Конкуренция и ее роль в экономическом развитии страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 23:55, дипломная работа

Краткое описание

Цель представленной бакалаврской работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные формы конкуренции на предприятии и выявить главные проблемы создания конкурентной среды на экономику ОАО «Птицефабрика «Рассвет»
Для реализации указанной цели были поставлены и решены следующие задачи
- проанализировать конкурентоспособность продукции предприятия;
- выявить показатели конкурентоспособности предприятия;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
1 Конкуренция, её сущность и значение ………………………………………........5
1.1 Понятие конкуренции, и её виды………………………………………….....5
1.2 функции конкуренции и ее роль в экономике...………….………………13
1.3 Влияние конкуренции на экономическое развитие предприятия……….20
2 Ситуационное положение на рынке, оценка сильных и слабых позиций на рынке …………………………………………………………………………………………...23
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «Птицефабрика «Рассвет»……………………………………………………..……...23
2.2 Анализ конкурентоспособности ОАО «Птицефабрика «Рассвет» на рынке, оценка его сильных и слабых сторон ……………………………………………......28
2.3 Анализ сильных и слабых позиций организации на рынке
……………………………………………………………………………………39
2.4 Основные направления повышения конкурентоспособности ОАО «Птицефабрика «Рассвет»………………………………………………………………44
Заключение ……………………………………………………………………….53
Глоссарий …………………………………………………………………………57
Список использованных источников ……………………………………….…..61

Вложенные файлы: 1 файл

диплом на отправку переделка от 28.03.13 (Восстановлен).doc

— 634.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

Брянский

Вид работы

бакалаврской работы

Название дисциплины

Бухгалтерский финансовый учет

Тема

Конкуренция и ее роль в экономическом развитии страны (региона, города, предприятия).

Фамилия студента

Бондаренко

Имя студента

Елена

Отчество студента

Петровна

№ контракта

02515080201009


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………………3

  1. Конкуренция, её сущность и значение ………………………………………........5

1.1 Понятие конкуренции, и её виды………………………………………….....5

1.2 функции конкуренции  и ее роль в экономике...………….………………13

1.3 Влияние конкуренции на экономическое развитие предприятия……….20

2 Ситуационное положение на рынке, оценка сильных и слабых позиций на рынке …………………………………………………………………………………………...23

2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «Птицефабрика «Рассвет»……………………………………………………..……...23

2.2 Анализ конкурентоспособности ОАО «Птицефабрика «Рассвет» на рынке, оценка его сильных и слабых сторон ……………………………………………......28

2.3  Анализ сильных и слабых позиций организации на рынке

 ……………………………………………………………………………………39

          2.4  Основные направления повышения конкурентоспособности ОАО «Птицефабрика «Рассвет»………………………………………………………………44

Заключение ……………………………………………………………………….53

Глоссарий …………………………………………………………………………57

Список использованных источников ……………………………………….…..61

Приложения ………………………………………………………………….…...64

Введение

 

Конкуренция - важный фактор рыночной экономики. Конкурируют между собой  товары, представленные на рынках, и производители этих товаров - фирмы, отрасли, страны. Поэтому конкуренция и конкурентоспособность могут рассматриваться в разных аспектах: товаров (продукции, услуг), товаропроизводителей (фирм, отраслей, стран).

Конкуренция — (лат. concurrentia — столкновение) — состязание между экономическими субъектами: борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. К. представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике

В современных условиях происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся  в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности.

Так, в течение первых тридцати лет XX в. ситуация в обществе складывалась таким образом, что предприятиям удавалось достичь успеха, а значит и обеспечить конкурентоспособность с минимальными издержками. Дифференциации товарного ассортимента не существовало, а секрет успеха заключался в умении произвести продукцию с наименьшими затратами. Критериями оценки эффективности производства в это время были в основном показатели соотношения доходов и расходов.

С появлением стратегического планирования и развитием теории конкуренции  появился подход к обеспечению конкурентоспособности предприятий, основанный на стратегиях конкуренции. Следует заметить, что данный подход позволяет провести анализ достигаемых конкурентных преимуществ  предприятия, но не даёт точного количественного выражения результатов оценки и поэтому не может быть взят за основу современной системы обеспечения конкурентоспособности.

Актуальность темы в том, что наличие конкурирующих фирм порождает такое явление в экономике как конкуренция. С экономической точки зрения, конкуренция - экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы производителей и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и (или) услуги за наиболее выгодные условия производства. Повышение конкурентоспособности предприятия является залогом его успеха (увеличения объемов производства и сбыта продукции, возможность расширения производства, финансовые результаты и пр).

Цель представленной бакалаврской работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные формы конкуренции на предприятии и выявить главные проблемы создания конкурентной среды на экономику ОАО «Птицефабрика «Рассвет»

 Для реализации  указанной цели были поставлены и решены следующие задачи

- проанализировать конкурентоспособность  продукции предприятия;

- выявить показатели  конкурентоспособности предприятия;

-определить основные  направления повышения устойчивости  предприятия ОАО «Птицефабрика  «Рассвет» в конкурентной среде.

-проведен анализ конкурентоспособности  ОАО «Птицефабрика «Рассвет»; 

-определена оценка  конкурентоспособности отрасли  в целом;

-разработаны основные  направления повышения конкурентоспособности  исследуемого предприятия. 

Объектом исследования представленной бакалаврской работы является ОАО «Птицефабрика «Рассвет».

Предметом исследования является конкуренция  и ее роль в экономическом развитии предприятия.

Теоретическую и методологическую базу данной бакалаврской работы составили труды ведущих специалистов по маркетингу, публикации периодической печати, данные статистических и аналитических сборников, текущая и оперативная информация о деятельности ОАО «Птицефабрика «Рассвет» за три года (2010-2012 год).

 

 

1 Конкуренция,  её сущность и значение

 

1.1 Понятие  конкуренции, и её виды

 

В экономической литературе существует множество определений  категории «конкуренция».

Конкуренция- термин латинского происхождения, в буквальном переводе означает ’’сталкивание’’. Понятие  конкуренции многозначно и не охватывается каким-либо универсальным определением. Конкуренция- это и способ хозяйствования, и такая форма существования капитала, при которой один индивидуальный капитал соперничает с другим. Конкуренция- соперничество, соревнование между выступающими на рынке товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Одновременно конкуренция- это механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства. Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественным путём возникает из рынка и одновременно служит непременным условием его существования и развития.

Конкуренция содержит в  самой себе противоречие, которое  в результате проявления воспроизводит  явления, отрицающие саму конкуренцию. Свободная конкуренция ведёт к отбору наиболее эффективно хозяйствующих единиц, их укреплению и росту при одновременном разорении тех, кто отстаёт от требований рынка. На определённом этапе этот процесс обуславливает появление монополий. Иначе говоря, диалектика развития конкуренции такова, что она в принципе не в состоянии сохранить себя в ’’чистом’’ виде и переходит в свою противоположность- монополию. И то, что монополия сдерживается в определённых границах во многих странах под воздействием антимонопольного законодательства, - следствие противоречий реального развития национальных рыночных экономик и мирового хозяйства в целом. Тем не менее конкурентные тенденции на развитом рынке существенно устойчивее и сильнее, чем монополистические. В действительности победителями в конкурентной борьбе выходят то крупные, то мелкие, то сильные, а порой(в виде исключения) даже слабые фирмы. Ключ к уяснению вопроса, почему монополия не вытесняет конкуренцию, лежит в понимании того, насколько разными являются борющиеся между собой фирмы. Конкуренция не сводится к борьбе сильного против слабого: в таком случае сверхмощные монополии действительно вытеснили бы всех более слабых соперников.

Русские ученые (Г.Л. Азоев,  Л.Ш. Лозовский, А.Г. Поршнев) определяют конкуренцию как экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей1.

По определению Р.А. Фатхутдинова: "конкуренция - это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях2.

И.А. Спиридонов рассматривает  конкуренцию как экономический  процесс взаимодействия, взаимосвязи  и борьбы между выступающими на рынке  предприятиями в целях обеспечения  лучших возможностей сбыта своей  продукции, удовлетворения различных потребностей покупателей и получения наибольшей прибыли3.

Суть конкуренции –  постоянный поиск, предложения лучших условий для покупателя и продавца. Быть конкурентоспособным значит опережать  своих соперников в привлекательности  предложения, стремление быть впереди.

К определению «конкуренция»  обычно прилагают  центр тяжести  всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями  по поводу установления цен и объёмов  предложения товаров на рынке.  Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идёт о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Это указывают на интенсивность конкуренции на рынке того или иного товара, которая зависит от:

— числа конкурентов и их стратегии;

— цены и величины спроса на данный товар;

— величины затрат на производство товара;

— уровня прибыльности;

— степени применения рекламы.

Для каждой компании необходимым  является разработка успешной стратегии, которая обеспечит превосходство над конкурентами и укрепит позиции перед покупателями, независимо от того, идёт ли ожесточённая конкурентная борьба или уровень конкуренции невысок.

Факторы, влияющие на интенсивность  конкуренции :

1.Усиление конкуренции  происходит с увеличением числа соперничающих фирм, по мере того как выравниваются их размеры и объёмы производства.

2.Конкуренция сильна, если спрос на продукцию растёт  медленно. На быстрорастущем рынке  места хватает всем.

3. Рост конкуренции  усиливается, когда условия хозяйствования в отрасли толкают фирмы на снижение цен или на применение других средств увеличения объёмов продаж и объёмов производства.

4.Конкуренция усиливается,  когда затраты покупателей при  переходе с потребления одной  марки на потребление другой  невелики.

5. Если одна или  несколько компаний не удовлетворены  своей долей рынка и пытаются  её увеличить за счёт доли  конкурентов, конкуренция усиливается

6.Конкуренция усиливается  пропорционально росту прибыли  от успешных стратегических решений.

7.Конкуренция усиливается, когда крупные компании, действующие в других отраслях, приобретают какую-либо разоряющуюся фирму в данной отрасли и приступают к осуществлению решительных и хорошо финансируемых мероприятий по превращению купленной им фирмы в лидера рынка.

Конкуренцию можно  классифицировать по нескольким основаниям:

1) по масштабам развития;

2) по своему характеру;  

3)по методам соперничества;

4) по отраслевой принадлежности. 
 По масштабам развития конкуренция может быть:

1) индивидуальной (один  участник рынка стремится занять “свое место под солнцем” - выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);

2) местной (ведется  среди товаровладельцев какой-то  территорий);

3) отраслевой (в одной  из отраслей рынка идет борьба  за получение наибольшего дохода);

4) межотраслевой (соперничество  представителей разных отраслей  рынка за привлечение на свою  сторону покупателей в целях  извлечения большего дохода);

5) национальной (состязание  отечественных товаровладельцев  внутри данной страны);

6) глобальной (борьба  предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).    

По  характеру развития конкуренция  подразделяется на:

1) свободную. 

2) регулируемую. 

Свободная конкуренция  соответствует периоду классического капитализма. В современных условиях свободная конкуренция – явление весьма редкое (хотя ее можно обнаружить, например, на рынке ценных бумаг).

Свободная, совершенная  или чистая конкуренция должна удовлетворять  следующим условиям:

  1. наличие множества покупателей и продавцов;
  2. для продажи должны предлагаться одинаковые товары и услуги;
  3. покупатели и продавцы могут свободно выходить на рынок и покидать его;
  4. покупатели и продавцы должны быть прекрасно осведомлены о ценах и качестве товара.

Информация о работе Конкуренция и ее роль в экономическом развитии страны