Конкурентоспособность экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 06:26, курсовая работа

Краткое описание

Россия - часть мировой экономики, и это свершившийся факт. Наиважнейшая цель Правительства России: создание конкурентоспособной экономики, обеспечивающей лидерство страны на международном рынке. Анализ конкурентоспособности экономики России, определение её места в современной мировой экономике и дальнейшие перспективы развития конкурентоспособности российской экономики - является основной целью данного реферата.

Содержание

Введение

. Теоретические аспекты

.1 Понятие конкурентоспособности

.2 Факторы конкурентоспособности

.3 Конкурентная стратегия страны

. Практические аспекты

.1 Конкурентоспособность: рейтинг России

.2 Девальвация как инструмент повышения конкурентоспособности национальной экономики

.3 Защита конкуренции: санкции, адекватные нарушения

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 31.20 Кб (Скачать файл)

 

В феврале 2003 г. Правительство  РФ приняло «Программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную  перспективу (2003-2005 годы)». В п.1.1 программы  отмечается: «Усилившиеся в конце  прошлого века тенденции к глобализации значительно обострили проблему конкурентоспособности России. В  отсутствие значимых межстрановых барьеров для перемещения капитала, рабочей силы, технологий, информации первостепенное значение для России приобретает проблема поддержания национальной конкурентоспособности в борьбе за привлечение мировых экономических ресурсов, а также за удержание собственных. В случае проигрыша в конкурентной борьбе Россия теряет не только значительную часть экономических ресурсов, но и политический вес, позиции на внешних рынках, и, самое главное, теряет потенциал к устойчивому развитию. Задача достижения высоких темпов экономического роста не должна рассматриваться в отрыве от индикаторов конкурентоспособности экономики».

 

В каждом разделе программы  идея повышения конкурентоспособности  определяется как важнейший инструмент возрождения национальной экономики.

 

К сожалению, программа разработана  в духе советских «Основных направлений  социально-экономического развития страны на пятилетний период». В целом она  носит декларативный характер, направления  социально-экономического развития Российской Федерации неконкретные. Нет механизма  повышения конкурентоспособности  страны.

 

Так, авторы программы предлагают еще более уменьшить долю государственной  собственности, степень участия  государства в управлении экономикой. Это стратегическая ошибка наших  реформаторов, впервые совершенная ими более 10 лет назад, когда руководители без научно обоснованной стратегии реформирования стали проводить «ковбойскую» (сначала стреляют, потом целятся) приватизацию, либерализацию, стабилизацию. Кто будет нести ответственность за то, что коэффициент извлечения из недр природных ресурсов в России примерно в 2 раза ниже, чем в развитых странах? Обновление основных фондов в несколько раз ниже норматива, и их износ превышает критический уровень. В России растет разрыв между доходами богатых и бедных, не снижаются организованная преступность и коррупция, уменьшается продолжительность жизни россиян, ухудшается ее качество. Участие государства в управлении экономикой малоэффективно, о чем свидетельствуют сложности создания и функционирования нового бизнеса, бюрократизм, беспорядок во многих сферах общественной жизни. Государство обязано разработать и реализовать стратегические меры по повышению качества управления, конкурентоспособности страны и качества жизни населения.

 

Низкий рейтинг России по большинству критериев конкурентоспособности  зафиксирован в докладе Мирового экономического форума о конкурентоспособности 80 стран за 2002 г.. В докладе приведены 188 критериев, а в Приложении 2 рейтинги 6 стран по 22 критериям конкурентоспособности.

 

 

.2 Девальвация как инструмент  повышения конкурентоспособности  национальной экономики

 

 

В настоящее время существует два полярных мнения о девальвации  как об инструменте повышения  конкурентоспособности национальной экономики.

 

С одной стороны, если в  стране (при фиксированном валютном курсе) существуют неполная занятость  и дефицит платежного баланса, то теоретически считается , что точки двойного равновесия (полная занятость и нулевое сальдо платежного баланса ) страна может достичь директивным обесцениванием национальной валюты.

 

Однако с другой стороны, в длительном периоде подорожавший импорт повысит уровень цен внутри страны, поскольку заграничные потребительские  блага включаются в потребительскую  корзину, определяющую денежную ставку зарплаты, а иностранное сырье  непосредственно включается в затраты  производства. Рост цен внутри страны сведет на нет повышение конкурентоспособности  отечественных товаров вследствие девальвации.

 

При плавающем валютном курсе  национальная валюта перманентно девальвируется и ревальвируется, и поэтому последствия мероприятий стабилизационной политики в условиях изменяющегося уровня цен становятся трудно предсказуемыми.

 

Таким образом, перед правительством страны встает вопрос, какова роль девальвации  в развитии национальной экономики.

 

Девальвация должна обеспечивать приток иностранной валюты в страну. Для России, в отличие от развитых и некоторых развивающихся стран, мощный поток валюты от экспорта имеет  особое значение, поскольку слишком  остро стоит вопрос с внешним  долгом. В связи с тем, что предложение  иностранной валюты на российском рынке  обеспечивают, в основном экспортеры, после каждого этапа выплат по внешнему долгу (перед которым государство  покупает валюту) курс рубля будет  падать, а экономическая ситуация в стране - ухудшаться. Государство, поддерживая сильный экспорт  с помощью девальвации валюты, может сформировать необходимое  количество валютных резервов. В этом смысле девальвация в какой-то мере может обеспечить так необходимую  нашей экономике стабильность.

 

Не стоит забывать, что  девальвация, имея отрицательные последствия (резкое снижение уровня жизни населения, ослабление импортеров и предприятий, зависимых от импорта) приносит все  преимущества увеличившегося экспорта и падения девизного курса, а именно: усиление экспортных отраслей, увеличение занятости, увеличение притока иностранных инвестиций (что особенно важно для повышения конкурентоспособности экономики России) и т. д.

 

Таким образом, девальвация  может служить инструментом повышения  конкурентоспособности не всей экономики  в целом, а ее экспортных отраслей. Если страна ориентируется на активное развитие экспортных отраслей, то девальвация  может быть использована в качестве такого инструмента. Однако дальнейшее развитие национальной экономики требует  переосмысления девальвации как  основного инструмента повышения  конкурентоспособности России.

 

Также на 4-м экономическом  форуме в Красноярске 19 февраля 2007 министр  экономического развития и торговли РФ Герман Греф. высказал мнение о том, что перед Россией на ближайшее будущее стоит задача введения эффективного менеджмента и эффективных местных администраций. По его словам, только при выполнении этой задачи в России будет создаваться определенная конкурентоспособность в целом и повышение эффективности работы регионов.

 

Г. Греф сказал, что ближайшие годы диктуют совершенно другую, чем ранее, макроэкономическую ситуацию. Главной задачей страны является оптимизация текущих расходов и развитие инфраструктуры.

 

По мнению Г. Грефа, надо задействовать для решения поставленных целей частно-государственное партнерство, которое позволит улучшить экономическую ситуацию в стране. Г. Греф напомнил, что правительство РФ одобрило 8 проектов инвестиционного развития с участием частно-государственного партнерства. При этом он отметил, что государство инвестирует 178 млрд. долл. в развитие инфраструктуры.

 

Министр подчеркнул, что запуском проектов Инвестиционного фонда  Россия создала прецедент для  привлечения рыночного финансирования в целях создания инфраструктуры. Россия стоит на пороге существенного пересмотра концепции действий государства в этой сфере, полагает он.

 

 

2.3 Защита конкуренции:  санкции, адекватные нарушения

 

 

Санкции за монополистические  действия должны включать конфискацию  монопольного дохода. 5 декабря 2003 года эта мера была внесена в Кодекс об административных правонарушениях, однако 7 июля 2006 года исключена из него, причем по инициативе комитета по защите конкуренции. В качестве обоснования  своей инициативы было указано, что  изъятие монопольного дохода в бюджет якобы не является мерой административно-правовой ответственности и носит гражданско-правовой характер. Однако изъятие имущества  у субъектов рынка со стороны  государства всегда носит односторонне-принудительный и властный (публичный) характер и  никак не может относиться к гражданско-правовым (частным) отношениям, возникающим между  равными субъектами.

 

Кроме того, за злоупотребления  субъектами рынка своим доминирующим (монопольным) положением следует налагать штраф в размере, кратном МРП, а за совершение картельного сговора - ввести оборотный штраф (в процентах  от оборота компании).

 

До июля 2006 года были предусмотрены  фиксированные размеры штрафов. Затем они начали определяться в  процентах от полученного монопольного дохода. При этом не было учтено то обстоятельство, что в результате большинства  злоупотреблений доминирующим положением, за исключением случаев установления монопольно высокой цены и нарушения  порядка ценообразования, субъект  рынка не получает дополнительного  монопольного дохода. Поэтому компании, злоупотребляющие своим доминирующим положением, не могут быть привлечены к ответственности.

 

Картельные сговоры считаются  наиболее опасными для конкуренции  правонарушениями, поэтому во всем мире за это предусматриваются повышенные санкции, рассчитываемые в процентах  от оборота компании (в СМИ часто  появляются сообщения о взыскании  в Европе и США штрафов в  сотни миллионов долларов). Их средний  размер составляет 10 процентов от всего  оборота компании, в России - от одного до 15%.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Конкуренция является необходимым  и определяющим условием нормального  функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет  свои плюсы и минусы. К положительным  чертам можно отнести: гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом  оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны  государства. К негативным последствиям - различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных  ресурсов, экологические нарушения  и др.

 

Мы выяснили, что для  того чтобы рынок был совершенно конкурентным, для него должны выполняться  следующие условия: наличие многих продавцов, каждый из которых мал  относительно рынка в целом; продуктовая  однородность; хорошо информированные  покупатели; свободные вход фирм на рынок и выход из него, и независимые  решения, как со стороны производителей, так и потребителей. Некоторые отрасли особенно в сельском хозяйстве, удовлетворяют этим требованиям, но модель конкуренции является полезной даже в том случае, когда эти требования соблюдаются только приблизительно. Совершенный конкурент не может воздействовать на сложившуюся рыночную цену товаров и услуг.

 

На несовершенно конкурентных рынках в противоположность совершенно конкурентным продавцы могут повышать цену на свои продукты, ограничивая свой выпуск. Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один единственный продавец и отсутствует возможность для вхождения других.

 

Общество, признавая, что  монополия нарушает процесс ценообразования, относясь враждебно к монопольной  прибыли или же по другим причинам, может объявить монополию «общественно полезным предприятием» и установить контроль над ее ценами. Другими  важными типами несовершенно конкурентных рынков являются монополистическая  конкуренция (множество продавцов, легкость вхождения и дифференциация продукции) и олигополия (мало продавцов, возможна дифференциация продукции  и существуют барьеры для вхождения). При несовершенно конкуренции фирма  обладает известным контролем.

 

Говоря о негативных методах  ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что все-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, т.е. эти два явления связаны  между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например, он оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И все же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить развития ни в отраслевых, государственных и глобальных масштабах, не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, т.к. если все время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведет к регрессу.

 

Также мы выяснили, что конкурентоспособность  российской экономики находится  на очень низком уровне, нашли причины  сложившейся ситуации и возможные  варианты решения этой проблемы.

 

Я считаю, что именно с  помощью государственного регулирования  экономики и различных антимонопольных  мероприятий официального и неофициального характера можно достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически действующие в условиях свободной конкуренции факторы, противодействующие влиянию монополий или уравновешивающие его; проблемы, возникающие с сегодняшним ростом инфляции решаемы, в том числе и с помощью роста конкурентоспособности рынка.

 

 

 

Список используемой литературы

 

 

1.Абрамов В. Управление  конкурентоспособностью экономических  систем // Маркетинг. - 2004. - N5. - С.19-24.

 

2.Ахматова М. Теоретические  модели конкурентоспособности / М. Ахматова, Е. Попов // Маркетинг. - 2003. - N4. - С.39-48.

 

3.Баранчеев В. Систематизация  знаний в повышении конкурентоспособности  // Маркетинг. - 2007. - N5. - С.3-17.

 

4.Воронова Т. Инвестиционный  фактор и рост конкурентоспособности  России на мировом рынке // Маркетинг. - 2003. - N5. - С.3-11.

 

.Гельвановский М.И. Конкурентоспособность национальной экономики и задачи государственной статистики // Вопросы статистики. - 2006. - N3. - С.3-13.

 

6.Доклад по глобальной  конкурентоспособности 2002-2003. Публикуется  Мировым экономическим форумом.  Оксфордский университет, 2003.

 

7.Кормнов Ю.О повышении  конкурентоспособности экономики  // Экономист. - 2006. - N8. - С.13-20.

 

8.Кучуков Р. Проблемы  конкурентоспособного развития // Экономист. - 2007. - N8. - С.25-37.

 

9.Программа социально-экономического  развития Российской Федерации  на среднесрочную перспективу  (20032005 годы).

 

10.Российский экономический  журнал.-2005.-№9-10

 

.Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник, 3е изд., перераб. и доп. СПб., 2003.

Информация о работе Конкурентоспособность экономики России