания антимонополистических  органов

-ценовая конкуренция вытесняется  соперничеством за качество товаров  и услуг, что требует интенсивного  освоения и внедрения инноваций

-международный характер  конкуренции благодаря глобализации  экономических связей и либерализации  мировой экономики.

   Наиболее важная  область соперничества производителей  — рынки сбыта и потребления. Например, потеря 10%-ной доли рынка, как правило, влечет за собой  снижение нормы прибыли на 5-6%. Недооценка конкурента в борьбе  за потребителя приводила даже крупнейшие компании к значительным потерям, а иногда и к кризисам. Наряду с борьбой за рынки сбыта возрастает конкуренция за сырьевые рынки, трудовые ресурсы, капитал, право использования научно-технических открытий. Особенно обострилась в последнее время конкуренция в области трудовых ресурсов и научно-технических нововведений. Это связано со значительно возросшей наукоемкостью производства, требованиями дальнейшей его инновации. Национальные системы образования развитых стран не могут в полной мере удовлетворить возросшие потребности фирм в высококвалифицированных кадрах. Для решения этой вновь возникшей проблемы компании прибегают к различным способам ~- от создания собственных высших учебных заведений (особенно в Японии, где переход работника в другую фирму практически невозможен) до переманивания кадров из других компаний и даже из других стран. Научно-техническая революция обострила до предела и конкурентную борьбу в области науки и техники. Постоянное совершенствование стало неотьемлемым условием процветания фирмы.

   Однако конкуренция  не всегда связана непосредственно  с борьбой. Все чаще она косвенно  воздействует на рынок. В подтверждение  этому можно привести пример, когда IBM опубликовала данные о  конкуренции своего персонального  компьютера типа IBM PC и его технические  характеристики задолго до появления  самого компьютера на рынке  с целью привлечения сторонних  разработчиков к подготовке программного  обеспечения. Более того, IBM передала  ряд интегральных схем одному  из своих основных конкурентов  — компании «Диджитэл Эквип-мент», подготовив таким образом рынок для восприятия своей продукции, и в конечном итоге стала законодателем стандартов в области персональных компьютеров.

  Соглашения, подобные объединению членов «Большой тройки» американского автобизнеса против внешних конкурентов, стали довольно типичной чертой современной конкуренции.

   Межотраслевая и  международная конкуренция. Господство  монополий не только ограничило  свободу конкуренции, но и ужесточило  её характер. В последние десятилетия  значительные технологические сдвиги  в производстве уменьшили преимущества  крупносерийного производства, а  рентабельность мелкого предприятия  существенно возросла за счет  его гибкости и приспособляемости  к динамично меняющемуся рынку. В мелких и средних фирмах  сильней дух предприимчивости, склонность  к риску. Они более восприимчивы  к техническим новинкам, обеспечивают  быструю окупаемость затрат. В  них выше цена успеха и потерь  и поэтому сильнее хозяйственные  мотивации. В результате значительного  возрастания удельного  веса мелкого бизнеса на мировом капиталистическом рынке соперничество между крупными и сверхкрупными монополиями ныне соседствует с борьбой средних, мелких и даже мельчайших фирм.

   Конкуренция приобретает  все более широкий международный  характер, появляются новые формы  и методы конкурентной борьбы, например, получает развитие неценовая  конкуренция, основанная на предложении  новых, более совершенных товаров, более разнообразных сопутствующих  услуг, использовании более широкой  и изобретательной рекламы.

   Повышается роль  конкуренции и в инвестиционной  деятельности. Здесь важную роль  будет играть антимонопольная  экспертиза крупных инвестиционных  проектов. Конкуренция, направленная  на удержание рыночных позиций  и получение сверхприбыли, будет  все больше вытесняться соперничеством, которое связывает успех предприятия  и объединения прежде всего с внедрением нововведений, поиском новых рыночных ниш, умелой адаптацией к меняющейся экономической среде. Высокое качество и быстрое обновление ассортимента выпускаемой продукции становятся в условиях рыночной экономики важнейшим фактором конкурентоспособности предприятий независимо от форм собственности.

 

Общее влияние конкуренции на развитие рынка

   Конкуренция не может функционировать среди людей, лишенных

предпринимательского духа. Более того, конкуренция – это особый метод

воспитания умов, великих изобретателей и предпринимателей. Сторонники

традиций не должны навязывать другим свою неприязнь к новшествам. Ущерб терпят консерваторы, оказывающие сопротивление новому. Конкуренция усиливает эффективность, меняет привычки, призывает к большей внимательности, что совершенно бесполезно в бесконкурентных условиях. Экономисты сходятся во взглядах, что подверженная определенным ограничениям и исключениям, чисто конкурентная экономика приведет к наиболее эффективному использованию редких ресурсов общества. Таким образом, экономика конкурентных цен стремится распределить ограниченные количества ресурсов, имеющихся в распоряжении общества, так, чтобы максимизировать удовлетворение

потребностей. Действительно, эффективное использование ограниченных ресурсов требует выполнения двух условий: эффективность распределения ресурсов и производственная эффективность. Для достижения эффективности распределения ресурсов ресурсы должны быть распределены между фирмами и отраслями так, чтобы получить определенный ассортимент продукции, которая наиболее необходима обществу (потребителям). Эффективность распределения ресурсов достигается, когда невозможно изменить структуру совокупного объема производства так, чтобы получить чистую выгоду для общества. В свою очередь производственная эффективность требует, чтобы каждый товар, включенный в этот

состав оптимальной продукции, производился наименее дорогостоящим

способом. Вполне очевидно, что эти два условия полностью    выполняются в условиях чистой конкуренции. Каждая фирма будет стремиться к достижению производственной эффективности, так как, используя минимум ресурсов и минимально дорогую технологию, у фирмы появятся минимальные издержки, что соответственно скажется на цене данной продукции. В результате чего фирма сможет произвести и продать большее количество товара и получить максимальную прибыль. Говоря об эффективности распределения ресурсов, стоит заметить, что в условиях чистой конкуренции руководящиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар точно до той точки, в которой цена и

предельные издержки уравниваются. Это озночает, что ресурсы в условиях

конкуренции распределены эффективно. В тоже время экономисты признают четыре возможных фактора, препятствующих эффективности распределения ресурсов в конкурентной экономике:

1. отсутствие причины, по  которой конкурентная рыночная  система приведет к оптимальному  распределению доходов;

2. распределяя ресурсы, конкурентная  модель не допускает побочных  издержек и выгод или производства  общественных благ;

3. отрасль с чистой  конкуренцией может мешать применению  лучшей из известных производственной техники и благоприятствовать медленному темпу технического прогресса;

4. конкурентная система  не обеспечивает ни широкого  диапазона выбора

продуктов, ни условий для разработки новых продуктов.

Рыночная экономика РФ в условиях конкуренции 

   Рынок в  любой момент времени состоит  из решений участников рынка. Эти решения включают в себя  соответствующие решения других  участников рынка. Решения потребителей  купить зависит от решения  предпринимателей-производителей продать. Решения собственников ресурсов  продать зависят от решения  предпринимателей-производителей купить  и наоборот. Каждая пара совпавших  решений (каждая совершенная рыночная  сделка) является случаем, когда  каждой стороне предлагается  такая возможность, которая является  наилучшей из предлагаемых на рынке. Каждый участник рынка, т. о. сознает, что он может надеяться осуществить свои планы только в том случае, если эти планы действительно предлагают другим наилучшую из имеющихся возможностей, насколько им это известно. Проще говоря, каждый участник рынка при составлении планов покупки или продажи должен принимать во внимание не только ожидаемые решения тех, кому он намеревается продать или у кого собирается купить, но так же и тех, чьи решения продать или купить могут конкурировать с его собственными. 
   И по мере развертывания рыночного процесса, в ходе которого один период рыночной неосведомленности сменяется другим, в котором неосведомленность несколько уменьшилась, каждый покупатель и продавец пересматривает свои решения купить или продать в свете только что полученной им информации об альтернативных возможностях, которые те, кому он  хотел бы продать или у кого хотел бы купить, могут ожидать встретить где-либо еще на рынке. В этом смысле рыночный процесс по своей природе является конкурентным. Систематическое изменение в решениях между двумя любыми последовательными периодами делает каждую возможность, предлагаемую на рынке, более конкурентной в последующем периоде по сравнению с предшествующим, т. е. она предлагается с более полной осведомленностью о других возможностях, которые были предложены и с которыми необходимо конкурировать.  

Информация о работе Конкурентноспособность в современной экономике