Конкурентоспособность экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 06:26, курсовая работа

Краткое описание

Россия - часть мировой экономики, и это свершившийся факт. Наиважнейшая цель Правительства России: создание конкурентоспособной экономики, обеспечивающей лидерство страны на международном рынке. Анализ конкурентоспособности экономики России, определение её места в современной мировой экономике и дальнейшие перспективы развития конкурентоспособности российской экономики - является основной целью данного реферата.

Содержание

Введение

. Теоретические аспекты

.1 Понятие конкурентоспособности

.2 Факторы конкурентоспособности

.3 Конкурентная стратегия страны

. Практические аспекты

.1 Конкурентоспособность: рейтинг России

.2 Девальвация как инструмент повышения конкурентоспособности национальной экономики

.3 Защита конкуренции: санкции, адекватные нарушения

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 31.20 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа

 

по национальной экономике

 

на тему:

 

Конкурентоспособность экономики  России

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

Введение

 

. Теоретические аспекты

 

.1 Понятие конкурентоспособности

 

.2 Факторы конкурентоспособности

 

.3 Конкурентная стратегия  страны

 

. Практические аспекты

 

.1 Конкурентоспособность:  рейтинг России

 

.2 Девальвация как инструмент  повышения конкурентоспособности  национальной экономики

 

.3 Защита конкуренции:  санкции, адекватные нарушения

 

Заключение

 

Список используемой литературы

 

Приложение

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Россия - часть мировой  экономики, и это свершившийся факт. Наиважнейшая цель Правительства России: создание конкурентоспособной экономики, обеспечивающей лидерство страны на международном рынке. Анализ конкурентоспособности  экономики России, определение её места в современной мировой  экономике и дальнейшие перспективы  развития конкурентоспособности российской экономики - является основной целью  данного реферата.

 

Основа конкурентоспособной  экономики - конкурентоспособная промышленность. Все действия Правительства: разрабатываемые  программы и законодательные  акты, процедуры государственного регулирования  и мероприятия государственной  поддержки должны быть подчинены  главной и приоритетной на сегодня  цели - обеспечение конкурентоспособности  российских предприятий, а, следовательно, конкурентоспособности экономики и страны в целом.

 

Конкуренция - одна из самых  главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия  для ее самореализации в сфере  экономики путем разработки и  создания новых конкурентоспособных  товаров и услуг. В современных  условиях усиливающегося процесса глобализации и интернационализации проблемы международной конкуренции выходят  на первый план.

 

Показателем признания ведущей  роли конкуренции для успешного  функционирования рыночного хозяйства  является тот факт, что в большинстве  стран мира, включая страны с переходной экономикой, к настоящему времени  приняты законы о конкуренции  и созданы национальные органы, занимающиеся этими вопросами.

 

Страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависит от способности конкретного товаропроизводителя выпускать конкурентоспособный товар.

 

Конкурентоспособность экономики - основа для развития. Конкурентоспособность  экономики - это в первую очередь  активизация экспорта. Развитие экспорта - сверхзадача Правительства.

 

Конкурентоспособность России - это флаг, который Правительство  должно нести в руках как главный  символ преобразований в экономике. Это та идея, которая может объединить людей, независимо от их политических предпочтений и положения в обществе.

 

Все эти аргументы свидетельствуют  о неоспоримой актуальности решения  вопроса о конкурентоспособности  страны, как одного из основополагающих факторов успешного развития государства во всех сферах жизнедеятельности.

 

 

 

. Теоретические аспекты

 

 

.1 Понятие конкурентоспособности

 

 

"Конкурентоспособность  - это свойство объекта, имеющего  определенную долю соответствующего  релевантного рынка, которое характеризует  степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных  и других характеристик объекта  требованиям потребителей, определяет  долю рынка, принадлежащую данному  объекту, и препятствует перераспределению  этого рынка в пользу других  объектов".

 

Следствиями приведенного определения  являются следующие достаточно очевидные  утверждения:

 

полностью конкурентоспособной  может быть признана только такая  продукция, которая обладает различными по своей природе показателями, не уступающими (по крайней мере) соответствующим  показателям проданного товара в  условиях конкретного рынка;

 

основой для оценки конкурентоспособности  любого вида продукции должно являться комплексное исследование рынка  методами современного маркетинга, что  позволит не просто определить некоторый  абстрактный "базовый образец", но и правильно оценить место  анализируемого объекта на данном рынке в сопоставлении с аналогичными оценками реальных и возможных субъектов рынка;

 

при приобретении товара потребитель  останавливает свой выбор на том  образце среди аналогичных, который в наибольшей степени удовлетворяет его потребность.

 

Для определения конкурентоспособности  страны используется около 340 показателей (Показатели конкурентоспособности - система  критериев количественной оценки состояния конкурентоспособности товара или группы товаров одного класса.) и более 100 оценок экспертов-экономистов.

 

Традиционно высокой конкурентоспособностью обладают США, Япония, Германия, Швейцария. При этом эксперты отмечают не только мощный общеэкономический базис  конкурентоспособности этих стран, который достаточно полно характеризуется  факторами конкурентоспособности, но и не менее важный структурный  аспект их конкурентоспособности. А  именно: степень адаптации экономики  к эволюции мирового спроса; точный выбор национальной специализации, соответствующий внутренним возможностям; умение избежать острой и бессмысленной  конкуренции, переключившись на выпуск новых товаров или освоение новых  рынков. В понимании глобальной структуры  мирового спроса, в способности динамично  на него реагировать, одновременно активно  формируя его в нужном направлении и состоит секрет рыночного успеха ведущих мировых экспортеров.

 

 

.2 Факторы конкурентоспособности

 

 

Конкурентоспособность интегрирует (синтезирует) все аспекты, стороны, факторы функционирования и развития объекта управления. В соответствии с определением системы, как состоящей  из внешнего окружения (взгляд вовнутрь, первично) и внутренней структуры (взгляд изнутри, вторично), факторы конкурентоспособности следует подразделять на всеобщие внешние и специфические внутренние.

 

Факторы конкурентоспособности:

 

) первичным в определении  конкурентоспособности товара является  конкурентоспособность внешнего  окружения: качество управления, конкурентоспособность страны, региона,  организации. Эти факторы можно  изобразить в виде «матрешки»: в центре организация, далее  регион, страна, качество управления;

 

) среди специфических  внутренних факторов конкурентоспособности  товара важнейшим является его  качество, определяющее уровень  цены и затрат на использование  товара;

 

) качество сервиса потребителей  товара определяет уровень затрат  за жизненный цикл товара;

 

) структура факторов по  степени их влияния на конкурентоспособность  для каждой группы товаров  будет индивидуальной.

 

Профессор В.Я. Белобрагин предлагает включить в состав факторов конкурентоспособности товаров, наряду с рассмотренными четырьмя факторами, еще два - сроки поставок и имидж производителя. В предлагаемой нами структуре факторов конкурентоспособности товара «сроки поставок» входят в «качество управления», а «имидж производителя» - в «качество сервиса потребителей товара».

 

Главным, всеобщим внешним  фактором конкурентоспособности является качество стратегических управленческих решений, выражающее степень обоснованности распределения ресурсов, точность прогнозов будущих параметров управляемых объектов. Качество управления можно повысить путем анализа действия экономических законов и законов организации, соблюдения принципов, применения научных подходов и методов.

 

В настоящее время наиболее конкурентоспособные корпорации мира уделяют большое внимание повышению  точности технических и социально-экономических  прогнозов на длительную перспективу  за счет увеличения количества учитываемых  внешних и внутренних факторов, применения современных методов оптимизации. Не меньшее внимание уделяется повышению  качества сырья, материалов и комплектующих, качества оборудования и различных  процессов с целью уменьшения допуска соединений и производственного  брака. Так, корпорации «General Motors», «Ford», «Motorola», «Mercedes», «Toyta» и др. ежегодно тратят миллиарды долларов на повышение качества изготовления, снижение брака до шести сигм (не более 3,5 возможных дефектов на миллион операций). Российская промышленность, по нашей оценке, работает по системам, допускающим количество дефектов в тысячи раз больше шести сигм.

 

Низкое качество управления на всех уровнях иерархии, то есть игнорирование  механизмов действия экономических  законов и законов организации, научных подходов и принципов, современных  методов и моделей управления (в широком смысле этого понятия), приводит к неоправданным политическим и социально-экономическим решениям, неэффективному использованию ресурсов.

 

Перечень всеобщих внешних  и специфических внутренних факторов повышения конкурентоспособности  для каждого вида объекта управления будет индивидуальным.

 

Специфические внутренние факторы  конкурентоспособности региона  и страны по степени их воздействия  на конечный результат качество жизни  рекомендуется подразделять еще  и на стратегические и фактические. Формирование, финансирование и реализация стратегических факторов конкурентоспособности (инвестиционный климат, инновационная активность, расходы на НИОКР и на развитие личности и др.) обеспечивают улучшение фактических показателей или факторов (безопасность, качество инфраструктуры, индекс развития человеческого потенциала, уровень безработицы, продолжительность жизни и др.).

 

На уровень конкурентоспособности  региона и страны непосредственное влияние оказывает качество политических, социально-экономических, инновационных  процессов. Поэтому эти процессы и конкурентоспособность следует  исследовать с применением системного, комплексного, маркетингового и других научных подходов.

 

 

.3 Конкурентная стратегия  страны

 

 

Необходимо понять, как  страна создаёт и удерживает конкурентное преимущество. На современном этапе  возможности стран не ограничены.

 

Для понимания природы  конкуренции основной единицей является отрасль (неважно, перерабатывающая или  из сферы услуг), либо отрасли, т.е. группа конкурентов, производящих товары или  услуги и непосредственно соперничающих  между собой. Стратегически значимая отрасль включает в себя продукты со сходными источниками конкурентного  преимущества. Кроме того, могут  быть родственные отрасли, у продукции  которых - те же показатели, технология производства или каналы сбыта, но они  предъявляют свои требования к конкурентному  преимуществу. На практике границы  всегда весьма расплывчаты.

 

Разрабатывая конкретную стратегию, страна стремится найти  и воплотить способ выгодно и  долговременно конкурировать в  своей отрасли. Универсальной конкурентной стратегии не существует; только стратегия, согласованная с условиями конкретной отрасли промышленности, навыками и капиталом, которыми обладает страна, может принести успех.

 

Конкретная стратегия  должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли  и процесса её изменения. В любой  отрасли экономики - неважно, действует  она только на внутреннем рынке или  на внешнем тоже,- суть конкуренции  выражается пятью силами:

 

. угрозой появления новых  конкурентов;

 

. угрозой появления товаров  или услуг - заменителей;

 

. способностью поставщиков  комплектующих изделий и т.д.  торговаться;

 

. способностью покупателей  торговаться;

 

. соперничеством уже имеющихся  конкурентов между собой.

 

конкурентный стратегия россия девальвация

 

 

. Практические аспекты

 

 

.1 Конкурентоспособность:  рейтинг России

 

 

Россия потеряла 9 позиций  и опустилась на 62-е место в  рейтинге конкурентоспособности экономик мира на 2006-2007 гг., подготовленном Международным  экономическим форумом (МЭФ). Это  не очень важный показатель, но он наглядно свидетельствует о ненормальном положении дел в российской экономике.

 

Эксперты МЭФ связывают  снижение российского рейтинга главным  образом с несовершенством судебной системы страны. "Процесс получения  правовой помощи в России, в отличие  от большинства развивающихся экономик, занимает долгое время и требует  значительных затрат, в то же время  не являясь достаточно прозрачным", - говорится в докладе. В "правильном" переводе Гоблина это звучало  бы так: "Захваты предприятий в  России стали таким обычным делом, что заниматься любым бизнесом, кроме  криминального в этой стране стало себе дороже".

 

В настоящее время российские вузы не готовят специалистов по конкурентоспособности (только с 2002 г. в некоторых ведущих  вузах стали изучать курс «Управление  конкурентоспособностью организации» в рамках второго высшего экономического образования). В стране отсутствуют  какие-либо нормативные акты (законы, указы Президента РФ, постановления  Правительства РФ и др.), печатные органы по конкурентоспособности и  т.д. А между тем, согласно докладу  Мирового экономического форума, по рейтингу конкурентоспособности среди 80 стран  Россия занимает всего лишь 62 место!

 

Принятый 27 декабря 2002 г. Федеральный  закон «О техническом регулировании» концептуально изменяет подходы  к управлению научно-техническим  прогрессом, стандартизацией, сертификацией  и другими комплексными проблемами повышения эффективности российской экономики. Упомянутый закон «пронизывает»  идея повышения конкурентоспособности  продукции. При этом повышение качества управления, качества продукции, качества сервиса потребителей, цена и затраты  на применение продукции будут факторами, определяющими конкурентоспособность. В соответствии с принципами системного подхода, требованиям которого отвечает Федеральный закон, сначала следует  строить целое (систему), а затем  структурировать его и заниматься пропорциональным развитием каждого компонента целого. В России же пытались делать все наоборот, то есть улучшать один компонент (качество продукции) целого (конкурентоспособности) без структуризации целого. Игнорирование в последние 10 лет системного подхода привело к бесполезной трате огромных средств на всех уровнях экономики.

Информация о работе Конкурентоспособность экономики России