Конкуренция и ее виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 17:33, курсовая работа

Краткое описание

Об актуальности современного изучения конкуренции даже не приходится и говорить. Это видно из самой теории, из тех многочисленных работ, авторы которых изучали проблему взаимодействия субъектов рынка. В современном мире чуть ли не каждый человек просто обязан представлять себе, что означает это понятие. Человек не может обойтись без конкуренции. Рассмотрение категории «конкуренция» представляет интерес также потому, что само отношение к содержанию термина «конкуренция» в отечественной экономике совсем недавно претерпело кардинальное изменение. Конкуренция и все процессы, связанные с ней (демонополизация), новы для России и потому их изучение важно и актуально. Изучение конкуренции содержит в себе большую практическую пользу и необходимо в современном мире.

Содержание

Введение 3-4
Глава I КОНКУРЕНЦИЯ: ЕЕ ВИДЫ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ
1. 1. Сущность конкуренции 5
1. 2. Условия и классификация конкуренции (формы рыночных структур) 6-7
1. 3. Совершенная и несовершенная конкуренция 8-9
1. 4. Классификация конкуренции по масштабам развития 10-15
Глава II МОНОПОЛИЯ: МЕСТО И РОЛЬ НА РЫНКЕ
2. 1. Сущность и виды монополии 16-19
2. 2. Правила поведения фирм-монополистов 20-24
2. 3. Сравнительная характеристика конкуренции и монополии 25
Глава III РОССИЯ: ПУТЬ К РАЗВИТОМУ РЫНКУ
3. 1. Абсолютная монополия 26-28
3. 2. Проблема перехода к развитому рынку 29-32
Заключение 33
Список литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая конкуренция.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

            НОУ ВПО «Международный Институт Рынка»

                            Тольяттинский филиал

 

                           кафедра «Экономика»

 

                                  Курсовая работа

                 по теме: «Конкуренция и ее виды»

                         по экономической теории

 

 

 

 

 

 

 

                                                             Выполнил(а): студентка

                                                             группы ДМ-262

                                                            Шума Оксана Романовна

                                                            Проверил: К.Э.Н. доцент

                                                            Кулишов Евгений Николаевич

    

 

 

 

 

                             г.о. Тольятти

                                   2008 г.

 

Содержание

Введение 3-4

Глава I КОНКУРЕНЦИЯ: ЕЕ ВИДЫ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ

1. 1. Сущность конкуренции 5

1. 2. Условия и классификация  конкуренции (формы рыночных структур)  6-7

1. 3. Совершенная и несовершенная конкуренция 8-9

1. 4. Классификация  конкуренции по масштабам развития 10-15

Глава II МОНОПОЛИЯ: МЕСТО И РОЛЬ НА РЫНКЕ

2. 1. Сущность и виды монополии 16-19

2. 2. Правила  поведения фирм-монополистов 20-24

2. 3. Сравнительная характеристика  конкуренции и монополии 25

Глава III РОССИЯ: ПУТЬ К РАЗВИТОМУ РЫНКУ

3. 1. Абсолютная  монополия 26-28

3. 2. Проблема  перехода к развитому рынку 29-32

Заключение 33

Список литературы 34

 

 

 

 

 

 

                                          

 

 

 

 

 

                                                   

 

                                         Введение

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

По определению рынок - это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется  количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют  взаимодействие спроса и предложения.

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции.

Об актуальности современного изучения конкуренции даже не приходится и говорить. Это видно из самой теории, из тех многочисленных работ, авторы которых изучали проблему взаимодействия субъектов рынка. В современном мире чуть ли не каждый человек просто обязан представлять себе, что означает это понятие. Человек не может обойтись без конкуренции. Рассмотрение категории «конкуренция» представляет интерес также потому, что само отношение к содержанию термина «конкуренция» в отечественной экономике совсем недавно претерпело кардинальное изменение. Конкуренция и все процессы, связанные с ней (демонополизация), новы для России и потому их изучение важно и актуально. Изучение конкуренции содержит в себе большую практическую пользу и необходимо в современном мире.

    Целью написания этой работы является подробное рассмотрение понятия конкуренции, ее функций и влияния на структуру рынка.  А также  анализ средств и методов конкурентной борьбы, их позитивное и негативное влияние на общее экономическое развитие.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I КОНКУРЕНЦИЯ: ЕЕ ВИДЫ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ

 

1. 1. Сущность конкуренции

    Конкуренция (лат. concurrere - состязаться) - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. В то же время по поводу существа конкуренции существуют различные трактовки в зависимости от позиций, занимаемых теоретиками. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба частных товаровладельцев за экономическое выживание и процветание - закон рынка.

     По мнению неоклассиков, конкуренция есть борьба за экономические ресурсы, за утверждение устойчивой ниши на рынке. Й. Шумпетер считал, что главное в конкурентной борьбе - внедрение нововведений, "созидающее разрушение" отжившего; сама же конкуренция вовсе не идеал, технологический прогресс нередко обеспечивает монополия. Рассматривая процесс конкуренции, один из столпов неолиберального направления Ф. Хайек делает упор на роль информации, которая осуществляется через движение цен, связывает производителей и потребителей.

Достоинство конкуренции в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических аргументов соревнующихся. Победить в конкурентной борьбе обычно можно, предлагая блага (экономические ресурсы и продукцию) более высокого качества либо по меньшей цене.

Поэтому роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся по равновесной цене благ.

 Истории давно известны два противоположных вида взаимоотношений субъектов рынка - конкуренция и монополия.

1. 2. Условия и классификация  конкуренции (формы рыночных структур)

    Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в которых она действует. Обычно выделяют три основные предпосылки, наличие которых необходимо для функционирования механизма конкуренции: во-первых, равенство экономических агентов, действующих на рынке (во многом это зависит от количества фирм и потребителей); во-вторых, характер производимой ими продукции (степень однородности продукта); в-третьих, свобода входа на рынок и выхода с него (прежде всего отсутствие препятствий для входа в виде организационных объединений и структур).

Различают несколько видов конкуренции, или так называемых форм рыночных структур.

Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям:

а) по масштабам развития;

б) по своему характеру;

в) по методам соперничества.

По масштабам развития конкуренция может быть: 

1) индивидуальной (один участник рынка стремится  занять “свое место под солнцем” - выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);

2) местной (ведется  среди товаровладельцев какой-то  территорий);

3) отраслевой (в одной из отраслей рынка  идет борьба за получение наибольшего  дохода);

4) межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);

5) национальной (состязание отечественных товаровладельцев  внутри данной страны);

6) глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).

По характеру развития конкуренция подразделяется:

1) на свободную;

2) регулируемую.

По методам ведения рыночное соперничество делится:

1) на ценовое (рыночные позиции соперников  подрываются посредством снижения цен) и

2) неценовое (победу одерживают путем повышения  качества продукции, лучшего обслуживания  покупателей и т. п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. 3. Совершенная и несовершенная  конкуренция

    Совершенная (чистая) конкуренция возникает при следующих условиях:

• существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, у какой фирмы он приобретает эту продукцию;            

• доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия;

• вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен;

• нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и т.д.

Свободная конкуренция, естественно, соответствует периоду классического капитализма. В более полной мере она проявилась, пожалуй, только в Англии и лишь в XIX в. Свободное соперничество в современных условиях - редкое явление. Так, в высокоразвитых странах такое явление можно обнаружить, например, на рынке ценных бумаг и на поприще рыночного состязания фермеров.

Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. При несовершенной конкуренции существуют жесткие барьеры для проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями.

Между совершенной и несовершенной конкуренцией лежит тот вид ее, который весьма часто встречается в практике и является как бы смесью двух отмеченных видов, - это так называемая монополистическая конкуренция.

Она представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию. Вход на рынок и выход с него обычно не связаны с какими-либо трудностями. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чем-то уникальными, хотя взаимозаменяемыми

При первоначальном знакомстве с конкуренцией можно предположить, что свободное соперничество вносит в рыночные отношения полную неорганизованность, беспорядок. В значительной мере это соответствует стихийному развитию рынка. Между тем во всех существующих видах конкуренции в большей или в меньшей мере соблюдаются писаные и неписаные правила рыночного соперничества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 1. 4. Классификация конкуренции по масштабам развития

 

    Индивидуальная конкуренция. 

    Как известно, особенностью свободной конкуренции является то, что продавцы и покупатели являются мелкими собственниками. Никто из них, естественно, не может в одиночку захватить рыночное пространство и установить для всех свою цену. Это решающее обстоятельство предопределяет правила конкурентной “игры”, ведущие соперников к победе или поражению.

Первое правило. Товаровладельцы должны учитывать уровень равновесной цены (отражающей равенство спроса и предложения) как норматив (лат. notmatio - упорядочение) рационального, разумно обоснованного хозяйствования. Если, допустим, продавец установил очень высокую цену на свою продукцию, превышающую равновесный уровень, то он неизбежно столкнется с затовариванием продуктов, не нашедших сбыта. Тогда через какое-то время придется снижать цену или даже распродавать товары по ценам, приемлемым для покупателей. А это сопряжено с непредвиденными убытками.

Второе правило. Чтобы, как говорится, “обхитрить” равновесную цену, товаропроизводитель старается затратить на единицу продукции меньше ресурсов и создавать товары по более низкой индивидуальной цене. Однако он продает эти изделия по общей для всех равновесной цене. В итоге образуется дополнительный доход в виде разницы между равновесной и индивидуальной ценой.

Смелые и дальновидные предприниматели, рискуя своим имуществом, делают открытия большого хозяйственного значения: изобретают и внедряют новинки техники и технологии, находят более эффективные формы организации труда и производства, способы экономного использования ресурсов. Тем самым для всех прокладывается дорога к научно-техническому и экономическому прогрессу. Лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек (Великобритания) сделал важное обобщение: общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей. Вот вывод, замечательно подтвержденный всей историей цивилизации. Конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи .[8. стр.7]

Третье правило. При обострении борьбы соперники прибегают к методу ценовой конкуренции. Если позволяют средства, то иногда применяется демпинг - продажа продуктов по чрезвычайно низким (как их называют, “бросовым”) ценам. О подобном соперничестве рассказал А. Куприн в романе “Яма”. Возникли два новых пароходства, и они вместе со старыми неистово конкурировали друг с другом. В конкуренции они дошли до того, что понизили цены за рейсы с семидесяти копеек для пассажиров третьего класса до пяти, трех и даже одной копейки. Наконец, изнемогая в непосильной борьбе, одно из пароходных обществ предложило всем пассажирам третьего класса даровой проезд. Тогда его конкурент тотчас же к даровому проезду присовокупил еще полбулки белого хлеба.

Информация о работе Конкуренция и ее виды