Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 09:05, курсовая работа
Целью настоящей работы является определение путей и методов повышения конкурентоспособности страны.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- теоретическое исследование понятия «конкурентоспособность продукции», изучение его сущности;
- определение факторов, критериев и показателей конкурентоспособности продукции;
- анализ существующих подходов к оценке конкурентоспособности продукции;
- определение путей и методов повышения конкурентоспособности продукции;
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОЩЕНИЕ КАТЕГОРИЙ «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
1.1 Понятие, виды и показатели конкурентоспособности продукции и национальной экономики конкурентоспособность продукция
1.2 Факторы конкурентоспособности
2. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ В БЕЛАРУСИ
2.1 Конкурентоспособность национальной экономики Беларуси
2.2 Конкурентоспособность белорусской продукции в современных условиях
2.3 Основные направления повышения конкурентоспособности продукции белорусских товаропроизводителей и национальной экономики
3. ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РБ
3.1 Повышение конкурентоспособности внешней торговли Беларуси
3.2 Факторы конкурентоспособности экспорта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОЩЕНИЕ КАТЕГОРИЙ «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
1.1 Понятие, виды и показатели конкурентоспособности продукции и национальной экономики конкурентоспособность продукция
1.2 Факторы конкурентоспособности
2. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ В БЕЛАРУСИ
2.1 Конкурентоспособность национальной экономики Беларуси
2.2 Конкурентоспособность белорусской продукции в современных условиях
2.3 Основные направления повышения конкурентоспособности продукции белорусских товаропроизводителей и национальной экономики
3. ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РБ
3.1 Повышение конкурентоспособности внешней торговли Беларуси
3.2 Факторы конкурентоспособности экспорта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Введение
Выбор темы настоящей работы обусловлен чрезвычайной актуальностью для всех стран мирового хозяйства проблемы повышения конкурентоспособности, как самих хозяйствующих субъектов, так и создаваемых ими объектов (товаров или услуг).
Формирование потенциальной возможности хозяйствующих субъектов к конкурентной борьбе и достижению эффективных результатов в сегодняшних условиях осложняется в связи с необходимостью постоянного приспособления к изменяющимся условиям, что требует, в свою очередь, поиска научно-обоснованных концепций функционирования и развития предприятия, повышения его конкурентоспособности. Разработка таких концепций обуславливает необходимость глубокого исследования как самой экономической категории конкурентоспособности, ее особенностей и признаков, так и сущности влияния общемировых тенденций, политических факторов, особенностей конкретно-исторической стадии развития на процесс ее формирования и совершенствования. Т. е. в рыночной экономике категория конкурентоспособности является одной из ключевых, поскольку ее уровень определяет успех или неудачу в деятельности предприятия, а повышение конкурентоспособности продукции и как следствие рост ее экспорта являются средствами для повышения уровня жизни населения страны.
Таким образом, тема данной курсовой работы является не только актуальной, но и имеет практическую значимость.
Целью настоящей работы является определение путей и методов повышения конкурентоспособности страны.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- теоретическое исследование
- определение факторов, критериев
и показателей
- анализ существующих подходов
к оценке
- определение путей и методов
повышения конкурентоспособност
В соответствии с поставленными задачами, курсовая работа состоит из введения, теоретической части, практической части, заключения и списка использованной литературы.
Следует отметить довольно высокую степень разработанности исследуемой проблемы в научной литературе. Теоретической и методологической основой исследования данной курсовой работы являются научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам оценки и повышения конкурентоспособности продукции.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОЩЕНИЕ КАТЕГОРИЙ «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ»
1.1 Понятие, виды и показатели конкурентоспособности продукции и национальной экономики
Универсальное определение конкурентоспособности экономической наукой отсутствует. Спектр мнений по этому поводу весьма широк: от трактовки ее как способности производить и реализовывать товары и услуги до формулировок, делающих акцент на способности обеспечивать высокий уровень доходов населения.
Таблица 1 - Систематизация и обобщение теоретических подходов к определению понятия “конкуренция”
И. М. Лемешевский |
Экономическая борьба между участниками рыночных отношений за наиболее выгодные условия купли-продажи товара и за сферы приложения капитала [Экономическая теория. Основы. Вводный курс; 3-е издание; Минск 2007 с. 204] |
В. Г. Золотогоров |
Экономическое соперничество между обособленными товаропроизводителями за удовлетворение своих интересов, выгодные условия производства и сбыта товаров, получение более высокой прибыли [Экономика. Энциклопедический словарь; издание второе; Минск 2004 с. 213] |
Г. П. Журавлёва |
Означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров [Экономика, учебник; Москва 2004 с. 178] |
А. С. Головачёв |
Экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка [Экономика предприятия, часть 2; Минск 2008 с. 210] |
И. В. Липсиц |
Экономическое соперничество за право получения большей доли определённого вида ограниченных ресурсов [Экономика. Учебник для вузов; Москва 2004 с. 652] |
Источник: собственная разработка
Таким образом, в общем смысле конкурентоспособность – это обладание каким-либо субъектом хозяйствования свойствами, дающими преимущества в соревновании с соперником.
Ранее при исследовании вопросов конкурентоспособности на передний план традиционно выдвигались выгодное географическое положение, обладание богатыми природными ресурсами и наличие благоприятных цен на основные факторы производства. В настоящее время акценты смещаются в сторону таких факторов, как высокая производительность, качество жизни основной массы населения, обладание высокими технологиями, а также экономическая среда, способствующая технологическому лидерству и выработке успешной глобальной конкурентной стратегии. В результате конкурентоспособность становится одним из ключевых понятий, в котором концентрированно выражаются экономические, научно-технические, производственные, организационно-управленческие, маркетинговые и иные возможности не только отдельного товара, отрасли, но и экономики страны в целом или даже групп стран. В связи с этим обычно рассматривают три вида (уровня) конкурентоспособности:
- продукции, предприятия (микроуровень);
- отрасли или отдельных регионов (мезоуровень);
- народнохозяйственных
Конкурентоспособность товара (продукции) – это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Конкурентоспособность товара, как правило, определяется путем сравнения его различных параметров с аналогичными показателями товара-конкурента.
В экономической теории выделяют различные показатели и методы оценки конкурентоспособности товаров: по объему их продаж, сравнению уровня издержек производства и реализации, анализу финансовых показателей, анализу рыночных долей и их динамики.
В качестве наглядного примера конкурентоспособности конкретной продукции можно использовать производство автомобилей. Еще 10–15 лет назад мы имели весьма слабое представление о корейских автомобилях. Но сейчас корейские компании теснят на мировом рынке ведущих автопроизводителей мира. Если с 1998 по 2005 год последние увеличили объемы производства в среднем на 10–20%, то за этот период корейская компания «Hundai-Kia» нарастила объемы производства более чем в 3 раза: с 900 тыс. до 3 090 тыс. автомобилей, увеличив тем самым свою долю на мировом рынке производства автомобилей с 1,7% до 4,7%. Этот факт наглядно свидетельствует о растущей конкурентоспособности южнокорейских авто.
Конкурентоспособность продукции неразрывно связана с конкурентоспособностью предприятия (фирмы). К важнейшим показателям конкурентоспособности предприятия (фирмы) относят рентабельность производства, производительность труда, уровень качества производимых товаров, характеристики инновационной деятельности, показатели экспорта. Решающей предпосылкой конкурентоспособности предприятия является производство конкурентоспособных товаров.
Среди основных конкурентных преимуществ предприятия (фирмы) традиционно выделяют:
- предложение лучшей продукции на рынке;
- предоставление лучшего
- обеспечение более низких, чем у конкурентов, цен;
- лучшее территориальное
- выпуск продукции с более привлекательными для потребителя свойствами или внешним видом;
- более короткое время выхода на рынок с новой продукцией;
- обладание популярной торговой маркой и высокой репутацией.
Конкурентные преимущества достигаются за счет природных, материальных, трудовых и финансовых факторов: более дешевых производственных ресурсов, выгодного географического положения страны, высокой производительности труда, более современных технологий, развитой инфраструктуры. Как показывает практика, успех в международной конкуренции на сегодняшний день определяет не столько наличие природных, человеческих, финансовых и других ресурсов, сколько эффективное их использование.
Яркой иллюстрацией сказанному служит пример белорусского предприятия по производству холодильников ЗАО «Атлант». Завод демонстрирует свою конкурентоспособность последние 15–20 лет. Даже в начале 1990-х годов, когда большинство белорусских предприятий находилось на грани банкротства, «Атлант» не снизил объемов производства (728 тыс. холодильников в 1990 году и 746 тыс. в 1995-м), а в 2006 году было уже произведено 1 050 тыс. холодильников и морозильников.
Конкурентоспособность отрасли характеризуется оценкой ее положения на международных рынках и определяется рядом факторов:
- оптимальным уровнем
- высоким удельным весом
- качественной информационной
и нормативно-методической
- наличием конкурентоспособных поставщиков;
- наличием доступа к качественному дешевому сырью и другим ресурсам;
- эффективностью использования ресурсов;
- высоким уровнем радикальных новшеств (патентованные товары, технологии, информационные системы);
- проведением сертификации
- эксклюзивностью товаров отрасли;
- высокой эффективностью
- высокой долей экспорта
- высоким удельным весом в мировом экспорте товаров и мировом производстве.
Количественно отраслевую конкурентоспособность характеризуют показатели доли экспорта товара в общем объеме экспортных поставок страны или мировом экспорте товаров, доли данной отрасли в ВВП государства. Например, в Японии высокую конкурентоспособность демонстрируют такие отрасли, как автомобилестроение, радиоэлектроника; в Дании – сельскохозяйственное производство; в Италии, Испании, Болгарии – туризм.
В современных условиях конкурентоспособность (предприятия, отрасли или экономики в целом) обусловлена, прежде всего, стабильностью политических, социальных и экономических условий. Поэтому главным уровнем обеспечения конкурентоспособности заслуженно признается государственный, на котором определяются т. н. «правила экономической игры», то есть основные условия функционирования всей хозяйственной системы.
Конкурентоспособность национальной экономики – это способность страны как геополитического субъекта производить и реализовывать товары и услуги, отвечающие требованиям мировых рынков, и создавать условия наращивания государственных ресурсов со скоростью, позволяющей обеспечивать устойчивые темпы роста ВВП и качество жизни населения на уровне мировых значений.
Конкурентоспособность страны характеризуют ряд факторов:
- стабильность политической и правовой системы;
- высокая эффективность
- наличие природных ресурсов и благоприятный климат, выгодное географическое положение;
- открытость экономики, высокий
уровень международной
- значительные вложения в
- высокий уровень ВВП на душу населения;
- значительная доля
- оптимальный экспорт-импорт;
- наличие конкурентной среды;
- значительные расходы из
Исследователи проблемы конкурентоспособности используют различные методологические подходы для измерения ее уровня в целях сравнения этого показателя в различных странах. Наиболее широко используются три основных подхода.
Информация о работе Конкурентоспособность белорусских товаров на международных рынках