Конкуренция и ее виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 17:33, курсовая работа

Краткое описание

Об актуальности современного изучения конкуренции даже не приходится и говорить. Это видно из самой теории, из тех многочисленных работ, авторы которых изучали проблему взаимодействия субъектов рынка. В современном мире чуть ли не каждый человек просто обязан представлять себе, что означает это понятие. Человек не может обойтись без конкуренции. Рассмотрение категории «конкуренция» представляет интерес также потому, что само отношение к содержанию термина «конкуренция» в отечественной экономике совсем недавно претерпело кардинальное изменение. Конкуренция и все процессы, связанные с ней (демонополизация), новы для России и потому их изучение важно и актуально. Изучение конкуренции содержит в себе большую практическую пользу и необходимо в современном мире.

Содержание

Введение 3-4
Глава I КОНКУРЕНЦИЯ: ЕЕ ВИДЫ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ
1. 1. Сущность конкуренции 5
1. 2. Условия и классификация конкуренции (формы рыночных структур) 6-7
1. 3. Совершенная и несовершенная конкуренция 8-9
1. 4. Классификация конкуренции по масштабам развития 10-15
Глава II МОНОПОЛИЯ: МЕСТО И РОЛЬ НА РЫНКЕ
2. 1. Сущность и виды монополии 16-19
2. 2. Правила поведения фирм-монополистов 20-24
2. 3. Сравнительная характеристика конкуренции и монополии 25
Глава III РОССИЯ: ПУТЬ К РАЗВИТОМУ РЫНКУ
3. 1. Абсолютная монополия 26-28
3. 2. Проблема перехода к развитому рынку 29-32
Заключение 33
Список литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая конкуренция.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

За период 1992-1998 гг. наша страна продвинулась к развитому рынку очень незначительно. Выявились и отрицательные тенденции - тоже результат поучительный. Сейчас более четко, чем вначале, обозначились задачи, требующие разрешения в теории и на практике.

Одна из первостепенных задач - проведение демонополизации рынка и развитие цивилизованных форм конкуренции.

Движение от полностью монополизированного рынка началось и до сих пор продолжается без каких-либо существенных изменений состояния российского рынка. Слабо выполняются законодательно провозглашенные меры по ограничению монополистической деятельности и развитию конкуренции. Поэтому, например, либерализация цен проводилась руками монополий и в их интересах. В то же время государство слабо поддерживает мелкий и средний бизнес, без которого не может быть конкурентного рынка. Важно решить и другую задачу- полностью развить всю систему рынков. Рыночные преобразования в нашей стране начались с полного разрушения системы государственного материально-технического снабжения. Однако взамен ее не был создан аналогичный рынок производственного оборудования, а также рынок оптовой торговли. Нормальной экономики не может быть без рынка недвижимости (земли, жилья) и без рынка ценных бумаг. Еще предстоит в полной мере воссоздать все звенья развитой рыночной системы.

При реформировании российской экономики требуется выполнить следующую целевую установку - правильно выбрать тип и структуру рыночных отношений.

Еще до рыночной реформы у ее инициаторов возобладала идея создания свободного рынка. Их не смущали предостережения противников такой ориентации. Так, профессор Дж. Гэлбрейт (США) в интервью газете “Известия” 31 января 1990г. откровенно и резко заявил: “Те, кто говорит... о возвращении к свободному рынку времен Смита, не правы настолько, что их точка зрения может быть сочтена психическим отклонением клинического характера. Это то явление, которого у нас на

Западе нет, которое мы не стали бы терпеть и которое не смогло бы выжить”.

Как это ни парадоксально, наша страна все-таки совершила переход к свободному рынку уже в январе 1992 г. Правда, речь идет о возникновении с самого начала множества примитивных продовольственных и вещевых рынков, где ведется индивидуальная перепродажа отечественных и иностранных товаров. Каждому гражданину было предоставлено право торговать чем угодно и где угодно. При этом далеко не всегда соблюдался надлежащий санитарно-эпидемиологический, экологический и иной контроль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Заключение

      Жизнь доказала: необходимо создавать рынок как социальный институт. Само движение к цивилизованному рынку надо начинать с разработки множества правовых норм и законов, регулирующих рыночную экономику.

Очевидно, что в современный период характерен необычный синтез (ф. synthesis- соединение, сочетание) конкуренции и монополии

При подытоживании процесса развития конкуренции и монополии на рубеже XX-XXI столетий развертывается современная панорама взаимоотношений субъектов рынка. Она включает следующие элементы:

1. Сравнительно  небольшие остатки свободной  конкуренции.

2. Острое  противоборство монополий с аутсайдерами (независимыми мелкими и средними  хозяевами).

3. Соперничество  между крупными монополиями на национальном и мировом рынках.

4. Монополистическая  конкуренция и соперничество  между участниками олигополии.

5. Государственное  ограничение монополистической  деятельности и защита конкуренции  в ее цивилизованных формах.

Важно подчеркнуть, что в западных странах сейчас нет крайних состояний рынка: ни свободной конкуренции, ни чистой, ничем не ограниченной монополии, охватывающей все национальное хозяйство. Иная картина наблюдалась в нашей стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

1. Булатов А. С. «Экономика» Издание 3-е, переработанное и дополненное, М.: ЮРИСТЪ, 1999г.

2. Борисов Е. Ф. «Экономическая теория: Учеб. пособие» - 2-е изд., перераб. и  доп. - М.: Юрайт, 1999. - 384 с.

3. Добрынин  А.И., Салов А.И. «Экономика: пособие для вузов», М.: Юрайт-М, 2002г.

4. Долан Э.Дж., Линдсей Д.Е. «Рынок: микроэкономическая модель». Санкт-Петербург, 1992г.

5. Рузавин. Г.И.  Основы рыночной  экономики. М.: ЮНИТИ. 1996г.

6. Юданов А.В. Конкуренция: теория  и практика. М., 1996г.

7.Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи  Р. Экономика. М., 1993. С. 193.

8.Хайек Ф. Конкуренция как процедура  открытия//Мировая экономика и  международные отношения. 1989. № 12. С. 7.

 


Информация о работе Конкуренция и ее виды