Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 19:09, курсовая работа
Целью выполнения данной курсовой работы – рассмотреть понятие конкуренции, её виды, влияние на поведение фирмы и на экономику в целом. Определить её роль в современном хозяйстве.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть понятие конкуренции;
-изучить функции конкуренции;
-рассмотреть виды конкуренции;
-охарактеризовать государственное регулирование конкуренции;
-проанализировать модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции;
Введение
Рыночная экономика в современное время представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвлённой системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок. В этой организованной структуре, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объёмы продаж. Рыночная система создает свободу экономического выбора, каждый в праве производить и продавать свой товар. В результате возникает экономическое соревнование, состязание, именуемое конкуренцией.
Конкуренция – борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке. Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. Конкуренция служит одним из важнейших способов повышения эффективности как целой экономической системы, так и всех ее звеньев.
Личные корыстные интересы производителей в принципе способны толкнуть их на выпуск некачественной продукции, на завышение цен и т.п., но конкуренция заставляет искать направление деятельности, выгодное для потребителей, а следовательно, для общества.
На действие механизма
конкуренции в обществе впервые
обратил внимание А.Смит, который
в своей книге «Исследование
о природе и причинах богатства
народов» сформулировал принцип
«невидимой руки» рынка. Производитель
преследует собственную выгоду, но
путь к ней лежит через
Конкуренция «выбраковывает» некачественные товары, не добросовестных предпринимателей.
Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места. Следовательно, конкуренция играет важную роль в развитии не только различных предприятий, но и экономики страны в целом. На основании вышеизложенного определена актуальность выбранной темы данной курсовой работы.
Целью выполнения данной курсовой работы – рассмотреть понятие конкуренции, её виды, влияние на поведение фирмы и на экономику в целом. Определить её роль в современном хозяйстве.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть понятие конкуренции;
-изучить функции конкуренции;
-рассмотреть виды конкуренции;
-охарактеризовать
-проанализировать модели
рынков совершенной и
-оценить методы конкуренции;
При написании курсовой работы
за методологическую основу исследования
были приняты учебники и учебные
пособия по ряду проблем монополии,
статьи отечественных экономистов,
таких как Вечканова Г.Р., Вечканов Г.С.,
Добрынин А.И., Салов А.И., Моисеева Н.К.,
Анискин Ю.П.и др.
Глава 1. КОНКУРЕНЦИЯ, ЕЁ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ
1.1. Понятие конкуренции и условия её возникновения
Конкуренция (лат. concurro – сталкиваться, состязаться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров. В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, ибо оно порождается следующими объективными условиями:
- наличие множества
- полная экономическая обособленность каждого из них;
- зависимость рыночных
субъектов от конъюнктуры
- противоборство со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса.
Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание – экономический закон рыночного хозяйства. Продавцы хотят продать свою продукцию подороже, но конкуренция вынуждает их сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос.
Конкуренция выступает как
двигатель экономического прогресса.
Это объясняется тем, что рыночное соперничество
приводит к успеху в том случае, если предприниматель
заботится не только о сохранении, но и
расширении своего производства, для чего
стремится усовершенствовать его технику
и организацию, повышает качество товаров,
снижает затраты на производство -
единицы продукции и тем самым имеет возможность
снизить цены, расширить ассортимент товаров,
улучшает торговое и послеторговое обслуживание
покупателей.
Но конкуренция далека от идиллии. Во все времена глубинные корни конкурентных отношений состояли в необходимости постоянной борьбы за лучшие условия существования. В результате этой борьбы были не только победители – счастливые соперники, преумножавшие свои богатства, но и побежденные. С конкуренцией связываются такие негативные стороны ее проявления как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий и т.д.
На первый взгляд кажется, что поскольку каждый стремится продать подороже и побольше, а купить подешевле, то положительных сторон у конкуренции быть не может. Но здесь вступает в игру соперничество многочисленных продавцов, их борьба за покупателя. Хотя каждый из них преследует свои цели и интересы, тем не менее силой обстоятельств они вынуждены считаться с некоторой средней, равновесной или, как писал А.Смит, естественной ценой. Этот результат действия конкуренции А.Смит сравнивал с действием "невидимой руки" по регулированию рыночных цен: "Каждый отдельный человек старается употреблять свой капитал так, чтобы продукт его обладал наибольшей стоимостью. Обычно он и не имеет в виду содействовать общественной пользе и не сознает, насколько содействует ей. Он имеет в виду лишь собственный интерес, преследует лишь собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им".
Именно по этой причине
А.Смит решительно выступал против вмешательства
правительства в экономическую
жизнь, в частности против ограничения
ввоза товаров из-за границы, когда
они оказываются более
Если бы на рынке не было конкурентов, с товарами которых потребитель сравнивает ваш товар, то нельзя было бы говорить и о его конкурентоспособности. На конкурентоспособность товара влияют различные факторы, как при его производстве, так и при его потреблении. Данные факторы представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Факторы конкурентоспособности товара
Факторы, влияющие на конкурентоспособность товара: | |
При его производстве: |
При его потреблении: |
- производительность труда |
- продажная цена товара |
- уровень налогообложения |
- качество |
- внедрение научно-технических разработок |
- новизна |
- размеры прибыли предприятия |
- послепродажное обслуживание |
- величина оплаты труда |
- уровень предпродажной подготовки |
Конкуренция предполагает свободу вступления экономических единиц в любую конкретную отрасль и свободу выхода из неё. Эта свобода необходима для того, чтобы экономика могла надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения ресурсов. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в её постоянном стимулировании эффективности производства.
Сущность конкуренции проявляется в её следующих функциях:
- обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;
- стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей;
- дифференциация товаропроизводителей;
- давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;
- ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.);
- стимулирование снижения цен и повышения качества товаров.
1.2. Функции конкуренции
Конкуренция направляет ограниченные ресурсы в те отрасли и виды деятельности, на продукцию и услуги которых имеется спрос. Это называется функцией размещения.
Инновационная функция конкуренции заключается в стимулировании внедрения достижений науки и техники, новых технологий, выпуска новых видов продукции и услуг, повышения качества продукции и услуг, и т.д.
Функция конкуренции, заключающаяся в создании условий для получения доходов и прибыли наиболее успешными предприятиями и приводящая к банкротству предприятия, чья продукция и услуги не востребованы потребителем, называется распределительной.
Конкуренция является инструментом
(средством), которое препятствует возникновению
и существованию устойчивой монопольной
власти на рынке. Например, монополист
может назначить цену. В то же
время конкуренция
Конкуренция способствует установлению
равновесной цены, уравнению спроса
и предложения. На чисто конкурентном
рынке отдельные фирмы
Конкуренция поддерживает общественно
нормальные условия производства и
реализации товаров и услуг. Она
как бы подсказывает товаропроизводителям,
сколько капитала они должны вложить
в производство того или иного
товара. Предположим, что один продавец
затратил на производство какого-нибудь
товара больше средств, чем другой.
При такой ситуации, когда на рынке
установится равновесная цена на
данный вид товара, больше прибыли
будет иметь последний
Конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства. Так как конкуренция служит «уравнительницей» цен, то можно сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества и максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.
При противоборстве субъектов рынка усиливается их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвует множество мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка.
1.3. Виды конкуренции
Существует множество критериев и подходов к классификации конкуренции. В данной работе представлены некоторые из многочисленных классификаций.
Конкуренция может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:
Информация о работе Конкуренция и её виды и роль в современной экономике