Конкуренция, ее виды, место и роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 13:09, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы определить место и роль конкуренции в экономике. Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:
1. Анализ понятия конкуренции и его содержания;
2. Рассмотреть виды конкуренции;
3. Анализ влияния конкуренции на рынок.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…………3
Глава 1. Теоретические основы конкуренции…………….……………..………...6
Сущность конкуренции………………………………………………..………..6
Функции конкуренции………………………………………………..………....7
Проблемы конкурентной борьбы……………………………………..………...9
Глава 2. Виды конкуренции……………….……………………………….………13
2.1 Совершенная конкуренция…………………………………………….………15
2.2 Несовершенная конкуренция………………………………………….………19
Глава 3. Развитие конкурентных отношений в современной России….……….32
3.1 Место и роль конкуренции в экономике…………………………….………..33
3.2 Программа развития конкуренции в России………………………….………36
Заключение………………………………………………………………………….42
Список использованной литературы……………………………………………...44

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 280.50 Кб (Скачать файл)

Ограничение свободы выбора

Рыночная экономическая система использует не только сугубо экономические рычаги воздействия на участников конкуренции. Поэтому существуют способы неэкономического давления на конкурентов, и соблазн использовать их всегда велик. Вот один из многочисленных примеров.

Если фирма имеет намерение быть агентом «Аэрофлота», то она должна иметь счет в АКБ "Объединенный банк". Это условие, диктуемое «Аэрофлотом». В приведенном примере АКБ "Объединенный банк" выиграл конкурентную борьбу за многочисленных клиентов у других банков тем, что лишил этих клиентов возможности выбирать банк, неким образом построив свои отношения с Аэрофлотом.

Демпинг (продажа ниже издержек)

Говоря о конкуренции, нельзя не вспомнить о демпинге, т.е. вытеснение конкурента установлением цены ниже издержек с целью потом возместить все убытки. Смысл этого способа достаточно прозрачен, и он нашел отражение в антимонопольной политике ряда стран. Например, «В практике антимонопольного регулирования Германии применяется доктрина «теневых цен», которые гипотетически складывались бы на рынке при действии на нем классического механизма ценообразования». Там же приводится еще один пример: «Японское законодательство, например, запрещает поставку или получение без всякой причины товаров, средств или иных экономических благ по ценам, являющимся дискриминационными в отношении находящихся в различных местах покупателей или различных классов покупателей. Это запрещение относится и к различным дифференцированным возможностям получения кредитов или дополнительных услуг при поставке или покупке товаров, которые могут также носить дискриминационный характер. Подобные запреты существую во многих западных странах».

Для окончательных оценок такого явления, как «продажи ниже издержек», необходимо найти ответы на следующие вопросы.

Насколько эффективна такая форма конкуренции?

Экономическая теория не отрицает возможности хищнического снижения цен, но приводит список скептических вопросов.

Сколько времени потребуется проводить такую политику, чтобы добиться своей цели? Т.е. окупятся ли потери?

Что произойдет с реальными активами и трудовыми ресурсами фирм, вытесненных из отрасли? Ведь если они продолжают существовать, что мешает этим фирмам опять выйти на рынок, когда фирма-хищник вновь повысит цены?

Можно ли ожидать, что фирма, проводящая такую политику, сумеет уничтожить достаточное количество своих конкурентов, чтобы обеспечить себе рыночную власть, которая ей нужна для того, чтобы получить в долгосрочном плане прибыли, которые бы оправдали убытки?

Всегда ли продажа ниже издержек означает борьбу с конкурентом?

В данном случае не следует принимать в расчет необратимые издержки. Обвинение в демпинге лишь тогда имеет смысл, когда в них речь идет об издержках на единицу продукции, которые не имеют отношения к тем решениям, против которых направлены обвинения.

Антимонопольные экономические отношения

В странах с развитыми рыночными механизмами имеет место управляемая конкуренция, которая регулируется комплексом антимонопольных экономических отношений, которые представляют собой экономико-правовой каркас рынка, т.е. определенные правовые нормы, в рамках которых действуют спрос и предложение. Именно антимонопольные экономические отношения, с помощью которых направляется деятельность монополистов на дальнейшее развитие конкуренции, а, следовательно, и на совершенствование научно - технического прогресса в целом, используют монополии для служения обществу, предотвращают монополизм — сугубо негативное явление.

Содержание антимонопольных экономических отношений определяется экономическими критериями, которые поддерживают управляемый баланс между монополией и конкуренцией. В современном мире с его несовершенной конкуренцией эти вопросы до конца не разрешены. Более того, их решение увязывается сегодня с интернационализацией капитала, с властью транснациональных корпораций, черпающих запасы сырья в одной части света, размещающих производственные мощности в другой и продающих свою продукцию в третьей. Таким образом, возникает новое измерение бизнеса, влияние которого предстоит изучить и оценить экономической науке.

Необходимость антимонопольного регулирования заключается в том, что «концентрация производства в известных сферах… ведет к установлению монополий и потому требует государственного вмешательства» для охраны «общих условий капиталистического способа производства от посягательств (и злоупотреблений) отдельных капиталистов».

В разработке практики антимонопольной деятельности приходится неизбежно сталкиваться с интереснейшей проблемой: «Очевидно, что не может быть конкуренции без конкурентов. Но людям не кажется столь же очевидным, что конкуренция также невозможна, если конкурентам запрещено предпринимать действия, целью которых является увеличение их доли на рынке».

Не случайно в последние десятилетия наблюдается смягчение действий статей антимонопольного законодательства. В этом проявилось влияние чикагской экономической школы. По их мнению, основной задачей антимонопольного законодательства является не защита интересов отдельных компаний, а предотвращение условий конкуренции.

 

 

Глава 2. Виды конкуренции

Различают конкуренцию:

  • функциональную (конкуренция определенного товара);
  • видовую (по цене и качеству);
  • межфирменную (среди отдельных предприятий, фирм);
  • внутриотраслевую и межотраслевую, механизм которых достаточно   подробно исследован К.Марксом в III томе "Капитала";
  • совершенную и несовершенную.

По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на: ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по наиболее низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счёт снижения издержек производства, либо за счёт уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные предприятия могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешёвой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка. Такой метод вытеснения конкурентов с рынка (метод конкурентной борьбы) известен также под названием "война цен". В последнее время интерес к ценовой конкуренции возродился в связи с внедрением технологий, позволяющих экономить ресурсы и, следовательно, снижать себестоимость.

Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надёжностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.

По отраслевой принадлежности различают: внутри- и межотраслевую конкуренцию.

Внутриотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.

Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы, её величина в разных отраслях различна. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели (конкуренты). Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой нормой прибыли.

Конкуренцию также подразделяют на: совершенную (свободную, чистую) и несовершенную (монополистическую).

Для совершенной конкуренции характерна свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и т.д. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров.

Монополистическая конкуренция (несовершенная) главным образом отличается тем, что монополии имеют возможности влиять на условия реализации товаров.

Таблица 1. Модели рынка1

Признаки

Чистая конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Чистая монополия

Число фирм

Очень много

Много

Несколько

Одна

Тип продукта

Стандартизированный

Дифференцированный

Стандартизированный  или дифференцированный

Уникальный, нет близких заменителей

Контроль над ценой

Отсутствует

Возможен, но в довольно узких рамках

Ограниченный взаимной зависимостью, значительной при тайном сговоре

Значительный

Условия вступления в отрасль

Очень легкие, препятствия отсутствуют

Сравнительно легкие

Существенно затруднены

Блокировано

Неценовая конкуренция

Отсутствует

Значительный упор на рекламу, товарные знаки, товарные марки и т.д.

Очень распространена, особенно при дифференциации продукта

Главным образом реклама и отношения с общественностью

Примеры

Сельское хозяйство

Розничная торговля, производство одежды, обуви

Производство стали, автомобилей, сельскохозяйственного инвентаря, многих бытовых приборов

Местные предприятия коммунального хозяйства


 

2.1   Совершенная конкуренция

Совершенная, свободная или чистая конкуренция - экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий, влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Обычно выделяются следующие признаки совершенной конкуренции:

  • множественность продавцов и покупателей;
  • однородность выпускаемого продукта (конкурирующие фирмы производят стандартизированную, или однородную, продукцию, при данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупать продукт);
  • отсутствие возможности покупателей и продавцов влиять на цены. (На чисто конкурентном рынке самостоятельным фирмам доступен весьма незначительный контроль над ценой своего продукта. Это свойство - следствие двух предшествующих. В условиях чистой конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть общего объема продукции, что ее увеличение или уменьшение не окажет ощутимого влияния на совокупное предложение и, следовательно, цену продукта.)
  • абсолютная мобильность производственных ресурсов;
  • полное знание предпринимателями состояния рынка.

В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция. В реальной экономике биржевой рынок наиболее походит на рынок совершенной конкуренции. В ходе наблюдения за явлениями экономических кризисов был сделан вывод, что подобная форма конкуренции обычно терпит фиаско, выйти из которого может лишь благодаря внешнему вмешательству. В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции в строгом теоретическом значении, как это изложено выше, практически не встречается. Он представляет собой так называемую «идеальную» структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени стремиться. Но все-таки в экономической практике имеются рынки некоторых товаров, больше всего подходящие под критерии данной рыночной структуры (например, рынок ценных бумаг или рынок сельскохозяйственной продукции). Здесь количество продавцов и покупателей настолько велико и они достаточно «малы», что за редким исключением ни один человек или группа не в состоянии контролировать рынок по отдельным видам ценных бумаг или сельскохозяйственной продукции. Причем товары на этих рынках у всех производителей полностью идентичны и последние владеют полной информацией об изменениях на рынке. Все это подтверждает необходимость использования для такого рынка особой, «биржевой», формы организации (товарная биржа сельскохозяйственной продукции или фондовая биржа).

Информация о работе Конкуренция, ее виды, место и роль в экономике