Конкуренция и её виды и роль в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью выполнения данной курсовой работы – рассмотреть понятие конкуренции, её виды, влияние на поведение фирмы и на экономику в целом. Определить её роль в современном хозяйстве.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть понятие конкуренции;
-изучить функции конкуренции;
-рассмотреть виды конкуренции;
-охарактеризовать государственное регулирование конкуренции;
-проанализировать модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 68.30 Кб (Скачать файл)

Товару данной компании может  угрожать замещение со стороны товаров  другой отрасли, удовлетворяющих те же потребности покупателя. Например, автомобиль может замещать авиа- и железнодорожные перевозки. Коллективное взаимодействие всех пяти сил создает конкурентную обстановку, в которой каждая конкурирующая компания для защиты своих собственных интересов должна адекватно отвечать на действия своих конкурентов (а еще лучше - их предвидеть).

Каждая из рассматриваемых  сил конкуренции может оказывать  различное как по направлению, так  и по значимости воздействие на ситуацию в отрасли, а их суммарное воздействие  в итоге определяет характеристики конкурентной борьбы в отрасли, прибыльность отрасли, место фирмы на рынке  и ее успешность.

Число и мощность фирм, конкурирующих  на рынке, в наибольшей мере определяют уровень конкуренции. В принципе интенсивность конкуренции считается наибольшей, когда на рынке присутствует значительное число конкурентов приблизительно равной силы, причем совсем не обязательно, чтобы конкурирующие фирмы были особенно крупными. Вместе с тем это правило не является универсальным и всегда верным с позиции фирмы, проводящей исследования рынка. Так, для крупной фирмы, обладающей мощными ресурсами и многочисленными преимуществами, конкуренцию представляют, как правило, только фирмы близкого размера с аналогичными возможностями. Напротив, для средней и, тем более небольшой фирмы наличие даже одного крупного конкурента может оказаться существенным препятствием для успешного сбыта. Необходимо отметить, что число работающих на рынке фирм, свидетельствующее о высокой степени конкуренции, может значительно изменяться в зависимости от отрасли, и даже сферы деятельности.

Унифицированность сервисных услуг по товару в отрасли отражает возможности фирм расширять комплекс работ и услуг в данной сфере деятельности. Наличие на рынке большого числа конкурирующих фирм, имеющих высокую степень диверсификации услуг, свидетельствует о невозможности ухода в "нишу", то есть ухода от конкурентной борьбы посредством специализации в каких-то работах или услугах. Таким образом, высокая степень унификации сервисных услуг по товару в отрасли действует в сторону понижения конкуренции на исследуемом рынке.

Изменение платежеспособного  спроса на рынке усиливает или ослабляет действие первых двух факторов. Действительно, увеличение объема смягчает, а уменьшение, наоборот - обостряет конкуренцию на рынке.

Степень стандартизации товара, предлагаемого на рынке, действует в направлении обострения конкуренции. Действительно, когда каждый производитель предлагает свою модель изделия или свой комплекс услуг, предназначенные для одного сегмента рынка, конкуренция сводится к минимуму. И, напротив, при выпуске всеми производителями однородной продукции, предназначенной в равной степени для всех потребителей, конкуренция между ними высока. Конечно, это крайние случаи. На практике продукция на любом рынке в той или иной степени дифференцирована, что не отменяет конкуренцию, а лишь несколько снижает степень конкурентной борьбы. Факторы конкуренции на рынке отрасли представлены в таблице № 1.

 

2.2 .Механизм управления конкуренцией 

Хотя конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в различных странах имеют  свои особенности, среди них можно  выделить характерные для всех стран  основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции; контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке; контроль над  ценами; защита интересов потребителей; защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса; сохранение конкурентной среды на рынке. 

Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашения по ценам между крупными фирмами. Законом также преследуется демпинговая  практика продаж.

Конкурентная политика государства  должна включать в себя два основных направления. Первое – активное развитие конкуренции на товарных рынках. Причем необходимо учитывать, что конкуренция  не может рассматриваться как  панацея от всех проблем рынка, как  некий бесценный идеал, к которому нужно стремиться. Конкуренция рассматривается  как инструмент для достижения общественного  благосостояния, устойчивого экономического роста, повышения конкурентоспособности  российского бизнеса, повышения  имиджа и инвестиционной привлекательности  страны. В настоящее время эти  ценностные цели должны стать основными  целями конкурентной политики.

Второе направление конкурентной политики – это дальнейшее совершенствование  механизмов защиты конкурентных отношений: совершенствование закона о конкуренции, совершенствование санкций за нарушения  в сфере конкуренции, создание механизмов защиты пострадавших субъектов.  
 Таким образом, государственная конкурентная политика – это последовательная система мер, направленных на создание, развитие, поддержание и защиту конкуренции на рынках. Средствами конкурентной - 
политики являются установление обязательных правил и формирование соответствующих реализационных (правоприменительных) механизмов, обеспечивающих соблюдение правил.

 

Заключение

 
 Конкуренция является необходимым  и определяющим условием нормального  функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет  свои плюсы и минусы, которые были перечислены выше. Хотя в целом, конкуренция  несёт меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция – значительно меньшее зло, чем, к примеру, монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.

В данной курсовой работе детально рассмотрено понятие конкуренции, представлена сравнительная характеристика таких видов конкуренции, как  свободная (чистая) конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция  и олигополия, было рассмотрено их влияние на рыночный механизм в целом. В данной работе конкуренция выступает не только как непримиримое соперничество за право лидерства на рынке в погоне только за личной выгодой, но и представляется как конкуренция гуманная, честная, справедливая, партнёрская и созидательная. Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественно возникает из рынка и одновременно служит непременным условием его существования и развития.

Конкуренция – определяющее условие поддержания динамизма  в экономике, и в условиях конкуренции  создаётся большее национальное богатство при меньшей стоимости  каждого вида продукции по сравнению  с монополией и плановой экономикой. Поэтому роль конкуренции заключается  в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся  по равновесной цене благ.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

Учебные пособия, монографии

 

  1. Байнев, В.Ф. Экономика региона: Учеб.пособие для вузов / В.Ф. Байнев, С.А. Пелих // Под общ. ред. С. А. Пелиха. Мн.: ИВЦ Минфина, 2011. – 269 с.
  2. Вечканова, Г.Р. Микроэкономика:  8-е изд. / Г.Р. Вечканова, Г.С. Вечканов - СПб.: Питер, 2010. - 208 с.
  3. Добрынин, А.И. Экономика: Учебное пособие для вузов / А.И. Добрынин, А.И. Салов. – М.: Юрайт-М, 2008. – 302 с.
  4. Конкурентоспособность товаров и услуг: Учеб. пособие / И.М. Лифиц. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:Высшее образование; Юрайт-Издат, 2009. - 460 с.
  5. Курс экономики: Учебник / Под редакцией Б.А. Райзберга.- М.: Высшая школа, 2010. – 226 с.
  6. Макконелл К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика / К.Р. Макконелл, С.Л. Брю. – М.: Генезис, 2008. – 438 с.
  7. Максимова, В.Ф. Микроэкономика / В.Ф. Максимова. – М.: ЕАОИ, 2009. - 204 с.
  8. Моисеева, Н.К. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление / Н.К. Моисеева, Ю.П. Анискин. – М.: Внештор- 
    гиздат, 2009.
  9. Носова, С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов / С.С. Носова. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 520 с.
  10. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2007. – 576 с.
  11. Полтерович, В. Механизмы «ресурсного проклятья» и экономическая политика / В. Полтерович, В. Попов // Вопросы экономики 2007. – №6. – С.12-14.
  12. Портер, М.Ю. Международная конкуренция / М.Ю. Портер. - М.: Проспект, 2008. – 452 с.
  13. Сажина М.А, Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для ВУЗов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. Норма, 2009. - 672 с.
  14. Шумпетер А.О. Теория экономического развития. – М.: Норма, 2006. – 397 с.
  15. Юданов А.В. Конкуренция: теория и практика. – М.: Генезис, 2008. – 368 с.

 

Статьи

 

  1.  Белоусов, А.Р. Кризис современной модели воспроизводства экономики России (краткосрочный аспект) / А.Р. Белоусов // Шансы российской экономики. Вып. 5. - М., 2005. – 68 с.
  2. Липсиц, И.В. Раскрывая тайны экономики / И.В. Липсиц, Л.Л. Любимов. – М.: «Вита-Пресс», 2005.
  3. Любимов, Л.Л. Основы экономических знаний / Л.Л. Любимов, Н.А. Раннева. – М.: «Вита-Пресс», 2007.
  4. Пансков, О.Е. Наш курс – развитие экономики и благосостояния / О.Е. Пансков // Деловой вторник. – 2008. – №8. – С. 3.
  5. Экономический обзор. Развитие российской экономики в 2010 г. // ЭКО. – 2011. – №2.
  6. Ясин Е. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики  /  Е. Ясин, А. Яковлев // Вопросы экономики. – 2004. – № 7. –  
    С. 8.

Информация о работе Конкуренция и её виды и роль в современной экономике