Конкуренция, ее виды, место и роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 13:09, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы определить место и роль конкуренции в экономике. Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:
1. Анализ понятия конкуренции и его содержания;
2. Рассмотреть виды конкуренции;
3. Анализ влияния конкуренции на рынок.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…………3
Глава 1. Теоретические основы конкуренции…………….……………..………...6
Сущность конкуренции………………………………………………..………..6
Функции конкуренции………………………………………………..………....7
Проблемы конкурентной борьбы……………………………………..………...9
Глава 2. Виды конкуренции……………….……………………………….………13
2.1 Совершенная конкуренция…………………………………………….………15
2.2 Несовершенная конкуренция………………………………………….………19
Глава 3. Развитие конкурентных отношений в современной России….……….32
3.1 Место и роль конкуренции в экономике…………………………….………..33
3.2 Программа развития конкуренции в России………………………….………36
Заключение………………………………………………………………………….42
Список использованной литературы……………………………………………...44

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 280.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Министерство образования и науки РФ

Тверской государственный технический университет

 

Кафедра экономики и управления производством

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

На тему: «Конкуренция, ее виды, место и роль в экономике»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил(а) студент(ка) 1 курса

     Специальности «Экономика»

Факультет Заочного обучения

Ф.И.О. Гусарова Ю.С.

  Руководитель к.э.н., доцент                                                                                              

  Нестерова К.И.

 

 

 

 

 

 

 

Тверь 2013

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………..…………3

Глава 1. Теоретические основы конкуренции…………….……………..………...6

    1. Сущность конкуренции………………………………………………..………..6
    2. Функции конкуренции………………………………………………..………....7
    3. Проблемы конкурентной борьбы……………………………………..………...9

Глава 2. Виды конкуренции……………….……………………………….………13

2.1 Совершенная конкуренция…………………………………………….………15

2.2 Несовершенная конкуренция………………………………………….………19

Глава 3. Развитие конкурентных отношений в современной России….……….32

3.1 Место и роль конкуренции  в экономике…………………………….………..33

3.2 Программа развития конкуренции  в России………………………….………36

Заключение………………………………………………………………………….42

Список использованной литературы……………………………………………...44

 

Введение

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке.

Конкуренция (от лат. "конкурро" - сталкиваться) означает соперничество      между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров. В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, ибо оно порождается следующими     объективными условиями:

  • наличие множества равноправных рыночных субъектов;
  • полная экономическая обособленность каждого из них;
  • зависимость рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;
  • противоборство со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса.

Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание - экономический закон рыночного хозяйства. Эта борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. В конкуренции среди покупателей побеждает тот, кто покупает больше или по более высокой цене по сравнению с рыночной, несмотря на их естественное стремление приобрести материальные блага по меньшей цене. В борьбе между продавцами (стремящимися продать дороже) и покупателями (стремящимися купить дешевле) выигрывают те, кто больше сплочен и имеет возможность навязать свою (выгодную для них) цену.

Продавцы хотят продать свои   продукты дороже, но конкуренция вынуждает их сбывать свою продукцию  дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу. Общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей, и именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить товар. Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношению к потребителю. В этом несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии. Но конкуренция далека от идиллии. Во все времена глубинные корни конкурентных отношений состояли в необходимости постоянной борьбы за лучшие условия существования. В результате этой борьбы были не только победители - счастливые соперники, приумножавшие свои богатства, но и побежденные. С конкуренцией связываются такие негативные стороны ее проявления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий   и т.д.

Конкуренция предполагает свободу вступления экономических единиц в любую конкретную отрасль и свободу выхода из нее. Эта свобода необходима для того, чтобы экономика могла надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения ресурсов. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в ее постоянном стимулировании эффективности производства. Рынок не может эффективно работать без конкуренции. В то же время он не обладает достаточным иммунитетом против устремлений ограничить или даже устранить конкуренцию. Последнее означает присутствие на рынке только одного субъекта в роли, например, продавца - такое явление называется чистая монополия. Сам рынок не может защитить себя. На помощь приходит государство, которое проводит политику регулирования конкуренции.

Сегодня мы понимаем, что чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские  свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции других конкурентов. Таким образом, можно с полным правом говорить о том, что вопросы конкуренции имеют сегодня большую актуальность как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне.

Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы определить место и роль конкуренции в экономике. Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:

  1. Анализ понятия конкуренции и его содержания;
  2. Рассмотреть виды конкуренции;
  3. Анализ влияния конкуренции на рынок.

 

Глава 1. Теоретические основы конкуренции

    1. Сущность конкуренции

Если рассмотреть что обозначает термин «Конкуренция» то самое общее определение будет звучать как:

Конкуренция (лат. concurrentia, от лат. concurro - сбегаюсь, сталкиваюсь) - борьба, соперничество в какой-либо области.

Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других.

Конкуренция - это динамический, ускоряющий движение процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

Конкуренция - это элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала.

Конкуренция (от латинского «concurrere» — сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.

Конкуренция существует во многих областях и в каждой области, так же не исключая и экономику, она не может ограничиваться одним лишь определением.

Конкуренция — двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей.

Как видно понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.

    1. Функции конкуренции

Сущность конкуренции проявляется в ее следующих функциях:

    1. Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
    2. Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:
  • предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует  технический прогресс;
  • предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).
    1. Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более  высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
    1. Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время  конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

Политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функции. Руководящий принцип "оптимальной интенсивности конкуренции" в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:

  • технический прогресс в отношении изделий и процессов быстро внедряется (инновация под давлением  конкуренции);    
  • предприятия гибко адаптируются к меняющимся условиям (адаптация под давлением конкуренции).

Масштаб интенсивности конкуренции определяется тем, как скоро преимущества в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения инноваций конкурентам. В первую очередь это зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и насколько динамичен спрос.

В соответствии с руководящим принципом оптимальной интенсивной конкуренции благоприятные условия для нормального функционирования соперничества появляются тогда, когда имеют дело с "широкой" олигополией с "умеренной" индивидуализацией продукции. "Узкая" олигополия с сильной индивидуализацией продукции, напротив, уменьшает интенсивность конкуренции.

В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:

  • качество конкуренции;
  • само существование конкуренции;
  • цены и качество изделий должны быть в центре внимания конкуренции;
  • предлагаемая услуга должна быть соразмерной по цене и другим договорным условиям;
  • защищенные правовыми нормами товарные знаки и марки помогают покупателю различать товары по их происхождению и своеобразию, а также судить о некоторых их качествах;
  • ограниченная по времени патентная защита (20 лет) и зарегистрированные промышленные образцы, а также образцы промышленной эстетики.
    1. Проблемы конкурентной борьбы

Как уже отмечалось, в настоящее время рынок совершенной конкуренции в чистом виде не встречается. Т.е. в реальной жизни приходится часто сталкиваться с тем, что некоторые субъекты рынка оказывают влияние (подчас весьма чувствительное) на решения других. Это влияние принимает бесчисленные формы, некоторые из них можно объединить в следующие группы.

Информация о работе Конкуренция, ее виды, место и роль в экономике