Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 13:57, курсовая работа
Актуальность. Рыночный хозяйственный механизм есть форма проявления системы экономических интересов субъектов рыночной экономики. Как всякая экономическая форма, хозяйственный механизм имеет собственное содержание.
Хозяйственный механизм - одна из самых сложных экономических категорий. Он включает в себя всю систему экономических категорий в их самом различном соотношении. Труд, издержки, цена, прибыль, заработная плата, процент, рента, капитал, деньги, налог, кредит и т.д. - все эти категории, как и многие другие, здесь не перечисленные, но практически используемые в экономической жизни общества, так или иначе входят в хозяйственный механизм.
Естественно, что конкуренция, реализуемая через соответствующие функции и проявляющаяся в определенных формах, обнаруживается на поверхности рыночных отношений в конкретных средствах (методах и инструментах) ее ведения. Многообразие этих средств прошло длительный исторический путь развития, на котором встречались (да и продолжают порой встречаться) такие чисто насильственные, а нередко и уголовно наказуемые методы, как лишение сырья, трудовых ресурсов и кредита, подвоза и сбыта, объявление бойкота, давление на конкурентов с помощью отдельных коррумпированных звеньев государственного аппарата, тайная скупка патентов на новую технику и технологию, приобретение земли, на которой расположены предприятия-конкуренты, экономический шпионаж, шантаж и гангстеризм.
Однако тенденциозная концентрация внимания исключительно на подобном неблаговидном арсенале орудий конкурентной борьбы (в официальных документах они называются сегодня методами «недобросовестной» конкуренции) могла бы привести к однозначной оценке конкуренции в качестве явно несправедливого и требующего скорейшей ликвидации атрибута экономической жизни общества. Отсюда возникает потребность кратко остановиться на проблеме нравственной стороны конкурентных отношений. С этической точки зрения механизм конкуренции и сегодня заставляет желать лучшего. И все же при этом нельзя забывать, что конкуренция активно способствует творческой свободе поведения и предприимчивому образу мышления и действий человека в одной из решающих сфер его общественного бытия - в сфере экономического созидания.
Уместно вспомнить, как в конце прошлого века английский экономист А. Маршалл, признанный основоположник теории рыночного ценообразования, рассуждал о двух типах конкуренции - созидательной и разрушительной, считая, что «даже созидательная конкуренция менее благотворна, чем идеально альтруистическое сотрудничество». «Термин «конкуренция», - писал он, - отдает слишком большим привкусом зла, он стал подразумевать известную долю эгоизма и безразличия к благополучию других людей...
Современная эпоха, несомненно, породила новые возможности для обмана в торговле. Прогресс знаний открыл новые способы производства подделок, позволил изобрести много новых разновидностей фальсификаций...
Возможности для мошенничества теперь, безусловно, более многочисленны, чем прежде, однако нет оснований считать, что люди используют большую долю таких возможностей, нежели раньше. Напротив, современные методы торговли включают в себя вошедшие в привычку принципы доверия, с одной стороны, а с другой - способность противостоять искушению обманывать, способность, не свойственную отсталым народам... Когда нам удается проникнуть во внутреннюю жизнь густонаселенных стран, живущих уже в наше время в примитивных условиях, мы обнаруживаем больше нужды, больше корысти, больше жестокости, чем можно было заметить на расстоянии... Не следует поэтому клеймить силы, создавшие современную цивилизацию, названием, которое предполагает зло... Если конкуренции противопоставляется активное сотрудничество в бескорыстной деятельности на всеобщее благо, тогда даже лучшие формы конкуренции являются относительно дурными, а ее самые жестокие и низкие формы попросту омерзительными. В мире, где все люди были бы совершенно добродетельны, конкуренции не было бы места... Но если трезво подходить к делу, то более чем глупо игнорировать несовершенства, все еще свойственные человеческой натуре... Экономист не должен порицать конкуренцию вообще, без всякого анализа; он обязан придерживаться нейтральной позиции в отношении любого ее проявления, пока не убедится в том, что ограничение конкуренции, учитывая реальные свойства человеческой натуры, не окажется на практике более антиобщественным, чем сама конкуренция». К сказанному еще можно присовокупить небезынтересный афоризм другого оригинального исследователя конкуренции, лауреата Нобелевской премии, австрийского экономиста Ф. Хайека: «Рыночную систему (а равно и систему конкуренции) так же нелепо называть несправедливой, как и солнечную систему»13.
И снова возвращаясь от этики конкуренции на ее сугубо экономические «круги», следует заметить, что среди ключевых инструментов современной (и добросовестной) конкурентной борьбы на передний план закономерно выдвигаются не столько сами цены реализуемой продукции (хотя и чисто ценовая конкуренция во многих случаях сулит немало выгод потребителю), сколько качество продукции и сервиса, предоставление твердых гарантии и многочисленных дополнительных услуг.
Что же касается отнюдь не прекращающихся попыток, нацеленных на подавление или ограничение конкуренции в условиях высокоразвитого рынка, т.е. рынка социально ориентированного, с встроенным в него механизмом четкого государственного регулирования экономических процессов, то для их пресечения существует солидная правовая основа в виде сложного антимонопольного законодательства. Подобная практика имеет более чем столетнюю историю. В США еще в 1890 г. под давлением малого и среднего бизнеса, был принят первый федеральный антитрестовский закон Шермана.
В дальнейшем свод американских законов, гарантирующих «сохранение честной конкуренции», пополнился актом Клейтона (1914 г.) и двумя принципиальными поправками: Робинсона-Патмана (1936 г.) и Келлера-Кефовера (1950 г.). Аналогичное законодательство (разумеется, с рядом национальных особенностей) получило распространение и в других странах. В ФРГ, например, с 1957 г. действует так называемый «Закон против ограничений конкуренции» с четырьмя основными поправками, внесенными в него в 1965, 1973, 1976 и 1980 гг. Среди различных нарушений антимонопольного законодательства в большинстве государств преобладают случаи монополистических манипуляций с ценами при помощи соглашений о разделе рынков сбыта и фиксировании цен, злоупотребления в области слияний и поглощений фирм, организованного бойкота, утаивания технических новшеств и прочих «неблаговидных действий» по отношению к конкурентам14.
Иными словами, поддержание, сохранение и развитие нормальной рыночной системы в качестве режима конкуренции являются в настоящее время одним из стержневых направлений экономической политики государства.
Отсюда понятно, что и само становление рыночных отношений, столь тяжело переживаемое сегодня нашей страной, требует конструктивных государственных решений, которые бы позволили создать систему эффективной несовершенной конкуренции, не допустив катастрофического погружения отечественной экономики в пучину «квазисвободной» конкурентной борьбы с ее грабительским и разрушительным характером.
Под методами конкурентных действий здесь и далее понимается совокупность инструментов соперничества между действующими субъектами предпринимательского бизнеса. Содержание методов конкуренции определяется составом конкурентных преимуществ соперничающих компаний, перечнем применяемых видов и направлений конкуренции.
Конкурентные действия субъектов предпринимательского бизнеса выступают как способ достижения конкурентных преимуществ и вместе с тем как способ их использования. В предшествующей главе учебника «Теория и практика предпринимательской конкуренции» мы выяснили, что конкурентные преимущества субъектов бизнеса являются одновременно целью конкурентов и инструментами конкуренции. Рассмотрим соотношение конкурентных действий и конкурентных преимуществ подробнее.
Конкурентные преимущества субъектов предпринимательского бизнеса и связанные с их наличием выгоды достигаются, с одной стороны, благодаря конкурентному потенциалу данных субъектов бизнеса, а с другой стороны - вследствие определенных действий конкурентов, в ходе которых они практически применяют свой потенциал. В то же время сами конкурентные действия могут обладать разной степенью эффективности, успешности и результативности под воздействием различных факторов, включая удачу, но наиболее важными среди этих факторов являются имеющиеся конкурентные преимущества15.
Таким образом, в данном случае налицо взаимное влияние двух элементов конкуренции. Конкурентные действия влияют на достижение конкурентных преимуществ, а конкурентные преимущества влияют на характер самих конкурентных действий. Это приводит к тому, что предпринимательские фирмы, обладающие разными конкурентными преимуществами (или конкурентными недостатками) и получившие неодинаковые потребительские, функциональные и общественные оценки своей деятельности и результатов деятельности, по-разному действуют против своих конкурентов (рис. 2.1).
Рис. 2.1 Методы конкуренции
Разница действий субъектов предпринимательского бизнеса проявляется в различиях между видами конкуренции. Но каждый вид конкуренции включает арсенал методов конкурентных действий. Обычно методы конкуренции подразделяются на ценовые и неценовые. Такое деление основано на понимании цены товара (или услуги), во-первых, как основного количественного параметра деловой деятельности компании, а во-вторых, как структурной категории, внутри которой сосредоточены пропорции денежного выражения деловых интересов участников сделки.
Как известно, цена товара или услуги складывается из издержек на изготовление этого товара и прибыли. Чем выше цена, тем, стало быть, успешнее субъект предпринимательского бизнеса покрывает свои издержки и увеличивает доходы. Но чем выше цена, тем, с другой стороны, менее успешной оказывается деловая деятельность его партнеров по сделкам16.
Методы соперничества субъектов бизнеса, в процессе которого цены на товары увеличиваются в размерах либо уменьшаются, называются ценовой конкуренцией (или ценовыми методами конкуренции). Необходимость реализации интересов субъектов бизнеса, связанных с максимизацией прибыли, делает соперничество вокруг цены отправной точкой изучения всей совокупности методов конкурентных действий во многих исследованиях и учебных пособиях. Соответственно, все остальные методы конкуренции определяются как неценовые.
Наиболее приемлемые по величине цены на товары и услуги являются одним из важных конкурентных преимуществ субъектов бизнеса в глазах их окружения. Поэтому они могут рассматриваться и как один из инструментов дальнейшей конкурентной борьбы, т. е. как метод конкурентных действий. Сравнение уровней цен на продукцию и услуги конкурентов дает представление о трех типах цен - о средних рыночных ценах (среднерыночном уровне цен), о ценах, превышающих среднерыночный уровень, и о ценах, оказывающихся ниже среднерыночного уровня.
Ключевое значение имеет здесь категория среднерыночного уровня цен. Какой уровень цен на товары и услуги можно признать среднерыночным? Для ответа на данный вопрос стоит, хотя бы поверхностно, освежить наши представления о том, что представляет собой цена.
Какой бы научной школы экономической мысли мы ни придерживались - трудовой теории стоимости, теории факторов производства, теории спроса и предложения, маржиналистских взглядов (о всех этих подходах вы можете узнать из курса «История экономических учений»), - цена является присущим рыночному хозяйству способом оценки потребительской, функциональной и общественной ценности результатов деловой деятельности. В условиях трехмерной конкуренции уровень цены является наиболее точным количественным выражением и усилий предпринимательской фирмы, занимающейся созданием и сбытом товаров (услуг), и интересов ее внешнего окружения.
Среднерыночным выступает при этом такой уровень цен, который определяется делением суммы цен на идентичные товары, реализуемые на выбранном для анализа локальном рынке либо на национальном рынке того или иного государства, на общее число товаров данной ассортиментной группы, представленных одновременно на данном рынке, при условии, что предложение этих товаров точно соответствует спросу на них. Для выявления среднерыночного уровня цен на идентичные товары следует брать в расчет не только положение дел в данной товарно-ассортиментной группе, но и влияние межпродуктовой, отраслевой и межотраслевой конкуренции. Поэтому среднерыночный уровень цен является величиной, которую можно определить, проанализировав большую группу разнородных факторов в условиях относительной неопределенности этих факторов (например, сравнительной величины спроса, масштабов конъюнктуры), а также протекания рыночных процессов в целом.
Попытки законодательного или нормативного определения рыночных цен имеют в настоящее время две особенности. С одной стороны, они выступают проявлением стремления уполномоченных российских органов управления экономикой систематизировать финансовые отношения в обществе (прежде всего бюджетно-налоговые отношения) за счет отыскания объективных критериев оценки налогооблагаемой базы субъектов бизнеса17. С другой стороны, в таких попытках отчетливо просматриваются наивные представления о якобы существующей возможности централизованного определения «правильного» уровня рыночных цен.
Отсутствие четкого правового определения категории «рыночная цена», прослеживаемое в законодательстве большинства стран с рыночно-ориентированной экономикой, не позволяет, разумеется, определить «правильные» цены, но и не препятствует вместе с тем развитию в экономике таких стран «правильной» ценовой конкуренции.
Методы ценовой конкуренции могут быть разделены на три группы. Первую группу составляют методы, основанные на понижении цен, вторую группу - методы, основанные на повышении цен, третью - методы, основанные на поддержании цен на неизменном уровне. Считать, что ценовая конкуренция всегда выражается посредством лишь уменьшения цен на идентичные товары, неверно.
Во-первых, ценовая конкуренция применяется субъектами бизнеса и в продуктовой конкуренции, и в других направлениях конкурентных действий. Следовательно, объектами ценовой конкуренции являются не только идентичные или хотя бы однородные товары (услуги), но и разнородные.
Во-вторых, субъекты бизнеса имеют возможность применения в своей деловой деятельности и противоположных методов конкуренции, основанных на относительном повышении цен или на сохранении неизменного уровня цен на свои товары (услуги).
Ценовая конкуренция может иметь объективную и субъективную платформы. Субъективная платформа ценовой конкуренции состоит в том, что указанные группы методов конкурентных действий применяются для целевых конкурентных установок18.
Понижение цен ниже среднерыночного уровня применяется под влиянием следующих целевых установок: