Конкуренция: содержание, формы и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Рыночный хозяйственный механизм есть форма проявления системы экономических интересов субъектов рыночной экономики. Как всякая экономическая форма, хозяйственный механизм имеет собственное содержание.
Хозяйственный механизм - одна из самых сложных экономических категорий. Он включает в себя всю систему экономических категорий в их самом различном соотношении. Труд, издержки, цена, прибыль, заработная плата, процент, рента, капитал, деньги, налог, кредит и т.д. - все эти категории, как и многие другие, здесь не перечисленные, но практически используемые в экономической жизни общества, так или иначе входят в хозяйственный механизм.

Вложенные файлы: 1 файл

Конкуренция содержание формы и методы.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

Не трудно понять, что вся совокупность перечисленных функций, взятая в их органическом единстве, обеспечивает (хуже или лучше) общую результативность функционирования рыночной экономики, что именно режим и механизм конкуренции обусловливают развитие рынка в качестве саморегулирующейся и самокорректирующейся системы.

Нельзя не заметить, что функции конкуренции и функции рынка во многом совпадают. И это вполне объяснимо: ведь конкуренция выражает суть рынка и рыночной экономики.

Прогрессивное действие функций и успех в конкурентной борьбе обеспечиваются взаимодействием целой системы факторов. Наиболее важная и четкая система факторов в конкуренции рассмотрена американским исследователем М. Портером. Обобщение опыта развития мировой рыночной экономики позволило автору выделить несколько основных факторов, определяющих экономический успех в рыночной конкуренции6.

Во-первых, это наличие факторных условий, необходимых для поддержания конкуренции в данной отрасли: достаточный капитал, развитая инфраструктура, квалифицированные кадры, технология, информация и др.

Принципиальное значение здесь имеет не статичное наличие или отсутствие тех или иных факторов производства или простой их набор, а характер и темп их формирования, эффективность использования. Большое значение также имеют не столько базовые факторы (транспорт, рабочая сила, основные фонды), сколько наиболее современные и специализированные: особая квалификация, научный потенциал, достижения в определенной деятельности. Например, Япония начиная с 50-х годов имела значительно большее число инженеров на душу населения, чем другие страны. Это внесло больший вклад в конкуренцию, чем низкая заработная плата в промышленности.

Аналогичный пример из американской действительности: высокий уровень квалификации американских программистов и специалистов по информатике оказал влияние не только на развитие данной отрасли, но и на информационное обеспечение и технический уровень целого ряда других отраслей7.

Необходимо не просто иметь преимущество в факторах производства, но и постоянно поддерживать и улучшать их высокий стандарт.

Во-вторых, условия внутреннего спроса: объем, структура спроса, уровень благосостояния, возможности его увеличения (рост доходов, изменение структуры потребностей, интернационализация спроса и др.). При этом выигрывают те страны, в которых внутренний спрос дает более четкую картину для действия не зарубежных фирм, а своих, создавая им дополнительные возможности для достижения успеха в конкуренции и затрудняя успех инофирмам.

В-третьих, смежные и обслуживающие отрасли. Каждая из них должна быть сама конкурентоспособной и в системе с основными отраслями  способствовать успеху в конкуренции. Например, химия и производство чернил в Германии; обработка кожи и производство обуви в Италии; электронно-измерительная техника и медицинская аппаратура в США и т.д.

В-четвертых, стратегия и структура фирм, а также характер конкуренции между ними. Основной субъект конкуренции в рыночной экономике - фирма. Здесь важен учет исторических, национальных особенностей отношений собственности, организации и управления, предпринимательской культуры.

В-пятых, роль случая, неожиданно открывшийся шанс. Здесь действует определенная закономерность: лучше всего используют неожиданно подвернувшуюся возможность для выигрыша в конкурентной борьбе те фирмы и страны, которые располагают наиболее благоприятной системой изложенных здесь четырех факторов, обеспечивающих успех в конкуренции.

В-шестых, государство играет в конкуренции вспомогательную роль. Как бы хороша ни была государственная политика, она не обеспечивает успеха, если служит единственным источником конкурентоспособности. Успешной роль государства в конкурентной борьбе становится тогда, когда существуют другие предпосылки успеха, а государство усиливает их значение8.

Все эти факторы составляют систему, критический анализ которой позволяет понять причины лидерства в конкуренции одних и причины неудач - других.

 

2. Современные методы  и формы конкурентной борьбы

2.1 Основные формы современной конкуренции

 

Не вдаваясь в детали пестрого многообразия видов конкуренции, экономическая теория подразделяет конкуренцию на совершенную и несовершенную.

Рассматривая совершенную конкуренцию, следует заметить, что она представляет собой лишь абстрактную, чисто теоретическую модель, поскольку в реальной практике хозяйствования ее никогда не существовало.

Однако эта научная абстракция, несомненно, важна для объяснения механизма фактически действующей несовершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция есть неотъемлемый атрибут свободного (совершенного) рынка, который также является сугубо абстрактной конструкцией. Данная форма конкуренции предусматривает наличие шести ключевых условий (признаков): 1) полная атомизация рынка, заключающаяся в огромном множестве продавцов (полиполия) и покупателей при ничтожно малой рыночной квоте каждого экономического субъекта; 2) абсолютная прозрачность (транспарантность) рынка, состоящая в получении каждым его агентом информации о состоянии всего рынка (прежде всего о ценах); 3) невозможность любого отдельно взятого субъекта рынка оказывать влияние на решения других при исключении из правил рыночной игры каких-либо предпочтений и льгот; 4) полная мобильность (возможность перемещения) всех факторов производства; 5) абсолютная однородность (гомогенность) реализуемых товаров и услуг; 6) отсутствие субъектного контроля (власти) над ценами со стороны агентов предложения (производителей), когда ценообразование предстает как объективный процесс9.

Необходимо подчеркнуть, что только наличие суммы всех названных условий позволяет создать идеальную модель подлинно свободной (совершенной) конкуренции в рамках свободного (совершенного) рынка с механизмом свободного ценообразования.

Что же касается несовершенной конкуренции, то в целом она характеризуется более или менее активным вмешательством в конкурентные отношения монополистических «начал» и установлением власти над ценами со стороны отдельных субъектов рынка.

В ходе анализа сложного переплетения чисто конкурентных отношений с процессами монополизации следует обратить внимание на то существенное обстоятельство, что монополизация не должна отождествляться лишь с процессами укрупнения производства и капитала, ведущими к установлению так называемого «всевластия» монополистических объединений в экономике.

Современное рыночное хозяйство представляет собой причудливый симбиоз большого, среднего и малого бизнеса. И было бы известным упрощением считать всех представителей большого бизнеса (гигантские национальные и транснациональные корпорации) строго монополистическим сектором экономики, а фирмы среднего и малого калибра - немонополистическим.

В настоящее время экономическая теория выделяет в рамках несовершенной конкуренции три ее разновидности: 1) чистую (абсолютную) монополию; 2) олигополию (от греч. «oligos» - немногий, немногочисленный), 3) дифференциацию продукции, благодаря которой складывается монополистическая конкуренция10.

В первом варианте (сугубо монополистическая ситуация) на каком-либо определенном товарном рынке устанавливается господство одного производителя (продавца) или одного покупателя (в этом случае иногда используется термин «монопсония»), что порождает абсолютную власть такого монополиста над ценами. Подобный феномен несовершенной конкуренции, почти не встречающийся на практике, означает полное отсутствие конкурентных отношений и вправе рассматриваться как еще одна чисто абстрактная модель рынка.

Во втором варианте (олигопольная структура рынка) относительно небольшое количество фирм захватывает власть над единичной отраслью, добиваясь в условиях конкуренции частичного (и порой достаточно жесткого) контроля над ценами. Такая разновидность несовершенной конкуренции типична для ряда отраслей (нефть, автомобилестроение, электроника, химия и т.д.) в странах с высокоразвитой рыночной экономикой.

И наконец, третий вариант, опирающийся на постоянно прогрессирующую дифференциацию производимых продуктов, сводится к функционированию множества производителей (агентов предложения), делающих ставку на расширяющееся разнообразие благ (латинский термин «дифференциация» переводится как «различие») и, следовательно, на удовлетворение растущего (не только количественно, но и качественно) объема человеческих потребностей. На смену унылой однородности (идентичности) товаров и услуг приходит резкое возрастание их пестрого многообразия по самым  разным параметрам, начиная от сорта, качества, торговой марки, уровня  сервиса и кончая стилем оформления, привлекательностью упаковки, рекламой и даже местом нахождения фирмы. За усилением дифференциации продукции естественно следует повышение степени контроля над предложением и над ценами. Ведь каждый производитель (продавец) какого-либо особого  (дифференцированного) товара стремится занять место своеобразного монополиста, пытается создать даже на ограниченном рыночном пространстве ситуацию уникальности и неповторимости. Подобный монополизм может активно произрастать и реально произрастает во всех сферах бизнеса - от большого до мельчайшего, а крупномасштабная концентрация производства и капитала перестает быть его единственной материальной основой11.

Американский экономист Э. Чемберлин, обстоятельно разработавший теорию монополистической конкуренции еще в 30-х годах нашего века, описывает ее рыночное содержание следующим образом: «Вместе с дифференциацией появляется монополия, и по мере усиления дифференциации элементы монополии становятся все значительнее. Везде, где в какой-либо степени существует дифференциация, каждый продавец обладает абсолютной монополией на свой собственный продукт, но вместе с тем подвергается конкуренции со стороны более или менее несовершенных заменителей. 

Поскольку каждый является монополистом и все-таки имеет конкурентов, то мы вправе говорить о них как о «конкурирующих монополистах»; и о силах, действующих в подобной ситуации, мы можем с полным основанием  говорить как о силах «монополистической конкуренции»... Там, где продукт дифференцирован, каждый продавец поистине является одновременно и  монополистом, и конкурентом»12.

Необходимо подчеркнуть, что именно распределительная функция  конкуренции (ее первая, изначальная функция), сопровождающаяся  выдвижением на передний план «суверенитета потребителя», играет здесь чрезвычайно важную роль.

Таким образом, монополистическая конкуренция, порождаемая  дифференциацией продукции, становится сегодня наиболее распространенной и даже ведущей формой конкуренции несовершенной.

Наглядное представление о конкурентной структуре современного  рынка, отражающей различные рыночные ситуации и специфические условия конкретных отношений, дает табл. 2.1.

Таблица 2.1

Основные характеристики конкурентных ситуаций рынка

Признаки

Конкурентная структура рынка

Совершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция

Монополия

Монополистическая конкуренция

Олигополия

1

2

3

4

5

Число производителей

Множество

Один

Много

Несколько

Тип продукции

Массовый (стандартизированный)

Как правило, уникальный

Дифференцированный

Стандартизированный или дифференцированный


 

продолжение табл. 2.1

1

2

3

4

5

Контроль над ценой

Отсутствует (рыночная цена, воспринимается как величина данная)

Значительный (вплоть до полного)

Некоторый (в довольно узких рамках)

Ограниченный (при тайном сговоре – значительный)

Условия вступления в отрасль

Свободные

Блокированные

Сравнительно легко

Имеют существенные препятствия

Неценовая конкуренция

Отсутствует

Почти нет

Применяется широко

Весьма типично


 

Если учесть и такой фактор, как число покупателей, то основные конкурентные ситуации можно представить так (табл. 2.2):

 

Таблица 2.2

Основные конкурентные ситуации

Производители (продавцы)

Потребители (покупатели)

Много

Несколько

Один

Много

Конкуренция

Олигополия

Монополия

Несколько

Олигополия

Двухсторонняя олигополия

Ограниченная монополия

Один

Монополия

Ограниченная монополия

Двухстороння монополия


 

Рассмотренная теоретическая классификация основных разновидностей конкурентных отношений может быть дополнена другими постоянно встречающимися на практике формами соперничества отдельных субъектов рынка

Сюда относятся внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция, борьба  среди самих крупных корпораций (олигополий) и внутри этих корпораций между их участниками, конкуренция между представителями большого бизнеса и аутсайдерами (независимыми предприятиями), между  фирмами-производителями и фирмами-потребителями, между хозяйственными единицами,  выпускающими взаимозаменяемую продукцию (блага-субституты) и, наконец, борьба между всеми агентами предложения за долю общественной  покупательной способности, называемая часто борьбой за кошелек потребителя.

Информация о работе Конкуренция: содержание, формы и методы