Конкурентноспособность в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 20:47, реферат

Краткое описание

Конкуренция - это состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае — между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод (от лат. concurrentia - сталкиваться). Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей.

Содержание

Введение……………………………………………………………….……….…3
1) Сущность экономической конкуренции……………………………….……4
1.1) Функции и виды экономической конкуренции………………..…..……..6
2) Конкуренция в современном мире…………………………………....……12
2.2) Общее влияние конкуренции на развитие рынка………………………..15
3) Рыночная экономика РФ в условиях конкуренции……………………….16
4) Экономическая оценка современного состояния конкуренции…………..18
Заключение………………………………………………………………………21
Список использованной литературы………………………………………....23

Вложенные файлы: 1 файл

Микроэкономика.docx

— 88.60 Кб (Скачать файл)

   Мы должны отметить, что осведомленность о конкурирующих возможностях подразумевает нечто большее, нежели то, что принимающий решения субъект, знает о том, что решение не может быть осуществлено, если оно предоставляет для рынка менее привлекательные возможности, чем предложенные его конкурентами. Это также подразумевает, что он знает о том, что должен предложить возможности более привлекательные, чем его конкуренты. Его конкуренты, в свою очередь, как только им становится известно с чем они конкурируют, вынуждены еще более подсластить возможности, предлагаемые ими рынку и т.д. В этой борьбе за опережение своих конкурентов (но в то же время избегая создания возможностей более привлекательных, чем необходимо) участники рынка тем самым вынуждаются самим конкурентным рыночным процессом приближаться к границам своей способности прибыльно присутствовать на рынке. Конкуренция среди потребителей за определенный товар может, например, привести к повышению его цены. Каждый потребитель старается не потреблять сверх уровня, при котором предельная покупка лишь стоит того. По ходу этого процесса потребители менее жаждущие предельных единиц первыми выбывают из гонки. Конкуренция между собственниками какого-либо ресурса может привести к снижению цены на данный ресурс. Те собственники, для которых его продажа требует больших жертв, будут выбывать из гонки по мере того, как падающая цена будет делать оправданной продажу все меньшего и меньшего количества единиц этого ресурса.  
   Если бы этот конкурентный процесс дошел до своего конца – или, другими словами, если бы все решения стали полностью согласованными,  - то каждый участник уже не был бы вынужден улучшать возможности, которые он в данный момент предлагает рынку, т. к. никто не делал бы более привлекательных предложений. Т. о., имея полностью согласованные решения, участники могут постоянно, период за периодом предлагать похожие возможности остальному рынку. В таких обстоятельствах никому нет необходимости быть немного впереди своих конкурентов (в плане привлекательности предлагаемых возможностей), т. к. все текущие планы могут быть реализованы без неприятностей. В состоянии рыночного равновесия конкуренция перестает быть активной силой. Прекращение рыночного процесса, которое характерно для равновесного состояния, будет прекращением конкурентного процесса.

Экономическая оценка современного состояния конкуренции

   Конкуренция напрямую  зависит от состояния экономики, от экономического состояния рынка. Во второй половине 90-х в России сложилась благоприятная экономическая конъюнктура. В после кризиса 1998 г. ВВП страны увеличился на 5,6%, индекс деловой активности в промышленном производстве, составил 1,9%, продолжалось повышение индекса доверия потребителя. Индексы доверия потребителя и деловой активности выражаются в процентах и отражают разницу между долями численности опрашиваемых респондентов, положительно и отрицательно ответивших на вопросы об изменении экономической конъюнктуры. Индикатор доверия потребителя показывает разницу между долей домашних хозяйств, отметивших рост их потребительских расходов, и долей домашних хозяйств, отметивших снижение своих потребительских расходов. Деловая активность является агрегированным индексом, в него входят индикаторы доверия производителя и доверия инвесторов. Вместе с тем часто два последние индикатора используются и самостоятельно. Финансовый кризис в Юго-Восточной Азии, а затем в Европе вызвал бегство капиталов с рынков России. По оценке JP Morgan, в 1999 г. дефицит торгового баланса России составлял 288 млрд. долл. Для сравнения укажем, что у 11 стран, входящих в Европейский экономический и валютных союз, существует положительное сальдо торгового баланса в размере 102 млрд. долл., а у Японии - 136 млрд. долл. Усилия денежных властей России в 1998 г. были направлены на уменьшение негативного влияния мирового финансового кризиса на экономику России.

    Рост доверия потребителя с 19999 г. был вызван, с одной стороны, увеличением занятости, что вело к росту доходов, с другой стороны, на внутренний рынок России стал поступать большой объем импорта по более низким, чем прежде, ценам из-за понижения цен на мировых товарных рынках и девальвации национальных валют в странах, пострадавших от мирового финансового кризиса.

Кредитование сектора домашних хозяйств существенно не изменилось. Обзор свидетельствует о стремлении небольшой части банков расширить потребительский кредит, вместе с тем банки ограничили условия пользования кредитными карточками. Условия предоставления банками средств сектору домашних хозяйств по другим видам кредитования не изменились. Рост банковских холдингов, проводящих операции с ценными бумагами, по мнению респондентов, связан с ростом доходности этих операций, возможностью повысить срочность фондового портфеля, увеличить долю привлеченных средств в капитале. Многие банки отметили некоторое ухудшение условий на рынке синдицированных кредитов. Банки были обеспокоены тем, что при использовании их активов в ходе синдицирования не учитываются изменения условий кредитования на рынке заемных средств, происходящие в течение льготного периода, занимающего до шести месяцев.

Экономическая конъюнктура не только чутко реагирует на колебания денежно- кредитной политики, но в определенной мере и обусловливается этой политикой, что дает возможность предсказывать изменения экономической конъюнктуры. Оживление деловой активности (рост индекса предпринимательского доверия) ожидает малые предприятия, что касается крупных и средних предприятий, то для них льготы при кредитовании использовались в меньшей степени, и, следовательно, ожидать повышения деловой активности в этом сегменте производства не приходится.

   Ограничение условий  кредитования сжимает спрос, а  предоставление льготных условий  кредитования расширяет его предложение. При этом необходимо обратить внимание как на соотношение между удельным весом тех банков, которые не изменяют условия кредитования, и удельным весом тех банков, которые это сделали, так и на суммарный удельный вес банков,                  которые ограничили или смягчили условия кредитования. При стабильной денежно- кредитной политике рост доли банков, не  вводящих дополнительные ограничения условий кредитования, свидетельствует о расширении требований заемщиков и, как    следствие, о повышении вероятности оживления экономической конъюнктуры.

   Таким образом, несмотря  на существенные трудности в  экономике России, рынок развивается  и уже сегодня можно говорить  о том, что современные тенденции  способствуют созданию конкурентных  преимуществ в России.

Заключение

  В заключении, подводя  итог всему сказанному, хотелось  бы отметить, что чистая конкуренция, равно как и чистая монополия  являются по своей сути скорее  исключениями, а не правилом рынка. На любом рынке всегда присутствуют  и олигополии, и элементы  несовершенной  конкуренции. Безусловно, действуют  на рынках и монополии.

   Однако с другой  стороны, существуют достаточно  весомые аргументы в пользу  монополий, и направленные против  совершенной конкуренции. Продукция  монополистических компаний отличается  достаточно высоким качеством, что  и позволило этим фирмам завоевать  господствующее положение на  рынке. Монополизация в отличие  от совершенной конкуренции воздействует  на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном  рынке обладает достаточными  средствами для успешного проведения  исследований и разработок.

конкуренция является несомненным двигателем современной экономики. Она позволяет создавать что-то новое, двигаться дальше.

   Стоит заметить, что Россия  обладает достаточно научно - производственным и кадровым потенциалом, богатейшими природными ресурсами (в четыре раза богаче США), чтобы разработать систему обеспечения конкурентоспособности страны, настойчиво и терпеливо, но неуклонно уходить с характерного для россиян 127 места в мире по конкурентоспособности. Если же в     ближайшее время не начнется реальное создание условий для развития свободной      конкуренции, для повышения конкурентоспособности России в целом, то вскоре можно будет ожидать еще большее снижение конкурентоспособности страны, а вместе с этим и дальнейшее снижение жизненного уровня населения, так как именно уровень развития  конкуренции во многом определяет жизненный уровень населения каждой страны.

 

Высокий уровень конкуренции – показатель развития той ли иной национальной экономики. Грамотно разработанное антимонопольное законодательство способствует развитию конкуренции, что ведет за собой прогресс в науке и технике.

Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования любой рыночной экономики.

В заключение хочется привести слова Г. Форда, который приветствовал своих коллег словами – «Не обращай внимания на конкуренцию. Пусть работает тот, кто лучше справляется с делом. Попытка расстроить чьи-либо дела – преступление, ибо она означает попытку расстроить в погоне за наживой жизнь другого человека и установить взамен здравого разума господство силы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1) Бобров Н. Конкурентная борьба «Маркетинг»». 2007.

2) Базылев Н. И. «Экономическая теория: учебник для вузов». 2003.

3) Смит А. «Исследование о природе и причинах богатства народов». 2007.

4) Юданов А. Ю. «Конкуренция: теория и практика». 2001.

5) Рубин Ю.Б. «Теория и практика предпринимательской конкуренции: учебник». 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ООО Маркет ДС «Корпорейшн», 2004.

6) Гвичия Г.М. «Роль и значение конкуренции в рыночной экономике». С. – Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. Препринт. – СПб.: Изд-во С. – Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2004

7) Медведев Г.А. «Конкуренция: сущность, методы, стратегии». – М.: Дашков и К, 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Конкурентноспособность в современной экономике