Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 20:47, реферат
Конкуренция - это состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае — между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод (от лат. concurrentia - сталкиваться). Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей.
Введение……………………………………………………………….……….…3
1) Сущность экономической конкуренции……………………………….……4
1.1) Функции и виды экономической конкуренции………………..…..……..6
2) Конкуренция в современном мире…………………………………....……12
2.2) Общее влияние конкуренции на развитие рынка………………………..15
3) Рыночная экономика РФ в условиях конкуренции……………………….16
4) Экономическая оценка современного состояния конкуренции…………..18
Заключение………………………………………………………………………21
Список использованной литературы………………………………………....23
На рынке чистой конкуренции ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товаров. Продавец не может запросить цену выше рыночной, так как покупатели могут свободно приобрести по ней любое необходимое им количество товара. При этом, во-первых, имеется в виду рынок определенного продукта, например пшеницы. Во-вторых, все продавцы предлагают на рынке одинаковый продукт, т.е. покупатель будет в одинаковой степени удовлетворен пшеницей, купленной у разных продавцов, и все покупатели и продавцы имеют одинаковую и полную информацию о конъюнктуре рынка. В-третьих, действия отдельного покупателя или продавца не оказывают влияния на рынок.
Рынком чистой конкуренции (или совершенным) считается тот, на котором устанавливается одна и та же цена на один и тот же продукт в одно и то же время, для чего необходимы:
-неограниченное количество участников хозяйственных отношений и свободная конкуренция между ними;
-абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества;
-абсолютная мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения капитала;
-абсолютная информированность рынка о норме прибыли, спросе, предложении и т.д. (осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов) невозможно без наличия полной информации);
-абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т.д.);
-наличие ситуации, когда ни один участник конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;
-стихийное установление цен в ходе свободной конкуренции;
-отсутствие монополии (наличие одного производителя), монопсонии (наличие одного покупателя) и невмешательство государства в функционирование рынка.
Однако практически ситуации, когда все эти условия присутствуют, не может быть, поэтому не существует свободного и совершенного рынка. Многие реальные рынки функционируют по законам монополистической конкуренции.
Неценовая конкуренция – тип рыночной конкуренции, при котором цена продукции как конкурентный фактор имеет минимальное значение. Значимыми факторами при неценовой конкуренции являются качество и эксплуатационные характеристики товара, дизайн, возможность гарантийного и сервисного обслуживаний, доступность товара и др.
Ценовая конкуренция - рыночный подход, при котором продукция дифференцируется в соответствии с ее стоимостью. При этом компании стремятся привлечь потребителей, исходя исключительно из назначения на нее цены.
По степени интенсивности конкуренция может быть:
· привлекательной, когда в данном сегменте субъект качественнее удовлетворяет свои потребности или получает прибыли больше, чем в предыдущем сегменте;
· умеренной, когда действия субъекта конкуренции поддерживают конкурентную среду в данном сегменте рынка;
· ожесточенной для объекта конкуренции, когда субъект поглощает, уничтожает либо вытесняет объект из данного сегмента;
· ожесточенной для субъекта конкуренции, когда объект (конкурент) поглощает, уничтожает либо вытесняет объект из данного сегмента.
Функции конкуренции.
-Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
-Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно (предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс; предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции)).
-Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
-Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.
Конкуренция в современном мире
Именно конкуренция
выступает важнейшим
Можно выделить следующие отличительные черты современной конкуренции:
-рост числа монополий,
несмотря на старания
-ценовая конкуренция
-международный характер
конкуренции благодаря
Наиболее важная
область соперничества
Однако конкуренция
не всегда связана
Соглашения, подобные объединению членов «Большой тройки» американского автобизнеса против внешних конкурентов, стали довольно типичной чертой современной конкуренции.
Межотраслевая и
международная конкуренция. Господство
монополий не только
Конкуренция приобретает
все более широкий
Повышается роль
конкуренции и в
Общее влияние конкуренции на развитие рынка
Конкуренция не может функционировать среди людей, лишенных
предпринимательского духа. Более того, конкуренция – это особый метод
воспитания умов, великих изобретателей и предпринимателей. Сторонники
традиций не должны навязывать другим свою неприязнь к новшествам. Ущерб терпят консерваторы, оказывающие сопротивление новому. Конкуренция усиливает эффективность, меняет привычки, призывает к большей внимательности, что совершенно бесполезно в бесконкурентных условиях. Экономисты сходятся во взглядах, что подверженная определенным ограничениям и исключениям, чисто конкурентная экономика приведет к наиболее эффективному использованию редких ресурсов общества. Таким образом, экономика конкурентных цен стремится распределить ограниченные количества ресурсов, имеющихся в распоряжении общества, так, чтобы максимизировать удовлетворение
потребностей. Действительно, эффективное использование ограниченных ресурсов требует выполнения двух условий: эффективность распределения ресурсов и производственная эффективность. Для достижения эффективности распределения ресурсов ресурсы должны быть распределены между фирмами и отраслями так, чтобы получить определенный ассортимент продукции, которая наиболее необходима обществу (потребителям). Эффективность распределения ресурсов достигается, когда невозможно изменить структуру совокупного объема производства так, чтобы получить чистую выгоду для общества. В свою очередь производственная эффективность требует, чтобы каждый товар, включенный в этот
состав оптимальной продукции, производился наименее дорогостоящим
способом. Вполне очевидно, что эти два условия полностью выполняются в условиях чистой конкуренции. Каждая фирма будет стремиться к достижению производственной эффективности, так как, используя минимум ресурсов и минимально дорогую технологию, у фирмы появятся минимальные издержки, что соответственно скажется на цене данной продукции. В результате чего фирма сможет произвести и продать большее количество товара и получить максимальную прибыль. Говоря об эффективности распределения ресурсов, стоит заметить, что в условиях чистой конкуренции руководящиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар точно до той точки, в которой цена и
предельные издержки уравниваются. Это озночает, что ресурсы в условиях
конкуренции распределены эффективно. В тоже время экономисты признают четыре возможных фактора, препятствующих эффективности распределения ресурсов в конкурентной экономике:
1. отсутствие причины, по
которой конкурентная рыночная
система приведет к
2. распределяя ресурсы, конкурентная
модель не допускает побочных
издержек и выгод или
3. отрасль с чистой
конкуренцией может мешать
4. конкурентная система не обеспечивает ни широкого диапазона выбора
продуктов, ни условий для разработки новых продуктов.
Рыночная экономика РФ в условиях конкуренции
Рынок в
любой момент времени состоит
из решений участников рынка.
Эти решения включают в себя
соответствующие решения
И по мере развертывания
рыночного процесса, в ходе которого один
период рыночной неосведомленности сменяется
другим, в котором неосведомленность несколько
уменьшилась, каждый покупатель и продавец
пересматривает свои решения купить или
продать в свете только что полученной
им информации об альтернативных возможностях,
которые те, кому он хотел бы продать или
у кого хотел бы купить, могут ожидать
встретить где-либо еще на рынке. В этом
смысле рыночный процесс по своей природе
является конкурентным. Систематическое
изменение в решениях между двумя любыми
последовательными периодами делает каждую
возможность, предлагаемую на рынке, более
конкурентной в последующем периоде по
сравнению с предшествующим, т. е. она предлагается
с более полной осведомленностью о других
возможностях, которые были предложены
и с которыми необходимо конкурировать.
Информация о работе Конкурентноспособность в современной экономике