Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 23:55, дипломная работа
Цель представленной бакалаврской работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные формы конкуренции на предприятии и выявить главные проблемы создания конкурентной среды на экономику ОАО «Птицефабрика «Рассвет»
Для реализации указанной цели были поставлены и решены следующие задачи
- проанализировать конкурентоспособность продукции предприятия;
- выявить показатели конкурентоспособности предприятия;
Введение ……………………………………………………………………………3
1 Конкуренция, её сущность и значение ………………………………………........5
1.1 Понятие конкуренции, и её виды………………………………………….....5
1.2 функции конкуренции и ее роль в экономике...………….………………13
1.3 Влияние конкуренции на экономическое развитие предприятия……….20
2 Ситуационное положение на рынке, оценка сильных и слабых позиций на рынке …………………………………………………………………………………………...23
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «Птицефабрика «Рассвет»……………………………………………………..……...23
2.2 Анализ конкурентоспособности ОАО «Птицефабрика «Рассвет» на рынке, оценка его сильных и слабых сторон ……………………………………………......28
2.3 Анализ сильных и слабых позиций организации на рынке
……………………………………………………………………………………39
2.4 Основные направления повышения конкурентоспособности ОАО «Птицефабрика «Рассвет»………………………………………………………………44
Заключение ……………………………………………………………………….53
Глоссарий …………………………………………………………………………57
Список использованных источников ……………………………………….…..61
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Производство |
3 | ||||
Способность к обновлению (отношение времени освоения нового товара ко времени производства и реализации) |
>0,5 |
0,30 – 0,49 |
0,1 1- 0,29 |
0 – 0,10 |
0 |
Степень автоматизации труда (% рабочих,
выполняющих полностью |
0 – 5 |
6 – 25 |
26 – 54 |
55 – 100 |
1 |
Концентрация промышленности |
- |
Концентрация специального производства (выпуск конструктивно и технологически однородной продукции) |
Концентрация комбинированного производства (комбинирование технологически разнородных производств) |
Организационно – |
1 |
Форма кооперирования |
- |
Предметная (агрегатная) |
Подетальная |
Стадийная |
0 |
Комбинирование производства |
Сочетание последовательных стадий переработки исходного сырья |
Переработка исходного сырья, утилизация отходов |
Комплексное использование сырья, материалов, энергии и отходов |
Интеграция всех стадий комбинированного производства |
1 |
Финансы |
8 | ||||
Коэффициент абсолютной ликвидности |
<0,04 |
0,04 – 0,09 |
0,1 – 0,6 |
≥0,7 |
2 |
Коэффициент текущей ликвидности |
<1 |
1 – 1,9 |
2,0 – 2,9 |
≥3 |
1 |
Коэффициент автономии |
≤0,01 |
0,02 – 0,08 |
0,09-0,7 |
≥0,8 |
3 |
Рентабельность продаж |
<5 |
5-14 |
15 – 29 |
≥30 |
2 |
НИКОР |
0 | ||||
Доля затрат в объеме продаж, % |
0 |
0,1-4 |
5-10 |
11-100 |
0 |
2.3 Оценка сильных и слабых позиций организации на рынке
Маркетинговая среда рассматривается как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: макросреды и микросреды.
Макросреда включает в себя общие условия деятельности организации. Проведем анализ факторов макросреды организации, используя табл.9
Анализ факторов макросреды ОАО «Птицефабрика «Рассвет» Таблица 9
Факторы макросреды |
Влияние на деятельность организации |
Направление влияния |
| ||
Миграционные тенденции |
Увеличение населения г.Гомеля влечет за собой увеличение спроса на мясную продукцию на данной территории |
Возможность расширения деятельности |
| ||
Рост доходов населения |
Рост доходов населения |
Возможность увеличения объемов сбыта |
| ||
Появление новых технологий в продвижении продукции на рынок |
Появление и внедрение новых технологий приносит предприятиям существенные конкурентные преимущества |
Фактор является как возможностью, так и угрозой |
| ||
Экспортно – ориентированная политика |
Политика способствует улучшению условий для продаж продукции организации на внешний рынок, что положительно сказывается на прибыли |
Данный фактор является возможностью |
| ||
Популярность здорового питания |
Одними из наиболее значимыми продуктами в комплексе здорового питания являются мясные продукты |
Возможность увеличения объемов реализации
при условии адаптации |
Природные факторы не оказывают влияния на деятельность ОАО «Птицефабрика «Рассвет». В результате анализа макросреды организации было выявлено пять возможностей и одна угроза.
Далее перейдем к анализу факторов микросреды ОАО «Птицефабрика «Рассвет». Потребители являются одними из наиболее важных факторов микросреды. В табл.10 представим оценку возможностей и угроз со стороны покупателей.
Возможности и угрозы со стороны покупателей Таблица 10
Возможности |
Угрозы |
-лояльность потребителей к реализуемой продукции -известность реализуемой торговой марки на рынке -позиционирование реализуемой
продукции как продукции |
-снижение спроса за счет перехода на продукцию конкурентов -чувствительность к качественной рекламе (в т.ч. на местах продаж) |
Конкуренты также оказывают влияние на деятельность ОАО «Птицефабрика «Рассвет». Возможности и угрозы со стороны конкурентов представим в табл.11
Возможности и угрозы со стороны конкурентов Таблица 11
Возможности |
Угрозы |
-хорошая репутация на рынке дает организации преимущества в конкурентной борьбе; -наличие постоянных рынков сбыта -лидерство реализуемой торговой марки по по Гомельской области |
-усиление позиций республиканских конкурентов -выход на рынок РБ зарубежных конкурентов |
Посредники оказывают несущественное влияние на деятельность ОАО «Птицефабрика «Рассвет», что связано с наличием у организации собственной розничной торговой сети. Посредниками являются розничные торговые организации. Среди наиболее значимых клиентов следует выделить ЧУП «Алеся», ОАОТ «Дабрабыт», ОАОТ «Зубр», ЧТУП «Контакт», ЧУП «ГГКШП», ЧТУП «Продтовары 45», ТД Речицкий, ОРЦ1 и ОРЦ 2, ОАО «Сахарторг», ЧУП «Универсам Сельмашевский», ОАО «Табаквинторг» ОАОТ «Центр».
В табл.12 представим возможности и угрозы со стороны посредников.
Возможности и угрозы со стороны посредников Таблица 12
Возможности |
Угрозы |
-большинство клиентов
организации являются |
-в связи с мировым
кризисом большинство организов -велика вероятность
перехода клиентов на -В связи с недавним выходом организации на рынок, хозяйственные связи являются нестабильными. |
Общественность является наиболее значимой контактной аудиторией для ОАО «Птицефабрика «Рассвет». В целом, взаимоотношения с данной контактной аудиторией благоприятствуют развитию организации. Организация имеет положительный имидж на рынке.
Что касается конечных потребителей,
следует отметить такую особенность,
как их чувствительность к цене на
продукцию ОАО «Птицефабрика
«Рассвет». Рассчитаем коэффициент
эластичности спроса по цене для основных
групп продукции, используя табл. 13
Расчет коэффициента эластичности спроса по цене на продукцию ОАО «Птицефабрика «Рассвет» по фирменной торговле Таблица 13
Наименование продукции |
Розничная цена за кг, тыс. руб. |
Объем реализации, кг |
Коэффициент эластичности | ||||
2010г |
2011г |
Отклонение |
2010г |
2011г |
Отклонение | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Мясо цыплят-бройлеров |
7,8 |
8,5 |
0,7 |
251200 |
261420 |
10220 |
0,0037 |
Субпродукты |
6,5 |
6,4 |
-0,1 |
110452 |
160120 |
49668 |
-0,0069 |
Колбасные изделия |
8,4 |
9,1 |
0,7 |
134500 |
139540 |
5040 |
0,0031 |
Полуфабрикаты |
5,2 |
5,1 |
-0,1 |
150120 |
205120 |
55000 |
-0,0070 |
Таким образом, спрос слабоэластичен на мясо цыплят-бройлеров и колбасные изделия. Поскольку темпы роста объема реализации по данным категориям продуктов ниже, чем рост цен на них, можно сделать вывод о том, что спрос все же чувствителен к цене. Снижение цены на 1% на субпродукты ведет к увеличению объема реализации на 0,69%. Снижение цены на 1% на полуфабрикаты вызывает увеличение объема реализации на 0,7%. Таким образом, можно сделать вывод о влиянии цены на объем спроса. Тут же следует добавить, что предприятие мало внимания уделяет данному фактору, в ценовой политике ОАО «Птицефабрика «Рассвет» не предусмотрена система скидок.
Оценка организации маркетинговой деятельности
ОАО «Птицефабрика «Рассвет»
Основными рынками сбыта продукции являются:
- Республика Беларусь (в основном Гомельская область);
- Российская Федерация (Москва,
Брянская область, Калининград,
ОАО «Птицефабрика «Рассвет» не является экспортоориентированным предприятием. Практически вся производимая продукция поставляется на внутренний рынок. Единственным продуктом, реализуемым на экспорт в значительных объемах, является мяса птицы. В 2010 году экспортные поставки мяса птицы 251,5 тонн или 7% от общего объема реализации.
Основными потребителями ОАО «
Товарная политика.
Основной продукцией ОАО «Птицефабрика «Рассвет» является мясо бройлеров.
Планирование ассортимента будет осуществляться исходя из результатов изучения потребностей потребителей, тенденций изменения спроса, как в количественном, так и в качественном выражении.
Вопрос совершенствования
Важнейшим потребительским параметром, во многом определяющим наличие продукции в торговой сети, являются сроки ее хранения. Эта проблема предприятия решена: имеются мощные камеры охлаждения, заморозки и хранения готовой продукции.
Ценовая политика.
Ценовая политика ОАО «Птицефабрика «Рассвет» на внутриреспубликанском рынке во многом зависит от политики ценового регулирования, проводимого Правительством Республики Беларусь.
При формировании цен и в целях увеличения общего объема продаж на предприятии применяют следующие подходы:
- допустимы возможные и
- обоснованное субсидирование (дотация цены) новых видов изделий;
- экономически обоснованная дифференциация цен для различных групп покупателей, с использованием гибкой системы скидок и метода передачи товара на консигнацию (отсрочка платежа) в качестве дополнительных стимулов покупки продукции ОАО «Птицефабрика «Рассвет».
Так же в зависимости от спроса на продукцию, предприятие регулярно пересматривает цены на яйца, колбасные изделия из птицы и другую продукцию путем уточнения соответствующих калькуляций и согласования цен с потребителем.
В летнее время, когда понижается спрос на продукцию, применяется способ выездной торговли непосредственно на рынках, с борта машин и без торговой наценки.
Информация о работе Конкуренция и ее роль в экономическом развитии страны